Маркетинговые исследования алкогольного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Рынок алкогольной продукции - один из динамично развивающихся сфер экономики, который вследствие своих объемов производства и потребления продукции вызывает интерес как отечественных, так и иностранных производителей и инвесторов. Однако проблемы функционирования алкогольного рынка и государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции определяют важность создания новых путей для совершенствования стратегии развития ликероводочной промышленности и рынка алкогольной продукции, которая должна предусматривать использование методологического и методического инструментария в целях развития алкогольной промышленности. Объект – алкогольный рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……….3
1 Меркетинговые исследования рынка……………………………….................4
1.1 Исследования рынка………………………………………………………..4
1.2 Цели и методы прогнозирования рынка……………………………....…..7
2 Характеристика мирового алкогольного рынка...…………………………...17
2.1 Мировой рынок алкоголя……………………………………………..…..17
2.2 Тенденции развития алкогольного рынка в России и его регулирование………………………………………………………...………….24
3 Алкогольный рынок Красноярского края……………………………..……..48
3.1 Производители Красноярского края…….………………………………..48
3.2 Регулирование и развитие алкогольного рынка в Красноярском крае...54
3.3 Анализ потребителей……………………………………….……………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…...…….74

Вложенные файлы: 1 файл

Алкогольный рынок - Черняев.docx

— 307.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Предприятия

Произведено

Отгружено

Остатки готовой продукции

декабрь 2009 г.

   

декабрь 2010 г.

Индекс физического объема

с начала 2009 г.

   

с начала 2010 г.

   

Индекс физического объема

декабрь

с начала года

водка и лви

вино

спирт питьевой

коньяк

всего

водка и лви

вино

спирт питьевой

коньяк

всего

водка и лви

вино

спирт питьевой

коньяк

всего

водка и лви

вино

спирт питьевой

коньяк

всего

0

0

0

0

0

0

Всего, в т.ч

85,0

0,0

0,0

0,0

5,0

122,3

0,0

0,0

0,0

22,3

144%

30,3

0,0

0,0

0,0

30,3

1 081,0

0,0

0,0

0,0

1 081,0

148%

91,3

151,2

728,9

1 086,5

83,4

54,6



Таблица 7 - Информация о производстве и отгрузке алкогольной продукции предприятиями края за январь-декабрь 2010 года, тыс. дкл.

 

 

Таблица 8 - Информация о производстве и отгрузке алкогольной продукции предприятиями края за январь-декабрь 2011 года, тыс. дкл.

Предприятия

Произведено

Отгружено

Остатки готовой продукции

декабрь 2010 г.

декабрь 2011 г.

Индекс физического объема

с начала 2010 г.

с начала 2011 г.

Индекс физического объема

декабрь

с начала года

водка

ЛВИ

всего

водка

ЛВИ

всего

водка

ЛВИ

всего

водка

ЛВИ

всего

230

221,8

230

221,8

0

0

Всего, в т.ч.:

120,0

2,3

122,3

149,4

3,1

152,5

125%

1064,1

16,9

1081,0

1223,3

18,4

1241,7

115%

151,2

178,3

1 086,5

1 216,1

105,4

81,0


 

Таблица 9 - Информация о производстве и отгрузке алкогольной продукции предприятиями края за январь-декабрь 2012 года, тыс.дкл

Предприятия

Произведено

Отгружено

Остатки готовой продукции

декабрь 2011 г.

декабрь 2012 г.

Индекс физического объема

с начала 2011 г.

с начала 2012 г.

Индекс физического объема

декабрь

с начала года

водка

ЛВИ

всего

водка

ЛВИ

всего

водка

ЛВИ

всего

водка

ЛВИ

всего

2011

2012

2011

2012

1.12.12

1.01.13

Всего, в т.ч.:

149,4

3,1

152,5

131,4

0,0

131,4

86%

1223,3

18,4

1241,7

1048,3

0,0

1048,3

84%

178,3

153,8

1216,1

1121,8

30,0

7,5


 

 

3.2 Регулирование и развитие алкогольного рынка в Красноярском крае

 

Одним из аппаратов регулирования и развития  алкогольного рынка в Красноярском крае является «Енисейская Алкогольная Ассоциация».

