Конкурентоспособность товаров (или услуг) в маркетинге предприятия (на материалах ЗАО "Платежная система "БелКарт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ 6
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности 6
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 9
1.3. Методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг 16
1.4. Уровни конкурентоспособности предприятий 19
2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ ЗАО «ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА «БелКарт» 23
2.1. Общая характеристика ЗАО «Платежная система «БелКарт» 23
2.2. Анализ конкурентоспособности 26
2.3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 388.29 Кб (Скачать файл)

-             межбанковские расчеты с другими  банками-членами системы «БелКарт»; 

-             информационное и сервисное обслуживание  держателей карточек.

«БелКарт» - это комплексная  система, включающая в себя все атрибуты платежных систем подобного типа: организационное, правовое, методологическое, информационное, финансово-экономическое  и техническое обеспечение, инструменты  и методы осуществления расчетов, управления рисками и обеспечения  безопасности.

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ конкурентоспособности ЗАО «Платежная система «БелКарт»

 

Анализ конкурентоспособности  предприятия будем производить  по данным о положении, занимаемом на рынке.

В Республике Беларусь эмитируются  карточки таких международных систем, как VISA,MasterCard, карточки внутренней системы «БелКарт», а также карточки внутренних частных систем, созданных отдельными банками Республики Беларусь. Количество банковских пластиковых карточек в обращении по состоянию на 1 января 2009 г. составило 3 882 511 карточек.

 

Рис. 2.1. Доля на рынке различных платежных систем, %

 

Из диаграммы видно, что  удельные веса карточек внутренних, международных  и внутренних частных систем составили  соответственно 9,72%, 89,23% и 1,05%.

Таким образом, доля рынка, которую  занимает платежная система «БелКарт», составляет около 10%. Но несмотря на большой  удельный вес международных систем (Masterсard, Visa, Europay и т.д.), национальная платежная система «БелКарт» является достойным конкурентом на рынке пластиковых карточек. А большая разница в доле рынка объясняется сравнительно недавним появлением системы «БелКарт», по сравнению с международными.

 

Табл.

Оценка конкурентоспособности  пластиковой карточки БелКарт

 
Показатель

 
Карточка БелКарт

 
Карточка Visa

 
Единичные показатели, 
 
gi

 
Весовые коэффициенты, ai

 
Групповой показатель, G

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
Технические параметры

 
Возможное количество услуг

 
 7

 
 7

 
 1

 
0,15

 
 0,15

 
Скорость обработки операции в  торговых терминалах, сек.

 
 10

 
 4

 
 2,5

 
 0,2

 
0,5

 
Надежность, % (данные получены по эксп. оценкам)

 
 90

 
75

 
 1,25

 
 0,25

 
 0,31

           

 
Продолжение табл. 3.1

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
Качество изображения на карте (количество цветов, точек на 1 дм)

 
 6

 
 4

 
 1,5

 
 0,15

 
 0,23

 
Средний срок службы, лет

 
 5

 
3

 
1,7

 
0,25

 
0,43

 
Итого

     

 
 1

 
1,62

 
Экономические параметры

 
Цена, у.е.

 
5

 
 3

 
 1,67

 
0,4

 
0,67

 
Комиссия при обслуживании в другой системе, %

 
0,3

 
 0,3

 
 1

 
0,6

 
 0,6

 
Итого

     

 
 1

 
1,27


 

 

ЗАО «Платежная система «БелКарт»  хоть и занимает маленькую нишу на рынке, но вместе с тем достигло большого развития с момента образования, о чем свидетельствует динамика изменения основных показателей  работы за последние 5 лет.

Годовой оборот с использованием карточек «БелКарт» увеличился с 1049 млрд. бел. р. в 2007 г. до 1479 млрд. бел. р. в 2008 г. или на 40,5 %. Для сравнения: рост оборота в системе «БелКарт» в 2007 г. по сравнению с 2006г. составлял 69 %.

Банки-лидеры по обороту  в системе: ОАО «Белагропромбанк» (49%) и ОАО «Белинвестбанк» (31%).

Общее число операций, обработанных за время существования системы, достигло 40 млн., в том числе в 2008 г. в системе проведено около 12 млн. дебетовых операций, что на 22 % больше количества операций за аналогичный  период прошлого г. По сравнению с  месяцем регистрации ЗАО «Платежная система «БелКарт» рост составил 199 %.

Все более активно держатели  карточек «БелКарт» используют их для  совершения операций безналичной оплаты товаров и услуг. За 2008 г. число  операций безналичной оплаты товаров  и услуг выросло на 74 %, при этом количество таких операций в предприятиях торговли и сервиса увеличилось  только на 21 %, а в пунктах банковского  обслуживания на 137 %.

В 2008 г. количество операций безналичной оплаты товаров и  услуг составило 25,8 % от общего количества операций в целом по системе, а  наилучший региональный показатель в г. Солигорск достиг 51 %. Число  поставщиков услуг, в адрес которых  совершаются сег.ня безналичные платежи с использованием карточек «БелКарт», достигло 625 и продолжает расти.

Значительному увеличению числа  безналичных операций способствовало внедрение банками – участниками  системы комплекса новых услуг, связанных с безналичными платежами  и перечислениями денежных средств, в том числе оплата услуг РУП  «Белтелеком», подключение новых  регионов по оплате коммунальных платежей, расширении возможностей SMS-banking.

