Конкуренция в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в закреплении теоретических знаний о конкуренции, движущих силах ее в отрасли, о различных видах конкурентных преимуществ, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности товара и фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО ……………………………………………
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции.…
1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………..
1.3. Виды конкурентного преимущества………….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ…………………………………………………………
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы……………………………………………..
2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара……………………………
2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы……………………………………………………….
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ ………………………………………….
3.1. Оценка конкурентоспособности товара………………….
3.2. Расчет показателей конкурентоспособности фирмы……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

KR_marketing.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3.4.Система финансовых показателей оценки конкурентоспособности фирмы [25]

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности

Показатели эффективности управления

Показатели оценки деловой активности

Показатели ликвидности и финансовой устойчивости

1.Общая рентабельность предприятия

2.Чистая рентабельность предприятия

3.Рентабельность собственного капитала

4.Общая рентабельность производственных активов

1.Чистая прибыль на 1 р. объема реализации

2.Дивиденды на 1 акцию

3.Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности на 1 р. объема реализации

4.Балансоваяприбыль на 1 р. объема  реализации

1.Отдача всех активов

2.Отдача основных средств

3.Оборачиваемость оборотных средств

4.Оборачиваемость запасов

5.Оборачиваемость дебиторской  задолженности

6.Оборачиваемость наиболее ликвидных  активов

7.Отдача собственного капитала 

1.Коэффициент покрытия

2.Коэффициент текущей ликвидности

3.Индекс постоянного актива

4.Коэффициент автономии

5.Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами


 

 

  

3-я группа:

отдача всех активов - характеризует  объем продаж (выручку), приходящийся на 1 р. активов предприятия, чем выше, тем лучше; все данные для расчетов представлены в таблице 3.8;

  • оборачиваемость дебиторской задолженности характеризует платежную дисциплину потребителей продукции фирмы, а, следовательно, поступление денежных средств. Поэтому, чем больше значение оборачиваемости дебиторской задолженности, тем лучше для предприятия. Значение оборачиваемости определяется отношением выручки от реализации продукции (объем продаж) к величине дебиторской задолженности - данные для расчетов представлены в таблице исходной информации.

4 группа:

  • коэффициент текущей ликвидности - это отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам предприятия, исходные данные представлены в таблице 3.8. Показателей ликвидности несколько. В целом эта группа показателей показывает способность фирмы рассчитываться по своим обязательствам. Среди этих показателей текущая ликвидность характеризует общую ликвидность активов, т.е. погашение краткосрочных обязательств (выплаты заработной платы, перечисления налоговых платежей, пенсионных обязательств и т.д. – то, что должно осуществляться регулярно в краткосрочном периоде) за счет текущих активов (материальных и денежных средств в составе оборотных активов);
  • коэффициент автономии характеризует за счет каких средств функционирует фирма - собственных или заемных; его определение сводится к отношению собственного капитала предприятия к итоговому значению баланса-нетто; показатели для расчета содержатся в таблице 3.8.

На разных стадиях жизни организации  приведенные показатели имеют разную степень важности или весомости. Например, на ранних стадиях особенно важно иметь достаточно средств (прибыли) для развития, на стабильных стадиях очень важна самостоятельность функционирования (автономия), на поздних стадиях могут быть другие приоритеты. Таким образом, в дальнейших расчетах необходимо ввести весовые коэффициенты разным показателям в соответствии с формулой 3.5. Весовые коэффициенты могут быть установлены в рамках единицы или как оценки относительно друг друга, например, от 1 до 5. Первый вариант использован в матричном подходе при оценке маркетинговой составляющей конкурентоспособности, поэтому в данном случае можно применить второй вариант, т.е. использование коэффициентов от 1 до 5. Значения коэффициентов приведены в исходной информации - таблица 3.8.

После определения всех перечисленных  показателей по всем фирмам рассчитываем рейтинговую оценку. Пусть стандартизированные показатели, например,  имеют вид:

 

Показатели (i)

Фирмы (j)

1

2

3

1.Чистая рентабельность

0,833

0,917

1,000

2.Рентабельность собственного капитала

1,000

0,944

0,833

3.Дивиденды на 1

акцию

0,938

1,000

0,999

4.Чистая прибыль на

1 р. объема продаж

0,989

0,998

1,0

5.Отдача всех активов

0,500

0,750

1,000

6. Оборачиваемость дебиторской задолженности

0,913

0,826

1,000

7.Коэффициент теку-

щей ликвидности

1,000

0,846

0,923

8.Коэффициент автономии

0,929

1,000

0,943


 

Воспользуемся формулой [24,25]:

 

                                                            (3.6)

 

Как видно, это часть формулы 3.5.

Результаты расчетов по этой формуле  удобно свести в таблицу 3.5.

 

 

Таблица 3.5.Итоговые данные при определении финансовой

                     составляющей конкурентоспособности  фирмы

Показатели (i)

Коэффи-циент

весомости (Кi)

Фирмы (j)

1

2

3

1.Чистая рентабельность

3

0,289

0,144

0

2.Рентабельность собственного капитала

3

0

0,096

0,289

3.Дивиденды на 1

акцию

2

0,088

0

0,001

4.Чистая прибыль на 

1 р. объема продаж

2

0,015

0,003

0

5.Отдача всех активов

4

1,000

0,500

0

6. Оборачиваемость дебиторской задолженности

1

0,087

0,174

0

7.Коэффициент теку-

щей ликвидности

2

0

0,218

0,109

8.Коэффициент автономии

4

0,142

0

0,114

Итого

1,621

1,135

0,513


 

По каждой графе приводится сумма  всех i-х показателей по столбцу (по каждой j-ой фирме). В данном примере минимальным значением является сумма показателей 3-ей фирмы (расчет делался по разнице показателей (1 - х )). Следовательно, эта фирма имеет наилучшее финансовое или конкурентоспособное состояние.

