Исследования и анализ рынка документального кино России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование актуальности съемок документального фильма «Прогулки с Валерием Плотниковым по Петербургу» и разработка плана его продвижения.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
• Провести анализ кинорынка России, в частности, производства, востребованности и рынка документального кино.
• Понять актуальность задуманного мной проекта.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Маркетинговые исследования и анализ кинорынка России в целом и, в частности, в сфере документального кино 5
1.1. Исследования и анализ кинорынка в России в целом 5
1.1.1. Кинопроизводство 6
1.1.2. Кинопрокат 8
1.2. Анализ рынка документального кино в России 11
1.2.1. Фестивали документального кино в России 14
1.2.2. Рейтинг российских документальных фильмов за 2012 год 18
Глава 2. Исследование актуальности съемок документального фильма «Прогулки с Валерием Плотниковым по Петербургу» 21
2.1. Документальные фильмы о Валерии Плотникове 21
2.1.1. «Валерий Плотников. Портреты на память» 26
2.1.2. «Фотограф» 27
2.2. Выявление целевой аудитории документального фильма о фотографе Валерии Плотникове и Санкт-Петербурге 28
2.3. План продвижения документального фильма 29
Заключение 31
Список литературы 34
Приложение № 1. Синопсис фильма 35
Приложение № 2. Анкета для выявления целевой аудитории 36
Приложение №3 Таблицы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг 2.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

1.2.2. Рейтинг российских документальных фильмов за 2012 год

Первым проектом недавно  избранного руководства Гильдии  неигрового кино и телевидения стал мониторинг имеющихся на сегодня  площадок для показа неигровых фильмов  и рейтинг наиболее востребованных российских документальных картин на профильных кинофестивалях в России и мире за 2012 календарный год.

Основной рейтинга послужил анализ 9 профильных российских кинофестивалей (специализирующихся на документальном кино или имеющих конкурс документальных фильмов): "Послание к человеку", "Флаэртиана", "Артдокфест", "Россия", "Окно в Европу", "Сталкер", "Московский МКФ", "Саратовские страдания", конференция INPUT.

Дополнительно учитывалось  участие во всероссийских кинопремиях ("ЛАВР", "Белый слон", "Тэфи", "Ника" и "Золотой Орел"), в документальных программах неспециализированных российских фестивалей ("Кинотавр", "Золотой Витязь", "Московская премьера", "Соль земли", "Текстура", “2morrow”), фестивалей стран СНГ ("Листопад", "Молодость", "Тбилисский кинофестиваль", "Золотой Абрикос", "DOCUDAYS UA"), а также всех международных кинофестивалей, на которых есть документальные показы.

При системе выставления  баллов учитывались не только победы и призы фильмов, но также – участие в конкурсных и неконкурсных программах. Подробнее с системой подсчета рейтинга можно ознакомиться на сайте Гильдии.

При составлении рейтинга выяснилось, что фестивальные показы имели в 2012 году более 200 российских документальных фильмов. Это означает, что картины российских документалистов востребованы на фестивальных площадках и потенциально способны привлечь более широкую аудиторию за счет показов в единой сети российских киноклубов, а частично на федеральных и региональных телевизионных каналах.

Первая двадцатка рейтинга выглядит следующим образом:

1. «ДА ЗДРАВСТВУЮТ АНТИПОДЫ!», реж. Виктор Косаковский

2. «ЗАВТРА», реж. Андрей  Грязев 

3. «КНИГА ТУНДРЫ. ПОВЕСТЬ  О ВУКВУКАЕ – МАЛЕНЬКОМ КАМНЕ», реж. Алексей Вахрушев 

4. «ЗИМА, УХОДИ!», маст. М. Разбежкиной 

5. «АНТОН ТУТ РЯДОМ», реж. Любовь Аркус

6. «ПЛЭЙБЭК», реж. Антуан Каттин, Павел Костомаров 

7. «ВНУТРИ КВАДРАТНОГО КРУГА», реж.  Валерий Шевченко 

8. «OUTRO», реж. Юлия Панасенко 

9. «РОЖДЕННЫЕ В СССР: 28 ЛЕТ» (1-я  и 2-ая часть), реж. Сергей Мирошниченко 

10. «ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ», реж. Сергей Качкин (Россия/Германия)

