Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:26, курс лекций
ТЕМА 1 "СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА"
Вопросы для обсуждения
1. Сущность, функци, задачи и принципы маркетинга
2. Виды маркетинга
3. Концепции маркетинга
4. Среда маркетинга
Можно выделить следующие
формы наблюдения:
- по характеру окружающей обстановки
наблюдение может быть полевым - это
означает, что процессы проходят в естественной
обстановке (магазин, у витрины) или лабораторным,
то есть проводящимся в искусственно созданной
ситуации. Преимущество первой формы заключается
в естественности наблюдаемого поведения.
Вторая форма позволяет поддерживать
более стабильные условия наблюдения
и делает возможным применение ряда технических
средств;
- по месту наблюдающего различают процесс
с непосредственным участием исследователя
и наблюдением со стороны;
- по форме восприятия
объекта можно выделить персональное
наблюдение (непосредственно наблюдающим)
и не персональное - через приборы или
с помощью регистрации следов поведения;
- по степени стандартизации различают
стандартизованное и свободное
наблюдение.
Стандартизация
подразумевает здесь задание
определенных категорий поведения
схем поступков. Например, для наблюдения
действенности рекламы в
Экспериментом
называют исследование, при котором должно
быть установлено, как изменения одной
или нескольких независимых переменных
влияют на одну (или многие) зависимую
переменную. Существенные признаки эксперимента:
- изолируемые изменения (отдельные величины
варьируются исследователем, другие должны
быть, насколько возможно, постоянными);
- исследователь активно вмешивается в
процесс возникновения данных;
проверяются причинно-следственные связи (например, влияние цвета упаковки на сбыт продукта).
Панель имеет
следующие основные признаки:
- предмет и тема исследования постоянны;
- сбор данных повторяется через равные
промежутки времени;
- постоянная совокупность объектов исследования
– домашние хозяйки, предприятия торговли,
производственные потребители.
2. Виды маркетинговой информации и источники ее получения
На успешно функционирующих предприятиях маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы (МИС), являющейся частью информационной системы управления предприятием.
МИС - это совокупность персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений.
В МИС также входит подсистема обеспечения маркетинговых решений, которая представляет собой взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, с помощью которого предприятие анализирует и интерпретирует внутреннею и внешнюю информацию.
Основные преимущества
использования МИС:
- организованный сбор информации;
- широкий охват информации;
- предупреждение кризисов в деятельности
фирмы;
- координация планов маркетинга;
- скорость анализа;
- представление результатов в количественном
виде.
В процессе анализа, планирования, осуществления и контроля эффективности маркетинговых мероприятий менеджерам требуется разнообразная информация. Маркетинговая информация позволяет предприятию: снизить финансовый риск и опасность для образа фирмы; получить конкурентные преимущества; следить за маркетинговой средой; координировать стратегию; оценивать эффективность деятельности; подкреплять интуицию менеджеров. Обычно маркетинговую информацию подразделяют на первичную и вторичную.
Первичная
информация - это данные, собранные в
первые, в результате специально проведенных
исследований для решения конкретной
маркетинговой цели. Достоинства
первичной информации:
- сбор в соответствии с точно поставленной
целью;
- известна и контролируема методология
сбора;
- результаты доступны для компании и могут
ограждаться от конкурентов;
Недостатки:
- большое время на сбор и обработку;
- дороговизна;
- сама фирма не всегда может собрать все
необходимые данные.
Вторичная информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. Источники вторичной информации делятся на внутренние (документация фирмы: бюджеты, отчеты, счета, запасы, предыдущие исследования и др.) и внешние.
Основными источниками
внешней вторичной информации являются:
- публикации национальных и международных
официальных организаций;
- публикации государственных органов,
министерств, муниципальных комитетов
и организаций;
- публикации торгово-промышленных палат
и объединений;
- сборники статистической информации;
- отчеты и издания отраслевых фирм и совместных
предприятий;
- книги, сообщения в журналах и газетах;
- публикации учебных, научно-исследовательских,
проектных институтов и общественно-научных
организаций, симпозиумов, конгрессов,
конференций;
- прайс-листы, каталоги, проспекты и другие
фирменные публикации;
- материалы консалтинговых организаций.
Достоинства
вторичной информации:
- дешевизна по сравнению с первичной
информацией;
- возможность сопоставления нескольких
источников;
- быстрота получения по сравнению со сбором
первичной информации.
Недостатки:
- неполнота;
- устареваемость;
- иногда неизвестна методология сбора
и обработки;
- невозможность оценить достоверность.
3.
СЕГМЕНТИРОВАНИЕ
РЫНКА И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
ТОВАРА.
Результатов маркетинговых исследований применяются для принятия решений в области сегментирования рынка.
Разбивку покупателей (потребителей) на отдельные более или менее однородные группы называют сегментацией.
Рыночный сегмент-это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукты и на набор маркетинговых стимулов.
Объектами сегментации являются потребители.
Цель сегментации - максимальное удовлетворение запросов потребителей в различных товарах, а также рационализация затрат предприятия на разработку программ производства, выпуск и реализацию товара.
Необходимым условием сегментации является неоднородность ожидания покупателей и покупательских состояний. Условия реализации сегментации следующие:
Сегментация позволяет:
Недостатком сегментации следует определить высокие затраты, связанные с дополнительными исследованиями рынка, с составлением маркетинговых программ, применением различных способов распределения.
В современной рыночной экономике каждый конкретный товар может быть успешно продан определенным сегментам общества, а не всему рынку, следовательно, обойтись без сегментации невозможно.
Стратегии сегментации.
Проводя сегментацию рынка каждая фирма решает два вопроса:
Отвечая на поставленные вопросы фирма должна учитывать те цели, которые она перед собой ставит, располагаемые ресурсы, производственные мощности. При решении поставленных вопросов следует выбрать одну из трех стратегий, а именно:
Выбирая стратегию
массового маркетинга
фирма выходит на весь рынок с одним типом
товара. Это стратегия больших продаж,
когда целью фирмы является максимальный
сбыт продукции. В данном случае требуются
большие затраты. Такая стратегия применяется
крупными предприятиями.
Концентрированный маркетинг предполагает, что фирма сосредотачивает усилия на одном сегменте рынка. Его применяют небольшие фирмы при ограниченных ресурсах, сосредотачивая усилия в том направлении, где оно имеет возможность использовать свои преимущества. Маркетинговая стратегия предприятия опирается на исключительный характер своей продукции (например, экзотические товары, рассчитанные на богатых потребителей, специальная одежда для спортсменов ). При данной стратегии опасно влияние конкурентов и значителен риск больших потерь.
Третья стратегия
заключается в охвате нескольких
сегментов и выпуске для
Виды и критерии сегментации.
Сегментация рынка требует детального знания требований потребителей к товару и характеристик самих потребителей. Сегментация бывает нескольких видов:
Сегментация рынка
может производиться с
Критерий-это способ оценки обоснованности выбора того или иного сегмента рынка для фирмы, признак-способ выделения данного сегмента на рынке. Выделяют следующие критерии сегментации:
- емкость сегмента,
по которой определятся число
потенциальных потребителей и,
соответственно, необходимые производственные
мощности;
- каналы распространения и сбыта продукции,
позволяющие решить вопросы о формировании
сети сбыта;
- устойчивость рынка, позволяющая сделать
выбор о целесообразности загрузки мощностей
предприятия;
- прибыльность, показывающая уровень
рентабельности предприятия на данном
сегменте рынка;
- совместимость сегмента рынка с рынком
основных конкурентов, позволяющая оценить
силу или слабость конкурентов и принять
решение о целесообразности и готовности
внесения дополнительных затрат при ориентации
на таком сегменте;
- оценка опыта работы конкретного персонала
предприятия (инженерного, производственного
или сбытового) на выбранном сегменте
рынка и принятие соответствующих мер;
- защищенность
выбранного сегмента от конкуренции.
При сегментировании рынка товаров народного потребления обычно учитываются следующие признаки: географический, демографический, социально-экономический, психографический, поведенческий.
При сегментировании
рынка по географическому признаку
целесообразно рассматривать
Сегментирование рынка по демографическому признаку предполагают разбиение его на отдельные группы с учётом таких факторов, как пол, возраст, размер семьи, её образ жизни:
Психографические признаки полагают правильнее понять потребительские мотивы, что даёт возможности лучше приспособить товар к требованиям конкретного рыночного сегмента. Они учитывают социальный статус и стиль жизни. Стиль жизни – это глобальный продукт системы ценностей личности, её отношений и активности, а также её ....... потребления.
При сегментировании
рынка по социально-экономическому
признаку прежде всего выделяются группы
покупателей с учётом уровня доходов,
принадлежности к общественному классу,
профессии :