Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 16:57, курс лекций
Тема 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и особенности государственного и муниципального управления
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Оно раскрывается через триаду присущих ему свойств: целеполагание, организация, регулирование и обладает только ему присущими особенностями:
Вудро Вильсон (1856-1924
гг.), автор 10 политических и исторических
исследований, по праву считается основоположником
американской государственно-
2.5. Государственное
управление как
Развитие общества
еще более усложнило процесс
государственного управления. Это
потребовало развитие науки
В 80-е годы XX столетия получила распространения концепция, получившая название «новое государственное управление» или «публичный менеджмент». Появление ее связано с постоянными атаками на публичный сектор, обвинение его в низком качестве предоставления услуг, а также с глобализацией экономических процессов, вмешательством государства в экономику. Наиболее полно «философия» публичного менеджмента», ее базовые принципы сформулированы в книге американских исследователей Д. Осборна и Т. Геблера.
В России государственное управление стало развиваться самостоятельное направление, как теория социального управления. Государственное управление как самостоятельное направление представлено работами правоведов. Слом в России административно-командной системы управления и переход к новому общественному укладу в конце XX века связан с поиском и утверждением новых концепций, принципов, подходов в организации государственного управления.
Государственное управление функционирует не в виде отдельных элементов, а как единое, взаимосвязанное их образование, т.е. системно. Однако сложность определения системы госуправления состоит в том, что общепринятых и общепризнанных понятий «система государственного управления» в государствоведческой науке нет, как нет юридически обоснованного социально-правового института государственного и муниципального управления.
Согласно философскому
подходу, под системой понимается
совокупность элементов (
Таким образом, система – определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями (каждой системе присуще целеполагание, структурность, функциональность, целостность как результат взаимосвязи и взаимодействия элементов).
В системе государственного управления принципы являются надежным средством организации и регулирования целенаправленного процесса воздействия на общество.
Существенной особенностью
Выделим группу общесистемных принципов государственного управления:
1. Общеметодологические принципы госуправления
2. Принципы, регулирующие
управление как социально-полит
Системный подход к изучению управления позволяет представить его как функционирование нескольких сложных социальных систем. Условно их назовем:
Система управляющая – государство как управляющий субъект управления (государство – это территориальная организация общества, характеризующая своим социально-политическим пространством. (социальном в том смысле, что территория, занимающая государством, составляет среду для жизнедеятельности данного общества; политическом – в смысле пространственных границ действия государственной власти).
Основными принципами
Общими функциями являются: обеспечение целостности и стабильности общества, его территории, создание и обеспечение условий для развития всех сфер общественной жизнедеятельности, охрана законности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина, управленческая, интегральная, обеспечение единой государственной власти.
Управляющая система включает в себя
в качестве компонентов относительно
самостоятельные подсистемы: 1. система
госуправления делами общества в целом
2. ситсема государственно-
Система управляемая – общество, его компоненты, подверженные государственному управлению. В отличие от системы управляющей предполагает горизонтальные, невластные, диспозитивные связи. Они многослойны, многообразны.
Система взаимодействия
Основной вид воздействия
общества на государственное
управление – через легитимно
функционирующую политическую
систему, участников
Механизм взаимодействия
Отметим, что
развивающее общество
Главным результатом функционирования системы госуправления являются управленческие решения и действия. Они могут носить политический общезначимый характер или на выходе появляются властные административные решения.
По мере формирование российского общества в нашу политическую жизнь входят явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающими их составной частью. Среди этих явлений можно выделить лоббизм (лоббирование). Нужно отметить, что в настоящее время лоббизм все больше понимается как необходимый и естественный инструмент взаимоотношений власти и общества.
Понятие
«лоббизм» произошло от
Традиция
лоббизма уходит своими корнями
в те годы, когда президентом
США был У.С. Грант (1869-1877)
Лоббизм можно подразделить на
При анализе системы государственного управления допустимы различные подходы:
Системный подход направлен на то, чтобы при решении любого вопроса подходить комплексно, изучая правовое, организационно-структурное, информационное обеспечение.
Институциональный подход, при котором предметом изучения избирается совокупность институтов (государственные органы, партии, группы интересов), участвующих в разработке и осуществлении управленческих (политических, административно-правовых) решений.
Функционально-структурный подход предполагает концентрацию внимания исследователя на классификации функций, дифференциации структурных подразделений, организационных ресурсов и всей системы управления в целом.
Элитологический подход основан на актуализации вопроса о том, какие люди составляют элиту, осуществляют власть над экономическими ресурсами, управляют страной, доминируют в правотворческой и правоприменительной политике. Изучаются отдельные группы государственных деятелей, партийных функционеров, чиновников и т.д.
Культорологический подход предполагает анализ процесса принятия и осуществления государственно-управленческих решений под углом зрения политической и профессиональной культуры. Исследуются нравственные ценности, принципы, убеждения, поведение субъектов административно-правовых отношений.
Тема 4. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ
4.1. Власть: источники, понятие, принципы
При
анализе многочисленных
Источник власти
(традиции, сила, авторитет, закон, знания, богатство, харизма)
Субъекты власти
(Госуд-во, его институты,
Информация о работе Лекции по "Основам государственного и муниципального управления"