Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:03, курсовая работа
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. С появлением и укреплением маркетинга как основы рыночной деятельности анализ рынка вписывается в его рамки и становится неотъемлемой составной частью, обогащаясь методологией маркетинга и превращаясь в его информационно-аналитическое обеспечение.
Введение…………………………………………………………………………...3
Анализ внешней среды фирмы………………………………………………...4-9
Анализ ситуации в отрасли………………………………………………….10-11
Анализ внутренней среды фирмы…………………………………………..12-14
Краткое описание исследуемого продукта…………………………………15-16
Комплексный анализ рыночной ситуации………………………………….17-18
Товарная политика фирмы…………………………………………………..19-20
Ценовая политика фирмы……………………………………………………….21
Сбытовая политика фирмы……………………………………………………...22
Коммуникационная политика фирмы………………………………………23-24
Планирование маркетинга…………………………………………………...25-28
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………..30-31
Существует два основных варианта STEP- и PEST - анализа. Вариант STEP-анализа используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты - учет социальных и технологических факторов. Для анализа макросреды в тех странах, где экономика слабо развита и находится в переходном периоде, применяют форму PEST - анализа, где на первом месте факторы политики и экономики. При выборе первого или второго варианта критерием выступает приоритетность учета тех или иных групп факторов макросреды с точки зрения силы возможного воздействия и стабильности факторов для мониторинга.
Таким образом, PEST - анализ - это инструмент, предназначенный для выявления:
§ политических (Policy),
§ экономических (Economy),
§ социальных (Society),
§ технологических (Technology)
аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST - Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Важным при проведении PEST - анализа является требование системности стратегического анализ каждой из четырех указанных компонент, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны
Данный вид анализа может проводиться с использованием различных форматов, часто это два варианта: простая четырехпольная матрица, внешний вид которой приводится ниже в Таблице 6 и табличная форма STEP-анализа. Каждый из этих вариантов имеет преимущества и недостатки. Выбор способы проведения анализа зависит от целей анализа, степени готовности экспертов и целого ряда других факторов.
Анализ внешней среды косвенного воздействия осуществляется с помощью PEST-анализа.
Качественный PEST-анализ
PEST-факторы |
Что дает возможность? |
Что дает угрозу? |
|
Политические и правовые факторы |
1. Стабильная политическая ситуация в стране. |
1. Несовершенство 2. Недостаточное внимание
поддержке автодорожных 3. Фрагментарность 4. Неэффективная практика
исполнения существующего |
|
Экономические факторы |
1. Существенное замедление темпов инфляции. 2. Рост покупательной способности рубля. 3. Снижение ставки 4. Понижение курса доллара и его стабилизация. 5. Продолжение экономического роста. 6. Улучшение деятельности банковской системы. |
1. Повышение цен на энергоносители. 2. Недостаточная для устойчивого
роста инвестиционная 3. Уменьшение объемов
прибыли предприятий и 4. Снижение рентабельности
производства вследствие 5. Повышение цен на транспортные перевозки. 6. Несовершенство налогообложения (в частности, отмена налоговых льгот на прибыль). 7. Вероятное снижение
банковских ставок по кредитам
должно вызвать понижение 8. Неблагоприятный деловой климат. 9. Сильное падение объемов капиталовложений, опережающее по своим темпам производственный спад. |
|
Социальные факторы |
1. Рост реальных денежных доходов населения. 2. Рост склонности населения к организованным сбережениям. 3. Рост числа квалифицированных
специалистов вследствие 4. Изучение и применение зарубежного опыта и использование эффективных методов управления человеческими ресурсами. 5. Особое внимание уделяется
совершенствованию системы |
1. Рост суммарной задолженности по заработной плате. 2. Социальная незащищённость населения. 3. Отсутствие благоприятных
экономических условий, позволяющих
гражданам обеспечивать 4. Высокий уровень смертности
мужчин в трудоспособном |
|
Технологические и технические факторы |
1. Появление современных
технологий производства и 2. Вложение инвестиций
в усовершенствование 3. Постепенная активизация усилий Правительства, направленных на развитие инноваций, ориентированных, прежде всего на модернизацию имеющихся производств. 4. Внедрение программ
информатизации и развития |
1. Высокая энергоёмкость продукции. 2. Критическое состояние
производственной 3. Наличие незагруженных
технологически эффективных 4. Возможность использования
конкурентами современных |
|
Экологические факторы |
1. Малоосвоенная российская территория богата природными ресурсами. 2. В условиях экономического
спада снизился уровень 3. Рост популярности и
внедрение на предприятиях 4. Рост экологической и социальной ответственности. 5. Осознание проблемы
экологического неблагополучия
и понимание необходимости |
1. Темпы снижения производства намного опережают темпы сокращения его «давления» на природную среду. 2. Рост удельной энерго-, материало-, природоемкости производства. 3. Рост нарушений природоохранных норм. 4. Темпы опустошения российских недр намного превышают прирост разведанных запасов. 5. Основная экологическая опасность - в российской гибридной экономике, вобравшей в себя худшие черты рыночного и планового хозяйства. 7. Недостаток мер экологического
характера со стороны |
|
Анализ PEST - факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды косвенного воздействия носит в целом довольно благоприятный характер.
