Конкуренция в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в закреплении теоретических знаний о конкуренции, движущих силах ее в отрасли, о различных видах конкурентных преимуществ, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности товара и фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО ……………………………………………
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции.…
1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………..
1.3. Виды конкурентного преимущества………….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ…………………………………………………………
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы……………………………………………..
2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара……………………………
2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы……………………………………………………….
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ ………………………………………….
3.1. Оценка конкурентоспособности товара………………….
3.2. Расчет показателей конкурентоспособности фирмы……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

KR_marketing.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

От  авторов (рекомендации  по  выполнению теоретической  части  курсовой  работы)

 

Курсовая работа по дисциплине "Маркетинг" на тему "Конкуренция в отрасли" выполняется студентами по специальностям 080502 "Экономика и управление на предприятии (в строительстве)" и студентами, обучающимися по направлению «Менеджмент» 080500.

Цель работы заключается в закреплении студентами теоретических знаний о конкуренции, движущих силах ее в отрасли, о различных видах конкурентных преимуществ, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности товара и фирмы.

Курсовая  работа состоит из двух основных частей: теоретической и расчетной, и выполняется в соответствии с предложенным ниже содержанием.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение ………………………………………………………………

Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ

               ПРЕИМУЩЕСТВО ……………………………………………

1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции.…

1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………..

1.3. Виды конкурентного преимущества………….…………..

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и методические ОСНОВЫ

               ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара и фирмы…………………………………………………………

2.1. Теоретические аспекты  оценки конкурентоспособности          товара и фирмы……………………………………………..

2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара……………………………

2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы……………………………………………………….

Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара И ФИРМЫ ………………………………………….

3.1. Оценка конкурентоспособности товара………………….

3.2. Расчет показателей конкурентоспособности фирмы……

Заключение…………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….

Теоретический материал и практические данные необходимо систематизировать и представить в виде рисунков, таблиц и диаграмм, сопровождая или предваряя их пояснительным текстом.

Объем курсовой работы – 25–30 страниц, со списком литературы не менее 12–15 наименований. Трудоемкость выполнения работы: глава 1 – 20 %, глава 2 – 30 %, глава 3 – 50 %.

Первые две главы курсовой работы должны представлять собой теоретическое исследование, поэтому глава 1 полностью посвящается определению сущности конкуренции и конкурентного преимущества.

1. КОНКУРЕНЦИЯ И

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Литературный анализ структуры  и содержания формулировок и трактовок понятия «конкуренция» позволяет сделать следующие выводы [1]:

  1. понятия «конкуренция», предложенные различными авторами, не в полной мере отвечают требованиям системности и комплексности, т.е. они характеризуют только один из множества аспектов конкуренции, установленных А. Смитом и самими авторами, каждый в своей области исследования;
  2. многообразие подходов к формулированию понятия: один автор под конкуренцией понимает соперничество (борьбу) фирм, т.е. юридических лиц, другой — соперничество физических лиц, третий - как наличие на рынке достаточного количества продавцов и покупателей, четвертый - ситуацию, пятый - стремление, шестой — процесс и т.д.;
  3. приведенные понятия не охватывают конкуренцию среди любых социальных, производственных и биологических систем;
  4. понятия не отражают конкуренцию как единство статики и динамики соперничества, выживания систем в заранее заданных или неопределенных условиях;
  5. понятия не увязаны с законодательством.

С учетом рассмотренных  замечаний предлагается следующее определение: конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях [1,13]. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.

Как было доказано многими  экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в 3 раза эффективнее, чем в России), повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция — очень сложное понятие. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.

Составляющими слова «управление» в понятии «конкуренция» являются: нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание конкурентного преимущества [13].

В качестве субъектов в понятии «конкуренция» могут быть любые социальные, производственные или биологические системы.

Конкурентные  преимущества субъектов могут быть [1,13,15]:

        наследственными

        конструктивными

        технологическими

        информационными

        квалификационными

        управленческими

        природно-климатическими и др.

В качестве целей системы могут быть: выполнение миссии организации; победа в спортивных соревнованиях или творческих конкурсах, на конкретном рынке с конкретным товаром; достижение за счет внешнего или внутреннего развития либо поглощения конкурента какого-либо определенного состояния или уровня; поддержание достигнутого уровня; выживание и т.д.

Потребности могут быть: объективными (заданными природой или обществом) или субъективными (заданными субъектом управления или животным); первичными или высшими; прошлыми, настоящими и будущими; сопряженными или несопряженными; глобальными или личными; отрицательными или положительными; индивидуальными или общественными и т.д. [1,13].

