Конкурентные стратегии маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:10, лекция

Краткое описание

Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение кон¬курентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себесто¬имости по сравнению с конкурентами. Стремление быть производи¬телем с наименьшими в отрасли издержками представляет собой эффективный способ конкуренции на рынках, где большинство по¬купателей чувствительны к ценам. Цель заключается в том, чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и по¬лучать больше прибыли. При этом продукция может продаваться по более низким ценам, чтобы «отбить» покупателей у конкурентов, либо по текущим рыночным ценам, но в этом случае фирма имеет возможность направлять больше средств на маркетинг и сбыт. Стра¬тегии лидерства в издержках следуют такие фирмы, как General Electric в производстве бытового оборудования, BiC в производстве шариковых ручек, Ford в производстве тяжелых грузовиков. Лиди¬руют в издержках российские производители компьютерных про¬грамм. О других российских отраслях пока трудно что-либо сказать ввиду информационной закрытости предприятий.

Содержание

1. Стратегии достижения конкурентных преимуществ на основе низких издержек
2. Стратегии дифференциации
3. Стратегии достижения конкурентных преимуществ на основе фокусирования
4. Стратегии предложения новой продукции (услуг)
5. Стратегии синергизма

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция Конкур. страт. маркетинга.docx

— 337.51 Кб (Скачать файл)

 
Рис. 4. Система маркетинга

Как всякая система, маркетинговая система  обладает определенными свойствами, признаками, закономерностями функционирования и имеет свои цели и задачи, обусловленные  характеристиками и возможностями  каждого элемента (субъекта) этой системы  применительно к окружающей ее среде. В этом контексте маркетинговая  система может быть определена как  совокупность социально-экономических  образований (элементов, субъектов) рыночного  пространства (среды), каждое из которых  обладает самостоятельностью и целостностью, находится в непрерывном взаимодействии по поводу формирования и развития спроса на товары и услуги в целях  получения прибыли и удовлетворения потребностей партнера в сложившейся  цепочке их коммуникаций.

Маркетинговая система включает в свой состав различные  элементы, к которым в первую очередь  следует отнести: поставщиков, конкурентов, посредников, потребителей (рынок) и  предприфнимательскуюорганизацию, деятельность которой является предметом исследования или анализа. Формирование и функционирование маркетинговой системы происходит в определенной окружающей среде, которая  создается под влиянием факторов и условий рыночного пространства (поля) и ограничений (возмущений) со стороны социально-экономических, политических, культурных, демографических и экологических  факторов.

Поставщики — субъекты маркетинговой системы, в функцию которых входит обеспечение организаций-партнеров и других компаний необходимыми материальными ресурсами. В условиях сетевого подхода к процессу взаимодействия субъектов маркетинговой системы целесообразно изучать возможности различных поставщиков с целью отбора наиболее надежного и экономичного поставщика с точки зрения капитальных и текущих затрат предпринимательских единиц. Комплексное исследование цепи "поставщик—организация—потребитель" является необходимым условием экономической оценки при обосновании выбора поставщика.

Конкуренты — юридические или физические лица, соперничающие, т.е. выступающие в качестве соперника по отношению к другим предпринимательским структурам или предпринимателям на всех этапах организации и осуществления предпринимательской деятельности. Конкуренты своими действиями на рынке, при выборе поставщиков, посредников, потребительских аудиторий могут оказывать воздействие на результаты деятельности организации-соперника, на его позицию и преимущества в конкурентной борьбе.

Зная  сильные и слабые стороны конкурентов, предприятие может оценить и  постоянно укреплять свой производственный и маркетинговый потенциал, цели, действующую и перспективную  стратегию предпринимательства.

Посредники — юридические или отдельные физические лица, которые помогают организациям-производителям продвигать, доставлять потребителям и продавать их продукты. Различают торговых, логистических, маркетинговых и финансовых посредников. К торговым посредникам относят оптовых и розничных торговцев. Логистические посредники занимаются услугами в системе складирования, транспортировки товаре- и потокодвижения. Маркетинговые посредники оказывают помощь в системе взаимодействия предприятия со всеми субъектами маркетинговой системы в сфере организации маркетинговых исследований и оптимизации спроса на товары и услуги. Финансовые посредники осуществляют банковские, кредитные, страховые и другие финансовые услуги.

