Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель работы заключается в закреплении теоретических знаний о конкуренции, движущих силах ее в отрасли, о различных видах конкурентных преимуществ, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности товара и фирмы.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО ……………………………………………
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции.…
1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………..
1.3. Виды конкурентного преимущества………….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ…………………………………………………………
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы……………………………………………..
2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара……………………………
2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы……………………………………………………….
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ ………………………………………….
3.1. Оценка конкурентоспособности товара………………….
3.2. Расчет показателей конкурентоспособности фирмы……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….
Таблица 3.4.Система финансовых показателей оценки конкурентоспособности фирмы [25]
1-я группа |
2-я группа |
3-я группа |
4-я группа |
Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности |
Показатели эффективности управления |
Показатели оценки деловой активности |
Показатели ликвидности и финансовой устойчивости |
1.Общая рентабельность предприятия 2.Чистая рентабельность предприятия 3.Рентабельность собственного капитала 4.Общая рентабельность производственных активов |
1.Чистая прибыль на 1 р. объема реализации 2.Дивиденды на 1 акцию 3.Прибыль от финансово- 4.Балансоваяприбыль на 1 р. объема реализации |
1.Отдача всех активов 2.Отдача основных средств 3.Оборачиваемость оборотных 4.Оборачиваемость запасов 5.Оборачиваемость дебиторской задолженности 6.Оборачиваемость наиболее 7.Отдача собственного |
1.Коэффициент покрытия 2.Коэффициент текущей ликвидности 3.Индекс постоянного актива 4.Коэффициент автономии 5.Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами |
3-я группа:
отдача всех активов - характеризует объем продаж (выручку), приходящийся на 1 р. активов предприятия, чем выше, тем лучше; все данные для расчетов представлены в таблице 3.8;
4 группа:
На разных стадиях жизни организации приведенные показатели имеют разную степень важности или весомости. Например, на ранних стадиях особенно важно иметь достаточно средств (прибыли) для развития, на стабильных стадиях очень важна самостоятельность функционирования (автономия), на поздних стадиях могут быть другие приоритеты. Таким образом, в дальнейших расчетах необходимо ввести весовые коэффициенты разным показателям в соответствии с формулой 3.5. Весовые коэффициенты могут быть установлены в рамках единицы или как оценки относительно друг друга, например, от 1 до 5. Первый вариант использован в матричном подходе при оценке маркетинговой составляющей конкурентоспособности, поэтому в данном случае можно применить второй вариант, т.е. использование коэффициентов от 1 до 5. Значения коэффициентов приведены в исходной информации - таблица 3.8.
После определения всех перечисленных показателей по всем фирмам рассчитываем рейтинговую оценку. Пусть стандартизированные показатели, например, имеют вид:
Показатели (i) |
Фирмы (j) | ||
1 |
2 |
3 | |
1.Чистая рентабельность |
0,833 |
0,917 |
1,000 |
2.Рентабельность собственного капитала |
1,000 |
0,944 |
0,833 |
3.Дивиденды на 1 акцию |
0,938 |
1,000 |
0,999 |
4.Чистая прибыль на 1 р. объема продаж |
0,989 |
0,998 |
1,0 |
5.Отдача всех активов |
0,500 |
0,750 |
1,000 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности |
0,913 |
0,826 |
1,000 |
7.Коэффициент теку- щей ликвидности |
1,000 |
0,846 |
0,923 |
8.Коэффициент автономии |
0,929 |
1,000 |
0,943 |
Воспользуемся формулой [24,25]:
Как видно, это часть формулы 3.5.
Результаты расчетов по этой формуле удобно свести в таблицу 3.5.
Таблица 3.5.Итоговые данные при определении финансовой
составляющей
Показатели (i) |
Коэффи-циент весомости (Кi) |
Фирмы (j) | ||
1 |
2 |
3 | ||
1.Чистая рентабельность |
3 |
0,289 |
0,144 |
0 |
2.Рентабельность собственного капитала |
3 |
0 |
0,096 |
0,289 |
3.Дивиденды на 1 акцию |
2 |
0,088 |
0 |
0,001 |
4.Чистая прибыль на 1 р. объема продаж |
2 |
0,015 |
0,003 |
0 |
5.Отдача всех активов |
4 |
1,000 |
0,500 |
0 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности |
1 |
0,087 |
0,174 |
0 |
7.Коэффициент теку- щей ликвидности |
2 |
0 |
0,218 |
0,109 |
8.Коэффициент автономии |
4 |
0,142 |
0 |
0,114 |
Итого |
1,621 |
1,135 |
0,513 |
По каждой графе приводится сумма всех i-х показателей по столбцу (по каждой j-ой фирме). В данном примере минимальным значением является сумма показателей 3-ей фирмы (расчет делался по разнице показателей (1 - х )). Следовательно, эта фирма имеет наилучшее финансовое или конкурентоспособное состояние.
Завершает оценку конкурентоспособности фирмы сведение оценок всех 3-х составляющих и окончательное ранжирование фирм по местам. Примером может быть таблица 3.6.
Таблица 3.6.Обобщение составляющих
конкурентоспособности фирм
Составляющие оценки конкурентоспособности |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Маркетинговая |
1 |
3 |
2 |
Производственная |
2 |
3 |
1 |
Финансовая |
3 |
2 |
1 |
Фирма, имеющая большее количество первых мест, является наиболее конкурентоспособной. В нашем примере места распределились следующим образом: 1-е место - 3 фирма, 2-е место - 1 фирма, 3-е место - 2 фирма.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 3.7
Исходные данные для
определения
Фирмы |
Показатели | ||||||||
Цена, р./1000 шт. |
Прочность, МПа |
Водопоглощение, % |
Масса, кг | ||||||
марка 100 |
марка 125 |
марка 150 |
марка 100 |
марка 125 |
марка 150 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
Варианты для студентов, чьи фамилии начинаются с букв А, Е, К, Ш, Ц | |||||||||
1. ОАО "Стройкерамика" |
2500,0 |
2630,0 |
2710,0 |
10,0 |
12,5 |
15,0 |
5,7 |
4,2 | |
2. ОАО "ЗСМ–7" |
2490,0 |
2600,0 |
2720,0 |
9,0 |
12,0 |
14,0 |
5,8 |
4,3 | |
3. ЗАО "Кирпичный завод р.п. Маслянино" |
2530,0 |
2580,0 |
2680,0 |
9,5 |
12,6 |
14,5 |
6,2 |
4,1 | |
4. ОАО "Черепановский ЗСМ" |
2510,0 |
2590,0 |
2700,0 |
9,7 |
12,0 |
13,5 |
6,1 |
4,4 | |
Варианты для студентов, чьи фамилии начинаются с букв Б, Ё, Л, С, Ч | |||||||||
1. ОАО "Стройкерамика" |
2490,0 |
2590,0 |
2690,0 |
10,2 |
12,4 |
15,0 |
6,1 |
4,2 | |
2. ОАО "ЗСМ–7" |
2490,0 |
2600,0 |
2710,0 |
9,1 |
12,1 |
14,2 |
5,8 |
4,2 | |
3. ЗАО "Кирпичный завод р.п. Маслянино" |
2500,0 |
2610,0 |
2680,0 |
9,5 |
12,8 |
15,1 |
5,7 |
4,3 | |
4. ОАО "Черепановский ЗСМ" |
2510,0 |
2590,0 |
2700,0 |
9,8 |
12,0 |
13,7 |
6,0 |
4,4 |