Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:15, курсовая работа
Целью работы является исследование актуальности съемок документального фильма «Прогулки с Валерием Плотниковым по Петербургу» и разработка плана его продвижения.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
• Провести анализ кинорынка России, в частности, производства, востребованности и рынка документального кино.
• Понять актуальность задуманного мной проекта.
Введение 3
Глава 1. Маркетинговые исследования и анализ кинорынка России в целом и, в частности, в сфере документального кино 5
1.1. Исследования и анализ кинорынка в России в целом 5
1.1.1. Кинопроизводство 6
1.1.2. Кинопрокат 8
1.2. Анализ рынка документального кино в России 11
1.2.1. Фестивали документального кино в России 14
1.2.2. Рейтинг российских документальных фильмов за 2012 год 18
Глава 2. Исследование актуальности съемок документального фильма «Прогулки с Валерием Плотниковым по Петербургу» 21
2.1. Документальные фильмы о Валерии Плотникове 21
2.1.1. «Валерий Плотников. Портреты на память» 26
2.1.2. «Фотограф» 27
2.2. Выявление целевой аудитории документального фильма о фотографе Валерии Плотникове и Санкт-Петербурге 28
2.3. План продвижения документального фильма 29
Заключение 31
Список литературы 34
Приложение № 1. Синопсис фильма 35
Приложение № 2. Анкета для выявления целевой аудитории 36
Приложение №3 Таблицы 37
Ежегодно на экраны российских кинозалов выходит порядка 350 кинофильмов. В 2012 г. почти 90 % фильмов российского проката вышли в цифровом или гибридном формате, а доля исключительно цифровых релизов достигла 43 %.
Все чаще используются альтернативные способы доставки цифровых копий фильмов из кинолабораторий в кинотеатры без использования физических носителей – через Интернет и по спутнику. Благодаря этим способам к сентябрю 2012 г. порядка 2,5 тысяч хард-дисков были сэкономлены прокатчиками и цифровыми лабораториями.
Кассовые сборы российского кинопроката (после кризисных 2008–2009 гг. и девальвации рубля) с 2010 г. продолжили свой рост, хотя и не такими высокими темпами, как прежде, и главным образом за счет повышения стоимости кинопосещения (благодаря росту числа 3D-релизов и цифровых 3D-залов). В 2011 г. они составили 34,0 млрд руб., а цена кинопосещения уже несколько лет превышает 200 руб. Посещаемость кинозалов растет, но темпы ее роста снижаются. В 2011 г. кинотеатры посетили 159,8 млн россиян.
По числу наименований на российском рынке доминируют картины производства США. В последние годы доля фильмов российского производства по количеству релизов сократилась с 24 % в 2009 г. до 18–19 % в 2011–2012 гг., а доля кассовых сборов снизилась с 26 % в 2008 г. до 17–18 % в 2011–2012 гг. Среди европейских фильмов по общему числу релизов в российском прокате за период 2007–2012 гг. лидирует Франция, затем идут Великобритания, Германия, Испания и Италия. По сумме кассовых сборов в российском кинопрокате лидирует Великобритания (5,9 % за период 2007-й – 1 июля 2012 г.).
Всего, по состоянию на середину 2012 г., на российском рынке кинодистрибьюции действуют около 30 кинопрокатчиков. Лидерами рынка, по итогам первого полугодия 2012-го, являются представители студий-мейджоров «Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing», «Централ Партнершип» (представитель студии «Paramount»), «Каро Премьер» («Warner Bros.»), «20 век Фокс-СНГ» и «UPI» («Universal»); среди дистрибьюторов независимых фильмов – «Централ Партнершип», «Каропрокат», «Парадиз», «Наше кино» и «Вольга».
1.2 Анализ рынка документального кино в России
Документальное кино (или неигровое кино) — вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Термин «документальный» (англ. documentary) применительно к таковому жанру/виду кино был впервые предложен Джоном Грирсоном в 1920-х годах. До этого французские журналисты и критики называли так фильмы, сделанные на материалах съёмок путешествий. Грирсон же определил документальное кино как «творческую разработку действительности».
Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях.
Документальное кино
относится к неигровому кино. При
этом в произведениях
Точных данных по инвестициям неигровых фильмов в России не существует по причине использования компаниями принципиально разных подходов к производству.
По данным Министерства культуры РФ, средняя стоимость производства 1 часа неигрового фильма составляет около 1 млн руб. Исходя из этого, ориентировочный объем инвестиций рынка неигровых фильмов с 2006 года можно оценить в 2,8 млрд руб.
Производством неигровых фильмов на сегодняшний день занимаются частные кино-производственные компании и государственные киностудии. Основными заказчиками неигровых фильмов являются государство и телеканалы.
С 2006-го по 2009 при поддержке Министерства культуры было произведено 1 926 фильмов. В создании фильмов и сериалов участвовали компании из 21 субъекта Российской Федерации. Доля неигрового кино в общем объеме государственного финансирования кинопроизводства с 2006 года в среднем составляла 20%.( см. Приложение 3 Таблицу 3)
Лидером рынка по производству полнометражных неигровых фильмов является Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, которая с 2006 года произвела 7 фильмов. (см. Приложение 3 Таблицу 3)
Наиболее успешными
проектами полнометражного
Из других успешных проектов можно выделить фильм «Девственность» (реж. Виталий Манский), производства компании «Вертов. Реальное кино», кассовые сборы которого в кинотеатральном прокате составили более 1200 тыс. руб. Кроме фильма «Девственность» с начала 2006 года в кинотеатральный прокат вышли еще три российских фильма – «Зеленый театр в Земфире» (реж. Рената Литвинова; сборы в кинопрокате 3 689 000 руб.), «Олег Кулик: Вызов и Провокация» (реж. Евгений Митта; 86 000 руб.) и «Последний герой» (реж. Алексей Учитель; 2 310 000 руб.).
