Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 16:57, курс лекций
Тема 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и особенности государственного и муниципального управления
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Оно раскрывается через триаду присущих ему свойств: целеполагание, организация, регулирование и обладает только ему присущими особенностями:
Законопроекты,
Установлен следующий порядок принятия НПА:
Конституция (устав) субъекта, поправки
к ней принимаются
Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, постановления – большинством от числа избранных депутатов;
Проект закона рассматривается не менее чем в двух чтениях, решение о его принятии (либо отклонении) оформляется постановлением;
Условием вступления закона в юридическую силу является его промульгирование высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ и обнародование.
В случае отклонения закона вето высшего должностного лица может быть преодолено большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов;
Конституция (устав) и закон субъекта РФ вступают в силу после их официального опубликования (по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина – не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования).
Полномочия законодательного органа могут быть прекращены досрочно в случае:
1.Принятия решения о самороспуске
2. Роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ на основании принятия законодательным органом НПА, противоречащего актам высшей юридической силы, принятым по предметам вне его компетенции, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган не устранил в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
3. Полномочия также
могут быть прекращены
Внеочередные
выборы могут быть назначены
не позднее чем через 6 месяцев
со дня вступления в силу
решения о досрочном
Полномочия также могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов.
Законодательный
орган субъекта РФ вправе
1. издания им акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставам) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные недостатки в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
2. иного грубого нарушения федерального законодательства, законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
Организация исполнительной власти
Исполнительная власть в
Исполнительную власть в
Высшее должностное лицо
Структура исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Р система правового регулирования, обусловленная . Основной особенностью организации исполнительной власти в субъекте РФ является двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами:
Во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между РФ ее субъектов
Во-вторых, необходимостью обеспечения единства системы органов исполнительной власти в РФ.
В результате на территории каждого субъекта Федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные, региональные, местного самоуправления.
В компетенцию высшего должностного лица (руководителя исполнительного органа власти) входят:
Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица (руководителя исполнительного органа) происходит в случае:
- смерти
-отрешения от должности
- отрешением от должности в
связи с утратой доверия
- признания судом
- признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим
- вступления в отношении его
в законную силу
- его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства
- утраты им гражданства РФ, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
По мотивированному представлению Генерального принимается Президент РФ также временно отстранить главу субъекта РФ от исполнения полномочий в случае предъявления ему обвинения в совершении тяжкого преступления. Решение о досрочном прекращении полномочий законодательным (представительным) органом субъекта РФ по представлению Президента РФ либо Президентом РФ.
Можно рассматривать, как проявление системы сдержек и противовесов на региональном уровне, возможность выражения недоверия высшему должностному лицу субъекта со стороны законодательнонго органа субъекта РФ в следующих случаях:
Данное решение
принимается двумя третями
голосов от установленного
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта является постоянно действующим органом и обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов РФ и субъекта Федерации. Основываясь на конституционном принципе разделения свои полномочия самостоятельно. Наименование, система и структура органов исполнительной власти устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Основанная роль принадлежит высшему должностному лицу (руководителю исполнительного органа), однако законодательный орган также может обладать полномочиями в данной сфере, в частности, утверждать или согласовывать назначение на должность отдельных должностных лиц как самого субъекта, так и территориальных органов, если это предусмотрено законом. Кроме того, законодательный орган вправе выразить недоверие должностным лицам, в назначении которых он участвовал. Принятие такого решения влечет за собой немедленное освобождение от должности.
Администрация субъекта РФ обеспечивает осуществление общих для данной территории задач социально-экономического развития, исполнение законов РФ, актов Президента и Правительства РФ, связь между федеральными органами государственной и органами местного самоуправления. Состав администрации формируется главой соответствующей администрации.
5. 3. Местное
самоуправление в системе
Местное самоуправление обеспечивает управляемость в местных территориальных образованиях. Выделяют три основные модели взаимоотношений государства и местного самоуправления:
Административная модель – характеризуется прямым подчинением органов местного самоуправления органам государственной власти. Она предполагает полное «выстраиванием» местного самоуправления в систему государственной власти, таким образом, местное самоуправление является продолжением государственной власти, превращается в местное управление.
Децентрализованная модель – предполагает полное отделение местного самоуправления от государственной власти, органы местного самоуправления формируются исключительно местными сообществами и решают исключительно вопросы местного значения. Местная власть в этом варианте является самостоятельной в тех пределах, в каких это определено государством, и связана в своей деятельности с ним лишь рядом общих принципов, закрепленных в законодательстве.
Дуалистическая модель – является продолжением первой и второй форм. Местное самоуправление контролируется государством в той степени, в какой местная власть участвует в решение государственных задач. В пределах собственной компетенции, определяемой законодательством, местное самоуправление является самостоятельным, действующим независимо от государственных институтов.
При выстраивании
взаимоотношений государственно
Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения. Единство системы местного самоуправления проявляется в том, что все элементы связаны между собой отношениями руководства, подотчетности, ответственности и подконтрольности, т.е. между ними существует тесная организационная правовая связь. Элементами системы местного самоуправления выступают население, как особый субъект, непосредственные (референдум, выборы, сход граждан) и представительные (органы местного самоуправления) формы его организации.
Структура
органов муниципального
Существуют два основных подхода к построению структур местных администраций – функциональный и программно-целевой. В действительности при построении структур местных администраций в различных долях применяются оба названных подхода, что позволяет оптимизировать структуры местных администраций.
Органы
местного самоуправления можно
классифицировать по следующим
основаниям: способу образования
(выборные и утверждаемые), объему
и характеру компетенции (
В структуре органов местного
самоуправления можно выделить
два составляющих блока:
Анализ сложившейся структуры
органов местного
5.4. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления
Оно строится на следующих принципах:
Информация о работе Лекции по "Основам государственного и муниципального управления"