Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:00, курсовая работа
Рынок туристских услуг - это возможности предложения и спроса на туристские услуги. В понятие «предложения на рынке туристских услуг» входят как материальная база туризма, так и туристские услуги, товары, качественное и полное предоставление которых возможно только при достаточном развитии инфраструктуры отдыха. Туристский рынок экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса; предложения туристского продукта; цены; конкуренции.
Современный туристский рынок достаточно развит. Как и любой другой рынок, туристский рынок в свое время претерпел развитие от рынка продавца, когда производитель решает, какой продукт, в каком количестве производить и где продавать, до рынка покупателя, когда покупатель определяет, что, в каком объеме и по какой цене выпускать производителю.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...6
1.1. Туристическая индустрия на современном этапе развития общества…....6
1.2 Система туризма…………………………………………………………....…7
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СПРОСА
В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА…………………………………………………….13
2.1 Исследование туристского спроса…………………………………...……..13
2.2 Изменение туристского спроса……………………………………………..17
2.3 Особенности спроса и предложения рынка гостиничных услуг…………20
ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………….……………………..22
3.1 Туристское предложение……………………………………………………22
3.2 Исследования предложения турпродукта………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…………………………………………........………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………....
Таким образом, когда два турпродукта (туристские услуги) взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.
Существуют пары турпродуктов (туристских услуг), которые являются взаимодополняющими. Эти пары «сопутствуют» друг другу в том смысле, что спрос на них идет одновременно. Такой спрос носит название сопряженного спроса.
Макроэкономика туризма
Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Туристские (потребительские) ожидания
Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на турпродукт, наличие турпродукта и будущий доход, способны изменить туристский спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать тур сегодня, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен.
Равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего туристского спроса.
Сезонность
Данный фактор связан
с колебаниями туристского
Выделяют высокий и низкий сезон, а также межсезонье.
В высокий сезон спрос максимален, а в низкий соответственно -минимален.
Сезонность является одной из характерных черт туристского спроса на многие туристские дестинации. Понятие «сезон» родилось в курортном секторе туристского бизнеса и было связано со временем года или климатическими особенностями местности, которые определяли спрос на данные дестинации и их услуги. Позднее проблема сезонности стала применяться и к иным туристским дестинациям.
Кроме вышеперечисленных факторов - детерминант, существует еще целый ряд факторов, влияющих на изменение туристского спроса. В любом случае, ясно, что туристский спрос не является постоянной величиной. Под воздействием огромного числа факторов он постоянно изменяется как по характеру, так и по величине. Все это необходимо учитывать при формировании политики развития туризма.
2.3 Особенности спроса и предложения рынка гостиничных услуг
Рынок предприятий индустрии размещения можно определить как общественно- экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения купли-продажи гостиничного продукта в определенное время и определенном месте. Рынок гостиничных услуг характеризуется наличием субъектов, в качестве которых выступают гостиничные предприятия и потребители гостиничных услуг.
Важнейшими категориями рынка являются спрос и предложение. Достижение сбалансированности между спросом и предложением обеспечивается действием рыночного механизма.
Особенность гостиничного маркетинга вытекает из особенностей гостиничного продукта, его фиксированности во времени ипространстве. Невозможно значительно поменять количество номеров за короткий период времени, сохранить их для будущей продажи или следовать с ними за потребителями.
Спрос на гостиничные услуги непостоянный, зависит от времени года, подвержен сезонным колебаниям. Производство гостиничного продукта требует высоких материальных затрат при существенно меньших переменных затратах. Постоянные затраты не зависят от количества обслуживаемых клиентов (гостей), а переменные зависят. Это требует привлечения в сезон большого дополнительного персонала, который зачастую не может быть патриотом гостиницы. Он не заинтересован в нужной степени в своевременном и качественном обслуживании. Кроме того, нехватка средств на постоянные затраты снижает качество гостиничного продукта. [7;56]
Гостиничную услугу нельзя произвести впрок, сохранить. Гостиничная услуга удовлетворяет сиюминутный спрос клиента. И если она не оказана, то потенциальный доход гостиницы теряется, не может быть восполнен. Более того, не оказанная вовремя услуга может обернуться будущим ущербом для гостиницы.
Продажа гостиничного продукта зависит не только от персонала гостиницы, но и от внутреннего качества гостиничного продукта (удобств, комфорта, культуры, уровня сервиса, имиджа отеля). Продажа в значительной мере зависит еще от туроператоров и турагенств, маркетинговых решений, от наличия транспорта и транспортных сообщений, от местарасположения гостиницы и погоды, окружающей среды и рекреационных, культурно-исторических возможностей региона, от имиджа страны, местности, а также от наличия и количества конкурентов.
Формулирование целей маркетингового исследования
В процессе исследования ставилась задача получить ответы на следующие вопросы:
1. Кто является
потребителем гостиничных
потребители? Сколько могут заплатить?