Завершает оценку конкурентоспособности  фирмы сведение оценок всех 3-х составляющих и окончательное ранжирование фирм по местам. Примером может быть таблица 3.6.

Таблица 3.6.Обобщение составляющих

                     конкурентоспособности фирм

Составляющие оценки конкурентоспособности

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Маркетинговая

1

3

2

Производственная

2

3

1

Финансовая

3

2

1


Фирма, имеющая большее количество первых мест, является наиболее конкурентоспособной. В нашем примере места распределились следующим образом: 1-е место - 3 фирма, 2-е место - 1 фирма, 3-е место - 2 фирма.

 

Список ЛИТЕРАТУРы

 

  1. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие / О.В. Аристов . – М.: Финстатинфорум, 1999. – 142 с.
  2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под общей редакцией Г.Л. Багиева. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.
  3. Баликоев В.З. Краткий курс экономической теории: Учеб. - М.: Менеджер, 2003. - 328 с.
  4. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЭКСМО, 2006. - 496 с.
  5. Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г. Долинская, И.А. Соловьёв. – М.: Изд-во стандартов, 1991. – 128 с.
  6. Еферин В.П. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях: Учеб. пособие / В.П. Еферин, В.В. Мотин. – М.: Домодедово, 1993. – 94 с.
  7. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса / В.С. Ефремов. – М.: Финпресс, 1998. – 192 с.
  8. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер . – СПб.: Питер, 1999. – 896 с.
  9. Курс экономической теории: Учеб. для вузов / М.Н. Чепурин, С.Н. Ивашковский, Е.А. Киселева и др.; Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 5-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2003. – 832 с.
  10. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг.И. Менеджмент, ориентированный на рынок. - 2-е изд. / Пер. с англ. Под ред. В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2008. - 720 с.
  11. Лапин Г.Н. Надёжность производственной деятельности и конкурентоспособность строительной компании / Г.Н. Лапин, Р.М. Хамхоков. – М., 2000. – 136 с.
  12. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2001. – 222 с.
  13. Маркетинг: Учеб. пособие / Под. ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. – СПб.: Бизнес-пресса, 2001. – 512 с.
  14. Международная конкурентность и её оценка / Под ред. В.Н. Завьялова, – М., 1996. – 96 с.
  15. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность , - СПб.: Питер, 2004. - 268 с.
  16. Мишин В.М. Управление качеством: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (061100) В.М. Мишин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.
  17. Моисеева Н.К. Основные положения маркетинга / Н.К. Моисеева. – М.: МИЭТ, 1990. – 156 с.
  18. Оценка конкурентоспособности строительного предприятия // Экономика строительства. – 1997. – № 4. – С. 44–52.
  19. О'Шонесси Дж. Кокурентный маркетинг: стратегический подход: Пер. с англ. / Дж. О'Шонесси; Под ред. Д.О. Ямпольской. – СПб.: Питер, 2002. – 864 с.
  20. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие / М.Э. Портер; Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000. – 495 с.
  21. Свиткин М.З. Обеспечение конкурентоспособности продукции предприятия: Учеб. пособие / М.З. Свиткин, В.Д. Мацута, В.М. Трофимов. – М.: ВИСМ, 1991. – 58 с.
  22. Томпсон-мл.А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа, 12-1 изд.: Пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. - 928 с.
  23. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учеб. / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО "Бизнес-школа"; "Интел-Синтез", 2000. – 640с.
  24. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: Учеб. пособие / Т.Г. Философова. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 389 с.
  25. Шеремет А.Д.Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. - испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.
  26. Экономическая теория: Учебник / Под. ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт, 2006. – 557 с.
  27. Экономическая теория: Учебник. - испр. и доп. /  Под. общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.Г. Журавлевой, Л.С. Тарасевич. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 672 с.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 3.7

Исходные данные для  определения конкурентоспособности  продукции – кирпича строительного*

 

Фирмы

Показатели

Цена, р./1000 шт.

Прочность, МПа

Водопоглощение, %

Масса, кг

марка 100

марка 125

марка 150

марка 100

марка 125

марка 150

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Варианты для  студентов, чьи фамилии начинаются с букв А, Е, К, Ш, Ц

1. ОАО "Стройкерамика"

2500,0

2630,0

2710,0

10,0

12,5

15,0

5,7

4,2

2. ОАО "ЗСМ–7"

2490,0

2600,0

2720,0

9,0

12,0

14,0

5,8

4,3

3. ЗАО "Кирпичный  завод р.п. Маслянино"

2530,0

2580,0

2680,0

9,5

12,6

14,5

6,2

4,1

4. ОАО "Черепановский ЗСМ"

2510,0

2590,0

2700,0

9,7

12,0

13,5

6,1

4,4

Варианты для  студентов, чьи фамилии начинаются с букв Б, Ё, Л, С, Ч

1. ОАО "Стройкерамика"

2490,0

2590,0

2690,0

10,2

12,4

15,0

6,1

4,2

2. ОАО "ЗСМ–7"

2490,0

2600,0

2710,0

9,1

12,1

14,2

5,8

4,2

3. ЗАО "Кирпичный завод р.п. Маслянино"

2500,0

2610,0

2680,0

9,5

12,8

15,1

5,7

4,3

4. ОАО "Черепановский ЗСМ"

2510,0

2590,0

2700,0

9,8

12,0

13,7

6,0

4,4

Информация о работе Конкуренция в отрасли