Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:00, курсовая работа
Рынок туристских услуг - это возможности предложения и спроса на туристские услуги. В понятие «предложения на рынке туристских услуг» входят как материальная база туризма, так и туристские услуги, товары, качественное и полное предоставление которых возможно только при достаточном развитии инфраструктуры отдыха. Туристский рынок экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса; предложения туристского продукта; цены; конкуренции.
Современный туристский рынок достаточно развит. Как и любой другой рынок, туристский рынок в свое время претерпел развитие от рынка продавца, когда производитель решает, какой продукт, в каком количестве производить и где продавать, до рынка покупателя, когда покупатель определяет, что, в каком объеме и по какой цене выпускать производителю.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...6
1.1. Туристическая индустрия на современном этапе развития общества…....6
1.2 Система туризма…………………………………………………………....…7
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СПРОСА
В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА…………………………………………………….13
2.1 Исследование туристского спроса…………………………………...……..13
2.2 Изменение туристского спроса……………………………………………..17
2.3 Особенности спроса и предложения рынка гостиничных услуг…………20
ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………….……………………..22
3.1 Туристское предложение……………………………………………………22
3.2 Исследования предложения турпродукта………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…………………………………………........………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………....
В современных условиях развитие рекреации стало определяться не столько потребностями населения, состоянием его здоровья, местом работы, “связями”, сколько спросом, зависящим от платежеспособных возможностей населения. Если раньше рекреация носила в целом социальную направленность, то сейчас отдых все больше становится уделом состоятельной части населения. Причем для этой части рекреация становится не столько средством воспроизводства физических и духовных сил, сколько объектом престижного потребления дорогостоящих услуг. Для основной же массы населения организованная рекреация становится все более недоступной.
Еще одной важной особенностью изменения спроса стало сокращение времени отдыха, при этом сезонность носит ярко выраженный характер. Спрос на зимний отдых и отдых в межсезонье практически отсутствует. Для сглаживания сезонных колебаний спроса необходимо введение определенных льгот для отдыха в этот период и создания привлекательных условий путем развития рекреационной инфраструктуры, рассчитанной на круглогодичное пребывание. [1;437]
В результате происшедших изменений в спросе изменились и требования к качеству рекреационных услуг. Не пользуется популярностью комплексное обслуживание по путевкам, наблюдается естественная тенденция к более комфортному проживанию и свободному выбору других услуг. Таким образом, роль маркетинговых исследований сводится к изучению:
- факторов, влияющих на клиента;
- мотивов поведения клиента;
- процесса принятия
решения о приобретении
Именно из-за наличия таких противоречивых потребностей туризм нуждается в тщательных маркетинговых исследованиях мотивов поведения потребителей. Специфика туристской деятельности такова, что необходимо уделять особое внимание эмоциональным мотивам. Дело в том, что эмоциональные мотивы человека часто существенно перевешивают рациональные мотивы. Человек — не компьютер, от него нельзя ожидать абсолютного и последовательного рационализма. Поэтому во взаимоотношениях туристского предприятия с клиентами первостепенное значение приобретает постоянная поправка на их эмоции, а также учет других факторов, влияющих на поведение потребителей. Важным направлением маркетинговых исследований потребителей является получение сведений об их поведении, связанном с приобретением туристских услуг.
Для преодоления назревших и постоянно появляющихся новых проблем в организации и проведении как очередного курортного сезона, так и для решения глобальных проблем, возникла необходимость проведения маркетинговых исследований, связанных со структурой и динамикой потребительского спроса на туристско-рекреационные услуги. Отдельно взятые предприятия сферы туризма самостоятельно проводили подобные исследования для дальнейшего совершенствования своей деятельности по обслуживанию туристов.
Однако следует отметить, что результаты этих исследований использовались очень узко и не получали огласки. Эти исследования не включали вопросов, связанных с глобальными проблемами и тенденциями в туризме в Крымском регионе. Таким образом, назревала необходимость крупномасштабных маркетинговых исследований. Ни одно, даже самое крупное, предприятие сферы туризма не имеет ни возможности, ни практической необходимости проведения такого исследования. Основная цель проведения крупных маркетинговых исследований – не только фактическое подтверждение новых тенденций в развитии туризма в Крыму, но и их количественная и качественная оценка. Выявление преобладающих мотивов выбора Крыма как места отдыха, качественный состав и структура потока отдыхающих, основные формы отдыха, затраты отдыхающих, их замечания и предложения по результатам отдыха – вот неполный перечень проблем, которые должно осветить такое исследование. [12;251]
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СПРОСА В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
2.1 Исследование туристского спроса
Спрос - это количество любого продукта или услуги, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене за определенный период времени.
Спрос характеризуется обратно пропорциональной зависимостью между количеством продукта и ценой: чем ниже цена продукта, тем выше спрос, и наоборот.
В сфере туризма спрос рассматривается с точки зрения мотивации и психологии. Исходя из этого, туристский спрос - это общее количество людей, которые путешествуют или желают путешествовать, пользуются туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного места жительства и работы. [13;84]
Туристский спрос состоит из трех основных элементов.
