Маркетинговое исследование конкурентной ситуации на рынке на примере ОАО «Енисейская торговая компания» сети гастрономов «Красный Яр»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: ОАО «Енисейская торговая компания» Сеть гастрономов «Красный Яр».
Предмет исследования: конкурентоспособность ОАО «Енисейская торговая компания» Сеть гастрономов «Красный Яр».
Цель: изучить и понять сущность маркетингового исследования конкурентной ситуации на рынке, влияние конкурентов на исследуемое предприятие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы маркетингового исследования
конкурентной ситуации на рынке……………………………………………5
1.1. Конкуренция: понятие виды …………………………………………5
1.2. Маркетинговые модели описания конкурентных рынков………….12
2. Анализ организационно-экономической и маркетинговой …………….19
деятельности ОАО «Енисейская торговая компания»
2.1. Анализ организационно-экономической деятельности сети гастрономов «Красный Яр» ОАО «Енисейская торговая компания» …….19
2.1.1. Характеристика основных экономических показателей деятельности сети гастрономов «Красный Яр» ОАО «Енисейская торговая компания»…………………………………………………………………..….22
2.1.2. Характеристика организационной структуры ОАО «Енисейская торговая компания»………………………………….………………………..24
2.1.3. Характеристика условий производства ………………………...…28
2.2. Анализ маркетинговой деятельности сети гастрономов
«Красный Яр» ОАО «Енисейская торговая компания»………………...….29
3. Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой
деятельности ОАО «Енисейская торговая компания»
сети гастрономов «Красный Яр»……………………………………………..36
3.1. Разработка комплекса мероприятий по решению выявленных проблем, реализации появившихся возможностей …………………………39
Заключение ……………………………………………….……………………41
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг.docx

— 77.93 Кб (Скачать файл)
  1. Изучение рыночной сегментации;

Сегментация является основополагающим  элементом системы маркетинга и  в идеале представляет начало при  любой деятельности по производству и реализации товара.

 

36

Сеть гастрономов «Красный Яр»  сегментирует товар по социально-экономическим  критериям, разделяя потребителей по группам, по признаку пола, возраста, по размеру  семьи, по доходу, роду занятий.

  1. Анализ конъюнктуры рынка (в т. ч. определение тенденций изменения рынка, оценка его емкости, прогноз объема спроса);

Отдел маркетинга анализирует рынок, его изменения, выявляя будущие  тенденции роста или снижения спроса на продукцию, вкусы потребителей их предложения.

  1. Анализ конкуренции на рынке;

 Сеть гастрономов  «Красный  Яр» имеет достаточно сильных  конкурентов в лице супермаркетов  «Каравай» и сети гастрономов «Командор».  Борьба за потребителей проводится различными путями: с помощью ценовой политики, различных акций по повышению спроса, местоположению данных предприятий, обслуживанием клиентов на должном уровне для повышения репутации предприятия и т. д.

  1. Анализ рыночных позиций предприятия.

Местоположение всех гастрономов  «Красный Яр» выбрано очень удачно, где наблюдается очень большой  поток людей. Что обеспечивает высокий  спрос, а значит прибыль. По всему городу работает 51 гастроном «Красный Яр».

Главной задачей МИС внешней  коммерческой среды и внутренней деятельности самого предприятия является ответ на вопрос о том, какие меры следует предпринять фирме для  завоевания или поддержания собственной  конкурентоспособности. Для этого  фирма должна знать о своих  возможностях (сильных и слабых сторонах) и о сильных и слабых сторонах конкурентов. Таким образом, вопрос о конкурентоспособности фирмы  и методах ее достижения является основным в рамках МИС вообще и  МИС конкуренции на рынке в  частности.

37

Перечень проблем.

Небольшой штат сотрудников образует при большом потоке покупателей  очереди.

Цены на продукты высоки, а переоценка товара происходит довольно часто, в  некоторых гастрономах – почти  каждый день (дефлятор цен).

Большинство сотрудников гастрономов  «Красный Яр» не заинтересованы в  четкой налаженной работе организации  и увеличении ее прибыли, а также  качественном предоставлением услуг  по розничной торговле, вследствие «командно-административной» системы  управления подчиненными (метод «кнута и пряника»).

