Маркетинговые исследования алкогольного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Рынок алкогольной продукции - один из динамично развивающихся сфер экономики, который вследствие своих объемов производства и потребления продукции вызывает интерес как отечественных, так и иностранных производителей и инвесторов. Однако проблемы функционирования алкогольного рынка и государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции определяют важность создания новых путей для совершенствования стратегии развития ликероводочной промышленности и рынка алкогольной продукции, которая должна предусматривать использование методологического и методического инструментария в целях развития алкогольной промышленности. Объект – алкогольный рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……….3
1 Меркетинговые исследования рынка……………………………….................4
1.1 Исследования рынка………………………………………………………..4
1.2 Цели и методы прогнозирования рынка……………………………....…..7
2 Характеристика мирового алкогольного рынка...…………………………...17
2.1 Мировой рынок алкоголя……………………………………………..…..17
2.2 Тенденции развития алкогольного рынка в России и его регулирование………………………………………………………...………….24
3 Алкогольный рынок Красноярского края……………………………..……..48
3.1 Производители Красноярского края…….………………………………..48
3.2 Регулирование и развитие алкогольного рынка в Красноярском крае...54
3.3 Анализ потребителей……………………………………….……………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…...…….74

Вложенные файлы: 1 файл

Алкогольный рынок - Черняев.docx

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Данные по цене приобретения представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Цена приобретения алкогольной продукции  

Предпочитаемый объем приобретаемой продукции

По объему наиболее приобретаемой водкой является водка в объеме 0,5 л – 57,2% респондентов. На втором месте – в объеме 1 л – 23,8%, на третьем – 0,7 л – 19% респондентов.

Данные по предпочитаемому объему продукции представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 – предпочитаемый объем продукции 

Места совершения покупки

Около 71,5% опрошенных приобретают водку в супермаркетах, в специализированных вино-водочных магазинах приобретает 9,5%, в обычных продовольственных магазинах и киосках – по 4,75%, 9,5% респондентов приобретают водку во всех указанных выше торговых точках.

Данные по местам совершения покупок представлены на рисунке 9.

Рисунок 9 – Места совершения покупок

Производитель 

Опрос показал, что большинство – 47% респондентов отдают предпочтение – отечественному производителю и 53% - импортному.

Предпочтения к производителю представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 – Предпочтения к производителю

Отношение к вкусовым добавкам

Всего 23,8% респондентов положительно относятся к водке с различными добавками (40% из них - женщины) и как любимые вкусы были отмечены – клюква и водка с перцем. 42,9% респондентов – относятся к вкусовым добавкам негативно и 33,3% - безразлично, т.к. не приобретают такую водку. 

Критерии выбора продукции

Критерии выбора распределились следующим образом:

1 место –  вкусовые свойства и качество  водки

2 место –  цена 

3 место –  известность торговой марки

4 место –  «опыт употребления»

5 место –  совет знакомых, совет продавца-консультанта

6 место –  повод употребления 

Предпочтения по торговым маркам

Предпочтения потребителей относительно торговых марок водки в среднем ценовом сегменте распределились следующим образом:

1 место –  ТМ Пять озер – 11%  

2 место –  ТМ Зеленая марка – 10%

3 место –  ТМ Енисей батюшка – 8%

4 место –  ТМ Ярич – 7%

5 место –  ТМ Серебро сибири – 6%

6 место –  ТМ Мариинская – 5.5%

7 место –  ТМ Бирюса – 5%

8 место –  ТМ Полевой аромат – 4%

9 место –  ТМ Парламент – 3.5%

10 место –  ТМ Талка – 3%

Основная часть Красноярского населения употребляет водку, в основном в гостях, в компании друзей или по случаю торжественного события. Причем употребляют довольно таки часто – несколько раз в месяц, молодежь и студенческая молодежь и того чаще – как минимум 1 раз неделю. По цене Красноярский потребитель отдает предпочтение водке в среднем ценовом сегменте – 191 – 259 руб. за 0,5 л. И наиболее часто приобретается водка в объеме – 0,5 л.

Как основные точки сбыта производители должны выбирать – супермаркеты и магазины самообслуживания, именно здесь наблюдаются наибольшие объемы продаж.

Красноярский потребитель отдает предпочтение отечественному производителю и предпочитает оригинальную, чистую водку без добавления вкусов (клюква, мед, травы, орехи, перец и т.д.).

Выбирая продукцию, потребитель в первую очередь руководствуется таким критерием как вкусовые свойства и качество водки, а затем цена и известность торговой марки.

Наиболее популярными торговыми марками в среднем ценовом сегменте Красноярска по результатам опроса стали (в порядке убывания): ТМ Пять озер, ТМ Зеленая марка, ТМ Енисей батюшка, ТМ Ярич, ТМ Серебро Сибири и ТМ Мариинская.

