Лекции по "Основам государственного и муниципального управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 16:57, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие и особенности государственного и муниципального управления
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Оно раскрывается через триаду присущих ему свойств: целеполагание, организация, регулирование и обладает только ему присущими особенностями:

Вложенные файлы: 1 файл

Kurs_lektsy.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

партии, элиты, лидеры)                                                масса, класс)

 

Функции власти                                                               Ресурсы власти

(Руководство, управление,                                        (Право, традиции,

организация, регуляция,                                              принуждение, насилие,

координация, мобилизация,                                        страх, мифы)

господство)

      Признаки, отличающую государственную власть от других видов власти:

        • осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю ее территорию,
        • официальный характер, регламентированный Конституцией, законами,
        • структурированность аппарата власти
        • общеобязательный характер ее решений,
        • наличие права на легитимное принуждение,
        • возможность отменять  постановления негосударственных организаций,
        • обладание  рядом исключительных прав (налогообложения).

     Государственная  власть, будучи по своей сути  социальной, публичной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. В период своего развития она была анонимной, позднее приняла форму персонифицированной и, наконец, институциализированной.

      Важно  подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти  - это не одно и то же.

      Государственная власть – это:

- право, способность государства (через государственные органы и должностных лиц)  оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;

-  система соответствующих  институтов  и государственных органов, принимающих  властные решения;

-   лица, облеченные соответствующими  властными полномочиями.

       Особенностью  государственной власти является  то, что, являясь объективной необходимостью, продуктом развития общества,  она обладает верховенством.  Это означает, что:

А) все другие властные  силы в обществе  действую в рамках законов, принимаемых и контролируемых госвластью,

Б) она  обеспечивает единое политико-правовое пространство на территории страны,  единое экономическое, информационное пространство, единую денежную единицу, язык и т.д.

В) обладает легитимным правом  на применение мер принуждения.

      Государственная власть –  в институциональном выражении – это система структур, органов, учреждений, которые реализуют функции государства.

      Государственная власть в  процессуальном выражении – это целенаправленная  управленческая  деятельность (управляющее воздействие)  всех органов  государства   по упорядочению, организации общественной жизни, обеспечению стабильности и развития общества в строгом соответствии с конституцией.

       Государственная власть в социологическом выражении – это система целенаправленного  взаимодействия  госаппарата с общественными силами, гражданами по реализации функции государства.

       Принципы организации  и функционирования государственной  власти в демократическом обществе  сводятся к следующему:

  1. Принцип разделения власти
  2. Принцип законности
  3. Принцип безличности
  4. Принцип ограниченности, предельности влияния на общество.
  5. Принцип  концептуальной и структурной  целостности
  6. Принцип легитимности

      В соответствии  с Конституцией  государственную  власть в РФ осуществляют  Президент  РФ, Федеральное Собрание  - парламент РФ, Правительство РФ, суды РФ. Характеризуя  каждый из указанных институтов, необходимо осмыслить их конституционно установленные:

  • статус (положение), т.е.  общественно-значимое место, роль в обществе, юридически оформленное и определяющее в устанавливающем правовом акте компетенцию, функции и полномочия данного института (должного лица),
  • компетенцию (принадлежность по праву, соразмерность) круг вопросов, предметов ведения, которые данный институт власти имеет право и способен решать, совокупность  юридически установленных функций и полномочий,
  • функции (отправление, деятельность), виды  наполненной конкретным содержанием деятельности, которые данный институт власти призван осуществлять в рамках своей компетенции.
  • Полномочия (имею право, могу), т.е. совокупность  прав и обязанностей, реализуемых  в своей компетенции.

4.2. Институт  Президента

4.3.  Законодательная  власть. Парламент в системе законодательной власти

4.4. Исполнительная  власть Правительство в системе  государственной власти

      Исполнительную власть  следует  рассматривать в двух аспектах:

  1. В  строго юридическом смысле  как:

- право и возможность  субъектов управлять кем-либо, подчинять   своей воле других людей, издавать  акты, осуществлять организационную  работу как совокупность полномочий

- право и возможность  должностного лица принимать решения, которые реализует подчиненный работник под контролем и ответственностью этого должностного лица.

  1. В политологическом смысле:

- подсистему государственной  власти, образующую  с другими  ее ветвями единый государственный  механизм и вырабатывающую управленческие решения под их влиянием;

-  политологическую  категорию, отражающую комплекс  политико-правовых явлений и прежде  всего аппарат исполнительной  власти, компетенцию его органов  и служащих, их деятельность.

      Правительство  – высший орган федеральной исполнительной власти. Компетенция Правительства определяется  ст. 71,72, 114 Конституции РФ. Основные задачи, а отсюда основные функции Правительства:.

- Разрабатывать и представлять  в ГД  федеральный бюджет, обеспечивать  его исполнение, представлять ГД отчет.

- Обеспечивать единую  финансовую, кредитную и денежную  политику на всей территории  России.

- Осуществлять управление  федеральной собственностью, государственным  имуществом.

- Осуществлять меры  по безопасности граждан, охране  собственности и общественного порядка.

- Осуществлять меры  по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации  внешней политики РФ.

  • Обеспечивать  единое правовое  пространство, действие  и верховенство Конституции РФ, федерального законодательства.

      Полномочия Правительства РФ, как высшего органа исполнительной      власти общей компетенции,  достаточно широки. Прежде всегоони проявляются

  • в формировании государственного аппарата,
  • участие в законодательной деятельности,
  • исполнении законов,
  • нормотворческой деятельности,
  • составление и исполнение бюджетов.
  • осуществление внешней политики.

       Политическая ответственность Правительства.

 

Тема 5  КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ  В СУБЪЕКТАХ   РФ

5.1. Субъект РФ, его конституционно-правовой статус

     Понятие  регион  юридического определения  пока не имеет.  В географическом  смысле регион означает пространственно-территориальную  часть целого государства с   выраженной  специфической культурно-этнической, религиозной, экономической жизни проживающей там населения.

      Политическая автономия (автономия – независимость, самоуправление) – право на самостоятельное осуществление государственной власти. Конституция РФ предоставила  равный статус всем субъектам. Различные ее статьи предусматривают, что:

1. Субъекты РФ  обладают  всей полнотой  государственной  власти  по предметам своего  ведения (ст. 73)

2. Государственную власть  в субъектах РФ осуществляют  образуемые ими органы государственной  власти

3. Республики имеют   свои конституции и законодательства,  другие субъекты – свои уставы и законодательства.

4. Статус субъектов   РФ определяется Конституцией  РФ и конституциями (уставами)  субъектов РФ. Он может быть  изменен по взаимному  согласию.

5. Статус субъекта  не может подрывать суверенитет  России

       Политической автономией обладают  и административно-территориальные низового звена - муниципальные образования, объединенные общей территорией, в пределах которой   осуществляют  местное самоуправление,  выбирая местную власть, имея муниципальную собственность и местный бюджет. Управленческая, административная автономия – это право органов управления самостоятельно решать вопросы, вести дела в рамках  своей компетенции и прав, переданных им  уполномоченными государственными органами.

        Культурно-национальная автономия  – означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным прав и возможностей сохранять и развивать свои культурные традиции, язык, религию.

         Систему органов  государственной  власти субъекта  Федерации составляют: законодательный (представительный) орган , высший исполнительный орган,  иные органы  госвласти субъекта РФ, образуемые в соответствии с  конституцией (уставом)  субъекта РФ. Ей может быть установлена должность высшего должностного лица.    

      Формы  организации государственной власти  в субъектах РФ в статусных  названиях значительно различаются.  Это объясняется  историческими  и национальными особенностями.

       Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами: государственная и территориальная целостность России,  распространение суверенитета  России на всю ее территорию, верховенство Конституции и федеральных законов на всей ее территории,  разделение государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными о региональными органами государственной власти, самостоятельное  осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления  принадлежащих им полномочий.

 

5.2. Система органов государственной власти в субъекте РФ

         Согласно Конституции  РФ, установление общих принципов организации государственной власти  в субъекте РФ  входит в совместное введение РФ и ее субъектов. А система  органов  государственной власти формируется субъектами самостоятельно  в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральными законами. Несмотря на то, что сегодня не существует  жесткой модели ее устройства, тем не менее, в целом она должна соответствовать  общепринятым параметрам организации. Она строится  в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти   субъектов РФ».

        В систему органов государственной  власти в субъекте РФ входят:

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти 

2.высший исполнительный  орган государственной власти

3. иные органы государственной власти.

      Кроме  того, может быть установлена  должность высшего  высшего  должностного лица субъекта РФ (руководителя  высшего исполнительного   органа государственной власти  субъекта РФ).

      Носителем  судебной власти в субъекте  РФ выступают  конституционные (уставные) суды  субъекта РФ и мировые судьи, ¸являющие судьями  общей юрисдикции. 

     Федеральные  органы государственной власти, функционирующие на территории  субъекта РФ, не входят в систему  его органов государственной  власти.

       Законодательный орган государственной власти субъектов РФ   

       Законодательный  (представительный) орган имеет статус  постоянно действующего высшего  и единственного органа законодательной  власти субъекта РФ. Его функции  составляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения в пределах полномочий субъекта  РФ, а также самостоятельное решение вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

         Законодательный  орган является правомочным, если  в его состав избрано не  менее 2/3  от установленного  числа депутатов.

         Полномочия  законодательного (представительного)  органа весьма обширны.

       Законодательный орган принимает законы и постановления.

        Правом законодательной  инициативы  принадлежит депутатам,  руководителю высшего должностного  лица (высшего исполнительного органа), представительным органам местного  самоуправления. Конституцией (уставом)  это право может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям.

Информация о работе Лекции по "Основам государственного и муниципального управления"