11. «Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ», реж. Павел Костомаров, Александр  Расторгуев 

12. «МИЛАНА», Мадина Мустафина 

13. «СОБАЧИЙ КАЙФ»,  реж. Иван И. Твердовский 

14. «КАТЯ КРЕНАЛИНОВА», реж. Александра Лихачева 

15. «ЧУВСТВЕННАЯ МАТЕМАТИКА», реж. Екатерина Еременко

16. «ШИРОКИЕ ОБЪЯТИЯ» реж. Юлия Киселева

17. «ПИАНИЗМ», реж. Иван  И. Твердовский 

18. «МАРШ, МАРШ, ЛЕВОЙ!  », реж. Евгения Монтанья Ибаньес 

19. «ЛЕША», реж. Елена  Демидова 

20. «ДОБРОЕ УТРО, МИТРОВИЦА», реж. Ирина Уральская

Как видно, в топ-20 попали фильмы как признанных мастеров, так  и дебютные дипломные работы молодых  начинающих режиссеров. Содержание фильмов  весьма различное: актуальные ленты  на политические и социальные темы чередуются с поэтическим кино на все времена, что косвенно свидетельствует о неангажированности  фестивальных отборщиков и членов жюри.

Одной из задач исследования, проведенного Гильдией неигрового кино и телевидения, было посчитать, какая часть фильмов рейтинга сделана при участии средств Министерства культуры. Из 200 картин только 50 имеют государственную поддержку. Это говорит о невысокой эффективности системы распределения государственных субсидий: большинство фильмов, поддержанных Минкультом, не доходят до зрителя, и, наоборот, успехом часто пользуются картины, не получившие финансирования от государства.

Подобный анализ для  документального кино проводится впервые, а поскольку информация от режиссеров и студий о судьбе их картин продолжает поступать,  возможны изменения в итоговой таблице рейтинга.

Проводя подобный анализ эффективности картин ежегодно, и сотрудничая с Министерством Культуры на стадии отбора заявок на получение господдержки, Гильдия неигрового кино надеется повысить качество системы распределения средств и повлиять на создание эффективной системы продвижения и проката неигрового кино.

 

Глава 2. Исследование актуальности съемок документального фильма «Прогулки с Валерием Плотниковым по Петербургу»

 

2.1. Документальные  фильмы о Валерии Плотникове

Валерий Федорович Плотников родился в октябре 1943 года в эвакуации в г. Барнауле Алтайского края, но в 1945 году семья вернулась в родной город Ленинград, в котором Валерий и провел всю свою сознательную жизнь. Школьником Валерий Плотников вместе с Сергеем Соловьевым занимался в студии «Юнфильм» при киностудии «Ленфильм» и учился в художественной школе вместе с Михаилом Шемякиным, Олегом Григорьевым и другими будущими художниками. После службы на флоте Валерий Плотников под влиянием Сергея Соловьева поступил во ВГИК, предполагалось, что друзья будут работать в одной связке. Закончив в 1969 году операторский факультет ВГИКа, В.Ф.Плотников уходит из операторов в фотографы, хотя это был перспективный оператор, сразу по окончании ВГИКа имевший предложения на съемки.

Первые свои фотоработы Валерий Плотников делал еще «Зенитом», и снимал друзей, а также «уходящую натуру», начиная с преподавателей во ВГИКе, ведь у многих актеров, которые были нашими кумирами, не было достойных фотографий – великие актеры порой уходили бесследно и нам трудно вспомнить, как же они выглядели.

Первая персональная выставка Валерия Плотникова состоялась в ленинградском Доме кино в 1976 году. Пик известности работ Валерия Плотникова пришелся на 70-80 годы прошлого столетия: журналы «Советский Экран», «Театр», «Спутник кинозрителя», «Искусство кино» и другие в каждом выходящем номере печатали его работы.

