Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель работы заключается в закреплении теоретических знаний о конкуренции, движущих силах ее в отрасли, о различных видах конкурентных преимуществ, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности товара и фирмы.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО ……………………………………………
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции.…
1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………..
1.3. Виды конкурентного преимущества………….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ…………………………………………………………
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы……………………………………………..
2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара……………………………
2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы……………………………………………………….
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ ………………………………………….
3.1. Оценка конкурентоспособности товара………………….
3.2. Расчет показателей конкурентоспособности фирмы……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….
Доля на рынке может быть рассчитана через натуральные и стоимостные показатели. Фирма, занимающая наибольшую долю,
Таблица 3.3. Матрица показателей для оценки
маркетинговой составляющей
конкурентоспособности фирмы
Показатели (i) |
Фирмы (j) | |||
1 |
2 |
… j … |
m | |
1. Доля фирмы на рынке |
а11 |
а12 |
а1j |
a1m |
2. Имидж (рейтинг) |
a21 |
a22 |
a2j |
a2m |
3. Размещение (относительно основных сегментов рынка) |
a31 |
a32 |
a3j |
a3m |
4. Маркетинговая деятельность и реклама (бюджеты) |
a41 |
a42 |
a4j |
a4m |
5. Дилерская сеть (система сбыта) |
a51 |
a52 |
a5j |
a5m |
6. Качество продукции |
a61 |
a62 |
a6j |
a6m |
7. Обслуживание потребителей (уровень сервиса) |
a71 |
a72 |
a7j |
a7m |
8. Цена, р./ед |
a81 |
a82 |
a8j |
a8m |
a91 |
a92 |
a9j |
a9m | |
… |
… |
… |
… |
… |
i |
ai1 |
ai2 |
aij |
aim |
… |
… |
… |
… |
… |
n |
an1 |
an2 |
anj |
anm |
В данной матрице i – количество показателей (при i от 1 до n); j – количество сравниваемых фирм (при j от 1 до m).
может быть лидером рынка. Таким фирмам легче диктовать свои условия рынку, как правило, они более прибыльны и имеют важные конкурентные преимущества.
Имидж (рейтинг) характеризует сложившееся общественное мнение о фирме и ее продукции.
Размещение следует рассматривать как географический фактор расположения производителя относительно потенциальных потребителей. Иногда этот фактор может стать решающим из-за высоких транспортных расходов. В зависимости от условий продаж могут резко возрасти цены на продукцию.
Маркетинговая деятельность и реклама в предлагаемом контексте представляет собой бюджет маркетинга, в том числе расходы на рекламу. Реклама является составным элементом коммуникационной стратегии фирмы. В бюджете маркетинговой деятельности фирмы предусматриваются расходы на рекламную деятельность, которые относят к коммерческим расходам и включают в полную себестоимость продукции. Неоправданно высокие расходы на рекламу могут повлечь удорожание продукции. В то же время инициативность, активность и наступательность на рынке невозможны без регулярной подачи сведений о фирме и ее продукции для широкой контактной аудитории.
Дилерская сеть или система сбыта отражает сложившуюся систему распределения продукции фирмы. При этом сбыт может быть самостоятельным, через собственных агентов продаж, или через посредников, то есть с передачей прав собственности на товар. Эффективная система сбыта должна по мере возможности удешевлять продвижение продукции и обеспечивать полную полезность для потребителей.
Качество характеризует конкурентоспособность продукции. Его оценка должна быть комплексной (по целому ряду локальных критериев) и достаточно сложной. В наиболее полном виде качество оценивается отдельно. В то же время фирма, имеющая большие объемы продаж, высокий рейтинг, но уступающая в качестве продукции, со временем, безусловно, утрачивает свои конкурентные преимущества.
Обслуживание потребителей или послепродажный сервис особенно важно для технически сложной продукции. Высокий уровень обслуживания может привлечь дополнительных покупателей. Значение этого факторы в современной экономике растет.
Цена в маркетинговой составляющей является важнейшим фактором конкурентоспособности, как продукции, так и фирмы в целом. При оценке конкурентоспособности чем ниже цена (при прочих равных условиях), тем больше продаж может осуществить фирма.
Каждый показатель имеет свою единицу измерения. Для получения комплексной оценки необходимо привести все показатели в соразмерный вид (по-другому их можно будет назвать стандартизированными). Удобней осуществлять все последующие расчеты в рамках единицы. Для этого в каждой строке находим максимальное (или наилучшее) значение aij и делим все значения этой строки на эту максимальную (наилучшую) величину (таким образом, максимальное (наилучшее) значение aij будет равно 1).
Пример.
Первый шаг Второй шаг
i j |
1 |
2 |
3 |
4 |
i j |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1 |
1000 |
900 |
970 |
700 |
1 |
1 |
0,9 |
0,97 |
0,7 | |
2 |
0,6 |
0,9 |
0,7 |
0,4 |
2 |
0,67 |
1 |
0,78 |
0,44 | |
3 |
32 |
38 |
45 |
60 |
3 |
0,53 |
0,33 |
0,75 |
1 |
Подчеркнуты максимальные
(наилучшие) значения
Складываем значения полученных показателей по каждой фирме. Полученное максимальное значение показывает наиболее конкурентоспособное предприятие. В нашем примере среднеарифметические значения будут равны:
Фирма 1: 1 + 0,67 + 0,53 = 2,20
Фирма 2: 0,9 + 1 + 0,33 = 2,23
Фирма 3: 0,97 + 0,78 + 0,75 = 2,50
Фирма 4: 0,7 + 0,44 + 1 = 2,14
Фирма с номером или индексом j = 3 имеет максимальное, т.е. наилучшее значение.