Портрет потребителя (основной целевой сегмент)

Основным целевым сегментом для производителей водки в среднем ценовом сегменте Красноярска является:

Мужчины в возрасте от 21 до 45 лет - студенческая молодежь, работающая молодежь и мужчины зрелого поколения. В основном это свободные люди, не связанные узами брака. С уровнем дохода на 1 члена семьи от 12000 руб. и более.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все исследование рынка разбивается на две основные категории: Вторичная и Первичная.

Вторичное исследование подразумевает исследование литературы, обзоры статей и анализ всех доступных данных. В то время как вторичное исследование ограничено той информацией, которая находится под рукой, оно намного дешевле, чем первичное исследование, и может быть проведено любым малым бизнесом. Есть два общих типа первичного исследования.

Качественное исследование используется для разработки новых идей и для более полного рассмотрения данного предмета или проблемы. Количественное исследование, прежде всего, подразумевает обзоры, основанные на представительных выборках, при этом данные собираются при использовании почты, телефона или личных интервью. Результаты качественных исследований проецируются на все население, и используются для бизнес-прогнозов.

Любая маркетинговая операция (разработка стратегии и планирование, выбор сегмента рынка, принятие решения о выпуске нового товара, заключение контракта на сбыт, уход с рынка, изменение цены и т.д.) осуществляется с учетом рыночной ситуации и позиции фирмы на рынке. Термин ситуация происходит от позднелатинского situacio - положение.

Рыночная ситуация представляет собой сочетание условий и обстоятельств, создающих конкретную обстановку, или положение на рынке.

Понятия рыночной ситуации и рыночной конъюнктуры тесно связаны.

Первый принцип маркетинга: "исследование рынка", или marketing reseаrch. Под данным принципом понимается работа профессионала (требующая достаточно высокой квалификации) по изучению и анализу рыночной конъюнктуры, а также включающая в себя собственно-маркетинговые исследования товарных и других аналогичных рынков.

Из определения очевидно, что в "marketing reseаrch" входят две составляющие: "конъюнктура" и "собственно-маркетинговые исследования", которые также называются "комплексный анализ рынка".

Предлагаются следующие определения рыночной конъюнктуры:

"Трендовое", или "динамическое" понимание конъюнктуры - это изучение совокупности взаимосвязанных причин и условий, определяющих переход от одного состояния рынка (и его отдельных сегментов) в другое.

В этом плане имеются экономические теории - длинных, средних, коротких волн конъюнктуры.

Вообще говоря, имеются следующие циклы или "волны" конъюнктуры:

-товарных запасов (около 3-3,5 лет);

-промышленные (или Марксовы - 7-11 лет);

-строительные (или Кузнеца 19-21 лет);

-длинные Кондратьевские (технологические, 49-62 лет);

-верхдлинные Сорокинские (социокультурные, около 100 лет).

Мировой рынок алкоголя

Наиболее быстрорастущие алкогольные рынки в мире: Китай, Вьетнам, Бразилия, Индия и Россия. А если говорить о регионах, то это Азия, Центральная и Восточная Европа, а также Южная Америка.

Потребление алкоголя в мире:

-страны с преимущественным потреблением вина дают наиболее высокий уровень его потребления, т.е. в среднем 14,4 л абсолютного алкоголя на человека в год (вино - 7.7%, крепкие спиртные напитки - 14,6%, пиво - 8,4%) - Франция, Португалия, Италия, Испания;

-страны с преимущественным потреблением пива и вина, где уровень потребления на душу населения составляет 11,6 л (пиво -42%, вино - 37%, крепкие спиртные напитки - 21%) - ФРГ, Болгария, Австралия, Швейцария, Бельгия;

-страны, где употребляют преимущественно пиво (60%) и крепкие спиртные напитки (28%), с уровнем ежегодного потребления 8,2 л - Дания, Чехия, Словакия, Канада, Ирландия, Великобритания, Нидерланды, Польша, США;

-страны с преимущественным употреблением вина (42%) и крепких спиртных напитков (34%), где уровень ежегодного потребления составляет 7,8 л;

-страны с преимущественным употреблением крепких спиртных напитков (58%) и пива (27%) и уровнем ежегодного потребления около 5 л абсолютного алкоголя - Финляндия, Швеция, Япония, Норвегия.

Самый высокий уровень потребления алкоголя - в южно-европейских странах, где пьют вино, а самый низкий - на севере Европы, где в ходу крепкие спиртные напитки. В южных странах, где хорошо развито виноделие, основным видом употребляемого алкоголя все же остается виноградное вино. Производство вина в течение последних сорока лет значительно возрастало и концентрировалось в основном в традиционно винодельческих регионах Европы.

В северных странах чаще употребляют спирт, водку, виски, ром и другие крепкие напитки, произведенные из зерновых культур, а также коньяк.

Тенденции развития алкогольного рынка в России и его регулирование.

