Конкурентные стратегии маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:10, лекция

Краткое описание

Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение кон¬курентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себесто¬имости по сравнению с конкурентами. Стремление быть производи¬телем с наименьшими в отрасли издержками представляет собой эффективный способ конкуренции на рынках, где большинство по¬купателей чувствительны к ценам. Цель заключается в том, чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и по¬лучать больше прибыли. При этом продукция может продаваться по более низким ценам, чтобы «отбить» покупателей у конкурентов, либо по текущим рыночным ценам, но в этом случае фирма имеет возможность направлять больше средств на маркетинг и сбыт. Стра¬тегии лидерства в издержках следуют такие фирмы, как General Electric в производстве бытового оборудования, BiC в производстве шариковых ручек, Ford в производстве тяжелых грузовиков. Лиди¬руют в издержках российские производители компьютерных про¬грамм. О других российских отраслях пока трудно что-либо сказать ввиду информационной закрытости предприятий.

Содержание

1. Стратегии достижения конкурентных преимуществ на основе низких издержек
2. Стратегии дифференциации
3. Стратегии достижения конкурентных преимуществ на основе фокусирования
4. Стратегии предложения новой продукции (услуг)
5. Стратегии синергизма

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция Конкур. страт. маркетинга.docx

— 337.51 Кб (Скачать файл)

В процессе многоступенчатых расчетов в диалоговом режиме менеджер предприятия может сравнивать данные, характеризующие деятельность функционирующих в отрасли предприятий, с эмпирическим материалом модели и на этой основе прогнозировать ожидаемый уровень дохода от инвестиций предприятия (предприятие выходит на некоторый прогнозный уровень показателя прибыли на инвестированный капитал). Итоговый отчет может содержать предложения о том, какие внутренние переменные предприятие должно изменить, чтобы улучшить свои результаты.

Безусловно, формальный анализ даже с использованием богатейшей эмпирической базы PIMS не позволяет учесть такие качественные параметры, как стиль и методы руководства, сложившаяся структура управления, мотивация персонала предприятия, роль инноваций и т. д. Поэтому проект PIMS является основой для принятия управленческих решений, так же как и методы портфельного анализа и другие формальные методы. Следовательно, данный подход позволяет предприятию учиться на опыте других предприятий, выбирать наиболее удобные способы будущих действий для получения высоких доходов. Однако следует иметь в виду, что этот проект реализован применительно к высокоразвитым, относительно устойчивым видам рынков и бизнеса.

Лекция МАРКЕТИНГ-ФИЛОСОФИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Вопросы:

  1. Принципы, виды, типы и формы маркетинга

2 Вопрос. Виды маркетинга

1. Принципы, виды, типы и формы маркетинга

Эффективным средством и базой предпринимательства  является маркетинг, который используется для разработки и принятия предпринимательских решений и играет ключевую роль в системе управления, организации, планирования и контроллинга в системе предпринимательской деятельности.

Содержание  и терминология маркетинга постоянно  обновляются, но изначально они увязываются  с процессом обмена, появлением товарно-денежных отношений, развитием форм сбыта  и взаимодействием продуцентов  с потребителями продукции, товаров  и услуг.

Маркетинг, рассматриваемый как философия  и инструментарий предпринимательской  деятельности, является результатом  теории и практики различных школ. Он развивался в ходе коллективного  творчества предпринимателей, менеджеров, ученых разных стран, действовавших  в конкретных политических и социально-.экономических  условиях  (табл. 1, 2).

Современный маркетинг – это сложное социально-экономическое  явление, которое наиболее правильно  рассматривать как совокупность четырех факторов деятельности, постоянно  меняющихся параметров поведения в  условиях рынка (рис. 1): 
- маркетинг как философия взаимодействия и координации предпринимательской деятельности; 
- маркетинг как концепция управления; 
- маркетинг как средство обеспечения преимуществ в конкурентной среде; 
- маркетинг как метод поиска решений.

Главное назначение маркетинга, его цель –  формирование и постоянное развитие процесса обмена, чтобы сделать этот обмен взаимовыгодным для участвующих  в нем партнеров.

Маркетинг определяет наборы товаров, используемых отдельными предпринимателями в  конкретных условиях, и дает возможность  использовать имеющиеся у фирмы  различные ресурсы для удовлетворения этих потребностей на пользу обеих  сторон. Таким образом,  маркетинг имеет дело с двумя потоками деятельности и полезностей.

Таблица 1

Определения маркетинга

Автор

Содержание

Котлер Ф.

Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена

Абрамишвили Г.Г.

Сегодня маркетинг – это своеобразная философия ведения деловых операций

Браверман А.А.

На макроуровне маркетинг выступает  в роли инструмента формирования рыночной среды. На микроуровне маркетинг  выступает как инструмент встраивания  предприятий в формируемую рыночную среду и, что особенно важно, является средством (часто решающим), обеспечивающим привлечение инвестиций

Американская ассоциация маркетинга

Маркетинг представляет собой процесс  планирования и осуществления замысла, ценообразование, продвижение и  реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций

Эванс Дж.Р.

Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена

Пашкус Ю.В.

Маркетинг – понятие комплексное. Оно включает все виды деятельности, связанные с обменом между  людьми или странами, направленные на удовлетворение потребностей и желаний  потребителей

Швальбе Х

Маркетинг – это сумма всех действий в рамках политики товарооборота  с целью создания, поддержания  и расширения рынка

Нишлаг Р., Дихтль Е., 
Херштейн Х.

Маркетинг – это последовательная ориентация всех прямо или косвенно связанных с рынком решений на потребности покупателей. Маркетинг  сегодня понимается как ориентированный  на рынок предпринимательский стиль  мышления, который отличается творческим, систематическим и иногда также  агрессивным характером

Ламбен Ж.-Ж.

Маркетинг – это одновременно философия  бизнеса и активный процесс. Маркетинг  – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний  людей и организаций путем  обеспечения свободного конкурентного  обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя

Голубков Е.П.

Маркетинг – это процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей. Маркетинг согласно его широкому пониманию – это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы  и группа людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются

Кафедра маркетинга СПбГУЭФ

Маркетинг – это философия и  инструментарий взаимодействия хозяйствующих  субъектов социально-экономической  системы по поводу изучения, создания, воспроизводства и удовлетворения спроса конечных потребителей, их потребностей в товарах и услугах с целью  получения прибыли или достижения иных результатов

Роджер Л.В.

Маркетинг отнюдь не начинается там, где завершается производство, напротив, в его задачи входит определение  характера и масштабов производства, а также путей рентабельного  использования производственных мощностей  фирмы и инженерно-технических  возможностей с учетом перспектив сбыта. Другими словами, выработка решений  в области маркетинга предшествует решениям в области производства и капиталовложений

Маркетинг можно определить как ведущую  область хозяйственного управления, в функции которой входят организация  и руководство всей совокупностью  видов деятельности, связанных с  превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос на специфическое изделие или услугу, а также с доведением этого изделия или услуги до конечного или промежуточного покупателя, чтобы обеспечить  установленную компанией норму прибыли или достижение других целей

Мафферт Х.

Современная, обобщенная и одновременно широкая интерпретация маркетинга отождествляет маркетинг с любой  формой обмена между двумя участниками  сделки. Маркетинг – это ориентированное  на рынок управление предприятием, которое заключается в планировании, координации и контроле всей деятельности предприятия, связанной с действующими и потенциальными рынками

Район У.

Маркетинг может быть еще определен  как деятельность, включающая распознавание  потребностей, создание товаров и  услуг, удовлетворяющих эти потребности, равно как и формирование, а  отсюда – расширение спроса на эти  товары и услуги

Левит Т.

Маркетинг не следует отождествлять  с продажей товаров. Если функция  торговой системы состоит в том, чтобы убедить покупателя купить то, что уже произведено, задача маркетинга есть поставка на рынок того товара, в котором потребитель действительно  нуждается. Коммерческие усилия по сбыту  – это сосредоточенность на нуждах продавца, а маркетинг – это  сосредоточенность на нуждах покупателя. Коммерческие усилия по сбыту – это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги, а маркетинг – это забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и, наконец, потреблением этого товара

Кулаков С.Н.

Суть современного маркетинга: это  предпринимательская деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия

Данилов-Даниэльян В.

Все то, что является объектом данной дисциплины, есть некая проекция предпринимательской  деятельности на ось рынка

Таблица 2

Эволюция  маркетинга как наук

Годы

Теоретические основы

Методы

Сферы применения

1

2

3

4

1900-1950

Учение о товаре, ориентация на распределение, теория экспорта и сбыта

Наблюдение, анализ покупки и продаж; расчет вероятностей; потребительские  панели

Производство массовых товаров, сельскохозяйственная отрасль

1960

Учение о сбыте, ориентация на объем продаж, на товар и функции, теория дистрибьюторства

Анализ мотивов, исследование операций, моделирование

Потребители средств потребления

1970

Научные основы поведения и принятия решений. Маркетинг как рецепт. Ориентация на торговлю, сбыт и частично на потребителя

Факторинг, дискриминантный анализ, математические методы, маркетинговые  модели

Потребители средств производства и средств потребления

1980-1990

Ситуационный анализ. Учение о маркетинге как функции менеджмента. Теории конкурентного анализа. Основы экологии. Стратегический маркетинг

Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, экспертиза, причинно-следственный анализ

Потребители средств потребления, средств производства, сфера услуг, бесприбыльные отрганизации

С 1990 г. по настоящее время

Учение о маркетинге как о  функции и инструментарии предпринимательства. Теория рыночных сетей, теория коммуникаций и взаимодействия. Ориентация на социальный и экологический эффект

Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, модели поведения  потребителей и конкурентов, бенч-маркетинг, теория игр

Потребители средств производства, средств потребления, сфера услуг, бесприбыльные организации, сфера  государственного предпринимательства

 

 

Рис. 1. Маркетинг как совокупность факторов роста  производительной деятельности в условиях рынка

Первый  поток – информация о результатах деятельности фирмы – создает формы полезности в процессе производства, а затем создает полезность как во времени, так и в пространстве через процесс товародвижения. Второй поток – информация о рынке и окружающей среде – характеризует результат обмена, потоки денег и заказов, идущих от потребителей. Маркетинг регулирует движение этих двух потоков таким образом, чтобы обеспечить максимум удовлетворения спроса потребителей и прибылей предпринимателя (рис.3.2).