Потребители — юридические, отдельные физические лица или их потенциальные группы, готовые приобрести товары или услуги, находящиеся на рынке, и обладающие правами выбирать товар, продавца, предъявлять свои условия в процессе купли-продажи. Потребитель — король рынка, поэтому задача маркетолога — постоянно изучать поведение потребителя, его потребности, анализировать причины отклонений в его отношении к продукту предприятия и своевременно разрабатывать мероприятия по корректировке деятельности организации в целях сохранения эффективных коммуникаций с потребителем.

Любая деятельность, предпринимательская  или маркетинговая, осуществляется с целью достижения определенного  результата. Цели маркетинговой деятельности тесно связаны с целями предприятия  и способствуют достижению последних. К основным целям предприятия  можно отнести: завоевание рынка; рентабельность, финансовую устойчивость; обеспечение  социальных факторов производства; создание и укрепление позиций на рынке  и престижа предприятия (табл. 3.3).

Таблица 3

Основные  цели предприятия

Иерархия целей

Подцели, показатели

Завоевание рынка

Доля рынка, оборот, роль и значимость товара, охват новых рынков

Рентабельность

Прибыль, рентабельность оборота, рентабельность собственного капитала, рентабельность общего капитала

Финансовая устойчивость

Кредитоспособность, ликвидность, уровень  самофинансирования, структура капитала

Социальные цели

Удовлетворенность работой, уровень  дохода и социальной защиты, социальная интеграция, развитие личности

Престиж и позиция на рынке

Независимость, имидж, отношение к  политическому климату, общественное признание

Маркетинговые цели имеют определенную иерархию и  структуру, которая в общем может  включать экономические и психографические цели. Первая группа целей тесно  связана с генеральными целями организации (прибыль, рентабельность, надежность и др.), а вторая группа целей ориентирована  на достижение результата воздействия  маркетинговых мероприятий на менталитет и покупательское поведение потребителя, т.е. мотивацию, формирование представлений  и оценку имиджа покупателя при готовности совершить покупку, что позволяет  определить вероятность приобретения товара.

Структура целей маркетинговой деятельности может быть выражена в таком виде [1] 
- общая цель — обеспечение целей развития компании путем проведения эффективной маркетинговой политики;  
- цели для отдельных товаров и рынков — получение определенной прибыли (доли продаж) на определенном рынке при реализации определенного товара;  
- цели отдельных элементов комплекса маркетинга для соответствующего товара и рынка (продукт, цена, продвижение продукта, доведение продукта до потребителя).

В идеале целью маркетинга должно быть обеспечение оптимальной скорости согласования спроса и предложения, т.е. такой скорости, при которой сочетались бы наиболее выгодные темпы появления идей, их воплощения в товар, его производства, распределения, реализации и оборачиваемости, при минимальных затратах на всех стадиях продвижения товара от производителя к потребителю, с учетом своевременного удовлетворения покупательского спроса.

Анализ  целей маркетинга позволяет сформулировать основные задачи по их достижению.

Выделяют, как правило, три взаимосвязанных  комплекса задач маркетинга: 
1) задачи, относящиеся к деятельности на рынке, т.е. связанные с регулированием спроса; 
2) задачи, относящиеся к сфере предпринимательской деятельности; 
3) задачи, относящиеся к окружающей среде и общественным образованьям.

Задачи  маркетинга формируются в рамках иерархии целей, времени и вида спроса в тесном согласовании с целями организации. Исходя из конъюнктуры спроса, задачами маркетинга, относящимися к сфере  рынка, могут быть следующие:

Конъюнктура спроса

Полный  спрос

Падающий  спрос

Скрытый спрос

Приостанавливающийся  спрос

Колеблющийся  спрос

Чрезмерный  спрос

Задача маркетинга

Поддерживать  удовлетворение потребности

Создать потребность

Развить потребность

Оживить потребность

Синхронизировать  спрос

Отрегулировать  спрос

К сфере предпринимательской деятельности относятся задачи маркетинга, связанные  с координацией и интеграцией  интересов политики предпринимателя. К таким задачам маркетинга относят  согласование стратегий исследования и развития, производства и хранения товаров, а также мероприятия  по продаже и финансированию. Кроме  того, сюда же включают задачи по согласованию использования инструментария маркетинга во внутренней системе организации  сбыта предприятия.

Задачами  маркетинга этого уровня являются и  организационные задачи, связанные  с интеграцией маркетинга при  формулировании главных направлений  политики предприятия, т.е. задачи, относящиеся  к институционализации маркетинга в организационную структуру  организации.

Третий  комплекс задач маркетинга, относящийся  к сфере окружающей среды и  общественных образований, связан в  основном с задачами обеспечения  социальной ответственности маркетинга перед обществом и окружающей средой. Это задачи: по недопущению  искусственных методов и способов создания нужды в каких-либо продуктах, исходя только из цели достижения прибыли; по борьбе с манипуляцией рекламными средствами; по снижению чрезмерных затрат в рыночные коммуникации; по устранению ненадежных товаров; по внедрению упаковки товаров, которая соответствовала  бы экологическим требованиям.

Наряду  с перечисленными нельзя терять из поля зрения и такие задачи маркетинга, как создание маркетинговой информации и выбор необходимых инструментов маркетинга-микса для достижения поставленных целей.

По  мере интеграции концепции маркетинга в сферу производства, в систему  управления предприятием происходит трансформация  целей и соответственно задач. решение  которых будет способствовать достижению поставленных целей. Главные задачи маркетинга заключаются в том, чтобы выявить, количественно оценить и реализовать существующие и потенциальные возможности предприятия и рынка с целью сбалансирования спроса и предложения. В рамках задач маркетинга формируются и постоянно упорядочиваются функции маркетинга применительно ко всем этапам процесса маркетинга.

Активный  и всеохватывающий характер внедрения  технологий маркетинга в ходе становления  рыночных отношений в России становится одним из главных признаков наметившихся положительных изменений в экономике. Эти изменения требуют поиска адекватных средств и методов  организации предпринимательской  деятельности, ориентированных на ускорение  научно-технического прогресса, усиление акцента на конечного потребителя, учет возрастающей конкурентной борьбы, на демонополизацию и диверсификацию всех сфер экономики.

Предпосылками обращения предпринимателей и менеджеров к методологии и инструментарию маркетинга являются:

• демократизация системы управления экономикой, которая устраняет предельно  жесткую регламентацию деятельности субъектов и объектов управления и систему централизованного  планирования и административного  контроля;

• невозможность эффективного функционирования ранее сложившейся системы управления в условиях конкуренции, отсутствие надлежащей системы государственной  поддержки предпринимательства;

• недостаточность организации управления предпринимательством исходя, главным  образом, из опыта и интуиции. Это  обусловливается постоянной изменчивостью  ситуации, нестабильностью экономической  конъюнктуры;

• необратимость происходящих перемен  в экономике, связанных с расширением  малого и среднего предпринимательства, с инновациями, активным развитием сферы услуг и информатизации, формированием новых форм государственного регулирования.

Эти обстоятельства вызывают изменения  в сфере взаимодействия всех субъектов  маркетинговой системы с потребителями, что предполагает изучение поведения  потенциальных потребителей задолго  до развертывания производства того или иного продукта. Потребитель  становится непосредственным участником воспроизводства товаров и услуг. Успехом предпринимательства становится наличие постоянного, надежного  и эффективного сотрудничества с  потребителем, проведение непрерывной  работы по защите прав и имиджа потребителей.

Таким образом, маркетинг должен рассматриваться  как непрерывный процесс организации, планирования и управления в области  оперативного и стратегического  поведения предпринимательских  единиц, нацеленный на удовлетворение нужд и потребностей потребителей и  получение благодаря этому запланированной  прибыли.

Процесс маркетинга — это упорядоченная совокупность стадий (фаз) и действий по выявлению спроса, разработке, изготовлению, распределению и сбыту продукции, соответствующей требованиям покупателей и возможностям рынка.

В общем случае процесс маркетинга включает семь основных стадий (фаз), к которым относятся: 
1) изучение, распознавание проблемы; 
2) поиск информации; 
3) анализ полученных данных; 
4) разработка концепции маркетинга; 
5) принятие решения; 
6) реализация маркетинговой концепции; 
7) контроллинг маркетинговых мероприятий.

К основным закономерностям процесса маркетинга относят закономерности цикличности деловой активности; целевого позиционно-деятельного поведения; конкурентного поведения [2] .

Информация о работе Конкурентные стратегии маркетинга