Качество  некоторых товаров  бывает подпорчено, например скоропортящаяся  молочная продукция. В результате чего поступают жалобы от покупателей.

Кассовые аппараты часто выходят из рабочего состояния, а новые не покупаются, что в свою очередь также создает большие очереди покупателей.

Не используется возможность для  оптовой продажи товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

3.1 Разработка комплекса  мероприятий по решению выявленных  проблем, реализации появившихся  возможностей

Несоответствие действительных цен, которые показывает кассовый аппарат, и цен написанных на ценниках можно  избежать в первом случае своевременной  заменой последних, а во втором –  период между переоценками товаров  должен быть в среднем месяц или  в зависимости от состояния инфляции на рынке. Сеть гастрономов «Красный Яр» - социально направлена, то есть в ассортименте имеются товары по более низким ценам, рядом с ними весит ярлычок с пометкой, что  этот продукт социально ориентирован.

Ужесточение контроля за сотрудниками влечет за собой нежелание работать добросовестно, но это приходится делать, так как меры наказания «бьют по карману» рабочего персонала. Заработок работников сети гастрономов «Красный Яр» зависит от недостачи или излишек того или иного гастронома, где они трудятся, от оценки «тайного» покупателя, от оценки покупателей в целом. Недавно была внедрена система оценки предоставления услуг. Если покупателю понравилась работа какого-то из штата сотрудников сети гастрономов «Красный Яр» он отмечает на специально отведенном листе напротив фамилии и имени этого рабочего «веселого смайлика», если же нет – «грустного смайлика». Кассирам нужно быть предельно внимательными при работе с деньгами и при безналичном расчете клиента. Командно-административная система управления действенна, она держит всех сотрудников под строгим контролем, но не учитывает человеческий фактор.

Требование к условиям доставки должны быть более высоки. В определенные сезоны года температурный режим, осторожность перевозки должны быть обязательно  соблюдены поставщиками, иначе товар  может быть не пригоден к употреблению, в результате организация терпит убытки.

39

Исследуемое предприятие имеет  производственный цех в каждом из сети гастрономов «Красный Яр». Другими  словами – собственное производство кулинарной продукции. Продвижение  этой продукции с помощью промоутеров, различных акций повлечет за собой повышение спроса.

Конкурентами данного предприятия  являются такие гастрономы и супермаркеты как: «Командор», «Каравай», «Аллея».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

Заключение

 

При выработке конкурентной стратегии  необходимо, с одной стороны, по возможности  более полно представлять себе сильные  и слабые стороны фирмы, ее позицию  в отрасли, а с другой - структуру  самой отрасли и национальной экономики в целом, которые влияют на соотношение сил, определяющих конкуренцию  в этой отрасли и в стране.

Анализируемое предприятие предоставляет  услуги только по розничной торговле, не выступая  и как оптовик. Ценообразование  разрабатывается на основе спроса, предложения продукции, услуг, издержек производства и прибыли предприятия. Каждый гастроном расположенный в определенном месте города Красноярска рассчитан на определенный контингент покупателей, из чего также вытекают цены на продаваемые там товары.

Отдел маркетинга анализирует рынок, его изменения, выявляя будущие  тенденции роста или снижения спроса на продукцию, вкусы потребителей их предложения.

Требование к условиям доставки должны быть более высоки. Переоценка продукции продаваемой в гастрономах  должны проводиться реже. Отношение  к персоналу не должно носить принудительного  и угрожающего характера.

Несмотря на перечисленные выше проблемы, сеть гастрономов «Красный Яр» ОАО «Енисейская торговая компания» функционирует достаточно эффективно, спрос постоянный, обслуживание клиентов соответствует требованиям. На данном предприятии работают  лучшие работники по итогам летнего  конкурса «Лучший работник торговли».