2. Соответствует ли цена услуг тому уровню потребительской значимости, которую хотели бы иметь покупатели?
3. Что пользовалось
наибольшим спросом за
4. Какие услуги предлагают сегодня гостиницы и гостевые дома ?
5. Чем хуже или лучше услуги конкурентов?
6. Чего не хватает на сегодняшний день на рынке гостиничных услуг?
Сбор фактических данных является одним из основных этапов маркетингового исследования. Для сбора данных обычно используются четыре метода: наблюдение, эксперимент, имитация, опрос.
Наблюдение обычно используется в маркетинговых исследованиях поискового характера и представляет собой метод сбора маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями.
ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
3.1 Туристское предложение
С позиций макроэкономики предложение можно определить к шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.
Предложение показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам, притом все прочие факторы остаются неизменными.
Наблюдается прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, а со снижением цен предложение сокращается. Эта специфическая связь называется законом предложения, который показывав что производители хотят изготовить и предложить к продаже больше количество своего продукта по высокой цене чем они это сделали бы низкой цене.
С точки зрения потребителя, цена выступает как фактор, сдерживающий продажи. Высокая цена означает, что потребитель, оказывавшийся в роли плательщика, по этой цене будет покупать относительно небольшое количество продукта. Чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель сможет купить.
Поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта и служит стимулом к тому, чтобы производить продукт и предлагать его на рынке.
В сфере туризма туристское предложение - это все то, что предлагается туристу для удовлетворения его потребностей во время путешествия (проживание, питание, развлечения и т.п.).
Туристское предложение может выступать как:
• комплексное туристское предложение, сформированное туристскими фирмами в качестве тура;
• индивидуальное туристское
предложение отдельных
3.2 Исследования предложения турпродукта
Обращаясь к понятию рынок, можно выделить два основных подхода к его определению.
Первый основан на
выделении политико-
. рынок
как способ организации
. рынок
как способ поведения
. рынок как способ мышления.
Строго говоря, в практическом маркетинге абстрактное понятие рынка не применяется. Рынок всегда конкретен. Поэтому прежде чем приступить к его исследованию, необходимо определить, на каком рынке работает предприятие.
Для этого необходимо выделить конкретные товарные рынки, к числу которых относится и рынок туризма.
Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном месте. [5;239]
При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:
основным предметом купли-продажи являются услуги;
кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения;
спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам;
эластичностью: индивидуальностью и высокой степенью дифференциации;
большой замещаемостью: отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;
туристское предложение также характеризуется рядом отличительных характеристик: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги);
высокая фондоемкость отрасли; низкая эластичность; комплексность.
Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существует достаточно много признаков классификации туристского рынка.
Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для маркетинговых исследований.
С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата), выделяют рынки:
пригородного туризма (поездки горожан за город в период отпусков или в выходные дни);
внутрирегионального туризма (путешествия в рамках какого-либо региона);
внутригосударственного туризма (путешествия, ограниченные рамками государственных границ страны);
международного туризма (поездки за пределы страны).
С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности, выделяются следующие рынки:
целевой, т.е. рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свои цели;
бесплодный, т.е. рынок не имеющий перспектив для реализации определенных услуг;
основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия;
дополнительный, продажа некоторого объема услуг;
растущий, т.е. рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж;
прослоенный, т.е. рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях. Однако может стать и бесплодным рынком.
Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основание говорить о так называемом действительном рынке.
Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах неквалифицированном рынке.
Подобная классификация полезна для планирования маркетинга: будучи неудовлетворенной размерами продаж, фирма рассматривает перспективы и выбирает инструменты расширения рынка и прежде всего за счет обслуживаемой его части.
Общая цель исследования рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристских услугах и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на туристские услуги, т.е. конъюнктуры рынка.
Текущее наблюдение за развитием конъюнктуры предполагает сбор, хранение, проверку, корректировку, систематизацию и первичную обработку получаемых данных о состоянии изучаемого рынка.
Цель анализа спроса и предложения — выявление закономерностей и тенденций формирования конъюнктуры исследуемого рынка.
Очевидно, что с ростом рыночной доли позиции предприятия выглядят все более устойчивыми. Дело в том, что доля фирмы на рынке наибольшим образом влияет на норму получаемой прибыли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ российского туристского рынка позволяет сделать вывод, что на современном этапе целесообразно применение системного подхода к формированию и реализации различных региональных программ становления индустрии туризма в России, управляемых муниципальными органами при поддержке различных ассоциаций и предприятий туризма и отраслей хозяйствования региона, так как это связано с проблемой обеспечения возрастающего спроса на туристские услуги собственно российским предложением.
Информация о работе Исследование спроса и предложения в туризме