1. Действительный (фактический) спрос - это фактическое число участников туризма, то есть тех, кто в действительности путешествует. Этот элемент спроса, легче всего поддается измерению, и основная часть статистических данных по туризму относится именно к фактическому спросу.
2. Скрытый спрос характеризует
ту часть населения, которая
хочет, но не может
Данный вид спроса подразделяется:
• на потенциальный спрос, который относится к тем, кто будет путешествовать в будущем, в случае благоприятного изменения обстоятельств (например, увеличение покупательной способности и длительности оплачиваемого отпуска даст этой части населения возможность переместиться в категорию действительного спроса);
• откладываемый (отсрочиваемый) спрос - это спрос, отложенный на время вследствие проблем в сфере предложения, таких как: недостаточное количество средств размещения, неблагоприятные погодные условия или даже терроризм; снятие проблем в сфере предложения превратит откладываемый спрос в действительный.
3. Нулевой спрос характеризует
существование постоянной групп
Эластичность спроса
Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьировать от продукта к продукту. Как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьирует в зависимости от ее цены.
Экономисты определяют степень чуткости (чувствительности) потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменению цен: небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным.
Есть продукты, в отношении которых потребители относительно нечутки к изменению цен на них: существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос называют относительно неэластичным или просто неэластичным.
Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса измеряют при помощи коэффициента Ed по следующей формуле:
Процентное изменение
Ed =
Процентное изменение цены
Экономисты взяли за правило игнорировать отрицательный знак Ed, отмечая лишь абсолютную величину коэффициента эластичности. Ценовая эластичность спроса Ed может быть равна 1, 2, 3, а не -1, -2, -3.
Спрос является эластичным, если процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции.
Когда спрос эластичен, коэффициент эластичности Ed всегда будет больше единицы.
Если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, то спрос является неэластичным. Например, если снижение цены на 3% дает в рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, то спрос неэластичен (Ed - 1/3).
При неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы.
Между эластичным и неэластичным спросом
возникает пограничная
Спрос в туризме является крайне эластичным. Каких-либо строгих правил, касающихся факторов, определяющих эластичность спроса, не существует.
Теоретически значимым и практически полезным в туристской отрасли является следующее.
Заменяемость.
Чем больше хороших заменителей данного туристского продукта предлагается туристу (потребителю), тем эластичнее бывает спрос на него. Например, если один из конкурирующих мини-отелей повысит цену на свои услуги (цена предложения номерного фонда отеля), то туристы (покупатели) переориентируются на легкодоступные номерные фонды, предлагаемые его многочисленными соперниками мини-отелями.
Удельный вес в доходе потребителя.
Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него. Например, рост цен на бумагу или чернильные картриджи для принтера на 8% составит всего несколько рублей и вызовет минимальную реакцию в плане изменения количества спрашиваемой продукции. В то же время 8%-ный рост цен на туристские путевки за границу будет составлять тысячи рублей, и такое повышение цен составит уже существенную до! годового дохода многих семей. Можно ожидать, что количество подаваемых туристских путевок значительно сократится.
Есть предметы роскоши и предметы необходимости.
Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным. Например, хлеб и соль общепризнанны в качестве предметов первой необходимости, и повышение, цен на них не приведет к существеному сокращению их потребления.
Спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Туризм сегодня, хоть и признается позитивным фактором в жизни человека как фактор восстановления его физических и психических с» но предметом первой необходимости еще не стал. Более того, многим он рассматривается как предмет определенной роскоши и шика.
Фактор времени.
Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени, необходимый для принятия решения о приобретении.
Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители - люди привычки. Если цена на продукт растет, человеку требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока он не убедится в их приемлемости.
2.2 Изменение туристского спроса
Помимо ценового фактора, влияющего на туристский спрос, существует множество факторов неценовой природы, так называемые неценовые детерминанты спроса. К их числу можно отнести следующие.
Потребительские вкусы
На спрос туристского
продукта оказывают влияние
Следует отметить, что технологические изменения в виде появления нового туристского продукта также способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, открытие комфортабельных отелей в туристской дестинации может существенно сократить спрос на услуги менее комфортабельных отелей.
Число туристов (покупателей)
Увеличение на рынке
числа потребителей туристской продукции
обусловливает повышение
Доход потенциальных туристов
Воздействие на туристский спрос изменений денежного доход потребителя достаточно сложно. В большинстве случаев повышение дохода приводит к увеличению спроса на туристский продукт, так как по мере роста доходов потенциальные туристы (потребители), как правило начинают покупать больше туров. И, наоборот, при снижении доход спрос на туры падает.
В то же время увеличение
доходов может снизить
Цены на сопряженные туры (услуги)
Сопряженный тур - это родственный тур уже имеющемуся и выступать как заменитель или сопутствующий последнему.
Приведет ли изменение цены на сопряженный тур к повышена или снижению спроса на родственный ему тур, зависит от того, являет ли сопряженный тур заменителем родственного ему тура или сопутствующим ему.
Информация о работе Исследование спроса и предложения в туризме