Целями деятельности Ассоциации являются:   

- представление и защита общих имущественных, экономических  
и социальных интересов членов Ассоциации; 

-  правовое обеспечение деятельности членов Ассоциации;  
-  поддержка и продвижение на краевой рынок, а также за пределы края, продукции местных ликероводочных заводов; 

-  выработка законодательных инициатив, отвечающих интересам краевых производителей и участников алкогольного рынка края; 

-  участие в разработке и реализации программ, направленных на развитие производства и оборота алкогольной продукции в крае; 

-  содействие государственным органам в борьбе с нелегальной торговлей этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией; 

-  поддержка проводимых в крае общественно-политических мероприятий и оказание финансовой помощи; 

-  формирование положительного имиджа членов Ассоциации  
и взаимодействие со средствами массовой информации; 

В ноябре 2012 года Ассоциация провела круглый стол с ее членами, где обсудили проблемы развития алкогольной отрасли.

В пресс-центре Sibnovosti  состоялся круглый стол на тему: «О некоторых проблемах алкогольного рынка Красноярского края». Инициатором  дискуссии  выступила  Енисейская Алкогольная Ассоциация.

Дело в том, что на красноярском рынке за последний год резко  упали объемы продаж алкогольных напитков местных производителей.

 

 

 И произошло это не потому, что  население  стало меньше выпивать горячительного и вести трезвый образ жизни.

Просто резко вырос оборот нелегальной алкогольной продукции, так называемого  контрафакта, который  продается в розничном звене. И происходит это, как нестранно, в результате  вступления в силу недавних федеральных и местных законов и постановлений.

Мало того, что местные производители теряют в прибыли, теряет и

краевая казна, в которую от теневого оборота алкоголя не поступает никаких налогов.  Для справки:   местные производители алкогольной продукции перечисляют в краевой бюджет ежегодно  более 3 миллиардов рублей, это практически 2% бюджета.

На сегодняшний день  легальный рынок алкоголя в Красноярском крае упал на 20%, эти 20% ушли в теневой оборот.  

 Правила лицензирования изменились, к легальным розничным  торговым точкам требования высоки,  акцизная политика государства ведет к удорожанию   качественной алкогольной продукции, отсюда рост нелицензированных магазинов, которые без  какого-то ощутимого риска  зарабатывают на нелегальном алкоголе. Закон о лицензировании вступил в силу в конце июля прошлого года. В нем сказано, что лицензию может получить торговое предприятие, у которого  торговая площадь более 50 квадратных метров (для села – 25 квадратных метров). Вместе с  тем в законе указано, что помещение  должно быть стационарным, то есть иметь фундамент и соответствующие коммуникации,  и должно быть зарегистрировано в Росреестре.   Вместе с тем  существует постановление администрации города Красноярска от 9.02.10 «Об утверждении  положения о порядке размещения временных сооружений на территории Красноярска», где  ко временным сооружениям  отнесены как нестационарные, так и стационарные объекты. Возникает непонимание, какой  торговый объект  все-таки может быть зарегистрирован в Росреестре и иметь право на получение лицензии. Понятия – стационарный, нестационарный, временный и так далее  четко не определены и от этого получается путаница.  

Получается, что временные нестационарные павильоны  и ларьки просто не лицензируются, да еще и налогом облагаются по упрощенной схеме, торгуют алкоголем, нарушая закон, получают хорошую прибыль и ни за что не отвечают.

По новому законодательству регистрация права  собственности действительно нужна  для получения лицензии.  И стали обращаться масса предпринимателей, но  были вынуждены отказать тем, у кого помещение не  является объектом недвижимости, то есть капитальным строением.   Павильоны к таким не относятся. Так, в этом году количество легальных  торговых объектов сократилось на 3 тысячи, но это не значит, что они закрылись, они просто   работают  сейчас без  лицензий.  Лицензия приобретается на пять лет и стоит около 200 тысяч рублей. Таким образом,  бюджет опять же недополучает крупную сумму денег. 

Между тем в 2013 году  правительство намерено  поднять акцизы на алкоголь  еще на 36%, то есть минимальная цена поднимется с 60 рублей до 80.  Ниже приведены данные по алкогольной продукции за 2007-2012год. Где отражены показатели местных производителей Красноярского края, завезенной продукции и общие количество по Российской Федерации.

Из данной таблице наблюдается тенденция развития.

Водка: Происходит спад потребления и производства по России в период кризиса в 2008-2010 году, но в Красноярском крае в данный период наоборот наблюдается рост продаж и потребления, так как в 2007 году на красноярском крае открылись еще 2 водочных завода, с чем и связанно рост продаж местной алкогольной продукции.

