Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:03, курсовая работа
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ 6
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности 6
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 9
1.3. Методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг 16
1.4. Уровни конкурентоспособности предприятий 19
2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ ЗАО «ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА «БелКарт» 23
2.1. Общая характеристика ЗАО «Платежная система «БелКарт» 23
2.2. Анализ конкурентоспособности 26
2.3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
-
межбанковские расчеты с
-
информационное и сервисное
«БелКарт» - это комплексная система, включающая в себя все атрибуты платежных систем подобного типа: организационное, правовое, методологическое, информационное, финансово-экономическое и техническое обеспечение, инструменты и методы осуществления расчетов, управления рисками и обеспечения безопасности.
2.2. Анализ конкурентоспособности ЗАО «Платежная система «БелКарт»
Анализ конкурентоспособности предприятия будем производить по данным о положении, занимаемом на рынке.
В Республике Беларусь эмитируются карточки таких международных систем, как VISA,MasterCard, карточки внутренней системы «БелКарт», а также карточки внутренних частных систем, созданных отдельными банками Республики Беларусь. Количество банковских пластиковых карточек в обращении по состоянию на 1 января 2009 г. составило 3 882 511 карточек.
Рис. 2.1. Доля на рынке различных платежных систем, %
Из диаграммы видно, что удельные веса карточек внутренних, международных и внутренних частных систем составили соответственно 9,72%, 89,23% и 1,05%.
Таким образом, доля рынка, которую занимает платежная система «БелКарт», составляет около 10%. Но несмотря на большой удельный вес международных систем (Masterсard, Visa, Europay и т.д.), национальная платежная система «БелКарт» является достойным конкурентом на рынке пластиковых карточек. А большая разница в доле рынка объясняется сравнительно недавним появлением системы «БелКарт», по сравнению с международными.
Табл.
Оценка конкурентоспособности пластиковой карточки БелКарт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАО «Платежная система «БелКарт» хоть и занимает маленькую нишу на рынке, но вместе с тем достигло большого развития с момента образования, о чем свидетельствует динамика изменения основных показателей работы за последние 5 лет.
Годовой оборот с использованием карточек «БелКарт» увеличился с 1049 млрд. бел. р. в 2007 г. до 1479 млрд. бел. р. в 2008 г. или на 40,5 %. Для сравнения: рост оборота в системе «БелКарт» в 2007 г. по сравнению с 2006г. составлял 69 %.
Банки-лидеры по обороту в системе: ОАО «Белагропромбанк» (49%) и ОАО «Белинвестбанк» (31%).
Общее число операций, обработанных
за время существования системы,
достигло 40 млн., в том числе в
2008 г. в системе проведено около
12 млн. дебетовых операций, что на
22 % больше количества операций за аналогичный
период прошлого г. По сравнению с
месяцем регистрации ЗАО «
Все более активно держатели карточек «БелКарт» используют их для совершения операций безналичной оплаты товаров и услуг. За 2008 г. число операций безналичной оплаты товаров и услуг выросло на 74 %, при этом количество таких операций в предприятиях торговли и сервиса увеличилось только на 21 %, а в пунктах банковского обслуживания на 137 %.
В 2008 г. количество операций безналичной оплаты товаров и услуг составило 25,8 % от общего количества операций в целом по системе, а наилучший региональный показатель в г. Солигорск достиг 51 %. Число поставщиков услуг, в адрес которых совершаются сег.ня безналичные платежи с использованием карточек «БелКарт», достигло 625 и продолжает расти.
Значительному увеличению числа
безналичных операций способствовало
внедрение банками –
По состоянию на конец 2008 г. инфраструктура платежной системы «БелКарт» характеризуется следующими основными показателями: количество населенных пунктов республики, в которых обслуживаются карточки «БелКарт», составило 266 (рост по сравнению с датой регистрации ЗАО «Платежная система «БелКарт» – 532%); количество предприятий торговли и сервиса, принимающих к обслуживанию карточки «БелКарт», – 1 595 (рост – 233 %); количество единиц периферийного оборудования, принимающего к обслуживанию карточки «БелКарт», – 6 064 (рост – 304 %).
Количество предприятий торговли и сервиса, принимающих к оплате платежные карточки «БелКарт» (ПТС) достигло – 1 595 (увеличилось по сравнению с 2007 г. на 15%), в которых установлено 2 132 (+21%) терминала. Количество точек обслуживания, принимающих к оплате платежные карты «БелКарт», достигло 6 000 (+ 34%). Расчетно-кассовых центров (РКЦ) – 2 015 (+44%). Терминалов пунктов банковского обслуживания (ТПБО) – 1 548 (+44%).
Всего в системе "БелКарт" по состоянию на конец 2008 г. зарегистрировано 298 банкоматов (+16%), в которых в месяц проводится около 500 000 операций по карточкам "БелКарт". Лидером по количеству банкоматов в системе «БелКарт» является ОАО «Белинвестбанк» (55%)
Распределение находящихся
в обращении карточек «БелКарт»
по банкам-эмитентам |
|
Рис. 2.2. Статистика работы системы по банкам-участникам системы
Вместе с тем результаты
развития системы расчетов с использованием
банковских пластиковых карточек свидетельствуют
о значительном отставании темпов развития
технической инфраструктуры их обслуживания,
особенно в части инфраструктуры,
позволяющей совершать
В соответствии со средними международными показателями на 1 банкомат приходится 2 600 карточек, на 1 платежный терминал – 160 карточек. По состоянию на 01.01.2008 г. в Республике Беларусь в расчете на 1 банкомат эмитировано 2 477 карточек, на 1 терминал, установленный в предприятиях торговли и сервиса и пунктах выдачи наличных, -358 карточек, что более чем в 2 раза превышает международный показатель. Кроме того, банкоматная сеть пока сосредоточена в наиболее крупных городах и не является должным образом разветвленной.
Недостаточным на сегодняшний
день является уровень развития инфраструктуры
так называемого «двойного
2.3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг
Как уже отмечалось, в конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты.
Создание такой
Так, прекрасный дизайн легкового автомобиля при плохом техническом обслуживании не спасет новую марку автомобиля от провала на рынке.
Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:
ü Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
ü Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;
ü Отыскать новое применение выпускаемым товарам;
ü Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;
ü Найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;
ü Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
ü Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.
В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.
Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет покупатель, будет искать другого продавца.
Исходя из оценки существующей
и перспективной
ü Продолжать ли производство данного товара и его сбыт;
ü Провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;
ü Снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;
ü Приступить ли к поиску нового рынка сбыта с учетом достаточности финансовых и материальных ресурсов, наличия товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.
Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы и необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.
Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня многие предприятия и фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления.
Однако создание нового товара
процесс чрезвычайно сложный, так
как помимо конструкторско-
После предварительной оценки идеи о создании нового товара (а их этих идей, как правило, изучают множество), в основе, которой лежат: тщательный анализ преимущества потребителя при переходе на покупку новой продукции; емкость рынка и трудности проникновения на него; характер и острота конкуренции по аналогичной продукции; возможности конкурентов выхода на этот же рынок с аналогичной продукцией, руководством предприятия изучается оценка экономической эффективности выпуска нового изделия. Эта оценка включает в себя, прежде всего определение экономических параметров изготовления головного образца составляется калькуляция себестоимости изготовления и сбыта и определяются возможные поступления средств от продаж. Сопоставление расходов с доходами позволяет решить вопрос о целесообразности запуска нового производства. Затем разрабатывается детальный бизнес-план выпуска нового изделия, исследуются источники снабжения, и разрабатывается комплекс мер по обеспечению реализации товара от рекламы до технического обслуживания.