Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование и оценка конкурентов фирм.
Конкурентный анализ фирмы будет проведен на примере предприятия ЗАО МШФ «Вяснянка».
Закрытое Акционерное Общество "Могилевская швейная фирма "Вяснянка" (бывшая Могилевская швейная фабрика имени Володарского) входит в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности "Беллегпром" и является одним из крупнейших субъектов хозяйствования в швейной промышленности республики.
Введение………………………………………………………………………4
1 Конкурентная среда предприятия………………………………………….6
1.1 Понятие конкуренции, ее классификация……………………………...6
1.2 Исследование конкурентной среды предприятия……………………..9
1.2.1 Выявление конкурентов компании…………………………….....9
1.2.2 Определение целей конкурентов………………………………..11
1.2.3 Анализ стратегий конкурентов…………………………………12
1.2.4 Оценка сильных и слабых сторон конкурентов………………..12
1.2.5 Оценка спектра возможных реакций конкурентов……..……...13
1.3 Методы определения конкурентоспособности продукции…………14
2 Конкурентный анализ ЗАО МШФ “Вяснянка”………………………….17
2.1 Краткая характеристика ЗАО МШФ “Вяснянка”…………………...17
2.2 Анализ рынка сбыта…………………………………………………...18
2.3 Сравнительная характеристика финансового положения ЗАО
МШФ “Вяснянка” и ОАО “Славянка”……………………………….21
2.3.1 Оценка ликвидности и платежеспособности ЗАО МШФ
“Вяснянка” и ОАО “Славянка”…….………………………….21
2.3.2 Оценка финансовой устойчивости ЗАО МШФ “Вяснянка”
и ОАО “Славянка”…………………………………...........................22
2.4Анализ конкурентоспособности ЗАО МШФ “Вяснянка”…………23
2.5 Выбор стратегии по позиционированию товара на рынке………..27
3 Совершенствование маркетинговых исследований
конкурентоспособности фирмы…………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..37
Список использованных источников………………………………………40
Приложение А Бухгалтерский баланс за 2003 г. ЗАО МШФ “Вяснянка”.41
Приложение Б Бухгалтерский баланс за 2003 г. ОАО “Славянка”………43
Таблица 2.3 - Оценка ликвидности и платежеспособности ЗАО МШФ
“Вяснянка” и ОАО “Славянка”
Показатели |
ЗАО МШФ “Вяснянка” |
ОАО “Славянка” |
Нормативное значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
коэффициент текущей ликвидности |
1,06 |
0,95 |
0,8 – 1,7 |
Продолжение таблицы 2.3
1 |
2 |
3 |
4 |
коэффициент критической ликвидности |
0,08 |
0,09 |
0,5 – 0,7 |
коэффициент абсолютной ликвидности |
0,0028 |
0,0096 |
0,2 – 0,25 |
Исходя из рассчитанных в таблице 2.3 коэффициентов можно сделать вывод, что оба предприятия имеют примерно одинаковый уровень платежеспособности.
2.3.2 Оценка финансовой устойчивости ЗАО МШФ “Вяснянка” и
ОАО “Славянка”
Финансовая устойчивость фирмы определяет долгосрочную стабильность, и данный показатель характеризует финансовое положение с точки зрения достаточности и эффективности использования собственного капитала. Оценка финансовой устойчивости характеризуется с помощью следующих показателей:
Таблица 2.4 - Оценка финансовой устойчивости ЗАО МШФ “Вяснянка” и
ОАО “Славянка”
Показатели |
ЗАО МШФ “Вяснянка” |
ОАО “Славянка” |
Нормативное значение |
коэффициент финансовой автономии |
0,8 |
0,7 |
|
коэффициент финансовой зависимости |
0,23 |
0,42 |
|
коэффициент финансового риска |
1,25 |
1,4 |
— |
Исходя из рассчитанных в таблице 2.4 коэффициентов можно сделать следующие выводы:
- так как коэффициент финансовой автономии на ЗАО МШФ “Вяснянка” (0,8) и ОАО “Славянка”(0,7) 0,5, то все обязательства обоих предприятий могут быть покрыты их собственными средствами;
- так как коэффициент финансовой зависимости на ЗАО МШФ “Вяснянка” (0,23) и ОАО “Славянка” (0,42) 1, то кредитоспособность предприятий довольно высокая.
