Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 16:57, курс лекций
Тема 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и особенности государственного и муниципального управления
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Оно раскрывается через триаду присущих ему свойств: целеполагание, организация, регулирование и обладает только ему присущими особенностями:
Тема 2 ЗАРОЖДЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
2.1. Государственно-управленческая мысль в древние и средние века
История развития практики и науки государственного управления исчисляется тысячелетиями. В Египте во времена фараонов для сооружения пирамид и гигантских оросительных систем требовалось огромное количество строительных рабочих. Их использование вызывало необходимость планирования и организация целенаправленной деятельности и контроля ее результатов.
Вавилонский
царь Хаммурапи (1792-1750гг
Государственно-
Государственно-управленческая
мысль в древние времена
возникла и развивалась как
политическая, политико-правовая мысль.
В этот период закладывались
теоретические основы
В Древнем Китае философов
интересовали вопросы
Древняя Индия
подарила человечеству своего
рода учебник, практическое
Проявляется значительный интерес к управлению и в античные времена. Например, Платон в работе «Политик» называет «умение управлять людьми одним «из сложнейших и самых труднодостижимых умений».
Государственно-управленческая мысль в средние века приобрела теологический характер. Она нашла отражение в учениях Святого Августина, Фомы Аквинского.
В период Средневековья в
2.2.Государственно-
Формирование крупных государств обусловило создание административного аппарата. Первоначально решая в основном задачи внешней безопасности, он постепенно сосредотачивается и на внутреннем управлении. На базе полицейского законодательства и как оправдание ему и появляются в XVII веке научные труды по полицейскому праву.
Полицеистика на первом этапе развивалась как политическая наука. Полицейская деятельность рассматривалась главным образом с политической, а не с административной точки зрения: отождествлялась с функциями государства. Наука полицеистика зародилась в Западной Европе во второй половине XVII века - во Франции, Пруссии и Австрии. При простом управлении того времени полиция руководила всем, на юридическом языке это обозначало как «благочиние» (безопасность), «благоустройство» (обеспечение развития общества). Цель полицейского (т.е. государственного) управления декларировались как «общее благо», «чинить добро», искусство управления государством. Появляются полицейское законодательство, полицейский кодекс – законы о благоустройстве и благочинии. Первый теоретический труд назывался «Трактат о полиции» Н. Даламара (1639-1723). Он должен быть представлять свод полицейских законов Парижа, но автор посмотрел на свою задачу шире и изложил научную концепцию о полиции и управлении государством.
В России
полицеистика как государственн
Становление науки государстве
В русском словаре В.И. Даля камералистика определяется как сбор сведений для гражданской службы, а камеральный - относящийся к наук внутреннего/ особенно финансового управления.
Конституционное государство, возникшее в Западной Европе во второй половине XIX века, породило сложные управленческие проблемы, связанные с обеспечением прав граждан, их гарантий, организацией института административной юстиции, ответственности министров перед парламентом и должностных лиц перед гражданами. Справиться с этими проблемами науке о полиции, с ее узким взглядом на управленческую деятельность, было не по плечу. Профессор Венского университета Лоренс фон Штейн (1815-1890) предлагает в своем 8-м томном труде «Теория государственного управления» изменить представление о государственном управление.
Штейн
определил цель
Такой широкий подход к проблемам управления позволил Штейну поставить и исследовать вопрос об исполнительной власти, как самостоятельной ветви, имеющей собственный аппарат и собственное право деятельности: издавать постановления и распоряжения, иметь свои органы, применять принуждение. К органам исполнительной власти Штейн относит правительство с подчиненными ему учреждениями и органы местного самоуправления. Правительственное учреждение есть центр, который обязан заботиться о тех учреждениях, чтобы управление во всех частях охватывалось идеей единства. Органы местного самоуправления заботятся о тех территориях, на которых они действуют. Полицию Штейн считает частью управления, которая осуществляет принуждение. Она дополняет исполнительную власть и входит в нее. Это инструмент внутренней безопасности, охраняющий общество от грозящих ему опасностей.
Штейн выделяет
пять сфер государственного
Таким
образом, Штейн внес упорядоченность
в создании науки государственного управления,
разграничив науку управления и науку
о праве внутреннего управления, выделяя
как самостоятельную сферу – государственно-
В России практика административного управления не нашла теоретического обобщения и можно говорить только об эволюции науки административного права. Университетским уставом от 1835 года предусматривалось открытие на юридических факультетах кафедр законов благоустройства и благочинения, в 60-х годах переименованных в кафедры полицейского права. Видными отечественными учеными дореформенного периода были А.А. Плавильщиков, П.Н. Гуляев, Н.Ф. Рождественский, И.В. Платонов. Цель государства, по мнению И.В. Платонова, право и благо, т.е. справедливость и благосостояние. Благодаря праву человек обеспечивает свою безопасность от насильственного проникновения со стороны других членов общества. Но эту безопасность человек обеспечивает не сам, она обеспечивается государством посредством мер, которые называются «благочинием». Благочиние состоит в «надзоре за гражданским порядком»: это – система правительственных мер и учреждений, которые имеют целью предупреждение и пресечение явлений зла физического и нравственного, и коим обеспечивается верность исполнения и действия законов. Однако государство не может ограничиваться только созданием для своих членов нормальных условий существования, обеспечивая их безопасность, но обязано также заботиться о благосостоянии своих членов, ибо на частном благосостоянии граждан основывается могущество и целого государства. Благосостояние граждан – это в первую очередь дело самих граждан, но оно поддерживается государством системой мер и органов, образующих благоустройство. Благоустройством автор понимает как систему мер по поддержанию промышленности, торговли, финансов, путей сообщения и одновременно как систему органов управления, которая была создана Манифестом об учреждении министерств от 6 сентября 1802 года».
К поздним
представителям полицеистики
2.3. Государственно-управленческая
мысль в форме
С 60-х годов XIX века и до 1917 года – это период перехода науки полицейского права в науку административного права. Объективными причинами были: сужение компетенции органов полиции и передача в ведение земства значительного количества дел; изменение правового статуса личности, расширение поля административно-правовых отношений.
Носителем новых
взглядов на правовые
Концепция общественного права, появившаяся в середине XIX века, была оппозиционна идеям полицейского государства и полицейского государства. Первым начал разрабатывать австрийский ученый Глейссер, но он сделал лишь первые шаги. Фундаментальная разработка этого права принадлежит В.Н. Лешкову. В работе «Русский народ и государство» (1858 г.) дал развернутую концепцию «общественного права», в которой рассматривает народ как субъект управления. В другой своей работе объясняет Положение о земской реформе, как закон, содержащий нормы общественного права.
В своей концепции
общественного права В.Н.
2.4. Государственно-управленческая мысль в лоне организационной науки
Следующий этап эволюции государственно-управленческой мысли связан с развитием теории организации. Основоположником организационной науки в мире признан Анри Файоль (1841-1925 гг.). Его основной труд «Общая и промышленная администрация» посвящен вопросам управления предприятиями на макроуровне. Он был одним из первых, кто теорию организации предложил применить к государственному управлению, показал сходство, которое должно существовать между государственной и частной администрацией в смысле структурной организации при сохранении различия в социальных целях. Основу «административной теории Файоля составляют 14 принципов управления:
1. разделение труда, 2. власть-ответственность, 3.дисциплина, 4. единство распорядительности, 5. единство руководства, 6. подчинение частных интересов общему, 7. вознаграждение, 8. централизация, 9.иеррахия, 10. порядок, 11. справедливость, 12. постоянство состава персонала, 13. инициатива, 14. единение персонала.
Информация о работе Лекции по "Основам государственного и муниципального управления"