 

 

41

Заработная плата выдается регулярно, через пластиковые карты Сбербанка, вследствие чего рабочему персоналу  не приходится ждать подолгу в  очередях перед бухгалтерией выдачи заработной платы. За качеством товара на прилавках следят администраторы торгового зала. Подводя итог вышесказанному можно сказать, что данное предприятие  вполне рационально использует свои ресурсы, но не все возможности по повышению спроса, репутации, рабочей  атмосферы и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42 
Список использованных источников

 

  1. Баркан, Д. И. Маркетинг для всех / Д. И. Баркан. – СПб.: Культ-информ-пресс, 1991. – 133 с.
  2. Багиев, Г.Л., Тарасевич, В. М., Анн, Х. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. – М.: ПИТЕР, 2005. – 153 с.
  3. Кретов, Н. Н. Маркетинг на предприятии / Н. Н. Кретов. – М.: Финстатинформ, 1994. – 175 с.
  4. Попов, Е. В., Клюев, Ю. Б. Методы маркетинговых исследований / Е. В. Попов, Ю. Б. Клюев. – Екатеринбург.: УГТУ, 1996. – 25 с.
  5. Робинсон, К. Конкурентоспособность и маркетинг / Робинсое К. // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 1996. - №1. – с. 49 - 51
  6. Фатхутдинов, Р. А. Менеджмент конкурентоспособности/ Р. А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 218 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Таблица 5 - Анализ основных конкурентов

Конкуренты

Ассортиментная группа (позиция)

Характеристики продукта

Преимущества

Недостатки

По отношению к анализируемому предприятию

1

   Командор

Алкогольная и безалкогольная продукция, продукция мясоперерабатывающей промышленности, молочная продукция, сопутствующие  товары, бакалея, кондитерские изделия, крупы, сыры, игрушки

цена

Низкая

 

качество

Высокое

 

доля рынка

Высокая

 
   

продвижение

 

Ограниченный набор средств продвижения

каналы реализации

 

Только розничная торговля

         
     

 

 

Каравай

Алкогольная и безалкогольная продукция, продукция мясоперерабатывающей промышленности, молочная продукция, сопутствующие  товары, бакалея, кондитерские изделия, крупы, сыры, игрушки

цена

 

Высокая

качество

 

Низкое

доля рынка

 

Средняя

 

 
   

продвижение

 

Ограниченный набор средств продвижения

каналы реализации

 

Только розничная торговля


 

 

 

44 
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 6 - Структура внешних  производственных связей предприятия

Наименование продукции

 

Поставщики основного сырья

Пивная продукция

1

ОАО «Балтика-Пикра»,  ул. 60 лет Октября д. 90

Вино-водочная продукция

2

ОАО «Пять озер», ул. Лесников 52-а

Безалкогольная продукция

3

ЗАО «Coca-Cola», Северное шоссе 27

ООО Исток, ул. Ленина 28

ОАО «Балтика-Пикра», ул. 60 лет Октября, д. 90

Молочная продукция

4

ОАО «Милко», ул. Телевизорная, 8

Соки

5

ОАО «Фруктовый сад», ул. Злуки, 39

Мясоперерабатывающая продукция

6

ОАО «Дымов», ул. Полигонная, 8

Кондитерская продукция

7

ООО «Красноярский хлеб», ул. Красноярский рабочий,30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

45 
ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Таблица 7 -  Анализ потребителей

Целевой сегмент

Характеристика сегментов с точки  зрения маркетингового воздействия

Население

Разделение потребителей по группам, по признаку пола, возраста, размера  семьи, доходу, роду занятий. Социальная ориентированность на население


 

Таблица 8 - Состав и структура  товарной продукции сети гастрономов  «Красный Яр»

Вид продукции

Годы

2004

2005

2006

Объем продаж

Объем продаж

Объем продаж

тыс. руб.

тонн

тыс. руб.

тонн

тыс. руб.

тонн

Молочная продукция

257136

2

3901590

3

6514630

5

Безалкогольная продукция

128568

2,5

1800156

2,8

2828496

3,2

Алкогольная продукция

385704

1,6

4821302

2,3

9642600

2,8

Мясоперерабатывающая продукция 

899976

2,1

1328536

2,9

1760236

3,4

Кондитерские изделия

642840

3,5

836609

4,1

1193847

4,9

Свежие фрукты и овощи

217152

5,2

2689220

6,5

3424320

7,1


 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Маркетинговое исследование конкурентной ситуации на рынке на примере ОАО «Енисейская торговая компания» сети гастрономов «Красный Яр»