Рис. 2. Система связей маркетинга

Философия маркетинга требует, чтобы предпринимательская  деятельность концентрировалась вокруг потребителя. Это означает, что должны производиться и поставляться на рынок товары, которые будут безусловно куплены, на которые обязательно  будет спрос. Только признание рынком этой продукции является показателем  эффективности деятельности фирмы, наиболее успешным вознаграждением  для каждого предпринимателя.

Главное в маркетинге – двуединый и  взаимодополняющий подход. С одной  стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей; ориентация производства на эти требования, адресность выпускаемой продукции; с другой – активное воздействие  на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

В зависимости от ситуации на рынке, характера  окружающей среды, потенциала фирмы  могут разрабатываться различные  маркетинговые мероприятия и  программы.

Так, состояние спроса и предложения  на товарном рынке может формировать  следующие состояния рыночных отношений: рынок продавца, рынок покупателя, сбалансированный рынок (рис.3.3, а).

Рынок продавца имеет место тогда, когда  спрос значительно превышает  предложение, а организация сбыта  не требует значительных затрат. Фирма  в этих условиях ориентируется на свои производственные мощности и производит товар, не отражающий требования покупателей  к качеству, сервису и дизайну  товара. Такая ситуация пока еще  существует в условиях формирующихся  рыночных отношений в России и  странах СНГ, где рынок не насыщен  и спрос намного превосходит  предложение.

Рынок покупателя представляет собой такую  ситуацию на рынке, когда покупатель формирует условия взаимодействия с продавцом (производителем), что  вынуждает производителя предпринимать  значительные усилия для реализации производимой продукции, обращать внимание на ассортимент, инновацию, качество, дизайн и условия поставки, до- и послепродажное обслуживание покупателя товара. Предпринимательская  деятельность в этой ситуации всецело  обращается к философии и инструментарию маркетинга, осуществляется активное изучение потребителей, их потребностей, исследуются внутренняя среда и  состояние рынка, анализируется  поведение конкурентов на рынке, разрабатываются мероприятия по продвижению и стимулированию сбыта.

Промежуточная ситуация на рынке может иметь  место, когда складывается относительно сбалансированное соотношение между  спросом и предложением, которое  стабильно пополняет имеющее  место изменение спроса. Сбалансированный рынок нельзя считать характеристикой, которая была бы присуща большинству  рынков, но она не только теоретически, но и практически может иметь  место как на потребительских, так  и на промышленных рынках. В условиях сбалансированного спроса фирма-производитель  следует стратегии повышения  и поддержания качества товаров  и оказываемых услуг, осуществляет изучение конкурентоспособности этих продуктов труда и анализирует  конкурентные преимущества существующих и потенциальных клиентов, постоянно  занимается инновационной политикой.

Взаимодействие  спроса и предложения – это  непрерывный процесс удовлетворения и воспроизводства нужд и желаний  отдельных индивидуумов или их групп. Этот процесс базируется на  тесном взаимодействии таких социально-экономических категорий, как нужда, потребность (желание), спрос, покупка *обмен, сделка( и потребление (использование) конкретного товара или услуги (рис.3.3, б).

Нужда – это надобность в чем-либо, которая должна быть удовлетворена; базовая характеристика потребностей.

Потребность – желание, принявшее конкретную форму в рамках культурных, эстетических, исторических, географических и других факторов, определяющих поведение индивидуума в социально-экономической системе.

Спрос – конкретная потребность, предъявленная на рынке, т.е. потребность, обеспеченная деньгами.

 

Рис. 3. Типология рынка в зависимости  от соотношения спроса и предложения (а) и схема формирования и удовлетворения спроса (б)

Покупка — процесс приобретения товара или услуги на рынке, который включает две основные операции: обмен и сделку. Это результат приобретения права собственности на интересующие покупателя товар или услугу.

Сделка рассматривается как торговая операция между заинтересованными сторонами в осуществлении процесса купли-продажи товара или услуги.

Обмен — это способ получения от партнера по купле-продаже желаемого продукта путем предложения ему другой ценности или услуги.

Маркетинг применяется независимо от того, в  какой степени развиты рыночные отношения, так как выступает  в виде реальной системы, которая  увязывает внутреннюю и внешнюю  деятельность предприятия, а также  координирует взаимодействие всех субъектов, входящих в систему маркетинга (рис. 4). 

Информация о работе Конкурентные стратегии маркетинга