Стоимость производства авторского документального кино составляет от 100 тыс. до1 млн руб. Например, телеканал «Культура» заказывает производство документальных фильмов у частных студий в среднем за 15 тыс. USD за час. Стоимость производства высокобюджетных документальных фильмов может превышать 500 тыс.USD. Так, бюджет проекта «Плесень», по информации «Первого канала», составил 620 тыс. USD. Из других крупнобюджетных проектов можно выделить фильм «Девственность», бюджет которого превысил 200 тыс. USD.
Стоимость производства фильмов телеканалом «Russian Travel Guide» составляет от 400 тыс. до 2 млн руб. за 45-минутный фильм.
Самым распространенным видом демонстрации документального кино остается телепоказ, несмотря на то, что неигровые фильмы занимают незначительную долю в телеэфире по сравнению с художественными фильмами и сериалами. Если проанализировать данный показатель в эфире шести общенациональных каналов (Первый канал, телеканал «Россия», НТВ, СТС, «РЕН ТВ», ТНТ), которые собирают суммарно 70% всей телевизионной аудитории, то с 2006-го по 2008 год в структуре телеэфира доля документального кино увеличилась и стала составлять в среднем 3%.
Необходимо отметить, что растет зрительский интерес к неигровому кино, рейтинги документальных фильмов становятся сопоставимыми с рейтингами телесериалов и премьерных кинофильмов. Однако столь массовую аудиторию собирают фильмы о личной жизни и судьбе популярных личностей, при этом политическая, историческая, научно-популярная кинодокументалистика имеет более узкую группу зрителей.
С развитием и распространением кабельного телевидения, в частности каналов, специализирующихся на показе исключительно документальных фильмов (такие, как «24 Док», «24 Техно», «Russian Travel Guide»), можно ожидать как увеличения интереса зрителей к разным жанрам неигрового кино, так и рост заинтересованности в производстве документальных картин со стороны каналов.
С 2006 года доля неигровых проектов совместного с зарубежными странами производства остается крайне малой. Среди наиболее известных фильмов можно выделить телевизионный многосерийный фильм «Битва за космос» производства «Первого канала», BBC (Великобритания), «National Geographic» (США) и NDR (Германия), а также фильм «Мать» производства «Параллакс Пикчерз» (Россия), «Les Films Hors-Champ» (Швейцария), «Les Films D’ici» (Франция), TSR (Швейцария).
Производство короткометражных документальных фильмов и сериалов в основном осуществляется по заказу телеканалов. Лидерами являются: телекомпания «Останкино», ассоциация «Наше кино», студия «Надежда», «Новое время», студия «Крылья», видеостудия «Кварт», Леннаучфильм, телекомпания «Цивилизация», редакция журнала «Рыболов», «Фишка-фильм», «Россфильм», Межрегиональный общественный фонд «Образование в третьем тысячелетии».
По объему производства короткометражных фильмов одним из лидеров является учебная киностудия ВГИКа, ежегодно выпускающая десятки документальных фильмов студентов института.
1.2.1. Фестивали документального кино в России
Сегодня в России авторские документальные фильмы в большинстве своем имеют крайне ограниченный прокат, а также демонстрируются на национальных и международных фестивалях неигрового кино.
Из российских фестивалей документального кино можно выделить:
В 2011 году объявлено о возвращении конкурса документальных фильмов в программу ММКФ. В конкурсную программу войдут 7 полнометражных документальных работ. Основная направленность программы — это коммерчески успешное зрительское кино. Во внеконкурсной программе «Свободной мысли» останется 14 картин. Они будут отбираться из шедевров мирового документального кинематографа.
Национальная ежегодная открытая российская премия в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь» вручается с 2000 года в следующих номинациях:
В 2011 году на премию «Лавровой ветви» претендовали более 500 фильмов и программ телеканалов студий России, а так же ближнего и дальнего зарубежья.
В рамках фестиваля "Артдокфесте" проходит не менее пяти специальных программ. Работает единственный в России "шоу-кейс" документального кино, в котором представлено более 3000 наименований фильмов и программ. С 2011 года совместно с международной учебной программой в области развития и маркетинга документальных фильмов "Драгон Форум" (Dragon Forum) проводится "тренинг-питчинг". Закрытие фестиваля "Артдокфест" и вручение премии "Лавровая ветвь" транслирует телеканал СТС. К фестивалю привлекается широкая зрительская аудитория: ежегодно его посещает около 20 000 зрителей. По результатам профессионального рейтинга КиноСоюза "Артдокфест" в 2011 году занял второе место среди всех российских кинофестивалей игрового, анимационного и документального кино.
Фестиваль проводится по инициативе студии «Новый курс» с 1995 года в городе Пермь, организатор фестиваля – Павел Печенкин. Статус международного это кинособытие получило в 2006 году, с того же времени фестиваль стал ежегодным. В рамках международного фестиваля проводится российский фестиваль документального кино, а также смотр работ различных режиссёров и мастер-классы. С 2009 года в рамках фестиваля проводится отдельный интернет-конкурс документального видео, все ролики, прошедшие обязательную премодерацию, находятся в открытом доступе. С 1995 по 2012 год состоялось 12 фестивалей, которые приняли 684 участника и гостя из разных стран и городов России. Было показано 929 фильмов из 47 стран Европы, Азии, Америки, Австралии и 23 городов России, которые посмотрело около 76000 зрителей. Награды фестиваля получили 81 работы из 24 стран.
Информация о работе Исследования и анализ рынка документального кино России