Во второй половине 80-х  годов Валерий Плотников решил  взять себе псевдоним Петербуржский. Прекрасное и радостное связано  у Валерия с любимым городом  Санкт-Петербургом, он с удовольствием готов про него рассказывать (из интервью для «Петербургского фотографа»):

«Я человек уже немолодой, живу давно, и главное — помню все очень хорошо. Всю жизнь, начиная с 1943 года, я прожил на Невском и отлично помню, как по нему ходил трамвай. Сегодня все удивляются: «Как? Неужели по Невскому ходил трамвай?!» В этом и есть разница поколений, возраста и памяти. Да, на Невском были трамвайные рельсы, и, когда умер Сталин, их как раз снимали. Весь проспект был запружен людьми, и, когда дали паровозный гудок, стоявшая рядом со мной дама упала в обморок.

Вспоминается  масса замечательных моментов, связанных  с Невским. Мы жили в доме №54, на углу проспекта 25-го Октября и переулка Пролеткульта. Кто сегодня знает, что это за улицы? А между тем это пересечение нынешних Невского и Малой Садовой. Как сейчас вижу роскошную четверку лошадей с султанами, похоронную процессию, катафалки. Я был тогда еще совсем маленьким, но меня поразили кони в упряжи — крупные, мощные битюги: как они пережили блокаду? Еще помню, как к самому дому Зингера на Екатерининском канале каждый день приезжал киоск, продававший билеты в цирк.

В разные дни  тележку привозил то ослик, то пони, и детей это приводило в  полный восторг. Тогда даже простая  покупка билетов превращалась в праздник. И столько было этих неповторимых городских штрихов, столько деталей старого Петербурга! Конечно, какие-то забавные ситуации и сейчас бывают. Например, перед бывшим подъездом дома №54, в котором наша семья жила еще до 1917 года, стоит памятник неизвестному фотографу. Это не Карл Булла, это именно неизвестный фотограф, и те три-четыре человека, которые еще помнят мою квартиру на Невском, иногда в шутку спрашивают, сколько я заплатил за «промоушен». Нет, такое мне не по карману. Кстати, то, что Булла был моим соседом, я выяснил уже после ВГИКа, когда всерьез начал заниматься фотографией.

Я всю жизнь  был прописан здесь, в родном городе, и всегда подчеркивал принадлежность Петербургу, в отличие от своих  друзей и товарищей, к сожалению, рассеявшихся по всему миру. Из тех, чьи имена на слуху, в Петербурге остались разве что Лева Додин да Володя Тыкке. Большинство же не просто уехали из города, но даже не вспоминают о нем. Поэтому очень трогательно, когда Сережа Соловьев, выступая, как москвич, рассказывает о своих любимых петербургских местах. Безусловно, бывают разные обстоятельства и можно уехать из родного города, но я никогда не забываю, что он мне дал. Несмотря ни на что, можно оставаться жителем этого города. Я не люблю слово «Ленинград» и всегда боролся против него. В 1914 году весьма недалекие люди отказались от немецкого имени «Санкт-Петербург». Назвались православными, давайте именовать город — Святой Петроград.

Что же касается петербургской фотографии, то когда-то она действительно существовала, да и сейчас, возможно, где-то есть. В различных дискуссиях я всегда настаиваю на том, что она есть, или, по крайней мере, была. И это было потрясающее явление. В отличие от той же прибалтийской, петербургская фотография была очень тонкой, мудрой и совершенно бескорыстной. В советское время заработать на продаже фотографий или издании альбома, если это, конечно, не альбом «Город-герой Ленинград», было нереально. Люди были бескорыстно влюблены в фотографию. Она была черно-белой, что кардинально отличало ее от всего остального, и удивительно глубокой. Я отлично помню клуб при ДК «Выборгский», клуб «Зеркало» на Обводном канале, помню эти выставки чуть ли не в магазинах, в переходах или фойе того же «Выборгского» или «Промочки» Они были удивительно искренними, потому что в основе лежала чистая любовь к фотографии, без всяких задних, передних и боковых мыслей. Снимки печатались в ванных комнатах, в туалетах и непременно глубокой ночью. Естественно, для всего этого необходим горячий энтузиазм, искреннее увлечение».

Главный интерес у  Валерия Плотникова – портретная фотография, ею он занимается и по сей день. В начале своего творческого пути, В.Ф.Плотников успел снять людей, которые представляли собой уходящий слой творческой интеллигенции России. Это были Л.Брик, Г. Козинцев, Д. Лихачев, Е. Мравинский, И. Бродский, Н. Симонов, М. Барышников. А со времен учебы во ВГИКе, его музами стали актрисы Ирина Купченко, Елена Соловей, Екатерина Васильева, Анастасия Вертинская, чуть позже Марина Неелова, Алла Демидова, Татьяна Друбич, которых Валерий Плотников снимает в течении многих лет.

Работы у Валерия  Плотникова всегда было много, и сегодня он продолжает работать очень интенсивно. Регулярно проходят персональные выставки работ Валерия Плотникова, встречи со зрителями, мастер-классы, заказные фото-сессии. У него в печати вышли пять альбомов с его работами, в настоящее время готовятся еще два. Альбом №1 «…чистосердечная фотография, моментальная и навек» - 1995г, Альбом №2 «Портрет ушедшей эпохи» - 1999г, Альбом №3 «Владимир Высоцкий. Таганка» - 2004г, Альбом № 4 «Избранное. И только для вас» - 2009г., Альбом № 5 «Валерий Плотников… и только для вас…» - 2010г.

А вот, что говорит сам Валерий Плотников о себе: «Забавно, что мне никогда не удавалось заработать больше, чем мне действительно было необходимо для жизни. Существует легенда, что я – очень дорогой фотограф. А я долгое время учился выговаривать цену в долларах. Причем я, оказывается, не могу работать просто ради заработка, не потому, что такой сноб и не хочу делать какие-то заказы. Не получается! Стоит только подумать, что заказ мне важен не из-за интересной работы, а из-за хороших денег, - или техника подведет, или съемка сорвется, или еще какие-нибудь чудеса произойдут и снимок все равно не получится».

В «Энциклопедии отечественного кино» Карина Добротворская (Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. II. СПб, “Сеанс”, 2001) написала о Валерии Плотникове:

«Он создал пантеон, фотографический театр со звездной труппой, своего рода салон, право быть принятым в котором обеспечивала слава либо причастность к богеме. Получить приглашение в этот салон было лестно, сняться у В.П. — означало ощутить собственную принадлежность к миру избранных, обрести некий статус.

В его стилистике обманчиво-простодушно воскресали традиции старого доброго ателье, куда хаживали наши предки, чтобы запечатлеться "на память". Для каждого снимка В.П. сочинял оригинальный сюжет, выстраивал мизансцену.

Он почти  никогда не удовлетворялся просто крупным  планом, потому что не интересовался "чистой" эмоцией, которой живет лицо той или иной его "модели". Антураж-контекст властно требовал себе права текста и получал их. В.П. размещал персону в пространстве, заполненном предметами-знаками, и любой портрет стремился предстать метафорой. Ворон на плече у Иннокентия Смоктуновского, кружевной зонтик в руках у Аллы Демидовой, белые одуванчики вокруг Алисы Фрейндлих. Без декораций и аксессуаров (книжный стеллаж, резное кресло, листья папоротника, оплывшая свеча etc.) он не обходился никогда: королей и королев окружение если не играло, то уж точно доигрывало за них.

Люди на портретах  В.П. выглядели не просто красивыми, но и значительными, и многозначительными, и сверхзначительными. Посетители его  салона, персонажи его портретов  высоко ценили искусство В.П. преподнести их. У обладателей этих повсеместно и бессчетно растиражированных портретов — покупателей журналов, альбомов, плакатов, открыток, даже пластиковых сумок — он пользовался успехом необычайным.

В течение  долгих лет В.П. оставался единственным знаменитым фотографом в нашем кино. Да и сейчас его место в пантеоне никем не оспаривается».

Однако, сам Валерий Плотников для широкого зрителя запечатлен всего в двух документальных фильмах:

Информация о работе Исследования и анализ рынка документального кино России