Несмотря на незначительные различия в рассчитанных коэффициентах, можно сказать, что в общем финансовое положение на ЗАО МШФ “Вяснянка” и ОАО “Славянка” примерно одинаковое.
2.4 Анализ конкурентоспособности продукции ЗАО МШФ “Вяснянка”
Проведём оценку конкурентоспособности продукции ЗАО МШФ “Вяснянка” по индексному методу.
Таблица 2.5 – Определение конкурентоспособности товара
Параметры |
Вес, аi |
Товар ОАО ”Элема” |
Продукция ЗАО “Вяснянка” |
Единичный индекс |
Продукция ОАО ”Славянка” |
Единичный индекс | |||
bi, оценка |
ai |
bi, оценка |
ai |
bi, оценка |
ai | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Потребительские свойства | |||||||||
Качество |
10 |
8 |
80 |
8 |
80 |
1 |
6 |
60 |
1,333 |
Стиль |
9 |
9 |
81 |
8 |
72 |
0,888 |
8 |
72 |
1 |
Размерная группа |
8 |
9 |
72 |
8 |
64 |
0,88 |
7 |
56 |
1,143 |
Цветовая гамма |
5 |
9 |
45 |
8 |
40 |
0,88 |
7 |
35 |
1,143 |
Широта ассортимента |
6 |
8 |
48 |
6 |
36 |
0,75 |
5 |
30 |
1,2 |
Фактура ткани |
5 |
8 |
40 |
6 |
30 |
0,75 |
6 |
30 |
1 |
ИТОГО |
Х |
Х |
366 |
Х |
322 |
Х |
Х |
283 |
Х |
2. Экономические свойства | |||||||||
Отпускная цена |
5 |
8 |
40 |
9 |
45 |
1,125 |
9 |
45 |
1 |
Розничная цена |
10 |
8 |
80 |
9 |
90 |
1,125 |
9 |
90 |
1 |
ИТОГО |
Х |
Х |
120 |
Х |
135 |
Х |
Х |
135 |
Х |
Исходя из данных таблицы 2.5, рассчитаем сводный потребительский и сводный экономический индексы:
Ипiп = 322 : 366 = 0,879
Ипiэ = 135 : 120 = 1,125
Ипiп = 322 : 283 = 1,138
Ипiэ = 135 : 135 = 1
Исходя из этого рассчитаем интегральный индекс конкурентоспособности:
Ик 1= 0,879 : 1,125= 0,781
Ик 2 = 1,138: 1= 1,138
Так как Ик1 < 1, то продукция ЗАО “Вяснянка” уступает продукции ОАО “Элема”, а поскольку Ик 2 > 1, то продукция ОАО “Славянка” уступает продукции ЗАО “Вяснянка”. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наиболее конкурентоспособную продукцию выпускает ОАО “Элема”, на втором месте - продукция ЗАО “Вяснянка”, и лишь на третьем месте по конкурентоспособности находится продукция ОАО “Славянка”.
Одним из средств изучения конкурентов в маркетинге традиционно считается концепция “4Р” (рисунок 1), которая представляет собой сравнительный анализ вашего предприятия и предприятий-конкурентов по следующим факторам (продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта — 4Р — по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке):
Product — по продукту / услугам;
Price — по финансовому положению и ценовой стратегии;
Promotion — по формам и методам продвижения на рынке;
Place — по регионам / каналам сбыта
Данные, необходимые для оценки конкурентоспособности нашего предприятия, лучше всего систематизировать в виде таблицы, чтобы можно было в наглядной форме определить сильные и слабые стороны вашей фирмы и ваших конкурентов по основным факторам.
В таблице 2.6 приводятся наиболее распространенные параметры, характеризующие основные факторы конкурентоспособности. Каждому из этих параметров нужно дать количественную оценку. Сделать это можно экспертным путем, например для каждого предприятия по шкале от 1 до 10 баллов. Далее бальные оценки могут быть суммированы: 1) по отдельным факторам (каждому из 4Р); 2) по всем факторам в целом, чтобы установить уровень конкурентоспо-
Рисунок 1 – Концепция анализа конкурентов по факторам 4Р
Продукт Каналы сбыта
Ассортимент продуктов Местоположение
Качество Запасы
Дизайн Транспортировка
Технические характеристики Степень охвата рынка
Товарный знак Дилеры
Размеры Дистрибьюторы
Гарантийное и сервисное
обслуживание
Упаковка
рынка
Цена Продвижение на рынке
Прейскурантная Реклама
Скидки Паблисити
Условия оплаты Прямой маркетинг
Условия кредита Стимулирование сбыта
Обучение сбытового
собности каждого предприятия. Если по какому-то из параметров нет пока достаточной информации, лучше исключить его из анализа.
Таблица 2.6 – Лист оценки конкурентоспособности (систематизация
результатов анализа “4Р”) ЗАО “Вяснянка”
Факторы конкурентоспособности |
ЗАО МШФ “Вяснянка” |
ОАО “Элема” |
ОАО “Славянка” |
“1Р” (продукт) — Product | |||
Качество |
8 |
8 |
6 |
Стиль |
7 |
8 |
8 |
Престиж торговой марки |
6 |
9 |
6 |
Размерная группа |
10 |
8 |
7 |
Цветовая гамма |
8 |
9 |
7 |
Широта ассортимента |
6 |
8 |
5 |
Фактура ткани |
6 |
8 |
6 |
“2Р” (цена) — Price | |||
Отпускная |
9 |
8 |
8 |
Розничная |
9 |
8 |
8 |
“3Р” (регион и каналы сбыта) — Place | |||
Стратегия сбыта |
5 |
7 |
4 |
Число дилеров |
2 |
6 |
2 |
Степень охвата рынка |
6 |
9 |
4 |
Регионы сбыта |
8 |
9 |
6 |
“4Р” (продвижение на рынке) — Promotion | |||
Формы рекламы |
5 |
5 |
4 |
Бюджет рекламы |
5 |
7 |
4 |
Участие в выставках |
9 |
10 |
4 |
Сумма баллов |
109 |
127 |
89 |
Как видно из таблицы 2.6 ОАО “Элема” является более конкурентоспособным предприятием по сравнению с ЗАО МШФ “Вяснянка”, а ЗАО МШФ “Вяснянка” более конкурентоспособно, чем ОАО “Славянка”.
В процессе анализа очень важно дать развернутое объяснение или обоснование, почему той или иной переменной таблицы 2.6 присвоена данная оценка. Только в этом случае общий итог листа оценки (сумма баллов) покажет истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Суммирование по отдельным факторам и сопоставление этих данных с общим итогом таблицы позволяет руководству предприятия выяснить, за счет улучшения каких параметров нужно повышать конкурентоспособность.
2.5 Выбор стратегии по позиционированию товара на рынке
Вывод товара в сферу реализации, сопровождаемый специальными маркетинговыми средствами продвижения, во многом определяет объемы будущих продаж. В связи с этим важным является предвидение возможных стратегий конкурентов по позиционированию своих товаров на рынке. Принципиальной основой для этого служит матрица “цена маркетинговые затраты”, представленная на рисунке 2.
В этом случае конкуренты устанавливают более высокую цену на товар и расходуют больше средств на стимулирование сбыта. Высокой ценой обеспечивается значительная прибыль, а большие усилия по стимулированию сбыта позволяют быстро проникнуть на рынок.
В данной ситуации цена устанавливается выше, чем в среднем у конкурентов при низких затратах на маркетинг.