Конкурентный анализ швейных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследование и оценка конкурентов фирм.
Конкурентный анализ фирмы будет проведен на примере предприятия ЗАО МШФ «Вяснянка».
Закрытое Акционерное Общество "Могилевская швейная фирма "Вяснянка" (бывшая Могилевская швейная фабрика имени Володарского) входит в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности "Беллегпром" и является одним из крупнейших субъектов хозяйствования в швейной промышленности республики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
1 Конкурентная среда предприятия………………………………………….6
1.1 Понятие конкуренции, ее классификация……………………………...6
1.2 Исследование конкурентной среды предприятия……………………..9
1.2.1 Выявление конкурентов компании…………………………….....9
1.2.2 Определение целей конкурентов………………………………..11
1.2.3 Анализ стратегий конкурентов…………………………………12
1.2.4 Оценка сильных и слабых сторон конкурентов………………..12
1.2.5 Оценка спектра возможных реакций конкурентов……..……...13
1.3 Методы определения конкурентоспособности продукции…………14
2 Конкурентный анализ ЗАО МШФ “Вяснянка”………………………….17
2.1 Краткая характеристика ЗАО МШФ “Вяснянка”…………………...17
2.2 Анализ рынка сбыта…………………………………………………...18
2.3 Сравнительная характеристика финансового положения ЗАО
МШФ “Вяснянка” и ОАО “Славянка”……………………………….21
2.3.1 Оценка ликвидности и платежеспособности ЗАО МШФ
“Вяснянка” и ОАО “Славянка”…….………………………….21
2.3.2 Оценка финансовой устойчивости ЗАО МШФ “Вяснянка”
и ОАО “Славянка”…………………………………...........................22
2.4Анализ конкурентоспособности ЗАО МШФ “Вяснянка”…………23
2.5 Выбор стратегии по позиционированию товара на рынке………..27
3 Совершенствование маркетинговых исследований
конкурентоспособности фирмы…………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..37
Список использованных источников………………………………………40
Приложение А Бухгалтерский баланс за 2003 г. ЗАО МШФ “Вяснянка”.41
Приложение Б Бухгалтерский баланс за 2003 г. ОАО “Славянка”………43

Вложенные файлы: 1 файл

КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 Введение………………………………………………………………………4

1 Конкурентная среда предприятия………………………………………….6

  1.1 Понятие конкуренции,  ее классификация……………………………...6

  1.2 Исследование конкурентной среды предприятия……………………..9

                  1.2.1 Выявление конкурентов компании…………………………….....9

                  1.2.2 Определение целей конкурентов………………………………..11

        1.2.3 Анализ стратегий конкурентов…………………………………12

        1.2.4 Оценка сильных и слабых сторон конкурентов………………..12

        1.2.5 Оценка спектра возможных реакций конкурентов……..……...13

             1.3 Методы определения конкурентоспособности продукции…………14

2 Конкурентный анализ  ЗАО МШФ “Вяснянка”………………………….17

   2.1 Краткая характеристика ЗАО МШФ “Вяснянка”…………………...17

             2.2 Анализ рынка сбыта…………………………………………………...18               

             2.3  Сравнительная характеристика финансового положения ЗАО

                   МШФ “Вяснянка” и ОАО “Славянка”……………………………….21

2.3.1 Оценка ликвидности и платежеспособности ЗАО МШФ           

         “Вяснянка” и ОАО “Славянка”…….………………………….21

2.3.2 Оценка финансовой устойчивости ЗАО МШФ “Вяснянка”   

и  ОАО “Славянка”…………………………………...........................22

     2.4Анализ конкурентоспособности ЗАО МШФ “Вяснянка”…………23

     2.5 Выбор стратегии  по позиционированию товара на рынке………..27

3 Совершенствование маркетинговых исследований

  конкурентоспособности фирмы…………………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………..37

Список использованных источников………………………………………40

Приложение А Бухгалтерский баланс за 2003 г. ЗАО МШФ “Вяснянка”.41

Приложение Б Бухгалтерский  баланс за 2003 г. ОАО “Славянка”………43

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   В рыночной  экономике фирмы действуют в  условиях конкуренции. Сегодня наступило время напряженной конкуренции как на зарубежных, так и на местных рынках. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которое поощряет развитие рыночных процессов. Европейский Союз уничтожает торговые барьеры между европейскими странами, в результате чего многие ранее защищенные от вторжения иностранных компаний рынки становятся нерегулируемыми. Транснациональные корпорации очень настойчиво продвигаются на рынки Юго-Восточной Азии и создают глобальную конкуренцию. В результате у компаний нет другого выбора, как быть “конкурентоспособными”. Им следует не меньше внимания уделять анализу и наблюдению за действиями своих конкурентов, чем анализу своих целевых потребителей.