Российский рынок алкогольной продукции имеет много теневых сторон, а именно: низкое качество, фальсификат и контрафакт. В связи с вступлением страны в ВТО нашим производителям гораздо сложнее оставаться конкурентоспособными как на зарубежном, так и на отечественном рынке.

Для достойной конкуренции алкогольной продукции необходимо соблюдать её основные свойства - безопасность и качество. Поэтому перед государством стоит задача создания эффективного органа, который будет заниматься политикой в этой области. Необходимо использовать опыт зарубежных компаний при внедрении на предприятиях по производству алкогольной продукции комплексной системы менеджмента безопасности и качества (КСМБК), а также учитывать мировую практику по управлению качеством продукции.

Полный вывод алкоголя из "теневого сектора" позволит не только обеспечить безопасность и высокое качество, но и достойно конкурировать с другими странами, входящими в ВТО.

Для рассмотрения этих вопросов в апреле 2012 года состоялся "круглый стол" "Законодательная стратегия развития алкогольной отрасли России - залог качества и безопасности рынка".  В выступлениях участников были изложены актуальные вопросы по регулированию алкогольного рынка, предложены конкретные меры по исправлению сложившейся ситуации, а также представлен ряд статистических данных. Анализ приведенных цифр позволил оценить тенденции развития российского алкогольного рынка за последние 5 лет.

По данным Росстата, в России в структуре алкогольной отрасли  на крепкие напитки приходится 51% всего потребляемого алкоголя, на пиво 35%, на вино - 13%, а на слабоалкогольные напитки - только 1%.

Алкогольный рынок Красноярского края.

Удельный вес алкогольного рынка Красноярского края составляет, 3500000 дал (1дал – это 1 ящик водки). Из 3500000 основные игроки на этом рынке такие как:

  • Шушенская марка, доля этой компании на красноярском рынке составляла 300 тыс. дал, но в связи с банкротством компании в течение двух месяцев товарный запас закончится и не известна дальнейшая судьба компании. Генеральный директор  Виктор Иванов был взят под стражу 21.11.2013года, по статье мошенничество в особо крупном размере
  • Ярич, доля данной компании 300тыс. дал.
  • Синергия, 150-200 тыс. дал.
  • Русский алкоголь, 100-150 тыс. дал.
  • Сибирская водочная компания, 100 тыс. дал.
  • Кемеровская водка, 150 тыс. дал. 
  • Байкалфарма, 200 тыс. дал
  • Продукция Кавказского и подмосковного региона, 1 млн. дал. Данная продукция является полулегальная (не платят акциз. Так как покупают марку в Турции).

Регулирование и развитие алкогольного рынка в Красноярском крае

Одним из аппаратов регулирования и развития  алкогольного рынка в Красноярском крае является «Енисейская Алкогольная Ассоциация».

Целями деятельности Ассоциации являются:   

  • представление и защита общих имущественных, экономических  
    и социальных интересов членов Ассоциации;  
  • правовое обеспечение деятельности членов Ассоциации;  
     поддержка и продвижение на краевой рынок, а также за пределы края, продукции местных ликероводочных заводов;  
  • выработка законодательных инициатив, отвечающих интересам краевых производителей и участников алкогольного рынка края;  
  • участие в разработке и реализации программ, направленных на развитие производства и оборота алкогольной продукции в крае;  
  • содействие государственным органам в борьбе с нелегальной торговлей этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией; 
  •  поддержка проводимых в крае общественно-политических мероприятий и оказание финансовой помощи;   
  • формирование положительного имиджа членов Ассоциации  
    и взаимодействие со средствами массовой информации;  
  • иные цели деятельности, не противоречащие Российскому законодательству.

На сегодняшний день  легальный рынок алкоголя в Красноярском крае упал на 20%, эти 20% ушли в теневой оборот.  

 Правила лицензирования изменились, к легальным розничным  торговым точкам требования высоки,  акцизная политика государства ведет к удорожанию   качественной алкогольной продукции, отсюда рост нелицензированных магазинов, которые без  какого-то ощутимого риска  зарабатывают на нелегальном алкоголе. Закон о лицензировании вступил в силу в конце июля прошлого года. В нем сказано, что лицензию может получить торговое предприятие, у которого  торговая площадь более 50 квадратных метров (для села – 25 квадратных метров). Вместе с  тем в законе указано, что помещение  должно быть стационарным, то есть иметь фундамент и соответствующие коммуникации,  и должно быть зарегистрировано в Росреестре.   Вместе с тем  существует постановление администрации города Красноярска от 9.02.10 «Об утверждении  положения о порядке размещения временных сооружений на территории Красноярска», где  ко временным сооружениям  отнесены как нестационарные, так и стационарные объекты. Возникает непонимание, какой  торговый объект  все-таки может быть зарегистрирован в Росреестре и иметь право на получение лицензии. Понятия – стационарный, нестационарный, временный и так далее  четко не определены и от этого получается путаница.  

Информация о работе Маркетинговые исследования алкогольного рынка