Конъюнктура рынка как основа прогнозирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Задача конъюнктурных исследований состоит в определении степени воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе

Содержание

Введение
1. Сущность конъюнктуры рынка и значение ее изучения
2. Система показателей конъюнктуры и источники конъюнктурной информации
3. Использование конъюнктурных обзоров при составлении прогнозов развития предприятия
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Определение направлений ценовой политики
3.2.1 Разработка ценовой политики ОАО «РЖД»
3.3 Прогнозирование товарооборота
3.4 Прогнозирование изменений экономического потенциала
3.4.1 Планирование будущей деятельности ОАО «РЖД»
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг ржд 2.docx

— 76.39 Кб (Скачать файл)

Таким образом, стимулирование сбыта  и ценообразование являются одним  из наиболее существенных элементов  маркетингового комплекса.

Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется конкурентоспособность и эффективность деятельности структуры фирмы, при этом, стимулирование сбыта обеспечивает эффективную реализацию товаров, а, следовательно, и получение запланированной прибыли.

3.2.1 Разработка ценовой политики ОАО «РЖД»

1. Анализ цен.

Ценовые нормы  ясны. Правовых проблем в отношении  регулирования цен не наблюдалось. Характеристика потребителей при установлении цен учитывается, так как имеются льготы для определенных групп потребителей. Тенденция изменения уровня цен на услуги учтена, с каждым годом происходит повышение цен на определенный процент, с учетом индексов. Нормы скидки правильны. Практикуется дифференциация цен по группам клиентов и по временам года.

2. Установление целей и направлений  ценообразования.

Цель  ценообразования – получение  прибыли. Направление ценообразования – по ценовой системе.

3. Окончательный выбор  ценовой политики.

Так как  целью ОАО «РЖД» является не только получение прибыли, но и обеспечение  потребностей государства, юридических  и физических лиц в железнодорожных  перевозках, работах и услугах, то ценообразование на данном предприятии основывается по затратному принципу. Ведь главное – окупить расходы на оказание услуг, а прибыль идет на развитие и модернизацию.

Правлением  Федеральной службы по тарифам РФ принято решение об индексации тарифов на перевозки пассажиров и багажа в дальнем следовании с 1 января 2009 года:

 

Таблица 1

Сезонные  изменения тарифов на проезд на 2009 год

Тип вагона

Размер индексации

Общий

  • 12% (по отношению к 2008 г.)

Плацкартный

  • 12% (по отношению к 2008 г.)

Купейный, СВ:

  • с 01.01.2009
  • с 01.04.2009
  • с 01.07.2009

 

  • 8% (по отношению к 2008 г.)
  • 3% (по отношению к 01.01.2009 г.)
  • 3,5% (по отношению к 01.04.2009 г.)

 

В 2009 году продолжена практика применения различных индексов тарифов в зависимости от календарного периода. Например, 2/3 годового периода (263 дня) стоимость проезда пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах не превысит среднегодовой уровень тарифов, и только в течение 1/3 года (102 дня) тариф на проезд будет выше среднегодового.

 

Таблица 2.

Изменение тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в 2009 году

Периоды

Количество дней

Индекс тарифа на перевозки

в плацкартных,

общих вагонах

в вагонах СВ,

купейных вагонах

1 января - 11 января

11

1,00

1,00

12 января – 19 февраля

39

0,85

0,85

20 февраля – 5 марта

14

0,90

0,90

6 марта – 9 марта

4

1,10

1,10

10 марта – 28 апреля

50

0,90

0,90

29 апреля

1

1,10

1,10

30 апреля – 1 мая

2

1,20

1,20

2 мая – 8 мая

7

1,10

1,10

9 мая – 10 мая

2

0,45

0,45

11 мая – 10 июня

31

1,00

1,00

11 июня – 16 июля

36

1,05

1,00

17 июля – 31 августа

46

1,20

1,00

1 сентября – 30 сентября

30

1,00

1,00

1 октября – 24 декабря

85

0,90

0,90

25 декабря – 26 декабря

2

1,04

1,04

27 декабря – 28 декабря

2

1,15

1,15

29 декабря – 30 декабря

2

1,20

1,20

31 декабря

1

1,00

1,00


 

Льготы на проезд в пригородных  поездах для граждан

Перечень  граждан, имеющих право на получение  государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг:

1. Инвалиды  Великой Отечественной войны.

