Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 18:06, курсовая работа
В современном мире между производителями товаров идет жестокая конкурентная борьба за предпочтения потребителей. Каждая фирма-производитель стремится сделать свой товар наиболее привлекательным в глазах потребителя. Наиболее эффективными методами являются методы неценовой конкуренции- повышение качества товара, реклама, имидж фирмы, организация презентаций, сервис.
Наличии или отсутствии сервисного обслуживания, наряду с прочими условиями, играет огромную роль в выборе потребителя. Поэтому каждая фирма, изготовляющая самые различные изделия, и прежде всего такие, как автомобили, сложная бытовая техника, машины, станки и оборудование, оказывает определенные услуги, необходимые для обеспечения продаж и эксплуатации данных товаров. Совокупность таких услуг и определяет так называемое сервисное обслуживание товара.
Введение
1. Конкурентоспособность товара
2. Обслуживание и его роль в обеспечение конкурентоспособности товара
3. Роль сервиса в обеспечении конкурентоспособности товара
4. Качество обслуживания: сущность, критерии, особенности, виды
5. Особенности управления качеством обслуживания: методы управления, контроль за качеством
Заключение
Список использованной литературы
Согласно международным стандартам ISO общее руководство качеством- те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью таких средств, как планирование качества, управление качества, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества.
Оперативное управление качеством в международных стандартах ISO определяется термином «управление качеством»- это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Политика в области качества- основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Планирование качества- деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества.
Обеспечение качества- все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности, что объект будет выполнять требования к качеству.
Улучшения качества- мероприятия, предпринимаемые повсюду в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.
Политика в области управления качеством в международном масштабе вырабатывается Международной организацией по стандартизации. В 1996 г. были разработаны принципы управления качеством и руководством по их применению. Несмотря на то, что данные принципы разрабатывались в рамках проекта международного стандарта, было принято решение не утверждать их в качестве стандарта, а выпустить в виде брошюры в помощь руководителям предприятий и организаций, чтобы они имели представление о восьми принципах управления качеством, их применении в условиях бизнеса с целью успешной реализации системного подхода и повышения культуры руководства организацией.
Принципы управления качеством- это всестороннее и фундаментальное правило или убеждение, лежащее в основе руководства организаций и в основе ее деятельности и направленное на долгосрочную непрерывную работу по удовлетворению нужд потребителей с одновременным учетом потребностей всех заинтересованных лиц и организаций.
Всего было выделено восемь принципов управления качеством:
Рассмотрим более подробно содержание и особенности применения каждого из восьми принципов управления качеством.
Сущность первого принципа «организация, ориентированная на потребителя» заключается в следующем: организации зависят от своих клиентов, поэтому они должны понимать текущие и будущие нужды клиентов, идти навстречу их требованиям и стремиться предвосхитить их ожидания.
Второй принцип «руководство» заключается в том, что руководители устанавливают единство цели, направления и внутренней среды организации.
Они полностью вовлекают работников в достижение целей организации.
При полном вовлечении работники будут:
- брать ответственность за решение проблемы на себя;
активно искать возможности для совершенствования;
свободно делиться знаниями и опытом в группах и бригадах;
сосредоточиваться на создании ценностей для клиентов;
- инициативными и созидательными в достижении целей организации;
- лучше представлять свою организацию клиентам и обществу;
- получать удовольствие от своей работы;
- гордится тем, что является частью своей организации.
Применение данного принципа дает следующие преимущества:
Работники свободно вносят вклад в совершенствование плана и его успешное выполнение; работники участвуют в определении целей;
Работники вовлечены в оперативные решения и совершенствование процесса; работники получают большее удовольствие от своей работы и активно стремятся к профессиональному росту и развитию ради преимуществ организации.
Принцип «подход, основанный на процессах» позволяет получать желаемый результат более эффективно, так как управление ресурсами и всеми видами деятельности рассматривается как процесс. Применение данного принципа позволяет проводить следующие мероприятия:
- определение процесса для достижения желаемого результата;
- идентификация характеристик процесса и функций организации;
- установление ответственности за управление процессами; идентификация входа и выхода процесса.
Применение данного принципа дает больше преимущества, принятие этого подхода по всей организации приведет к более предсказуемым результатам, к лучшему использованию ресурсов, уменьшит время и снизит стоимость; понимание возможностей процесса позволяет спрогнозировать на перспективу цели и задачи; принятие подходу, основанного на процессах, снижает стоимость всех оперативных результатов, предотвращает значительное количество ошибок, уменьшает время цикла.
Принцип «системного подхода к управлению» заключается в идентификации, понимании и управлении системной взаимозависимых процессов для заданной целей, что позволит повысить эффективность организации.
Его применение ведет к следующим действиям:
- определение системы путем идентификации или развития процессов, влияющих на заданную цель;
- структурирование системы для достижения целей более эффективным путем;
- понимание взаимозависимости между процессами системы;
- постоянное совершенствование системы через измерение и оценку.
К основным преимуществам применения данного принципа можно отнести: создание исчерпывающих и проблемных планов, которые соединяют
функциональные и процессуальные входные данные; регулирование целей и задач индивидуальных процессов одновременно с ключевыми целями организации; обеспечение лучшего понимания роли и ответственности для достижения общих целей при снижении межфункциональных барьеров и совершенствовании работы коллектива.
