Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа
Рынок алкогольной продукции - один из динамично развивающихся сфер экономики, который вследствие своих объемов производства и потребления продукции вызывает интерес как отечественных, так и иностранных производителей и инвесторов. Однако проблемы функционирования алкогольного рынка и государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции определяют важность создания новых путей для совершенствования стратегии развития ликероводочной промышленности и рынка алкогольной продукции, которая должна предусматривать использование методологического и методического инструментария в целях развития алкогольной промышленности. Объект – алкогольный рынок.
ВВЕДЕНИЕ ……….3
1 Меркетинговые исследования рынка……………………………….................4
1.1 Исследования рынка………………………………………………………..4
1.2 Цели и методы прогнозирования рынка……………………………....…..7
2 Характеристика мирового алкогольного рынка...…………………………...17
2.1 Мировой рынок алкоголя……………………………………………..…..17
2.2 Тенденции развития алкогольного рынка в России и его регулирование………………………………………………………...………….24
3 Алкогольный рынок Красноярского края……………………………..……..48
3.1 Производители Красноярского края…….………………………………..48
3.2 Регулирование и развитие алкогольного рынка в Красноярском крае...54
3.3 Анализ потребителей……………………………………….……………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…...…….74
Предприятия |
Произведено |
Отгружено |
Остатки готовой продукции | |||||||||||||||||||||||||
декабрь 2009 г. |
декабрь 2010 г. |
Индекс физического объема |
с начала 2009 г. |
с начала 2010 г. |
Индекс физического объема |
декабрь |
с начала года | |||||||||||||||||||||
водка и лви |
вино |
спирт питьевой |
коньяк |
всего |
водка и лви |
вино |
спирт питьевой |
коньяк |
всего |
водка и лви |
вино |
спирт питьевой |
коньяк |
всего |
водка и лви |
вино |
спирт питьевой |
коньяк |
всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Всего, в т.ч |
85,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5,0 |
122,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
22,3 |
144% |
30,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
30,3 |
1 081,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1 081,0 |
148% |
91,3 |
151,2 |
728,9 |
1 086,5 |
83,4 |
54,6 |
Таблица 7 - Информация о производстве и отгрузке алкогольной продукции предприятиями края за январь-декабрь 2010 года, тыс. дкл.
Таблица 8 - Информация о производстве и отгрузке алкогольной продукции предприятиями края за январь-декабрь 2011 года, тыс. дкл.
Предприятия |
Произведено |
Отгружено |
Остатки готовой продукции | |||||||||||||||||
декабрь 2010 г. |
декабрь 2011 г. |
Индекс физического объема |
с начала 2010 г. |
с начала 2011 г. |
Индекс физического объема |
декабрь |
с начала года | |||||||||||||
водка |
ЛВИ |
всего |
водка |
ЛВИ |
всего |
водка |
ЛВИ |
всего |
водка |
ЛВИ |
всего |
230 |
221,8 |
230 |
221,8 |
0 |
0 | |||
Всего, в т.ч.: |
120,0 |
2,3 |
122,3 |
149,4 |
3,1 |
152,5 |
125% |
1064,1 |
16,9 |
1081,0 |
1223,3 |
18,4 |
1241,7 |
115% |
151,2 |
178,3 |
1 086,5 |
1 216,1 |
105,4 |
81,0 |
Таблица 9 - Информация о производстве и отгрузке алкогольной продукции предприятиями края за январь-декабрь 2012 года, тыс.дкл
Предприятия |
Произведено |
Отгружено |
Остатки готовой продукции | |||||||||||||||||
декабрь 2011 г. |
декабрь 2012 г. |
Индекс физического объема |
с начала 2011 г. |
с начала 2012 г. |
Индекс физического объема |
декабрь |
с начала года | |||||||||||||
водка |
ЛВИ |
всего |
водка |
ЛВИ |
всего |
водка |
ЛВИ |
всего |
водка |
ЛВИ |
всего |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
1.12.12 |
1.01.13 | |||
Всего, в т.ч.: |
149,4 |
3,1 |
152,5 |
131,4 |
0,0 |
131,4 |
86% |
1223,3 |
18,4 |
1241,7 |
1048,3 |
0,0 |
1048,3 |
84% |
178,3 |
153,8 |
1216,1 |
1121,8 |
30,0 |
7,5 |
3.2 Регулирование и развитие алкогольного рынка в Красноярском крае
Одним из аппаратов регулирования и развития алкогольного рынка в Красноярском крае является «Енисейская Алкогольная Ассоциация».
Целями деятельности Ассоциации являются:
- представление и защита общих имущественных,
экономических
и социальных
интересов членов Ассоциации;
- правовое обеспечение деятельности
членов Ассоциации;
- поддержка
и продвижение на краевой рынок, а также
за пределы края, продукции местных ликероводочных
заводов;
- выработка законодательных инициатив, отвечающих интересам краевых производителей и участников алкогольного рынка края;
- участие в разработке и реализации программ, направленных на развитие производства и оборота алкогольной продукции в крае;
- содействие государственным органам в борьбе с нелегальной торговлей этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией;
- поддержка проводимых в крае общественно-политических мероприятий и оказание финансовой помощи;
- формирование положительного имиджа
членов Ассоциации
и взаимодействие
со средствами массовой информации;
В ноябре 2012 года Ассоциация провела круглый стол с ее членами, где обсудили проблемы развития алкогольной отрасли.
В пресс-центре Sibnovosti состоялся круглый стол на тему: «О некоторых проблемах алкогольного рынка Красноярского края». Инициатором дискуссии выступила Енисейская Алкогольная Ассоциация.
Дело в том, что на красноярском рынке за последний год резко упали объемы продаж алкогольных напитков местных производителей.
И произошло это не потому, что население стало меньше выпивать горячительного и вести трезвый образ жизни.
Просто резко вырос оборот нелегальной алкогольной продукции, так называемого контрафакта, который продается в розничном звене. И происходит это, как нестранно, в результате вступления в силу недавних федеральных и местных законов и постановлений.
Мало того, что местные производители теряют в прибыли, теряет и
краевая казна, в которую от теневого оборота алкоголя не поступает никаких налогов. Для справки: местные производители алкогольной продукции перечисляют в краевой бюджет ежегодно более 3 миллиардов рублей, это практически 2% бюджета.
На сегодняшний день легальный рынок алкоголя в Красноярском крае упал на 20%, эти 20% ушли в теневой оборот.
Правила лицензирования
Получается, что временные нестационарные павильоны и ларьки просто не лицензируются, да еще и налогом облагаются по упрощенной схеме, торгуют алкоголем, нарушая закон, получают хорошую прибыль и ни за что не отвечают.
По новому законодательству регистрация права собственности действительно нужна для получения лицензии. И стали обращаться масса предпринимателей, но были вынуждены отказать тем, у кого помещение не является объектом недвижимости, то есть капитальным строением. Павильоны к таким не относятся. Так, в этом году количество легальных торговых объектов сократилось на 3 тысячи, но это не значит, что они закрылись, они просто работают сейчас без лицензий. Лицензия приобретается на пять лет и стоит около 200 тысяч рублей. Таким образом, бюджет опять же недополучает крупную сумму денег.
Между тем в 2013 году правительство намерено поднять акцизы на алкоголь еще на 36%, то есть минимальная цена поднимется с 60 рублей до 80. Ниже приведены данные по алкогольной продукции за 2007-2012год. Где отражены показатели местных производителей Красноярского края, завезенной продукции и общие количество по Российской Федерации.
Из данной таблице наблюдается тенденция развития.
Водка: Происходит спад потребления и производства по России в период кризиса в 2008-2010 году, но в Красноярском крае в данный период наоборот наблюдается рост продаж и потребления, так как в 2007 году на красноярском крае открылись еще 2 водочных завода, с чем и связанно рост продаж местной алкогольной продукции.
Данные по алкогольной продукции за 2007-2012 года представлены в таблице 10.
Таблица 10 – Данные по алкогольной продукции за 2007-2012 года
Наименование |
Источник |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Водка |
РФ |
2629114,6 |
2331863,6 |
2292643,8 |
1860875,2 |
1636689,2 |
1733347,5 |
Кр.край |
624655,3 |
597700 |
639127,2 |
1081000 |
1241700 |
1121800 | |
Импорт |
94277,2 |
96710,3 |
61856,5 |
74449,4 |
78769,2 |
60625 | |
Итого |
3348047,3 |
3026273,9 |
2933504,5 |
3090774 |
2957158,4 |
2915772,5 | |
Закавказье |
682319,9 |
625000 |
3196 |
37443,5 |
52266,6 | ||
Вино |
РФ |
1332934,9 |
1239398,3 |
1613838,1 |
1398782,7 |
1346024,1 |
1227791,9 |
Импорт |
511777,8 |
526486,2 |
398082,6 |
410179,5 |
413505,9 |
464149,6 | |
Итого |
1844712,7 |
1765884,5 |
2011920,7 |
1808962,2 |
1759529,2 |
1691941,5 | |
Коньяк |
РФ |
100153,1 |
102422,9 |
126551,5 |
152759 |
198644 |
212376 |
Импорт |
38017 |
57025,8 |
39092 |
45230,7 |
47098,6 |
47789,1 | |
Итого |
138170,1 |
159448,7 |
165643,5 |
197989,7 |
245742,6 |
260165,1 | |
Шампанское |
РФ |
354716,7 |
441025 |
429129,5 |
397358,9 |
330683,4 |
446838,6 |
Импорт |
373,4 |
831,4 |
11829,1 |
14913,6 |
753,4 |
590 | |
Итого |
365090,1 |
441856 |
440958,6 |
412272,5 |
331436,8 |
447428,6 | |
ЛВИ |
РФ |
85891,1 |
91421,8 |
108613,7 |
115369,9 |
227402,4 |
278839,2 |
Импорт |
102092,8 |
113785,4 |
92289,2 |
131965,6 |
129733,5 |
135757,1 | |
Кр.край |
123 |
6921,87 |
|||||
Итого |
187983,9 |
205207,2 |
201020,9 |
254257,37 |
357135,5 |
414596,3 | |
Вся продукция |
5915279,63 |
5571670,7 |
5753048,2 |
5764255,77 |
5651003,2 |
5729904 |
Следуя из данной таблице можно сделать вывод, что объемы продажи водки в Красноярском крае, снизились в кризисный период, но в последующие три года уровень продаж начали расти. Однако сданными по РФ совсем другая ситуация, объемы продаж так же снижаются как и после кризисные года, только в последний год, продажи начали расти медленными темпами.
3.3 Портрет потребителя
Исследование потребителей среднего ценового сегмента водки в Красноярске.
Целью маркетингового исследования было изучить предпочтения целевой аудитории и составить портрет потребителя среднего ценового сегмента водки в Красноярске.
Для этого был проведен опрос потребителей в онлайн анкете google, которые магазинах самообслуживания, в специализированных вино-водочных магазинах и в обычных продуктовых магазинах.
Результаты исследования показали следующее:
Большинство респондентов – 68% употребляют водку. 32% респондентов (70% из них женщины), не употребляют водку, т.к. ведут здоровый образ жизни и считают водку вредным продуктом – 40%, в основном это женщины в возрасте от 21 до 45 лет, по состоянию здоровья – 10%. Большинство респондентов (50%), из не употребляющих водку, предпочитают другие напитки: женщины – вино, мужчины – виски.
Повод употребления
Женщины в основном употребляют водку по случаю торжественного события, в гостях, на природе; в лечебных целях водку употребляют мужчины в возрасте от 46-60 лет.
Данные об различных поводах употребления представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Различные поводы употребления алкогольной продукции
Частота употребления
Около 42,9% опрошенных употребляют водку несколько раз в месяц. Причем чаще употребляют водку неженатые мужчины. Один или несколько раз в неделю – 33,3% употребляет водку молодежь и студенческая молодежь в возрасте от 21-30 лет. 1 раз в полгода – 23,8%, в основном это женщины и мужчины старше 60 лет.
Данные о частоте употребления представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 – Частота употребления алкогольной продукции
Цена приобретения продукции
По цене 170-190руб. (за 0.5 л) приобретает водку 14,3% респондентов, по цене 260-340 руб. (за 0,5 л) – 28,6%, водку в среднем ценовом сегменте (191-259 руб. за 0,5 л) приобретает 57,1% респондентов.
Информация о работе Маркетинговые исследования алкогольного рынка