2. Участники  Великой Отечественной войны.

3. Ветераны  боевых действий из числа лиц,  указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О  ветеранах".

4. Военнослужащие, проходившие военную службу в  воинских частях, учреждениях, военно-учебных  заведениях, не входивших в состав  действующей армии, в период  с 22.06.41 г. по 03.09.45 г. не менее  6 месяцев, военнослужащие, награжденные  орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

5. Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного  Ленинграда".

6. Лица, работавшие в период Великой  Отечественной войны на объектах  противовоздушной обороны, местной  противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов.

7. Инвалиды.

9. Дети-инвалиды.

10. Лица, подвергшиеся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС.

С 1 января 2009 года оформление проезда граждан - получателей социальных услуг в пригородном сообщении производится на основании устного заявления гражданина при предъявлении следующих документов:

  • документа, удостоверяющего личность;
  • удостоверения, подтверждающего льготный статус;
  • справки о получении социальных услуг.

Льготы для школьников и студентов  на проезд в пригородном и дальнем  сообщении:

1. По 15 мая  2009 года в пригородных поездах  и поездах дальнего следования  обучающимся в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях по очной форме по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (школьникам) предоставляется 50% скидка.

2. По 15 июня 2009 года в пригородных поездах  обучающимся (студентам) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам начального, среднего и высшего профессионального образования предоставляется 50% скидка на проезд.

С 1 февраля 2009 года предоставляется скидка в  размере 50% от полной стоимости проезда  на железнодорожном транспорте пригородного сообщения следующим категориям учащейся молодежи:

- обучающимся  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях по  очной форме обучения по программам  начального, основного, среднего  общего образования.

3.3 Прогнозирование товарооборота

 

Одним из основных экономических показателей  хозяйственной деятельности предприятия, во многом определяющим степень достижения цели предпринимательской активности, является товарооборот – процесс  обмена товара на деньги.

Прогнозирование товарооборота предприятия осуществляется преимущественно на основе анализа результатов его хозяйственной деятельности, при этом динамика общего, отраслевого товарооборота не учитывается. Предлагаемая методика позволяет прогнозировать товарооборот предприятия с учетом изменений общего отраслевого объема товарооборота в разрезе по товарным группам. Основные принципы построения модели оценки динамики товарооборота предприятия.

Определение тенденции изменения, оценка прироста товарооборота и анализ его структуры  дают информацию о перспективности  направления деятельности предприятия. Методика прогнозирования товарооборота предприятия включает проведение расчетно-аналитической работы по определению и оценке ряда показателей экономической деятельности предприятия. Эти показатели можно использовать для прогнозирования деятельности фирмы и построения стратегии на конкурентных рынках. Так, показатели структуры и динамики розничного товарооборота, позволяют оценивать изменения показателя товарооборота по каждой товарной группе. Показатели доли каждого предприятия на анализируемом рынке, то есть его вклада в общий товарооборот позволяет судить об увеличении или уменьшении степени присутствия каждого торгового предприятия на рынке. Важное значение имеют также следующие индикаторы:

– влияния  индекса цен и индекса физического  объема на общий розничный товарооборот;

– прогнозного  значения общего объема розничного товарооборота;

– инвестиционного  потенциала предприятий, характеризующего способность торгового предприятия  аккумулировать финансовые средства для  развития бизнеса, увеличения масштабов деятельности.

Исходными данными для разработки плана  товарооборота торгового предприятия  являются результаты экономического анализа  предшествующих периодов хозяйственной деятельности, состояние материально – технической базы, материалы изучения спроса потребителей и степень его удовлетворения, индекс цен и другие параметры, характеризующие процессы развития товарного рынка.

В план товарооборота  включаются такие показатели, как:

- объем  продажи товаров, или услуг;

- прочий  расход товаров, включая естественную  убыль;

- запасы  товаров на начало и конец  планируемого периода;

- поступление  товарных ресурсов.

Приведенные показатели исчисляются в денежном выражении. Используя балансовый метод, при планировании достигают взаимной увязки показателей, обеспечивая их равенство:

 

Т + Зк = П – В + Зн

 

Где, Т – продажа товаров в плановом периоде;

Зк – ожидаемый запас товаров на конец планового периода;

П – поступление товаров в плановом периоде;

В – прочее выбытие товаров в плановом периоде;

Зн – запас товаров на начало планового периода.

При стабильном развитии национальной экономики действенным  инструментом планирования служит использование  динамических экономико - математических моделей, точность которых во многом зависит от темпов изменения товарооборота. Модели имеют общий вид:

 

yt+1 = f (yt)

 

в зависимости  от сложившейся тенденции развития товарооборота применяют модели: линейные, степенные, логарифмические.

В современных  условиях ведения хозяйственной  деятельности использовать подобные модели могут только достаточно крупные  предприятия, стабильно и длительное время работающие на потребительском рынке.

При планировании товарооборота по кварталам или  месяцам большое значение имеют  измерение сезонных колебаний показателя за предшествующие годы и расчет на этой основе индекса сезонности (отношение среднего оборота одноименных месяцев или кварталов к среднему месячному или квартальному обороту за весь период). Индекс сезонности показывает степень отклонения объема товарооборота, какого либо месяца от среднегодового значения показателя.

Товарооборот ОАО «РЖД»

Эффективным с точки зрения обеспечения контроля за работой подразделений является установление плана товарооборота  по отделам и секциям. Разрабатывают  план товарооборота за несколько  месяцев до окончания отчетного  периода (в октябре – ноябре). Поэтому используют данные об ожидаемой  реализации товаров, для чего к известному фактическому объему товарооборота за 9 или 10 месяцев года, предшествующего плановому, прибавляют уточненные плановые показатели оставшегося периода. Основой прогнозирования является предположение, что закономерность, действующая внутри анализируемого ряда динамики, выступающего в качестве базы прогнозирования, сохраняется и в дальнейшем. Изучение общей тенденции развития можно осуществить, применяя специальные методы анализа рядов динамики. Конкретное использование данных методов зависит от характера исходной информации и предопределяется задачами анализа. Возможности широкого использования в анализе современных электронных программ позволяют выбрать наиболее адекватную модель

Так как  компания ОАО «РЖД» является торговым предприятием по предоставлению услуг  транспортной перевозки грузов и  пассажиров, то основными объемными  показателями, характеризующими конъюнктуру, являются грузооборот и пассажирооборот.

 

Таблица 3

Объемные  показатели

Наименование показателя

2007 г. 

I полугодие 2008 г.

2008 г.

I полугодие 2009 г.

Грузооборот, млрд ткм

2312,6

1230,9

2423,8

1055

Пассажирооборот, млрд пасс.-км

174,1

84,9

175,9

75,3


 

Таблица 4

Прогнозирование товарооборота на 1 и 2 полугодие 2010 года

Наименование показателя

I полугодие 2010 г.

II полугодие 2010 г.

Грузооборот, млрд ткм

1170

1890

Пассажирооборот, млрд пасс.-км

90,6

94,9


 

Основой прогнозирования товарооборота  предприятия является предположение  о том, что в его реализации действуют следующие закономерности. Прогнозируемый прирост общего товарооборота  будет распределяться между предприятиями неравномерно, а в зависимости от уже занимаемых ими долей рынка. Любое предприятие может увеличить или уменьшить свою долю на рынке, что во многом зависит от его финансово-инвестиционного потенциала.

Информация о работе Конъюнктура рынка как основа прогнозирования деятельности предприятия