Наибольшую угрозу для ООО «Бриз» представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны.
Технологические, политические и социальные факторы дают предприятию умеренные возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.
Анализ ситуации в отрасли
В настоящее время, несмотря на сложную экономическую ситуацию, продажа бытовой химии остается выгодным предприятием, так как потребление данной группы товаров независимо от ситуации в экономике остается на стабильном уровне. Спрос по-прежнему остался высоким, а цены на бытовую химию понизились до очень выгодных. Следует отметить, что профессиональная бытовая химия сейчас пользуется особым спросом, даже оптовые цены на нее остаются достаточно высокими. Но спрос рождает предложение, а предложение диктует свои цены на хорошо востребованный товар. Велик и разнообразен ассортимент бытовой химии - открыв любой каталог можно увидеть тысячи наименований этой продукции. На сегодняшний день сложно выделить абсолютных производителей-лидеров в производстве бытовой химии, тем не менее, поставщики диктуют моду на рынке парфюмерии и косметики. Ассортимент зарубежной бытовой химии растет и постепенно вытесняет отечественного производителя. Однако, наша косметика и бытовая химия сильно выигрывает у зарубежной в цене, поэтому продажи именно отечественной продукции лишь набирают обороты. Сейчас оптовые компании в ожесточенной борьбе пытаются занять как можно большую долю российского рынка. А ведь рынок, даже, несмотря на сложную экономическую ситуацию, с момента его наступления, значительно увеличился. Для удовлетворения спроса, химическая промышленность России наладила производство высококачественных товаров, полностью конкурентоспособных на ранке недорогих.
Рассмотрим ситуацию на рынке бытовой химии на примере организации «Бриз». При этом мы воспользуемся методом наблюдения за таким параметром деятельности организации как величина товарных запасов. Выбираем этот метод потому, что товарные запасы чутко реагируют на любые изменения соотношения спроса и предложения.
Рынок бытовой химии можно условно разделить на рынок отечественной бытовой химии и рынок зарубежной бытовой химии.
Если рассматривать рынок отечественной бытовой химии на примере организации «Бриз», то наблюдается следующее: количество товарных запасов на складе увеличивается, а это означает, что предложение превышает спрос - диспропорция.
Если рассматривать рынок зарубежной бытовой химии на примере организации «Бриз», то наблюдается следующее: товарные запасы на складе уменьшаются, а это в свою очередь показывает что спрос превышает предложение - диспропорция.
Если говорить о рынке бытовой химии в общем, то можно отметить что наблюдается диспропорция спроса и предложения, разбалансированность рынка.
Анализ внутренней среды фирмы
К внутренней среде организации относят функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, наличие товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.
Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
||
1 |
Удачное расположение магазина, в раскрученном торговом центре |
Непостоянный ассортимент по группам, которые закупаются у конкурирующих компаний |
|
2 |
Хорошо подобранный персонал |
Недостатки в рекламной политике |
|
3 |
Широкий ассортимент продукции |
Более высокий уровень цен, по группам, которые закупаются у конкурирующих компаний |
|
4 |
Финансовая стабильность |
Недостаточно, развитая сеть |
|
5 |
Предоставление большого количества дополнительных услуг |
Отсутствие должного контроля персонала |
|
6 |
Постоянный рост товарооборота |
Недостаточное помещение для хранения товарного запаса |
|
7 |
Высокое качество предлагаемой продукции |
||
Для полного анализа внутренней среды магазина ООО «Бриз» необходимо исследовать пять функциональных зон:
- маркетинг;
- производство;
- финансы;
- управление персоналом;
- общее управление.
Анализируя организацию общего управления, было замечено, что организационная структура фирмы соответствует настоящему положению и существующим целям, в дальнейшем, при изменении стратегии, организационную структуру придется видоизменить.
Права и обязанности возложены на сотрудников, несущих ответственность за конкретную работу. Однако наблюдается нарушение информационных потоков, проявляющиеся в нечеткости взаимодействия между подразделениями. В этом направлении ведется работа, ведется изучение способов использования систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений.