В. В. Окрепилов считает, что применение принципа «непрерывного совершенствования» ведет к следующим действиям:
- проведение непрерывного совершенствования продукции, процессов и систем становится целью каждого работника организации;
- применение основных концепций совершенствования, таких как возрастающие и прорывное совершенствование;
- постоянное повышение эффективности процессов;
- обеспечение каждому члены организации возможности обучения методами и инструментам непрерывного совершенствования (таким, как цикл «план- работа- проверка- действие»);
- определение целей и мер для управления и контроля совершенствования;
- признание усовершенствований.
К основным преимуществам применения данного принципа можно отнести: применение стратегий и планов бизнеса, позволяющих использовать метод непрерывного совершенствования в стратегическом планировании бизнеса, позволяющих использовать метод непрерывного совершенствования в стратегическом планировании бизнеса, определение реальных целей совершенствования и обеспечение ресурсами для их достижения; вовлечение служащих в непрерывное совершенствование процессов; обеспечение всех служащих методиками, инструкциями и инструментами, а также поощрение за деятельность по совершенствованию.
Реализация принципа «принятие решений на основе фактов» позволяет повысить эффективность применяемых решений и выполняемых действий, поскольку они основаны на анализе данных и информации. Для применения данного принципа необходимо выполнение следующих действий:
- проведение измерений и сбор данных и информации, относящихся к поставленной цели;
- обеспечение достаточного точными и надежными данными и информацией;
- анализ данных и информации с использованием действенных методов;
- использование результатов анализа для принятия решений;
- принятие решений и их выполнение, основанное на анализе, с учетом опыта и интуиции.
К основным преимуществам применения данного принципа можно
отнести: формирование более реальных и достижимых планов; обоснованный выбор цели на основе сравнительных данных и информации;
появление возможности анализировать предложения, данные и информацию
из таких источников, как исследования замечаний работников, коллективов и
рабочих групп, и использовать результаты этого анализа для формирования политики руководства по отношению к своим работникам.
Принцип «взаимовыгодные отношения с поставщиком» позволяет обеим сторонам добиться большего успеха в бизнесе.
Следует заметить, что взаимовыгодные отношения с поставщиками должны быть основаны на: выборе и оценке основных поставщиков; установлении таких отношений, которые сбалансируют получение краткосрочных и долгосрочных преимуществ; создании четких и открытых отношений; инициативе совместного развития и совершенствования продукции и процессов; ясном понимании нужд потребителя; обмене информацией координации планов; взаимном понимании текущих и будущих нужд потребителя; признании усовершенствований и достижений поставщика.
К преимуществам применения данного принципа относятся: развитие
стратегических альянсов или партнерства с поставщиками, позволяющими добиться превосходства над конкурентами; более раннее привлечение и участие поставщиков, позволяющее определить стратегические цели; обеспечение надежной и бездефектной доставки продукции; обучение поставщиков, совместные усилия по совершенствованию для улучшения работы обеих организаций.
На качество услуги оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы технического, экономического, социально-психологического характера. Поэтому, для того чтобы поддерживать конкурентоспособность услуг, необходимо вести целенаправленную политику повышения их качества, используя большой арсенал методов, инструментов и средств. Условно их можно разделить на три больших блока:
- методы обеспечения качества;
- методы стимулирования качества;
- методы контроля результатов управления качеством;
К методам обеспечения качества услуг относятся прежде всего инженерно-математические методы, используемые для анализа и регулирования процессов на всех стадиях жизненного цикла услуги, а также для обработки характеристик (планирование эксперимента, обеспечение надежности, анализ отказов).
К методам стимулирования относятся как обычные методы мотивации, так и специально разработанные для улучшения качества (проводимые в странах и во всемирном масштабе компании качества и т.д.)
К методам контроля относятся методы оценки качества услуги, например
через анализ экономических показателей, через проверку документации как на услугу, так и на систему качества, и ,наконец, контроль качества самой услуги.
Методы оценки уровня качества продукции входят в блок методов контроля и составляют большую его часть.
В системе качества должны быть четко определены полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала сервисной организации, осуществляющего руководство, исполнение услуг и контроль деятельности, влияющей на качество услуг. Это, в частности, относится к обслуживающему персоналу, деятельность которого связана с:
1) выявлением и регистрацией претензий, жалоб, рекламаций со стороны потребителей услуг;
2) проведением мероприятий, направленных на их устранение и предупреждение;
3) проверкой выполнения решений.
Для достижения целей в области качества, руководитель должен создать структуру системы для эффективного управления.
Сервисная организация должна определять требования к внутренней проверке качества исполнения услуг, обеспечить необходимыми средствами контроля (проверки) и назначить специально обученных сотрудников для ее
проведения.
Проверка должна включать контроль, оценку и регулирование процессов исполнения услуг при проектировании (моделировании), производстве и обслуживании потребителя. Проверки системы качества процессов исполнения услуг или результата услуги должен проводить персонал, не ответственный за выполнение работ.
Ответственность за надлежащее выполнение требований, установленных настоящим стандартом, и соответствующие полномочия в организации работы по качеству должны быть возложены на представителя руководства независимо от других возложенных на него обязанностей.
Систему качества, разработанную в соответствии с требованиями настоящего стандарта и МС ИСО 9004.2, должно периодически анализировать руководство сервисной организации для того, чтобы можно было убедиться, что она удовлетворяет установленным требованиям и эффективна. Результаты подобных анализов используют для подтверждения достижения требуемого качества и эффективности функционирования системы.
Анализ, производимый руководством, обычно включает оценку результатов внутренних проверок, проводимых непосредственно руководством или представителем руководства, ответственным за функционирование системы.
Сервисная организация обязана: