Конъюнктура рынка как основа прогнозирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Задача конъюнктурных исследований состоит в определении степени воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе

Содержание

Введение
1. Сущность конъюнктуры рынка и значение ее изучения
2. Система показателей конъюнктуры и источники конъюнктурной информации
3. Использование конъюнктурных обзоров при составлении прогнозов развития предприятия
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Определение направлений ценовой политики
3.2.1 Разработка ценовой политики ОАО «РЖД»
3.3 Прогнозирование товарооборота
3.4 Прогнозирование изменений экономического потенциала
3.4.1 Планирование будущей деятельности ОАО «РЖД»
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг ржд 2.docx

— 76.39 Кб (Скачать файл)

Прогнозирование общего розничного товарооборота является фундаментом для составления  внутрифирменного прогноза.

3.4 Прогнозирование изменений экономического потенциала

 

Одним из наиболее комплексных показателей, применяемых для изучения конъюнктуры, является уровень экономического роста. Но в большинстве случаев представляют интерес не текущие показатели экономического роста, а возможность прогноза дальнейшего его изменения.

Именно  вопрос о будущих показателях  роста в экономике относится  к ключевым для построения прогнозов  изменения экономической конъюнктуры, а отличие между оценочными и  фактическими показателями часто указывает  на эффективность макроэкономической политики и инфляционные тенденции  в экономике.

В отличие  от других показателей конъюнктуры, большинство из которых можно  получить с помощью использования  методов национального счетоводства, оценить потенциальный рост можно  лишь приблизительно, используя различные аналитические подходы.

Создателям  всех моделей пришлось учитывать  недостаток данных, трудности в определении  меры влияния каждого фактора, необходимость  расчета производительности факторов, неопределенность нахождения скорости внедрения новых технологий.

К основным исследовательским подходам, используемым при оценке потенциала экономического роста, можно отнести следующие:

    1. Производственная функция - взаимосвязанное отношение комбинации капитала, труда и технологии при выпуске ВВП. Преимущество производственной функции в том, что она может объяснить динамику изменений показателей роста и наглядно сравнить уровни роста в разных странах, исследуя изменения во влиянии факторов капитала и труда. Ограниченность этого подхода в трудности количественного определения роли технологического прогресса (или роста общего фактора производительности, ОФП), который уже по своей природе не может быть точно измерен. Косвенные методы оценки ОФП подвержены значительному влиянию циклических факторов, что затрудняет определение скачка в производительности, вызванного появлением новых технологий.
    2. 'Структурные' векторные авторегрессивные (ВАР) модели - объясняют изменения в выпуске в терминах долгосрочного предложения и краткосрочных отклонений от его уровня. Они определяют экономический рост как увеличение выпуска продукции, не вызванное ростом инфляции, рост под воздействием инфляции связывают с воздействием циклического спроса. Модели не в состоянии при объяснении изменений экономического роста раскрыть влияние факторов, лежащих в их основе.
    3. Трендовый анализ - используется для оценки потенциала роста, учитывая только данные по выпуску продукции, и основывается на допущение, что рост - величина постоянная и изменяется она строго периодически. Трендовые методы легко применить, располагая минимумом данных. Однако они не могут соотносить изменения в росте с наблюдаемыми экономическими событиями. Кроме того, его оценки высоко чувствительны к данным прошлых изменений.

Следует отметить, что применение этих методов  может дать различные результаты. Для каждого предприятия целесообразно  использовать собственную методологию  с учетом национальной специфики, а  комбинацию методов применять для  получения некоторого диапазона  оценок потенциального роста.

Новая система  планирования и прогнозирования  на предприятии должна строиться  на основе проблемно-программного принципа. Исходя из этого, разработаны научно-технические основы развития экономического потенциала. Обоснование необходимости, структуры, целевых задач к системам управления позволяет разрабатывать программу как предплановый документ, направленный на приведение в действие резервов предприятия, повышения эффективности производства.

3.4.1 Планирование будущей деятельности ОАО «РЖД»

В конце 2008 года под воздействием мирового финансового кризиса макроэкономическая ситуация в России значительно ухудшилась, что было обусловлено:

– снижением  мировых цен на нефть и другие экспортные товары (во второй половине года цены на нефть снизились почти на 70 %, на металлы – на 45 %);

– значительным сокращением внешнего спроса на основные статьи российского экспорта (профицит торгового баланса, достигавший  летом 2008г. 10-12 % ВВП, к концу года составил 1 % ВВП);

– избыточной зависимостью финансового сектора  российской экономики от внешней  среды.

В результате этого, темп прироста ВВП в 2008г. составил 5,6 % против 8,1 % в 2007 году. Замедление происходило  в течение всего года – от 8,5 % в I квартале, 7,5 % во II квартале, 6,2 % в III квартале до 1,1 % в IV квартале. Наибольшее ухудшение произошло в строительстве, на транспорте и в промышленном производстве. При этом прирост промышленного  производства также замедлился и  по итогам 2008г. составил +2,1 % (против +6,3 % в 2007г.), при этом в ноябре и декабре  произошел спад – на 8,7 % и 10,3 % соответственно.

Динамика  макроэкономических показателей во много обусловила сокращение потенциальной  грузовой базы железнодорожного транспорта. При этом следует положительно отметить, что сформировавшаяся под влиянием финансово-экономического кризиса низкая ценовая конъюнктура товарно-сырьевых рынков уменьшила ценовое давление на железнодорожную отрасль, являющуюся крупным потребителем металлургической и нефтяной продукции.

Основные  направления развития экономического потенциала организации:

Генеральным направлением развития Российских железных дорог является формирование высокоэффективного Холдинга, расширение рыночного потенциала и рост его капитализации, повышение  инвестиционной привлекательности и усиление конкурентных преимуществ на стратегически значимых рынках как в России, так и за рубежом. Холдинг «РЖД» будет развивать как традиционные для железнодорожного транспорта виды бизнеса, так и новые, перспективные бизнесы, направленные на максимизацию прибыли (например, туристический бизнес, логистика, рекламные услуги). При этом ключевой задачей развития холдинга «РЖД» будет являться развитие железнодорожной инфраструктуры в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

В сфере  дальних пассажирских перевозок  ключевой задачей является создание Федеральной пассажирской компании - дочернего общества ОАО «РЖД», повышения эффективности работы за счет ценовой гибкости, роста качества услуг, оптимизации затрат и активов. В сфере пригородных пассажирских перевозок будет продолжено создание дочерних обществ совместно с субъектами Российской Федерации. Одним из важнейших направлений развития рынка пассажирских перевозок является развитие скоростного и организация высокоскоростного пассажирского движения.

Внутри страны потенциальными конкурентами могут стать трубопроводный и автомобильный транспорт. Запуск в эксплуатацию и вывод на проектную мощность крупных трубопроводов на направлениях массовых перевозок грузов по железной дороге планируется за пределами 2010 года. . Прогноз развития рынка грузовых перевозок позволяет уверенно прогнозировать сохранение достаточно высоких темпов роста объемов грузовых перевозок. Объем и структура пассажирских перевозок напрямую зависит от роста реальных располагаемых доходов населения и конкурентной позиции ОАО «РЖД» на рынке перевозок. С учетом прогнозируемого роста реальных располагаемых доходов населения, увеличения в потребительских расходах доли услуг и повышения транспортной подвижности населения ожидается стабильный рост отправления пассажиров на 1,9-2,1% ежегодно.

Наиболее  значительным фактором, оказывающим влияние на деятельность и стратегическое развитие организации является реализация Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006-2010 годы. В соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы разработана и в мае 2007 года одобрена Правительственной комиссией по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта Целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг. Модель уточняет логику и ход структурных преобразований до 2010 года - в ней определена структура рынка к концу третьего этапа, его основные участники, основы их взаимодействия и принципы регулирования. Создание дочерних обществ позволяет для каждой сферы деятельности сформировать собственную четкую стратегию развития, повысить требования к эффективности, создать новую систему мотивации персонала и увеличить прозрачность деятельности.

В настоящее  время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном  и международном сообщениях, а также на регулируемые пассажирские перевозки, является Федеральная служба по тарифам. Ежегодно на основании предложений по прогнозу финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» ФСТ России готовятся предложения по индексации уровней тарифов на грузовые перевозки и дальние пассажирские перевозки, которые утверждаются Правительством РФ. Тарифы на пригородные перевозки устанавливаются по согласованию с субъектами Российской Федерации.

 

Заключение

 

Методы  исследования конъюнктуры любого товарного  рынка, хозяйства или отрасли  разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении  направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При  этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи  товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать  показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые  происходят в экономике исследуемой  отрасли. Основной характеристикой конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров.

При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические  наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых  показывает сдвиги в соотношении  спроса и предложения, а также  позволяет анализировать причины  этих изменений. После переработки  информации составляется аналитический  документ, который называется конъюнктурный  обзор. Процесс накопления данных о конъюнктуре является не разовым, а длительным систематическим мероприятием.

Напряженная работа ОАО «РЖД» в течение  первого полугодия 2009 года и реализация антикризисных мероприятий явились  ключевыми факторами в обеспечении  финансовой стабильности и устойчивости компании, а также достижении положительной динамики основных финансово-экономических показателей. В частности, объем доходов от основной деятельности за 6 месяцев 2009 года составил 483,1 млрд. руб. За рассматриваемый период прибыль от прочих видов деятельности составила более 3,0 млрд. руб., а убыток от прочих доходов и расходов - 10,0 млрд. рублей. В результате, чистый убыток за I полугодие 2009 г. уменьшился до 13,7 млрд. руб., при первоначальном прогнозе 32,3 млрд. руб. Необходимо отметить, что благодаря предпринятым Компанией усилиям по поддержанию доходной базы и оптимизации издержек уже во втором квартале была получена прибыль в размере 3,3 млрд. руб.

Наряду  с достижением основных ключевых показателей работы Компании по грузообороту и пассажирообороту и доходным поступлениям, ОАО «РЖД» удалось обеспечить максимально эффективное финансовое управление ликвидностью холдинга.

Так, в  связи с ухудшением мировой конъюнктуры, финансовая стратегия ОАО «РЖД»  направляется на поддержание финансовой устойчивости, сокращение доли заимствований в иностранной валюте, поиск новых источников финансирования и развитие сотрудничества с международными организациями.

В целом, основной характеристикой конъюнктуры  рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Так как  она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров, можно определить тип конъюнктуры ОАО «РЖД». Таким образом, компания ОАО «РЖД» имеет благоприятную конъюнктуру, так как достигается сбалансированность спроса и предложения, а цены удерживаются на стабильном уровне.

 

Список использованной литературы

 

      1. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стреликов Ф.Ф. Экономика: Справочник – М.: Финансы и статистика, 1997
      2. Экономический анализ торговой деятельности: учебное пособие – М.; Издательство «Дело и сервис», 2000
      3. Предприятие в сфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами: Учебное пособие. Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В. – М.: Флинта МПСИ, 2005
      4. Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия: Учебное пособие- М.: ИНФРА – М, 2007
      5. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ под ред. акад. В.М. Семенова – Питер, 2007
      6. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник/ под ред. Л.А. Брагина – М.; ИНФРА – М, 2008
      7. Сайт ОАО «РЖД» www.rzd.ru

 

 


Информация о работе Конъюнктура рынка как основа прогнозирования деятельности предприятия