По состоянию на конец 2008 г. инфраструктура платежной системы «БелКарт» характеризуется следующими основными показателями: количество населенных пунктов республики, в которых обслуживаются карточки «БелКарт», составило 266 (рост по сравнению с датой регистрации ЗАО «Платежная система «БелКарт» – 532%); количество предприятий торговли и сервиса, принимающих к обслуживанию карточки «БелКарт», – 1 595 (рост – 233 %); количество единиц периферийного оборудования, принимающего к обслуживанию карточки «БелКарт», – 6 064 (рост – 304 %).

Количество предприятий  торговли и сервиса, принимающих  к оплате платежные карточки «БелКарт» (ПТС) достигло – 1 595 (увеличилось по сравнению с 2007 г. на 15%), в которых  установлено 2 132 (+21%) терминала. Количество точек обслуживания, принимающих  к оплате платежные карты «БелКарт», достигло 6 000 (+ 34%). Расчетно-кассовых центров (РКЦ) – 2 015 (+44%). Терминалов пунктов  банковского обслуживания (ТПБО) – 1 548 (+44%).

Всего в системе "БелКарт" по состоянию на конец 2008 г. зарегистрировано 298 банкоматов (+16%), в которых в месяц проводится около 500 000 операций по карточкам "БелКарт". Лидером по количеству банкоматов в системе «БелКарт» является ОАО «Белинвестбанк» (55%)

Распределение находящихся  в обращении карточек «БелКарт»  по банкам-эмитентам 
 


Рис. 2.2. Статистика работы системы по банкам-участникам системы

 

Вместе с тем результаты развития системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек свидетельствуют  о значительном отставании темпов развития технической инфраструктуры их обслуживания, особенно в части инфраструктуры, позволяющей совершать безналичные  платежи, от темпов эмиссии карточек. За 2007 г. количество карточек в обращении  увеличилось на 92 %, количество банкоматов – на 77 %, количество предприятий  торговли и сервиса, оснащенных платежными терминалами, – на 46 %.

В соответствии со средними международными показателями на 1 банкомат приходится 2 600 карточек, на 1 платежный  терминал – 160 карточек. По состоянию  на 01.01.2008 г. в Республике Беларусь в  расчете на 1 банкомат эмитировано 2 477 карточек, на 1 терминал, установленный  в предприятиях торговли и сервиса  и пунктах выдачи наличных, -358 карточек, что более чем в 2 раза превышает  международный показатель. Кроме  того, банкоматная сеть пока сосредоточена  в наиболее крупных городах и  не является должным образом разветвленной.

Недостаточным на сегодняшний  день является уровень развития инфраструктуры так называемого «двойного применения», позволяющей обслуживать карточки различных систем расчетов. Из 887 банкоматов, функционирующих по состоянию на 01.01.2007 г., только в 293 можно осуществлять операции с использованием карточек различных систем, из общего количества терминалов, установленных в предприятиях торговли и сервиса, только 15 % позволяют осуществлять платежи по карточкам различных систем. (Приложение 2.)

 

 

 

 

 

 

2.3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг

 

Как уже отмечалось, в  конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты.

Создание такой потребительской  ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих  ему, является важнейшим условием выживания  на рынке.

Так, прекрасный дизайн легкового  автомобиля при плохом техническом  обслуживании не спасет новую марку  автомобиля от провала на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный  товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

ü Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

ü Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

ü Отыскать новое применение выпускаемым товарам;

ü Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;

ü Найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

ü Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

ü Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

В международной практике считается целесообразным выпускать  не одно изделие, а их достаточно широкий  параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.

Чем обширнее параметрические  ряды и ассортиментные наборы, тем  выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант  закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и т.п. Каждому  потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет покупатель, будет искать другого продавца.

Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности  товара, принимается решение о дальнейшей производственно сбытовой политике:

ü Продолжать ли производство данного товара и его сбыт;

ü Провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;

ü Снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;

ü Приступить ли к поиску нового рынка сбыта с учетом достаточности финансовых и материальных ресурсов, наличия товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.

     Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия  возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы и необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

             Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня многие предприятия и фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления.

Однако создание нового товара  процесс чрезвычайно сложный, так  как помимо конструкторско-технологических  решений и модернизации производственной базы речь идет в конечном счете о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, т.е. в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

После предварительной оценки идеи о создании нового товара (а  их этих идей, как правило, изучают  множество), в основе, которой лежат: тщательный анализ преимущества потребителя при переходе на покупку новой продукции; емкость рынка и трудности проникновения на него; характер и острота конкуренции по аналогичной продукции; возможности конкурентов выхода на этот же рынок с аналогичной продукцией,  руководством предприятия изучается оценка экономической эффективности выпуска нового изделия. Эта оценка включает в себя, прежде всего определение экономических параметров изготовления головного образца составляется калькуляция себестоимости изготовления и сбыта и определяются возможные поступления средств от продаж. Сопоставление расходов с доходами позволяет решить вопрос о целесообразности запуска нового производства. Затем разрабатывается детальный бизнес-план выпуска нового изделия, исследуются источники снабжения, и разрабатывается комплекс мер по обеспечению реализации товара  от рекламы до технического обслуживания.

Информация о работе Конкурентоспособность товаров (или услуг) в маркетинге предприятия (на материалах ЗАО "Платежная система "БелКарт"