Такой расчет приемлем, если все сравниваемые показатели равноценны по значимости.
Но на разных этапах жизненного цикла любого предприятия значимость отдельных показателей может быть весьма различной. Значимость можно установить относительно единицы. Например, значимость первого показателя равна 0,3, второго – 0,2, третьего – 0,5. Произведем взвешивание полученных на втором шаге показателей с учетом их значимости:
Третий шаг
I j |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
0,3 |
0,27 |
0,29 |
0,21 |
2 |
0,13 |
0,2 |
0,16 |
0,09 |
3 |
0,27 |
0,16 |
0,38 |
0,5 |
∑ |
0,7 |
0,63 |
0,83 |
0,8 |
Лучшим осталось третье предприятие, а вот остальные конкуренты поменяли свои позиции. Таким образом, ранжируем фирмы по максимальному результату.
Пояснение к исходной информации:
Доля фирмы на рынке = , (3.2)
где Q - объем продаж, тыс.р.;
i - количество фирм на исследуемом рынке, ед.
3. Показатели п.п. 13 - 17 табл. 3.8 отмечены звездочками:
п. 13* – показатели имиджа или рейтинга приведены в процентах; при этом делается допущение, что рейтинг всемирно известных фирм принимается за 100 % до 0 (никому не известная или новая фирма);
п. 14** – показатели размещения приведены относительно единицы: удобное (близкое) к потребителям расположение принимается за 1, наиболее отдаленное – за 0,1;
п. 15*** – показатели качества приводятся также условно, относительно единицы: наилучшее принимается за единицу (или за 100 %), более низкие сорта (марки и т.д.) берутся по отношению к 1.
п.16**** и п.17***** (дилерская сеть и обслуживание потребителей) приводятся в условных оценках от 1 до 5 (от низких или малоэффективных значений к более высоким).
Цены (п. 18 табл. 3.8) берутся за единицу продаж, а не за единицу продукции, так как это может быть определенный комплект, объем и т.д. (например, 1000 шт. условного кирпича).
Производственная составляющая конкурентоспособности фирмы
Наиболее простая оценка производственной составляющей конкурентоспособности фирмы может быть произведена по показателю эффективности использования производственного потенциала. При этом в производственный потенциал необходимо включить [24,25]:
- трудовые ресурсы, выраженные через объем оплаты труда - L;
- стоимость израсходованных
- годовые амортизационные
Эффективность (Эi) использования производственного потенциала по каждой фирме может быть определена по формуле [24]:
Эj =
,
Чем больше значение показателя Эj, то есть чем больше выручки приходится на единицу (рубль) вложенных средств (производственного потенциала), тем эффективнее фирма использует свои ресурсы и тем более она конкурентоспособна. После расчетов фирмы ранжируются по местам.
Из таблицы с исходными
Финансовая составляющая конкурентоспособности
предприятия
Оценка финансовой составляющей конкурентоспособности
предприятия может
Рi = , (3.4)
где Рi - рейтинговая оценка финансового состояния организации;
x ,…,х - стандартизированные показатели j-ой анализируемой организации.
Можно ввести весовые значения (назначаемые экспертом) показателей x ,…,х :
(3.5)
Под стандартизированными показателями понимают исходные показатели, приведенные в соразмерный вид через построение матриц, механизм построения которых уже описан (маркетинговая составляющая конкурентоспособности). Это переход от первого состояния (1 шаг) ко второму (2 шаг).
Исходные показатели выбираются из системы показателей, базирующейся на данных публичной финансовой отчетности. Такая система включает четыре группы показателей:
Наиболее важные показатели по приведенным группам приведены в таблице 3.4.
Количество показателей может быть больше или меньше в зависимости от точности и достоверности информации. Все показатели имеют достаточно простой алгоритм расчета.
Например, по 1-ой группе: общая рентабельность определяется как отношение балансовой прибыли на 1 рубль активов предприятия; чистая рентабельность равна отношению чистой прибыли к величине активов; рентабельность собственного капитала - это отношение чистой прибыли к величине собственного капитала; общая рентабельность производственных активов - отношение балансовой прибыли к средней величине основных производственных и оборотных средств в товарно-материальных ценностях.
Соответствующие расчеты проводятся и по остальным 3-м группам [24,25].
По формуле 3.5 делаются расчеты
рейтинговой оценки по всем фирмам.
Наивысший рейтинг имеют
Показатели для расчетов х , …, х предлагаются следующие (см. табл. 3.4), (берутся не все показатели системы, а, например, наиболее важные с позиции эксперта):
1 группа: чистая рентабельность предприятия и рентабельность собственного капитала;
2 группа: дивиденды на 1 акцию и чистая прибыль на 1 р. объема реализации;
3 группа: отдача всех активов и оборачиваемость дебиторской задолженности;
4 группа: коэффициент текущей
Если расчет показателей 1-ой группы описан выше, то алгоритм определения следующих показателей следующий [25]:
2-я группа: