Конкурентоспособность товара предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассматриваются основные понятия и составляющие конкурентоспособности услуг. Также показатели и факторы определяющие конкурентоспособности услуг и ее оценку.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по услугам.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Конкуренция – это процесс взаимодействия и борьбы между субъектами хозяйствования как на рынке товаров и услуг, так и на рынке факторов производства за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции (услуг) для достижения своих стратегических и тактических целей посредством создания, сохранения своих конкурентных преимуществ и управления ими.

Под конкурентным преимуществом понимается какая-либо исключительная ценность, новизна, отличительная особенность, дающая данному субъекту хозяйствования преимущество перед другими участниками рынка (продавцами, производителями).

М. Портер подразделял факторы конкурентоспособности на несколько типов:

                       естественно и искусственно созданные;

                       общие и специализированные (по степени реализации);

                       физические ресурсы, людские ресурсы, ресурсы знаний, денежные ресурсы, инфраструктура (в связи с факторами производства).

Конкурентоспособность товара – это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, которые отличают его от аналогичных продуктов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Другими словами это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей и его способность быть проданным.

А.С. Головачев отмечает, что конкурентоспособность товаров, услуг зависит от:

1. внутренних и внешних факторов

2. уровня управления конкурентоспособностью, которая функционально включает прогнозирование, планирование, анализ, организацию, регулирование, оценку и мотивацию. [5]

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Выпуск конкурентоспособной продукции или услуги и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции или услуги и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Компаниям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию или услугу, цены, исследование емкости рынка, определение доли компании в общем объеме продажи продукции или услуги данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

Объектом исследования в курсовой работе выступают услуги компаний сотовой связи на территории Республики Беларусь.

Предметом исследования является конкурентоспособность услуг. Кроме того, в рамках курсовой работы мы предложили  направления по повышению конкурентоспособности услуг на рынке услуг сотовой связи.

Цель работы: оценить конкурентоспособность услуг сотовой связи на территории Республики Беларусь.

Актуальность выбранной темы заключается в изучении конкурентоспособности услуг каждого из операторов сотовой связи. Всё новые и новые технологии входят в нашу жизнь. Буквально 7-8 лет назад мобильный телефон был еще элементом роскоши, или инструментом необходимым крупным бизнесменам, сейчас же он стал повседневной частью нашей жизни. Мобильный телефон - необходимый атрибут для 4 млрд. жителей Земли.

Активное развитие рынка связи приводит к появлению новых возможностей для потребителей услуг. Абоненты выигрывают от предоставления им новых услуг, расширения возможностей выбора поставщиков, снижения стоимости услуг. В то же время для операторов связи быстрые темпы роста рынка создают ряд проблем:

                      снижается доходность услуг;

                      увеличивается миграции клиентов;

                      растет стоимость привлечения новых клиентов;

                      возрастают требования к инфраструктуре сети и бизнеса в целом;

                      рынок услуг приблизился к насыщению и др.

Надо отметить, что понятие "услуга мобильной связи" становится все более емким. Так, в последнее время наряду с возможностями голосовой связи и передачи данных оно стало включать предоставление доступа к информационным ресурсам. Не случайно в языке связистов закрепился англоязычный термин контент-провайдер, обозначающий компанию, основной бизнес которой строится на предоставлении услуг речевой, видеосвязи и/или передачи данных, а также доступа к различным информационным ресурсам. Контент-провайдер могут быть операторами связи или интегрировать сервисы других операторов и провайдеров, предлагая клиентам единый пакет услуг.

В условиях острой и продолжающей обостряться конкуренции  операторам связи, прежде всего, необходимо обеспечить устойчивое функционирование и дальнейшее развитие компании, залог этого высокий уровень конкурентоспособности оператора. [12]

В курсовой работе рассматриваются основные понятия и составляющие конкурентоспособности услуг. Также показатели и факторы определяющие конкурентоспособности услуг и ее оценку.

Основными источниками явились учебные пособия по маркетингу: Стариков В.Я., Кожекин Г.Я.,а также другие источники, которые более подробно описаны в списке литературы, периодические издания.


ГЛАВА 1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УСЛУГИ

 

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности.

 

Конечная цель любой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую от­носительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.

Чтобы полнее понять существо проблемы, выделим несколько важных следствий этого положения.

1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособ­ности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.

3. Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

                       понимание нужд потребителя и тенденции их развития;

                       знание поведения и возможностей конкурентов;

                       знание состояния и тенденций развития рынка;

                       знание окружающей среды и ее тенденций;

                       умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента. [1]

 

1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг.

 

Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:

                       Качество товаров и услуг;

                       Цена товаров и услуг;

                       Уровень квалификации персонала и менеджмента;

                       Технологический уровень производства;

                       Доступность источников финансирования;

Качество товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Различают качества товара, услуги:

                       физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма,

цвет, запах;

                       эстетические: стиль, класс, красота, изящество;

                       символические: статус, престиж, класс;

                       дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

При разработке марочного товара производитель должен при­нять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целе­вом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество – это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.

Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Американцев поражает качество японских автомобилей, японской электроники, а также автомобилей, одежды и пищевых продуктов европейского производства. Многие потребители предпочитают покупать одежду, которая дольше носится и дольше выглядит элегантной по сравнению с ультрамодными изделиями. Они проявляют больше интереса к свежим и питательным продуктам, сырам, деликатесам и меньше к безалкогольным напиткам, сладостям и обедам из замороженных полуфабрикатов. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.

Традиционно низкое качество товаров, услуг – это не следствие национальной неспособности россиян создавать и производить качественную продукцию. Нет никаких серьезных причин, чтобы не усовершенствовать или не создать принципиально новый продукт, отвечающий требованиям рынка. Если же уровень развития инженерно-конструкторской службы предприятия не позволяет создать конкурентоспособный продукт собственными силами, то ничто не мешает обратиться к другим, лидирующим на рынке, предприятиям с предложением о приобретении лицензии. Эта практика с успехом применялась предприятиями таких стран, как Китай, Южная Корея и многих других. Причем предприятия этих стран исторически значительно уступали в технологическом уровне и инженерно-конструкторских традициях. Одной из наиболее часто называемых причин неспособности компаний производить качественную и конкурентоспособную продукцию является устаревшее технологическое оборудование. Но что мешает приобрести новейшее оборудование сегодня, когда границы открыты и любое самое современное оборудование доступно? С другой стороны, предприятие, не располагающее требуемым технологическим оборудованием сегодня, может заказать производство необходимых деталей и узлов другим производителям, имеющим необходимое оборудование.

Информация о работе Конкурентоспособность товара предприятия