Исследования развития франчайзинга в сфере услуг (на материалах города Алматы и компании «Росинтер Ресторантс Холдинг»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследовать поведение потребителей и разработать предложения по совершенствованию его маркетинговой деятельности и выработать практические рекомендации для франчайзинговой сферы услуг, на примере ресторана IL-Патио.
Исходя из цели, в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты исследования развития франчайзинга в сфере услуг;
– проанализировать тенденции развития франчайзинга сферы услуг в Алматы;
– дать общую характеристику «Росинтер Ресторантс Холдинг» и в частности ресторан IL–Патио, проанализировать его основные экономические показатели;
– провести маркетинговые исследования ресторана IL–Патио и изложить его результаты;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты исследования франчайзинга в сфере услуг
1.1 Сущность и структура франчайзинга в сфере услуг
1.2 Особенности организации маркетинговых исследований франчайзинга в сфере услуг
2. Исследование франчайзинга в сфере услуг, на примере «Росинтер Ресторантс Холдинг»
2.1 Современное состояние франчайзинга в области общественного питания, на примере «Росинтер Ресторантс Холдинг»
2.2 Маркетинговые исследования степени удовлетворенности потребителей «Росинтер Ресторантс Холдинг»
3. Перспективы развития франчайзинга в сфере услуг в городе Алматы
3.1 Основные направления роста франчайзинга в городе Алматы
3.2 Совершенствование маркетинговой деятельности франчайзинговой компании «Росинтер Ресторантс Холдинг»
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маркет исследования.docx

— 192.19 Кб (Скачать файл)

По имеющимся данным, население  Казахстана большую часть своих  средств тратит на продукты и услуги тех секторов, в которых велик (или даже преобладает) удельный вес  франчайзинговых компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных  напитков, аренда квартир.

По свидетельству специалистов, в ближайшие 2-3 года ожидается увеличение платежеспособного спроса населения  в сегменте фаст-фуд, сокращение периода  окупаемости заведений такого рода (по сравнению с существующим), а  также снижение стоимости франшиз, вызванное главным образом уменьшением  масштабов компаний-франчайзи.

Помимо вышеизложенных сфер, по нашему мнению, ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности:

–           услуги в области спорта и здоровья;

–           розничная реализация товаров длительного пользования;

–           услуги в сфере информационных технологий;

–           гостиничный бизнес;

–           игорный бизнес;

–           туристический бизнес;

–           услуги в области аренды, ремонта и продажи автомобилей.

Хочется надеяться, что франчайзинг  будет способствовать уменьшению уровня дефрагментарности развития экономики  страны и изменению структуры  ВВП Казахстана, а именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в  его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.

В связи с финансовым кризисом профессиональным мировым сообществом  всё чаще обсуждаются возможные  пути выхода из сложившейся непростой  ситуации. Согласно исследованию Луисвилльского университета, проведённому в 1991-1993 годах, преодолеть экономический кризис 90-х  годов в США помогло широкое  распространение франчайзинга. В  настоящее время во всех странах  происходит нечто подобное, только в более широких масштабах. Анализ франчайзинга, опыт прошлых лет может  оказаться нелишним при решении  этой проблемы.

Мировой кризис оказывает  негативное влияние не только на мелкие, но и на крупные компании. Если мелкие компании скупаются более крупными и исчезают, то в крупных происходят многочисленные сокращения числа работающих сотрудников. По поводу дальнейшего  развития франчайзинга существуют различные  мнения, вплоть до диаметрально противоположных.

Одни считают, что для  тех стран, в которых в формировании ВВП участвует малый и средний  бизнес, франчайзинг является первостепенным инструментом его развития. Другие утверждают, ссылаясь на анализ, что  франчайзинг косвенно усугубляет текущую  ситуацию, его применение не всегда оправданно. В Казахстане, вплоть до недавнего времени наблюдалось  быстрое развитие систем общественного  питания, розничной торговли.

Тем не менее, выделить текущие  тенденции в изменении динамики и проводить анализ франчайзинга довольно сложно, во многих сферах бизнесах наблюдается застой. По прогнозам основной удар кризиса на развитие экономики стран и привлекательность франчайзинга придётся на 2-й квартал текущего года. Для тех компаний, которые сегодня ещё «на плаву», есть шансы не только сохранить, но и упрочить свои позиции. Единственное, что для этого нужно – разработать верную стратегию, не упустить драгоценное время.

