Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности, порядка проведения маркетинговых исследований с целью повышения конкурентоспособности товара.
Объектом исследования является АПИК «ЭФКО» - ЗАО «Эфко-Воронеж».
Предметом исследования являются маркетинговые исследования, проводимые на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить и решить ряд задач:
рассмотреть содержание и направления маркетинговых исследований;
охарактеризовать процесс маркетинговых исследований на ЗАО «Эфко-Воронеж»;
разработать рекомендации по совершенствованию процесса маркетинговых исследований на предприятии.
Введение
Теоретические основы комплексного исследования рынка товаров
Сущность и задачи комплексного исследования рынка товаров
Изучение товаров
Анализ объема рынка и рыночной доли предприятия
Оценка конкурентоспособности товара
Особенности организации и планирования комплексного исследования рынка
2. Анализ состояния рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»
Краткая характеристика АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
2.2 Характеристика рынка и маркетинговых исследований АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
2.3 Анализ организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
3. Совершенствование организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»
Основные направления совершенствования маркетинговых исследований рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
Маркетинговая информационная система
Заключение
Список литературы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
(ГОУВПО
«ВГТУ»)
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ЭКОНОМИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
И ОРГАНИЗАЦИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Курсовая работа
по дисциплине « Маркетинг»
на тему
: «Комплексное исследование рынка товара»
Воронеж 2009
Содержание
Введение
2. Анализ состояния рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»
2.2 Характеристика
рынка и маркетинговых 2.3 Анализ
организации и планирования 3. Совершенствование организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ» Заключение Список литературы Приложение |
3 5 12 15 18 26 29 31 37 40 47 51 54 56 |
Введение
Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное положение того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. В этом представлении маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и разработку программы маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения производительности фирмы и эффективности удовлетворения потребности конечного потребителя или клиента.
Маркетинговое исследование и его результаты способствуют эффективной адаптации производства или посреднической деятельности и их потенциала к состоянию рынка и требованиям конечного потребителя. Как видно, маркетинговые исследования структурно включают, два главных направления — исследование характеристик рынка и исследование внутренних действительных и потенциальных возможностей производственной или посреднической деятельности фирмы. Однако все результаты маркетинговых исследований предназначены для руководства с целью принятия предпринимательских решений в целом и маркетинговых решений в частности, которые связаны с неопределенностью поведения субъектов маркетинговой системы, а их принятие сопровождается, как правило, риском.
Проведение маркетинговых исследований как раз и связано с необходимостью уменьшения риска осуществляемой предпринимательской деятельности, данным обстоятельством и объясняется актуальность темы выбранной курсовой работы.
Информационную базу исследования составляют данные маркетинговой отчетности предприятия, внутризаводская нормативно техническая документация, бухгалтерская отчетность, информация из периодической печати, монографии и учебники отечественных и зарубежных специалистов в области маркетинга.
Научная постановка и разработка отдельных сторон исследуемой проблемы нашла свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых-маркетологов: Воронин С. И., Багиев Г. Л., Беляевский И. К., Голубков Е. П., Каменева Н. Г., Котлер Ф., Мак-Куэрри Э. Ф., Черчилль Г. А. и др.
Целью данной работы является рассмотрение сущности, порядка проведения маркетинговых исследований с целью повышения конкурентоспособности товара.
Объектом исследования является АПИК «ЭФКО» - ЗАО «Эфко-Воронеж».
Предметом исследования являются маркетинговые исследования, проводимые на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить и решить ряд задач:
1. Теоретические основы комплексного исследования рынка товаров
1.1 Сущность и задачи
Необходимость маркетинговых исследований, как показывает история, связана с активным процессом расширения производства и появления новых технологий во всех сферах производства и обращения товаров и услуг, информатизацией производства и распределения продуктов, ростом социальных и культурных потребностей потребителей, с эволюцией маркетинга как философии и инструментария предпринимательства.
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке [5].