В организации отсутствует процедуры участия персонала в принятии какого-либо управленческого решения.
В магазине ООО «Бриз» особое внимание уделено найму работников. Отбор персонала проходит в несколько этапов, производиться обучение персонала, разработана система стимулирования. На предприятии существуют хорошие возможности для карьерного роста, но за счет резкого увеличения количества сотрудников, карьерный рост стал занимать большее время, уровень зарплат выше, чем средний по городу, но отмечен низкий рост уровня заработной платы по сравнению с прошлым годом.
Ежегодно все работники компании проходят аттестационную комиссию, с целью выяснения их профессиональной пригодности.
Особое внимание при изучении коммерческой деятельности магазина привлекли данные по закупочной деятельности продукции, ее динамика, постоянное развитие контрактов дистрибуции брендов, дает возможности предоставлять выгодные предложение для потребителей, получать бюджеты для проведения рекламных мероприятий. Но на те группы товаров, которые закупаются у конкурирующих компаний, уровень цен в магазине более высокий, чем в розничных магазинах конкурентов.
Небольшая площадь складского помещения, не дает возможность формировать оптимальный запас товаров непосредственно в магазине, что увеличивает нагрузку на консультантов и складских работников фирмы, которым приходиться каждый день обеспечивать доставку товара, то есть иногда нет возможности оперативно дополнить пробелы ассортимента.
Проблема расширения ассортимента продукции решается силами двух отделов следующим образом: поиск и отбор нового товара осуществляется специализированным подразделением компании, работникам закупа.
Маркетинговое подразделение пока находится на стадии формирования, до текущего времени все основные маркетинговые решения принимались непосредственно руководителям и строились чаще всего на уровне интуиции, что иногда приводило к нечетким и некомпетентным действиям. Отсутствие до текущего момента в магазине, попыток проведения анализа, прогнозирования и планирования, негативно сказалось на некоторых аспектах деятельности.
Сейчас создается маркетинговый отдел, сотрудники которого прилагают максимальные усилия для сбора информации о рынке, о предпочтениях покупателей, создания имиджа фирмы, разработки возможных новых направлений в сфере оказания дополнительных услуг.
В последнее время отмечается резкий рост издержек обращения, это связано с увеличением арендной ставки и увеличения количества сотрудников.
Краткое описание исследуемого продукта
Благодаря удобному расположению магазин ООО «Бриз» всегда наблюдается хороший покупательский поток.
В магазине «Бриз» осуществляется розничная продажа бытовой химии. Большее количество ассортимента товаров ООО «Бриз» закупается непосредственно с оптовой фирмы «Бриз».
В магазине представлен широкий ассортимент бытовой химии отечественных и зарубежных фирм. В 2012 году произошла реконструкция магазина, были расширены торговые площади, приобретено новое оборудование под прогрессивную форму торговли - самообслуживанию.
Товары в зале самообслуживания открыто выложены на торговом оборудовании по несколько штук в ряду. Благодаря этому покупатель имеет возможность свободного доступа к товару, может его рассмотреть, ознакомиться с интересующими сведениями. Расчет за все отобранные товары осуществляется в едином контрольно-кассовом узле. Фирма представляет широкий ряд брендов, ассортиментный профиль компании - более 20.000 наименований товара. Весь этот ассортимент предлагается покупателем в розничном магазине. Также в магазине применяется метод индивидуального обслуживания.
Следует отметить хорошее техническое оснащение магазина. Расчет с покупателями осуществляется через компьютерные терминалы с применением сканера штрих-кода - это одна из прогрессивных форм работы, благодаря этой системе обеспечивается быстрота и удобство работы кассира, и учет товара. У администратора имеется головной компьютер, где отражаются данные о продажах, выручке, движению дисконтных карт и другая важная информация. В магазине установлена современная антикражная система, которые защищают от краж в магазине, также за торговым залом ведется видео наблюдение.
Таким образом, проанализировав магазин «Бриз» можно отметить четкое воплощение современной и достаточно идеальной модели магазина парфюмерии и косметики.
Комплексный анализ рыночной ситуации
Российский рынок CMC (синтетические моющие средства) практически заполнен, тем не менее, на нем продолжают развиваться качественные изменения: доля простейших CMC снижается, а средств с биодобавками возрастает, расширяется предложение средств для стирки цветного белья с новой формулой, увеличивается сегмент вспомогательных средств для стирки и аппретирующих средств, растет доля средств для автоматической стирки. Углубляется представленность специализированных средств - практически все производители предлагают в своей линейке средства для стирки детского белья. Эксперты считают, что будущее российского рынка за жидкими CMC и гелями.