В систему законодательства входят: конкурентное право, экологическое право, гражданский кодекс, налоговая система, таможенная система, трудовое право и др. [1].

На современном этапе  мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема — экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения их конструкции и повышения качества. Считаем, что в XXI в. эта задача будет приоритетной, так как в конце XX в. затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы превышали цену до 5 раз в развитых странах и до 20 раз в развивающихся странах.

По степени интенсивности  конкуренция может быть [1,4,13]:

  •   привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли 
    больше, чем в предыдущем сегменте;
  •   умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
  •   ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект 
    поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;

• ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.

Формы конкуренции  [23]:

  • предметная — конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
  • функциональная — конкуренция между товарами (объектами) - заменителями.

Методы конкуренции  [20, 23]:

  • на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
  • на основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара;
  • на основе снижения цены (ценовая);
  • на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
  • на основе использования динамичных факторов, в большей мере характеризующих качество управления, — факторов времени (продолжительность, сроки, скорость, ускорение), синергичности, адаптивности, организованности и др.;
  • на основе использования нескольких или всех пяти предыдущих методов конкуренции (интегральный метод конкуренции).

Конкуренция может происходить  на следующих уровнях [1,3]:

  • местном (в группе, отделе, организации и т.п.);
  • региональном (в районе, городе, области и т.п.);
  • национальном (в стране);
  • межнациональном (в нескольких странах);
  • глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).

Варианты  изменения силы конкуренции между фирмами следующие [4,23]:

  • конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм;
  • конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;
  • конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно;
  • конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж;
  • конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики;
  • конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка;
  • конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;
  • конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;
  • ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству.

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу [4, 23]:

    • размер рынка — чем больше, тем сильнее конкуренты;
    • темпы роста рынка — быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
    • мощности — излишние мощности приводят к падению 
      цен;
    • препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентоспособных новичков;
    • цена;
    • уровень стандартизации товаров — покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
    • мобильные технологические модули;
    • требования к размерам необходимых капитальных вложений — жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;
    • вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;
    • экономия на масштабе — увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
    • быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции.

В подразделе 1.1 «Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции» должна быть определена сущность конкуренции как экономической категории. Обращаясь к источникам по экономической теории, необходимо отметить вклад в фундаментальное исследование конкуренции таких представителей классической политэкономии, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, а также экономистов Дж. Робинсона и Э. Чемберлина, создавших теорию совершенной конкуренции [3,9,26, 27].

Очень важно обосновать следующее положение: без конкуренции нет рыночной системы и, кроме этого, необходимо рассказать об основных особенностях конкуренции.

Далее следует кратко описать шесть  функций конкуренции, выделив основную среди них – регулирующую, которая  по сути своей объединяет остальные  пять: аллокационную, инновационную, адаптационную, распределительную и контролирующую.

Сопоставив три типа конкурентного  поведения – креативный, приспособленческий и обеспечивающий – надо перейти к подробному изложению видов конкуренции. Весьма полезным является определение особенностей конкуренции, данное М. Портером [10,20,22].

Поэтому следующий подраздел 1.2 «Силы, управляющие конкуренцией в отрасли», включает расширенную концепцию конкуренции, предложенную М. Портером, в основе которой лежит идея о том, что способность фирмы к завоеванию  конкурентного преимущества на базовом рынке зависит не только от прямой конкуренции, с которой она сталкивается, но и от других сил, таких как потенциальные участники рынка, товары-субституты, покупатели и поставщики.

Здесь следует дать рисунок М. Портера  «Пять факторов конкуренции» и подробно рассмотреть роль каждой из конкурентных сил [10,20,22].

В подразделе 1.3 «Виды конкурентного преимущества» следует, прежде всего, дать понятие конкурентного преимущества, далее описать внешнее и внутреннее конкурентное преимущество, имеющие разную природу и разное происхождение.

Таблица 1.1. Основные черты конкурентных структур

Основные черты структуры (или параметры рынка)

Конкурентная структура

Чистая (или совершенная) конкуренция

Олигополия

Монополистическая (или несовершенная) конкуренция

Монополия

Количество продавцов

       

Количество покупателей

       

Сила конкуренции

       

Доля на рынке

       

Доступ к рынку

       

Объем продаж

       

Политика ценообразования

       

Роль качества и конкуренции

       

Роль рекламы в продаже товара

       

Норма прибыли

       

Эффективность использования ресурсов

       

Информация о работе Конкуренция в отрасли