Данные по алкогольной продукции за 2007-2012 года представлены в таблице 10.

 

Таблица 10 – Данные по алкогольной продукции за 2007-2012 года

Наименование

Источник

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Водка

РФ

2629114,6

2331863,6

2292643,8

1860875,2

1636689,2

1733347,5

Кр.край

624655,3

597700

639127,2

1081000

1241700

1121800

Импорт

94277,2

96710,3

61856,5

74449,4

78769,2

60625

Итого

3348047,3

3026273,9

2933504,5

3090774

2957158,4

2915772,5

Закавказье

682319,9

625000

3196

 

37443,5

52266,6

Вино

РФ

1332934,9

1239398,3

1613838,1

1398782,7

1346024,1

1227791,9

Импорт

511777,8

526486,2

398082,6

410179,5

413505,9

464149,6

Итого

1844712,7

1765884,5

2011920,7

1808962,2

1759529,2

1691941,5

Коньяк

РФ

100153,1

102422,9

126551,5

152759

198644

212376

Импорт

38017

57025,8

39092

45230,7

47098,6

47789,1

Итого

138170,1

159448,7

165643,5

197989,7

245742,6

260165,1

Шампанское

РФ

354716,7

441025

429129,5

397358,9

330683,4

446838,6

Импорт

373,4

831,4

11829,1

14913,6

753,4

590

Итого

365090,1

441856

440958,6

412272,5

331436,8

447428,6

ЛВИ

РФ

85891,1

91421,8

108613,7

115369,9

227402,4

278839,2

Импорт

102092,8

113785,4

92289,2

131965,6

129733,5

135757,1

Кр.край

   

123

6921,87

   

Итого

187983,9

205207,2

201020,9

254257,37

357135,5

414596,3

Вся продукция

5915279,63

5571670,7

5753048,2

5764255,77

5651003,2

5729904


Следуя из данной таблице можно сделать вывод, что объемы продажи водки в Красноярском крае, снизились в кризисный период, но в последующие три года уровень продаж начали расти. Однако сданными по РФ совсем другая ситуация, объемы продаж так же снижаются как и после кризисные года, только в последний год, продажи начали расти медленными темпами.

 

 

 

 

 

3.3 Портрет потребителя

 

Исследование потребителей среднего ценового сегмента водки в Красноярске.

Целью маркетингового исследования было изучить предпочтения целевой аудитории и составить портрет потребителя среднего ценового сегмента водки в Красноярске.

Для этого был проведен опрос потребителей в онлайн анкете google, которые магазинах самообслуживания, в специализированных вино-водочных магазинах и в обычных продуктовых магазинах.

Результаты исследования показали следующее:

Большинство респондентов – 68% употребляют водку. 32% респондентов (70% из них женщины), не употребляют водку, т.к. ведут здоровый образ жизни и считают водку вредным продуктом – 40%, в основном это женщины в возрасте от 21 до 45 лет, по состоянию здоровья – 10%. Большинство респондентов (50%), из не употребляющих водку, предпочитают другие напитки: женщины – вино, мужчины – виски.

Повод употребления

    • В гостях или принимая гостей, в компании друзей – 33,4%
    • Торжественное событие (день рождения, свадьба и т.д.) – 23,8%
    • Не ищут повода (или все перечисленное) – 19%
    • Как способ отдохнуть и на природе (на пикнике, загородом) – по 9,5%
    • В лечебных целях – 4,8%

Женщины в основном употребляют водку по случаю торжественного события, в гостях, на природе; в лечебных целях водку употребляют мужчины в возрасте от 46-60 лет.

Данные об различных поводах употребления представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Различные поводы употребления алкогольной продукции 

Частота употребления

Около 42,9% опрошенных употребляют водку несколько раз в месяц. Причем чаще употребляют водку неженатые мужчины. Один или несколько раз в неделю – 33,3% употребляет водку молодежь и студенческая молодежь в возрасте от 21-30 лет.  1 раз в полгода – 23,8%, в основном это женщины и мужчины старше 60 лет.

Данные о частоте употребления представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Частота употребления алкогольной продукции

Цена приобретения продукции

По цене 170-190руб. (за 0.5 л) приобретает водку 14,3% респондентов, по цене 260-340 руб. (за 0,5 л) – 28,6%, водку в среднем ценовом сегменте (191-259 руб. за 0,5 л) приобретает 57,1% респондентов.

Информация о работе Маркетинговые исследования алкогольного рынка