В научной литературе, а также и на практике употребляются самые различные понятия, относящиеся в той или иной степени к содержанию маркетинговых исследований: исследование рынка, исследование сбыта, исследование мотивов, исследование потенциала, маркетинговая разведка, социальные исследования, исследование лучшего опыта организации производства и путей повышения производительности на предприятиях своих партнеров и конкурентов и др.
Маркетинговые
исследования в англо-американской
литературе нередко связывали с
понятием «информационная или
Понятия «маркетинговое исследование» и «исследование сбыта» в англо-американской и немецкой терминологии по маркетингу рассматривают как синонимы, а понятие «исследование рынка» имеет самостоятельное значение. При этом за основу берут англо-американские понятия «Marketing Research» — исследование сбыта, маркетинговое исследование и «Market Research» — исследование рынка.
Американская ассоциация маркетинга определяет Marketing Research, т. е. исследование сбыта, и соответственно и маркетинговое исследование как систематический поиск, сбор, обработку и интеграцию информации, которая относится ко всем проблемам маркетинга товаров и услуг или связана с ними.
Исследование рынка (Market Research) рассматривается как систематическое производственное исследование рынков (место встречи спроса и предложения), в частности анализ способности этих рынков воспроизводить оборот товаров или услуг [8].
X.
Мефферт считает, что
Маркетинговые исследования (исследования сбыта) | ||
Маркетинговая
деятельность,
например: исследования распределительной системы исследование ценовой политики исследование рекламы |
Рынок
сбыта, например: потенциал рынка потенциал сбыта предприятия объем рынка |
РЫНКИ |
Рабочей силы | ||
Капитала | ||
Внутрипроизводственная
деятельность:
анализ затрат по сбыту программа производственных мощностей проблемы складирования | ||
Сырья и материалов | ||
Исследование рынка |
Рисунок
1 - Разграничения между понятиями «маркетинговое
исследование» и «исследование рынка»
[14]
Маркетинговое исследование включает как получение внешних сведений, данных с помощью инструментов исследования сбыта, так и сбор и обработку производственной информации. Понятия «исследование сбыта» или «маркетинговое исследование» шире, чем понятие «исследование рынка», так как исследуют систему сбыта продукции предприятия, а также принимают во внимание результаты исследования маркетинговой (например, исследование рекламы, цен, системы распределения) и внутрипроизводственной (например, затраты по сбыту, складирование, производственные мощности) деятельности. С другой стороны, понятия «исследование сбыта» или «маркетинговое исследование» уже, чем исследование рынка, потому что при их проведении беспокоятся только о рынках сбыта продукции предприятия, тогда как исследование рынка касается также рынка производственных сил, т. е. рынков рабочей силы, сырья и энергии, материалов, установок и агрегатов, денег и капитала.
Однако, введя разграничение в понятия «маркетинговое исследование», «исследование сбыта» и «исследование рынка», Мефферт считает их тождественными. А для значимости маркетинговых исследований он интерпретирует их содержание как вид информационного (разведывательного) усилителя (Intelligenzverstarker), который поддерживает руководство предприятием, особенно маркетинг-менеджмент, руководство маркетингом, при решении различных проблем.
Такой точки зрения об идентичности, тождественности этих понятий придерживаются многие ученые и специалисты (W. Hill, F. Boeker, H. Weis, J. Pesch, H. Lender и др.). Однако существуют и другие подходы к определению понятия и содержания маркетинговых исследований. Так, швейцарский ученый, специалист в области маркетинга X. П. Верли ввел понятие социальных исследований, которые включают маркетинговые исследования (исследование сбыта), исследование рынка и исследование окружающей среды. Социальное исследование он употребляет как синоним маркетинговых исследований и исследований рынка (рисунок 2).
Маркетинговое исследование (исследование сбыта) | |||
Маркетинговая деятельность | Рынок сбыта | Рынки сырья
и материалов, рабочей силы, капитала |
Окружающая среда |
Исследование рынка | |||
Социальное исследование |