Специалисты полагают, что  в первую очередь, необходимо найти  профессиональных франчайзи, которые  уже обладают опытом работы в сложной  экономической ситуации. Многие франчайзи  обладают потенциалом профессионального  роста, здоровыми амбициями, новыми идеями. Будущее франчайзинга в Казахстане напрямую зависит от бизнеса среднего класса, который готов вложить  свои сбережения в его развитие.

Идея о перспективности  и важности франчайзинга для Казахстана выглядит довольно разумно. Надо полагать, что при совместных усилиях бизнес сообщества, администрации города Алматы, широкое распространения франчайзинга поможет сдвинуть ситуацию с «мёртвой точки».

3.2 Совершенствование  маркетинговой деятельности франчайзинговой  компании «Росинтер Ресторантс  Холдинг» 

 

Сеть ресторанов, принадлежащих  ТОО «Компания «РосИнтер Алматы»  на сегодняшний день занимает достойное, конкурентоспособное положение  на рынке предоставления услуг общественного  питания населению города Алматы.

Рестораны компании зарекомендовали  себя, как профессиональные предприятия  общественного питания с высоким  уровнем сервиса, отличным качеством  блюд, уютным интерьерами и демократичными ценами.

Основной имиджевой чертой ресторанов «РосИнтер Алматы» является индивидуальное отношение к гостю, создание уникальной атмосферы доброжелательности и уюта.

Для того, чтобы стимулировать  работников к еще большим достижениям  можно разработать систему дополнительных вознаграждений, например:

–          установить увеличение процентов заработка по достижению работником определенной денежной суммы в общей прибыли компании. Если официант или бармен заработал более определенной суммы для компании - его ждет премия или он получит лишний процент от общей прибыли лично для себя;

–          можно устроить конкурс среди сотрудников. Фотография того, кто наилучшим образом справится с поставленной целью будет висеть на доске почета;

–          при работе сверх нормы - оплачивать дополнительные часы по двойному тарифу.

Улучшение качества доставки: быстрота, выгодность данной услуги, упрочат  положение ресторана в Алматы, так это один немало важных факторов в современном мире.

Позиционирую себя как  элитный, ресторан Иль – Патио  возлагает на себя параметры, которым  он пока не соответствует. Что бы приблизиться к этим стандартам, ресторану необходимо, как минимум менять что-то в своем меню, как напитков, так и блюд. Оно не разное, достаточно простое и не совсем соответствует уровню Итальянской кухни.

Для того что бы изменить эту ситуации, необходимо провести маркетинговые исследования и выяснить, какие блюда Итальянской кухни, посетитель был бы рад увидеть  в меню. А так же провести опрос, что бы посетители изменили в уже  имеющемся меню. Это было бы проще, если бы для начала был завершен сайт ресторана Иль-Патио, так как  это достаточно не этично по отношению  к посетителям и пользователям  обманывать о его существовании, что на самом деле является ложью. Так же улучшить работу маркетингового отдела, если такой у них вообще существует, так как ни интерьер, ни меню не меняются вот уже 10 лет. Все  вокруг развивается и идет в ногу со временем, а ресторан к сожалению  завис на начале своего пути в Казахстане, 2001 году.

Хотела бы отдельно заметить последний вопрос моей анкеты, который  звучит так: «Откуда Вы узнали о нашем  ресторане». Проанализировав ответы респондентов, можно сделать вывод, что рестораном Иль-Патио вообще не проводится никакая реклама. В  современном обществе, когда большое  влияние имеет телевидение, радио  и газетные издания, и распространение  в них рекламы не представляет никакой сложности, ресторан Иль-Патио  не уделяет этому никакого внимания, что в дальнейшем может привести к неблагоприятным для них  последствиям, так как «реклама-двигатель  торговли». Ресторану необходимо достучаться  до новых посетителей, а не просто надеяться на «бренд». Большинство  горожан никогда не были в ресторане, и судят исключительно по каким-то своим личным критериям и понятиям. Считается, что ресторан достаточно дорог и не доступен для среднего класса, хотя средний счет в Иль-Патио 1000-1500 тенге, что считается не так  уж и дорого по отношение ко многим известным ресторанам.

Исходя из того, что компания «Росинтер Ресторантс Холдинг» является франчайзинговой компанией, все  решения по поводу рекламы и не только должны обговариваться с франшиза - дателем, так как его может  не устроить подход или трактовка  рекламы,изменение меню и введение каких-то новшеств.

Ну и последняя рекомендация заключается в том, что ресторан Иль-Патио в Алматы, должен соответствовать  своим «братьям» по франчайзинговой  сети и не уступать не в каких  показателях, так как в ближайшее  время казахстанский рынок станет очень привлекательным для мировых  франчайзинговых сетей. Из чего следует, что «Росинтер Ресторантс Холдинг», будет сложнее удержать свои выгодные позиции, если они не изменят тактику  отношения к ведению бизнеса  на казахстанском рынке.

 

Заключение

Франчайзинг - это такая  организация бизнеса, в которой  компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право  на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать  этот продукт или услуги по заранее  определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает  франчайзор. В обмен на осуществление  всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые  технологии, экспертизу, и механизмы  поддержки. Чтобы получить такие  права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает  ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда  не является полным владельцем товарного  знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Франчайзинг может быть выгоден  и для экономики Казахстана в  целом:

–          франчайзинг способствует развитию малого предпринимательства в стране, положительно влияя на уровень развития отдельных отраслей хозяйства как путем внедрения новых идей, методов и технологий в малом бизнесе, так и за счет усиления эффективности положительного государственного влияния.

–          франчайзинг создает комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ, повышая тем самым общую культуру предпринимательских отношений.

–          франчайзинг способствует решению проблемы занятости населения посредством создания новых рабочих мест.

–          франчайзинг способствует развитию внешней торговли и привлечению иностранных инвестиций за счет применения международного франчайзинга.

Что же касается конкретно  сфера общественного питания, то за годы реформ она претерпела существенные изменения и доказала в целом  свою высокую мобильность и конкурентоспособность. В последнее время наблюдается  заметное повышение качества продукции  и обслуживания потребителей в данном секторе.

В ближайшее время можно  ожидать довольно жесткой конкуренции  в борьбе за казахстанского покупателя, и задача наших торговых предприятий - сохранить цивилизованную отечественную  торговлю и национальную культуру питания.

Казахстан в своем развитии неизбежно будет повторять мировые  тенденции: роль и значение сферы  услуг в её экономике будут  расти, а малый бизнес возьмет  на себя основное бремя в деле обеспечения  подъема уровня жизни населения.

Следовательно, неизбежный рост числа и влияния малых  фирм потребует активного использования  франчайзинга в самых неожиданных  областях хозяйственной деятельности.

Ресторанный бизнес входит в тройку самых быстро развивающихся  видов услуг и является одним  из наиболее ярких представителей малого бизнеса. В развитых странах в 7 из 10 заведений работают менее 20 человек., но тем не менее, рестораны обеспечивают до 9% рабочих мест в национальных экономиках.

Экономическая ниша ресторанного бизнеса неуклонно растет. Так, если в середине прошлого века средний  американец тратил в заведениях общественного  питания 25% тех средств семейного  бюджета, которые были предназначены  для покупки продуктов, то начале ткущего века эта доля выросла  до 53%. Эта же тенденция явно прослеживается в странах Азии. В целом, поэтому  же пути идет и Казахстан: по мере роста  и стабилизации отечественной экономики  все больше денег наше население  оставляет в различных заведениях общепита.

При этом статистика показывает, что ресторанный бизнес является безусловным мировым лидером  по масштабам использования франчайзинга: эту форму организации использую 35% ресторанов полного обслуживания и 60% заведения «фаст-фуда».

Вышеуказанные факторы –  залог успешного развития общественного  питания в городе в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Этому во многом будет способствовать и франчайзинга и ресторанного бизнеса.  

 

 

 

 

Список использованной литературы 

 

1.         Рыкова, И. В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры - М.: Совр. экономика и право, 2000. – 7 - 150 с.

2.         Сосна, С. А. Франчайзинг. Коммерческая концессия - М.: Академкнига, 2005. - 375 с.

3.         Стивен Спинелли - мл, Роберт М. Розенберг, Сью Берли. Франчайзинг – путь к богатству. Издательский дом «Вильямс», 2007

4.         Филип Котлер, Вероника Вонг, Джон Сондерс, Гари Армстронг. Основы маркетинга. Четвертое европейское издание. Издательский дом «Вильямс», 2009

5.         Земляков, Д. Н. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса [Текст] : учеб. пособие / Д. Н. Земляков, М. О. Макашев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 142 с.

6.         Колесников, В. Построение франчайзингового бизнеса: Курс для правообладателей и пользователей франшиз: научное издание- СПб. : Питер, 2008. - 288 с.

7.         Закон Республики Казахстан О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге) - Алматы : Юрист, 2005. - 12 с.

8.         Закон РК "О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)" - Алматы : Юрист, 2003. - 12 с.

9.         Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика /. - М. : Финпресс, 1998. - 416 с.

Информация о работе Исследования развития франчайзинга в сфере услуг (на материалах города Алматы и компании «Росинтер Ресторантс Холдинг»)