Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель работы заключается в закреплении теоретических знаний о конкуренции, движущих силах ее в отрасли, о различных видах конкурентных преимуществ, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности товара и фирмы.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО ……………………………………………
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции.…
1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………..
1.3. Виды конкурентного преимущества………….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ…………………………………………………………
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы……………………………………………..
2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара……………………………
2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы……………………………………………………….
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ ………………………………………….
3.1. Оценка конкурентоспособности товара………………….
3.2. Расчет показателей конкурентоспособности фирмы……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ
Курсовая работа по дисциплине "Маркетинг" на тему "Конкуренция в отрасли" выполняется студентами по специальностям 080502 "Экономика и управление на предприятии (в строительстве)" и студентами, обучающимися по направлению «Менеджмент» 080500.
Цель работы
заключается в закреплении
Курсовая работа состоит из двух основных частей: теоретической и расчетной, и выполняется в соответствии с предложенным ниже содержанием.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Введение ………………………………………………………………
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО ……………………………………………
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции.…
1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………..
1.3. Виды конкурентного преимущества………….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и методические ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара и фирмы…………………………………………………………
2.1. Теоретические аспекты
оценки конкурентоспособности
2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара……………………………
2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы……………………………………………………….
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара И ФИРМЫ ………………………………………….
3.1. Оценка конкурентоспособности т
3.2. Расчет показателей конкурентоспособности фирмы……
Заключение……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….
Теоретический материал и практические данные необходимо систематизировать и представить в виде рисунков, таблиц и диаграмм, сопровождая или предваряя их пояснительным текстом.
Объем курсовой работы – 25–30 страниц, со списком литературы не менее 12–15 наименований. Трудоемкость выполнения работы: глава 1 – 20 %, глава 2 – 30 %, глава 3 – 50 %.
Первые две главы курсовой работы должны представлять собой теоретическое исследование, поэтому глава 1 полностью посвящается определению сущности конкуренции и конкурентного преимущества.
1. КОНКУРЕНЦИЯ И
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
Литературный анализ структуры и содержания формулировок и трактовок понятия «конкуренция» позволяет сделать следующие выводы [1]:
С учетом рассмотренных замечаний предлагается следующее определение: конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях [1,13]. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.
Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в 3 раза эффективнее, чем в России), повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция — очень сложное понятие. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.
Составляющими слова «управление» в понятии «конкуренция» являются: нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание конкурентного преимущества [13].
В качестве субъектов в понятии «конкуренция» могут быть любые социальные, производственные или биологические системы.
Конкурентные преимущества субъектов могут быть [1,13,15]:
наследственными
конструктивными
технологическими
информационными
квалификационными
управленческими
природно-климатическими и др.
В качестве целей системы могут быть: выполнение миссии организации; победа в спортивных соревнованиях или творческих конкурсах, на конкретном рынке с конкретным товаром; достижение за счет внешнего или внутреннего развития либо поглощения конкурента какого-либо определенного состояния или уровня; поддержание достигнутого уровня; выживание и т.д.
Потребности могут быть: объективными (заданными природой или обществом) или субъективными (заданными субъектом управления или животным); первичными или высшими; прошлыми, настоящими и будущими; сопряженными или несопряженными; глобальными или личными; отрицательными или положительными; индивидуальными или общественными и т.д. [1,13].
В систему законодательства входят: конкурентное право, экологическое право, гражданский кодекс, налоговая система, таможенная система, трудовое право и др. [1].
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема — экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения их конструкции и повышения качества. Считаем, что в XXI в. эта задача будет приоритетной, так как в конце XX в. затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы превышали цену до 5 раз в развитых странах и до 20 раз в развивающихся странах.
По степени интенсивности конкуренция может быть [1,4,13]:
• ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.
Формы конкуренции [23]:
Методы конкуренции [20, 23]:
Конкуренция может происходить на следующих уровнях [1,3]:
Варианты изменения силы конкуренции между фирмами следующие [4,23]:
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу [4, 23]:
В подразделе 1.1 «Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции» должна быть определена сущность конкуренции как экономической категории. Обращаясь к источникам по экономической теории, необходимо отметить вклад в фундаментальное исследование конкуренции таких представителей классической политэкономии, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, а также экономистов Дж. Робинсона и Э. Чемберлина, создавших теорию совершенной конкуренции [3,9,26, 27].
Очень важно обосновать следующее положение: без конкуренции нет рыночной системы и, кроме этого, необходимо рассказать об основных особенностях конкуренции.
Далее следует кратко описать шесть функций конкуренции, выделив основную среди них – регулирующую, которая по сути своей объединяет остальные пять: аллокационную, инновационную, адаптационную, распределительную и контролирующую.
Сопоставив три типа конкурентного поведения – креативный, приспособленческий и обеспечивающий – надо перейти к подробному изложению видов конкуренции. Весьма полезным является определение особенностей конкуренции, данное М. Портером [10,20,22].
Поэтому следующий подраздел 1.2 «Силы, управляющие конкуренцией в отрасли», включает расширенную концепцию конкуренции, предложенную М. Портером, в основе которой лежит идея о том, что способность фирмы к завоеванию конкурентного преимущества на базовом рынке зависит не только от прямой конкуренции, с которой она сталкивается, но и от других сил, таких как потенциальные участники рынка, товары-субституты, покупатели и поставщики.
Здесь следует дать рисунок М. Портера «Пять факторов конкуренции» и подробно рассмотреть роль каждой из конкурентных сил [10,20,22].
В подразделе 1.3 «Виды конкурентного преимущества» следует, прежде всего, дать понятие конкурентного преимущества, далее описать внешнее и внутреннее конкурентное преимущество, имеющие разную природу и разное происхождение.
Таблица 1.1. Основные черты конкурентных структур
Основные черты структуры (или параметры рынка) |
Конкурентная структура | |||
Чистая (или совершенная) конкуренция |
Олигополия |
Монополистическая (или несовершенная) конкуренция |
Монополия | |
Количество продавцов |
||||
Количество покупателей |
||||
Сила конкуренции |
||||
Доля на рынке |
||||
Доступ к рынку |
||||
Объем продаж |
||||
Политика ценообразования |
||||
Роль качества и конкуренции |
||||
Роль рекламы в продаже товара |
||||
Норма прибыли |
||||
Эффективность использования ресурсов |