В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Компании могут предоставлять большую потребительную ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или обеспечивая больше выгод, которые оправдывают более высокие цены. Таким образом, маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении — анализ конкурентов, то есть процесс выявления и оценивания основных конкурентов. Следующий шаг — разработка конкурентных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимущество перед конкурентами.

Для эффективного планирования конкурентных маркетинговых стратегий компании необходимо выяснить о своих конкурентах все, что только возможно. Она должна постоянно сравнивать свои товары, цены, каналы сбыта и стимулирование сбыта с теми, которые используют ее наиболее близкие конкуренты. Таким образом компания может найти области потенциальных конкурентных преимуществ и возможного ущерба. Она может пустить в ход против своих конкурентов более эффективные маркетинговые кампании и подготовить более сильные защитные меры в ответ на действия конкурентов.

Но что нужно знать  компаниям о своих конкурентах? Им нужно знать следующее:

  • Кто основные конкуренты Вашей фирмы по ассортименту, товарным группам; географическому распределению; сегментам рынка; каналам распределения и сбыта.
  • Какую долю рынка занимает Ваша фирма и кто её основные конкуренты?
  • Какова стратегия конкурентов?
  • Какие методы используют конкуренты в борьбе за рынок?
  • Каково финансовое состояние конкурентов?
  • Какова организационная структура и менеджмент конкурентов?
  • Какова эффективность программ маркетинга конкурентов (товар, цена, сбыт и стимулирование, коммуникации)?
  • Какова возможная реакция конкурентов на программу маркетинга Вашей фирмы?
  • На какой стадии жизненного цикла находится Ваш товар и товар конкурента?

Вместе с тем следует  иметь в виду, что государство  может использовать систему протекционизма (пошлины, налоги, запреты) для защиты отечественных предпринимателей.

Цель данной курсовой работы – исследование и оценка конкурентов фирм.

Конкурентный анализ фирмы будет проведен на примере предприятия ЗАО МШФ «Вяснянка».

Закрытое Акционерное  Общество "Могилевская швейная  фирма "Вяснянка" (бывшая Могилевская швейная фабрика имени Володарского) входит в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности "Беллегпром" и является одним из крупнейших субъектов хозяйствования в швейной промышленности республики. Фирма специализируется на производстве верхней женской одежды (пальто, полупальто, куртки женские костюмы, жакеты, брюки и т.п.) для внутреннего рынка и на экспорт  в страны СНГ и дальнего зарубежья.

 

 

 

 

1 Конкурентная среда  предприятия 

 

    1. Понятие конкуренции, ее классификация

 

Фирма осуществляет свои функции, пребывая, как правило, в  конкурентной среде, которая характеризуется наличием некоторого числа независимых покупателей и продавцов, обладающих правом и возможностью свободно выступать на рынке и покидать его. Естественно, они соперничают между собой в праве продать свой товар потребителю. Рыночная экономика обязательно предполагает, что отношения экономических субъектов складываются в условиях конкуренции. В общем виде конкуренцию рассматривают как соперничество, борьбу за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. В условиях рынка эта борьба разворачивается за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей, что и обеспечивает реализацию произведённого товара. Следовательно, конкуренция — это соревнование предприятий на рынке за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли или дохода. Конкуренция побуждает производителей настраиваться на удовлетворение рыночного спроса, снижение издержек производства, максимальное использование достижений научно-технического прогресса. Именно конкурентный рынок, на котором “правила игры” задают не производители, а потребители, приводит в действие два фактора, побуждающие предприятия к повышению качества и конкурентоспособности продукции. Это совершенно реальная возможность провала (со всеми вытекающими отсюда последствиями) и такая же реальная возможность крупного коммерческого успеха за счёт выпуска конкурентоспособных изделий.

Конкурентоспособность товаров может рассматриваться  лишь в условиях конкретного рынка и естественно в той или иной степени зависит от экономических явлений, происходящих на рынке. Принципиальным моментом при этом является тип рынка, на котором реализуется товар.

Обычно выделяют четыре возможные конкурентные структуры, или типы рынков. В зависимости  от конкурентной структуры фирма  выбирает маркетинговую стратегию.

Чистая или совершенная  конкуренция имеет место на рынке, где представлено множество продавцов и покупателей одинакового товара или услуги (например, пищевые продукты, сырьё, ценные бумаги). Здесь ни одна фирма не может влиять на положение на рынке, так как её доля на нём невелика. Отсутствует контроль цен. Требования маркетинговой деятельности фирмы минимальны. В современных условиях рынки чистой конкуренции встречаются довольно редко и только по ограниченному кругу товаров или услуг.

Монополистическая конкуренция возникает на рынках с большим числом продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. В этих условиях важно добиться отличительных преимуществ за счёт комбинирования факторами маркетинга. Прежде всего следует приложить усилия, чтобы сделать свой товар более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товар конкурента. Для этого фирма может разъяснять и рекламировать “новые”, “улучшенные” качества товара, его “уникальность”, “самую низкую цену”. Маркетинговая стратегия фирмы строится на товарной дифференциации и сегментации рынка.

Олигополистическая конкуренция  существует на рынках, где господствует несколько крупных фирм, причём товары могут быть как одинаковыми, стандартными, так и различными по своим параметрам. Для такого рынка характерна высокая степень концентрации производства.

На олигополистический рынок проникнуть новым конкурентам затруднительно в силу наличия высоких барьеров, в частности, высокой стоимости выхода на рынок, патентной защищённости продукции или технологии.

При олигополии менее  эффективна и ценовая конкуренция, поскольку затраты на неё часто бывают значительными, но не производительными. Вместо неценовой конкуренции олигополия использует лидерство в ценах, соглашения и традиции в определении ценовой политики. Здесь конкуренция складывается как правило, в традиционных, технологически передовых отраслях (например, автомобильная, машиностроительная, алюминиевая, химическая, электронная).

В случае монополии или  чистой монополии на рынке представлена всего одна фирма, продающая конкретный товар или услугу, что позволяет ей выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса. Монополистическую фирму отличают следующие черты: она единственный продавец; нет близких заменителей данного монопольного товара; существуют барьеры для выхода на данный рынок. Благодаря уникальности своего продукта фирма-монополист способна контролировать рынок и проводить свою маркетинговую стратегию.

Роль силы, сдерживающей монополию, выполняет государство, контролируя деятельность монополистов.

В зависимости от особенностей реализуемых на рынке товаров  различают три вида конкуренции:

    • функциональную;
    • видовую;
    • предметную.

Функциональная конкуренция  возникает в связи с тем, что  любая потребность может быть удовлетворена самыми разными способами. Соответственно этому и все товары, обеспечивающие удовлетворение определённой потребности, являются функциональными конкурентами.

Видовая конкуренция является следствием того, что имеются товары, предназначенные  для одной и той же цели, но различающиеся по каким-либо существенным параметрам.

Предметная конкуренция обусловлена  тем, что фирмы выпускают по сути идентичные товары, отличающиеся только качеством изготовления или даже одинаковые по качеству, но имеющие  незначительные различия.

Предметную конкуренцию нередко называют межфирменной, что в некоторых случаях справедливо. Однако межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

С точки зрения механизма  и методов осуществление конкуренцию  принято разделять на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция  предполагает продажу товаров или  предложение услуг по более низким ценам чем конкуренты. В условиях ценовой конкуренции снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные монополии могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли с тем, чтобы с помощью дешевой продукции полностью вытеснить с рынка конкурентов, а оставшись его монопольным владельцем, в дальнейшем повысить цены до желаемого уровня, позволяющего компенсировать понесенные убытки. Такой метод конкурентной борьбы, называемый “войной цен”, хорошо известен в монопольной практике.

“Война цен” в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштабов массового производства и соответствующего повышения массы прибыли. Когда же равновесие установилось, любая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют аналогичным образом. В результате финансовое состояние фирм ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, усилению спада производства. Вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

Информация о работе Конкурентный анализ швейных предприятий