Маркетинговое исследование рынка молочной продукции с позиции ОАО Вимм-Билль-Данн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: провести маркетинговое исследование рынка молочной продукции с позиции предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн». В связи с данной целью были сформированы следующие задачи: определение направления маркетинговой деятельности компании «Вимм-Билль-Данн»; выявление целевых сегментов и выявление потребительских предпочтений относительно их продукции; определение потенциальной емкости рынка и доли рынка исследуемого товара, изучение рынка молочной продукции с целью выявления конкурентов; анализ динамики рынка молочных продуктов и прогнозирование его развития.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ и оценка свойств продуктов ОАО «Вимм-Билль-Данн»…….4
1.1.Ситуационный анализ…………………………………………………...4
1.2.Субъективные оценки свойств продуктов……………………………..7
1.3.Оценка отношений к разновидностям продуктов……………………11
Глава 2. Оценка ассортимента, конкурентоспособности и позиционирования продуктов ОАО «Вимм-Билль-Данн»…….16
2.1. Оценка конкурентоспособности продуктов………………………...16
2.2. Позиционирование продуктов……………………………………….17
Глава 3. Сегментация и анализ динамики и прогнозирования…………...…..22
3.1. Сегментация и совмещение сегментации с позиционированием….22
3.2. Анализ динамики и прогнозирования……………………………….26
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложения……………………………………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 812.38 Кб (Скачать файл)

Квадрант I. Возможности и сильные стороны:

1. увеличение объемов  продаж и расширение рынка  сбыта за счет высокого качества  продукции при невысокой цене, хорошей репутации среди потребителей;

2. намерения лидерства  в отрасли по качеству новой  продукции благодаря политике  организации на снижение издержек, и увеличения доли прибыли  в общем объеме продаж,

3. Сильные позиции компании  на рынке и обилие мощностей  с большой вероятностью сделают  ВБД одним из участников программы  государственных закупок молока  и молочной продукции в интервенционный  фонд;

4. Рост объемов производства  и продаж продукции, за счет  прочных позиций компании на  российском рынке молочной продукции.  Вимм-Билль-Данн контролирует около  32% рынка, занимая прочные лидерские  позиции.

Квадрант II. Угрозы и сильные стороны:

  • немалая степень износа оборудования, специализированной техники, взамен которой предприятие закупает новое и модернизированное оборудование, вытесняющее участки с тяжелыми условиями труда

Квадрант III. Слабые стороны и возможности:

  • Сильное давление со стороны конкурентов обуславливает компанию производить большее количество продукции с высоким уровнем качества.

Квадрант IV. Слабые стороны и угрозы:

  • Сильная зависимость от сырья в условиях динамичного возрастания сырьевых цен может оказывать негативное влияние на показатели рентабельности.
  • Высокая динамика роста операционных расходов компании по отношению к выручке, вызванная ростом затрат на продвижение продукции и маркетинг, обоснованных необходимостью удержания рыночных позиций.
  • Усиление конкуренции со стороны крупных игроков ведет к увеличению затрат компании на рекламу.

Таким образом, в данной таблице  мы обобщили результаты проведенного анализа внешних возможностей и  угроз, внутренних слабостей и сил  организации. Согласно вышеприведенным  данным, предприятию следует реализовывать  действия, обозначенные в квадрантах I, II, III, опасаться возникновения ситуаций, рассмотренных в квадранте IV и заранее предпринять действия для сведения возможности их возникновения к минимуму.

По  данным  Росстата,  производство  цельномолочных  продуктов  в  России  в пересчёте на молоко в  2009 году составило около 10  млн.  тонн,  что на  2,9% превышает показатель  за  2008 год.  Однако  этот  прирост  существенно  ниже ранее достигнутых:  в 2008  году темп роста производства молочной продукции составлял 7,9%, в 2007 – 6,5%. 

Российский рынок молочной продукции достаточно консолидирован,  несколько крупнейших  игроков  контролируют  более   50%   рынка,   при этом  на  рынке достаточно сильна конкуренция,  в том числе из-за прихода западных игроков.

Тем    не    менее,    существенную    долю    занимают    более    мелкие    игроки, представленные        в        основном        региональными        производителями, ориентированными  на  выпуск  традиционных  молочных  продуктов. 

По нашим прогнозам, возрастающий спрос на продукцию с высокой добавленной стоимостью, а также усиливающаяся консолидация рынка, увеличивающая доли основных   игроков,   будут   способствовать   стабильному   росту   производства молочной продукции в России на 3% в год в период с 2009 по 2015 годы. В то же время, растущая конкуренция на рынке приведёт к увеличению затрат компаний на   рекламу   и   маркетинг,   а   также   стимулированию   сбыта   продукции,   что положительно скажется на росте потребления продукции населением.

При этом мы прогнозируем дальнейшее увеличение доли «Вимм-Билль-Данна» на  рынке.  По  нашим  расчётам,  исходя  из  данных  Росстата,  производство молочной   продукции   «Вимм-Билль-Данна»   составляет   порядка   13,5%   от общероссийского  производства  цельномолочной  продукции,  увеличившись  по сравнению   с   2005   годом   на   1,2   п.п.   Мы   прогнозируем   увеличение   этого показателя  к  2013  году  до  17%,  при  этом объёмы  производства  молочной продукции в России достигнут 12,4 млн. кг.

Наряду с повышением объёмов  производства в сегменте «Молочные продукты», мы  ожидаем  увеличения  средних  цен  реализации  продукции  «Вимм-Билль-Данном»  в  этом  сегменте  в  период  с  2007  по  2013  годы  в  среднем  на  8% ежегодно,   что   позитивно   скажется   на   продажах   компании   в   денежном выражении.[23] 

 

Заключение

К завершению курсовой работы  цель работы была достигнута и поставленные задачи выполнены. Было проведено маркетинговое исследование рынка молочной продукции с позиции компании ОАО «Вимм-Билль-Данн», по которому можно сделать следующие выводы:

- компания «Вимм-Билль-Данн» имеет чёткую организационную структуру. Из истории её становления видно, что компания развивалась благодаря введению новых продуктов для российского рынка, в дальнейшем становившихся первыми брендами. Именно это помогло компании найти и удержать большую долю рынка.

- ассортимент молочных  продуктов компании ОАО ««Вимм-Билль-Данн»  очень разнообразен. Именно этот фактор является одним из важнейших факторов успеха компании на российском рынке. Компании занимает самую большую долю рынка и постоянно отслеживает меняющиеся тенденции, что позволяет её оставаться лидером на протяжении многих лет существования. Успех компании также приносит удовлетворённость потребителей  и их  устойчивое предпочтение к продуктам данной компании.

- на московском рынке молока складывается ситуация, при которой компания «Вимм-Билль-Данн» является фактически монополистом, владея, согласно проведенному исследованию BrainSticker Rating FMCG («Рейтинг марок»), самыми известными и популярными марками молочной продукции.

-при изучении сильных  и слабых сторон предприятия  были выявлены некоторые слабые  стороны, которые необходимо устранять для дальнейшего успешного развития. На внутренние же силы, такие как высокое качество и ассортимент продукции следует делать упор для достижения поставленных целей.

По результатам многочисленных исследований компания ОАО «Вимм-Билль-Данн»  признана одной из самых успешных компаний на рынке молочной продукции. Компания имеет высокий статус и  завоевала наибольшую долю рынка. Специалисты  компании проводят граммотную маркетинговую политику, что позволяет всем брендам компании успешно развиваться и приносить компании немалую прибыль.

 

Список использованной литературы:

  1. Устав "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" ред. 2008 г.
  2. "Вимм-Билль-Данн" и Все-Все-Все: советы финансового консультанта: [практические аспекты развития финансовых решений, способствующих увеличению продажи и потенциал компании] / В.В. Лугинин // ЭКО. 2006. №3. С.12-18
  3. Международная конкурентоспособность производителей: факторы определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества/Емельянов С.В. // "Маркетинг в России и за рубежом", №1, 2006 г.
  4. Котлер Ф. «Основы маркетинга». Краткий курс. Пер. с англ. – М. :  Издательский дом «ВИЛЬЯМС»,  2008. – 656 с.
  5. Лифиц И. М. «Конкурентоспособность товаров и услуг. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ» 2-е издание, переработанное и дополненное. Допущено УМО по образованию в области коммерции в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» МОСКВА • ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ • ЮРАЙТ» 2009. – 456 с.
  6. Международный маркетинг в сфере продуктов питания / В. Чухломин // Маркетинг №3, 2006
  7. Международный маркетинг: Учеб. пособие для вузов/под ред. Г.А. Васильева, Л.А. Ибрагимова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007-199 с.
  8. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров/ А. В. Коротков – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012 – 591 с.
  9. Основы коммерческой деятельности: учеб. для вузов/Осипова Людмила Васильевна, И.М. Синяева. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 623 с.
  10. Стратегия выхода российских предприятий на международные рынки: проблемы перспективы/доктор эк. н.А. А. Кизим, С.С. Фокин // Финансы и кредит №8 (269), 2008 с 70-73
  11. Существующий бренд на новые товарные группы / Д. Турпин // Маркетинг № 5(102), 2008 г.
  12. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Издательство «Финпресс», 2009. - 464 с.
  13. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Издательство «Финпресс», 2008, 199. - 656 с.
  14. Киреев Исследование рекламы на жизненном цикле товара // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - № 5. - С. 43-49
  15. Хисамутдинов С.П., Шабанова Л.Б. Маркетинг: Теория и практическое применение: Учебник. - М.: Вуз и школа, 2007. - 324 с.
  16. Эриашвили Н.Д. Маркетинг: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 631 с.
  17. В. Гусаков: «Новейшая экономика и организация сельского хозяйства в условиях становления рынка», 2008 г.
  18. http://gendocs.ru/
  19. http://www.wbd.ru/
  20. http://www.sberbank-cib.ru
  21. http://trade.metropol.ru
  22. http://www.prsp.ru
  23. www.finam.ru
  24. http://marketing.rbc.ru/
  25. http://www.businesspress.ru/newspaper/

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

Совокупные доли марок  производителей молочной продукции  в предпочтениях потребителей октябрь 2011г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 Приложение 5

Господа! 
 
Сегодня мы обращаемся к Вам с просьбой принять участие в опросе Покупателей, проводимого на факультете «Экономический» в МГМУ «МАМИ». Целью опроса является выявление тенденций спроса на молочную продукцию, более точного определения покупательских предпочтений к продукции компании Вимм-Билль-Данн. Ваши оценки, наблюдения и предложения окажут нам существенную помощь в расширении знаний о рынке молочной продукции.  
 
С учетом вышеизложенного убедительно просим Вас ответить на вопросы Анкеты.  
 
^ ЗАРАНЕЕ ВАМ ПРИЗНАТЕЛЬНЫ! 
 
А Н К Е Т А 
 
1.Довольны ли Вы качеством покупаемого молока таких марок как «Домик в деревне», «М», «Весёлый молочник», «Кубанская Бурёнка», «Лианозовское»? 
 
а) ДА б) НЕТ

 

2.Какие из вышеперечисленных марок вы покупаете регулярно?

А)Домик в деревне

Б)М

В)Весёлый молочник

Г)Кубанская Бурёнка

Д)Лианозовское

Е)Никакую

 
 
3. Какое молоко Вы предпочитаете  покупать? 
 
а) пастеризованное 
б) стерилизованное 
в) свежее 
 
4. В чём отличие пастеризованного молока от стерилизованного? 
 
а) в температуре 
б) в качестве 
в) в натуральности 
г) нет отличий 
д) затрудняюсь ответить 
 
5. В какой упаковке вы предпочитаете покупать молоко? 
 
а) в картонной упаковке-коробке 
б) в мягкой упаковке 
г) в бутылке 
 
6. Готовы ли Вы купить молоко неизвестного Вам производителя?  
 
а) да 
б) я ориентируюсь на опыт прошлых покупок, поэтому нет 
в) производитель для меня не имеет значения 
 
7. Проклассифицируйте, пожалуйста, марки производителей молочной продукции по степени Ваших предпочтений (начиная с того, который Вы предпочитаете больше всего) 
 
а) «Вимм-Билль-Данн» - е) «Простоквашино» - 
б) «Домик в деревне» -    

ж) «останкинское» - 
в) «Лианозовское» -           з) «33 коровы» - 
г) «М» -                                  и) «Из Вологоды» - 
д) «Весёлый молочник»- 
 
8. Закончите, пожалуйста, предложение: 
 
Я употребляю молоко, потому что________________________________ 
 
9. При выборе молока, что для Вас самое главное (укажите два критерия наиболее для Вас важные) 
 
а) цена 
б) производитель 
в) внешний вид 
г) упаковка 
д) известность марки 
е) вид молока (пастеризованное, стерилизованное, свежее) 
 
10. Как часто Вы покупаете молоко? 
 
а) 1 раз в неделю 
б) 2 раза в неделю 
в) больше 2 раз в неделю 
г) 1 раз в 2 недели 
д) реже 1 раза в 2 недели 
 
11. Какую сумму в месяц вы тратите на покупку молока? 
 
а) до 100 рублей 
б) от 100 до 200 рублей 
в) больше 200 рублей

 

12.Какие молочные  продукты кроме молока вы регулярно  употребляете?

 

А)Йогурты

Б)кефир

В)Ряженку 
Г)Сливки

Д)другое_______

 
Ваши замечания, предложения и  пожелания_____________________________ 
__________________________________________________________________ 
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе: 
Ф.И.О.____________________________________ 
Тел.________________________________________ 
Ваш пол_____________________________________ 
Ваш возраст (отметьте) 
18-24 24-36 36-48 48-60 свыше 60 лет 
Укажите, если сочтете возможным, ежемесячный доход (в рублях) на одного члена Вашей семьи (отметьте) 
от 5000-7000 
от 7000-10000 
от 10000-15000 
выше 15000 
 
С П А С И Б О !

 

В исследовании приняли участие 100 человек. выборка нерепрезентативна половозрастной структуре населения г. Иваново. Участие в исследовании принимали лица, проживающие в городе Иваново постоянно или временно. 
 
Структура выборки выглядит следующим образом: наибольшую долю респондентов, а именно 40% от числа опрашиваемых, составили люди в возрасте от 24 до 36 лет, 19% это респонденты в возрасте от 36 до 48 лет, наименьшую долю составили респонденты старше 60 лет. 
 
Доходы, получаемые опрошенными респондентами, разбились очень неравномерно. 82% респонденты с ежемесячным доходом от 5000 до 7000 рублей, 23% имеют доход в размере от 7000 до 10 000, оставшиеся 3% от 10000 до 15 000 рублей. 
 
 
Вопрос о довольстве качеством покупаемого молока показал, что значительное большинство респондентов довольны качеством молока, это большинство составило 79% и лишь 21% не довольно качеством покупаемого молока 
 
Третий по счёту вопрос показал, что большинство респондентов предпочитают покупать пастеризованное молоко 48%, но свежее молоко предпочитает тоже большая часть респондентов свежее молоко предпочитают на 7% меньше респондентов, чем пастеризованное, и лишь 11% предпочитают стерилизованное. 
53% знают, в чём отличие пастеризованного молока от стерилизованного – это отличие в температуре его обработке, 31% затрудняются ответить, 6% предполагают, что отличие заключается в качестве молока или вовсе не имеют отличий, 4% респондентов предполагают, что отличие в натуральности молока. 
 
На вопрос о том, в какой упаковке предпочитают покупать молоко респонденты больше половины ответили, что отдают предпочтение картонной коробке это 53%, 32% предпочитают покупать в бутылке и лишь 13% в мягкой упаковке. 
 
Шестой вопрос показал, что потребитель неохотно покупает неизвестный продукт незнакомого ему производителя, т.е 82% и ориентируется на опыт прошлых покупок, для 4% производитель вовсе не имеет значения, а 14% готовы купить молоко неизвестного им производителя. 
 
Вопрос, в котором необходимо проранжировать марки производителей молока по степени предпочтений респондентов показал, что предпочтение отдаётся молоку марки «Вимм-Билль-Данн» и «Из Вологды» и «Весёлый молочник». 
Просьба закончить предложение, подтвердило предположение, что покупают молоко, потому что оно полезное 33%, вкусное 30%, 29% просто любят употреблять молоко, для 5% пить молоко есть просто привычка,3% респондентов считают, что молоко необходимо для питания человеку. Из данного вопроса понятно, что молоко является для респондентов одним из любимых и необходимых продуктом. 
 
При выборе молока, покупатели обращают внимание на цену и производителя, а именно 34%, 25% ориентируются на цену и вид молока, 13% обращают своё внимание на производителя и внешний вид продукта. Такой вывод был сделан после ответа респондентами на 9 вопрос. 
 
На вопрос о частоте покупки молока чуть меньше половины респондентов ответили, что 1 раз в неделю, а именно 42%. Два раза в неделю покупают всего 5%, 1 раз в 2 недели 39%, реже 1 раза в 2 недели 13% и лишь 1% респондентов покупают молоко больше 2 раз в неделю. 
 
На вопрос о сумме потраченной на покупку молока в месяц мнение респондентов разделились почти поровну: 48% респондентов тратят в месяц на молоко до 100 рублей, 43% от 100 до 200 рублей, больше 200 рублей в месяц тратят всего лишь 9% опрошенных. 

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка молочной продукции с позиции ОАО Вимм-Билль-Данн