Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:09, курсовая работа
Задача конъюнктурных исследований состоит в определении степени воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе
Введение
1. Сущность конъюнктуры рынка и значение ее изучения
2. Система показателей конъюнктуры и источники конъюнктурной информации
3. Использование конъюнктурных обзоров при составлении прогнозов развития предприятия
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Определение направлений ценовой политики
3.2.1 Разработка ценовой политики ОАО «РЖД»
3.3 Прогнозирование товарооборота
3.4 Прогнозирование изменений экономического потенциала
3.4.1 Планирование будущей деятельности ОАО «РЖД»
Заключение
Список использованной литературы
Методы
исследования конъюнктуры любого товарного
рынка, хозяйства или отрасли
разрабатываются на основе показателей,
которые могут помочь в определении
направления развития производства,
торговли и финансов в будущем. При
этих исследованиях проводится оценка
соотношения предложения и
Количественное состояние конъюнктуры может быть оценено с помощью следующих групп показателей :
Измеряется объём и динамика производства в целом, размер инвестиций, уровень занятости, размеры заработной платы, данные о заказах;
Платёжеспособный спрос, размеры реализации товаров в кредит, данные о розничной и оптовой торговле;
Объёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок;
К этой группе оценки относятся курсы акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные курсы.
Изучение конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.
Для реализации поставленных перед изучением конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:
1. Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели:
1.1. объем, структура и динамика предложения;
1.2. производственный и сырьевой потенциал предложения;
1.3. эластичность предложения.
2. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:
2.1. спрос в дифференциации по
следующим признакам: степени
удовлетворения, вектору изменения,
формам образования,
2.2. потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам): емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг;
2.3. эластичность спроса.
3. Пропорциональность рынка характеризуют показатели:
3.1. соотношение спроса и
3.2. соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;
3.3. товарная структура
3.4. раздел рынка между
3.5. структура продавцов по формам собственности;
3.6. структура покупателей (
3.7. региональная структура рынка.
4. Тенденция развития рынка характеризуют показатели:
4.1. темпы роста, векторы и
параметры трендов продажи,
5. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:
5.1. коэффициенты вариации продажи,
5.2. параметры моделей сезонности
развития и цикличности
6. Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели:
6.1. региональная вариация
6.2. региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения)
6.3. региональная вариация темпов динамики параметров развития рынка.
7. Деловая активность характеризуется показателями:
7.1. портфель заказов, его состав, заполненность и динамика;
7.2. число, размер, частота и динамика сделок;
7.3. степень загруженности
8. Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:
8.1. инвестиционный риск;
8.2. риск принятия маркетинговых решений;
8.3. риск случайных рыночных
9. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели:
9.1. число фирм, выступающих на
рынке каждого товара, их распределение
по формам собственности,
9.2. общий объем реализации
9.3. уровень приватизации: число
и доля приватизированных
9.4. раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);
9.5. доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.
Данная
система показателей включает в
себя не только специфические показатели
конъюнктуры, но и ряд показателей
статистики рынка из других блоков.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть
связь или корреспонденцию
Результаты
анализа прогнозируемых показателей
конъюнктуры рынка в сочетании
с отчетными и плановыми
Основной
характеристикой конъюнктуры
Успех конъюнктурных исследований зависит от скорости получения объективной и полной информации о причинах, характере и размере колебаний соответствия спроса и предложения на различных рынках.
Главные требования к информации – оперативность и достоверность. Информация состоит из трёх этапов:
– Определение круга показателей;
– Разработка схемы передачи информации во времени и пространстве;
– Объём
и форма представления
Сбор информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.
Общая информация
включает данные, характеризующие рыночную
ситуацию в целом, в увязке с развитием
отрасли или данного
Коммерческая информация – это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся:
– заявки и заказы торговых организаций;
– материалы
служб изучения рынка предприятий,
организаций и учреждений торговли
(материалы о движении товаров
в оптовых и розничных
Специальная
информация представляет данные, полученные
в результате специальных мероприятий
по изучению рынка (опросов населения,
покупателей, специалистов торговли и
промышленности, экспертов, выставок-продаж,
конъюнктурных совещаний), а также
материалы научно-
Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание надо уделять получению обширной специальной информации.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития, по крайней мере на один – два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.
Прогноз рынка – это научное предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с оценкой его возможной ошибки.
Прогноз рынка базируется на учете закономерностей и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности и научной добросовестности при оценке данных и результатов прогнозирования.
В общем виде разработка прогноза рынка имеет четыре этапа:
1. Установление объекта прогнозирования;
2. Выбор метода прогнозирования;
3. Процесс разработки прогноза;
4. Оценка точности прогноза.
Установление объекта прогнозирования – важнейший этап научного
предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия продажи и спроса, поставок и товарного предложения, рыночных цен и цен реализации.
В определенных условиях такие замены возможны, но с соответствующими
оговорками и последующей корректировкой результатов прогнозных расчетов.
Выбор метода прогнозирования зависит от цели прогноза, периода его
упреждения, уровня детализации и наличия исходной (базисной) информации. Если прогноз возможной продажи товара делается для определения перспектив развития розничной торговой сети, то могут применяться более грубые, оценочные методы прогнозирования. Если же он выполняется для обоснования закупки конкретных товаров на ближайший месяц, то должны использоваться более точные методы.
Процесс разработки прогноза заключается в проведении расчетов,
выполняемых либо в ручную, либо с использованием ЭВМ с последующей
корректировкой их результатов на качественном, профессиональном уровне.
Оценка точности прогноза выполняется путем расчета его возможных ошибок. Поэтому результаты прогноза практически всегда приводятся в интервальном виде.
Прогнозы рынка
По времени упреждения выделяются: краткосрочные прогнозы (от нескольких дней до 2 лет); среднесрочные прогнозы (от 2 до 7 лет); долгосрочные прогнозы (более 7 лет). Естественно, что они различаются не только периодом упреждения, но и уровнем детализации и применяемыми методами прогнозирования.
По товарному признаку различают прогнозы рынка: конкретного товара, виды товара, товарной группы, комплекса товаров, всех товаров.
По региональному признаку делают прогнозы рынка для: конкретных потребителей, административных районов, крупных регионов, страны, всего мира.
По сущности применяемых методов выделяют группы прогнозов, основой которых являются:
Экстраполяция ряда динамики - емкость рынка;
Интерполяция ряда динамики – нахождение недостающих членов динамического ряда внутри его;
Коэффициенты эластичности спроса;
Структурное моделирование – представляет собой статистическую таблицу,
Информация о работе Конъюнктура рынка как основа прогнозирования деятельности предприятия