Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 14:00, курсовая работа
Целью данной работы является маркетинговое исследование рынка страховых услуг в Республике Беларусь.
Объектом исследования является страховой рынок.
В соответствии с этим были поставленны следующие задачи: Изучить потребителя как объект маркетинговых исследований. Кто же является потребителем страховых услуг и какие их особенности. Рассмотреть методы маркетинговых исследований. Изучить страховой рынок Республики Беларусь. Исследовать страховые услуги в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………..4
1. Маркетинговые исследования клиентов страховых услуг предприятия……………………………………………………………….6
1.1 Потребители (клиенты) как объект маркетинговых исследований …...…………………………………………………………………………6
1.2 Классификация клиентов страховых услуг предприятия…………9
1.3 Методы маркетинговых исследований потребителей (клиентов) 11
2. Исследования клиентов страховых услуг РУСП «Белгосстрах»…………………………………………………………. 18
2.1.Организационно-экономическая хараетеристика предприятия…18
2.2 Маркетинговые исследования страховых услуг на примере предприятия «Белгосстрах»………………………………………….25
2.3Современное состояние страхового рынка РБ……………………..33
3. Предложение по совершенствованию маркетинговых исследований клиентов страховых услуг РУСП «Белгосстрах»…….......................43
Заключение ………………………………………………………...……49
Список использованной литературы………………………
2.2.Маркетинговые
исследования страховых услуг
на примере предприятия «
Страховые услуги подразделяются на страховые услуги для предприятий и страховые услуги для граждан Страховая защита зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря и прочих основных средств, а также производственных и товарных запасов, незавершенного производства и готовой продукции предусматривает защиту от рисков: страховые тарифы дифференцированы в зависимости от места расположения имущества, порядка уплаты страховой премии, средств защиты территории страхователя, средств обнаружения и сообщения о пожаре, непрерывности и безубыточности страхования, размера страховой суммы. При этом по вашему желанию может применяться франшиза, что также снижает стоимость страховой услуги.
Страхование строительно-монтажных рисков, где страховая защита охватывает все объекты, находящиеся на стройплощадке: сами объекты строительства (строящиеся, реконструируемые, находящееся на капитальном ремонте и реставрации), строительные материалы, временные здания и сооружения на стройплощадке, строительное оборудование и строительные машины, имущество, находящееся в лизинге, залоге [4,с.528].
Страхованием покрываются риски утраты (гибели) или повреждения имущества при строительно-монтажных работах, а также расходы по расчистке места страхования после страхового случая. Страхование ответственности представляет собой страхование расходов, связанных с необходимостью ремонта товаров, страхование безопасности товара (работы, услуги) При страховании расходов, связанных с необходимостью ремонта товаров, возмещению подлежат затраты потребителя, которые он может понести при устранении недостатков в товаре. Страхование общегражданской ответственности. Данная страховая услуга обеспечивает защиту в случае причинения ущерба жизни, здоровью, имуществу (в том числе окружающей среде) потерпевших и компенсирует судебные расходы и расходы по уменьшению убытков в следующих ситуациях: страхование гражданской ответственности и расходов организаций, создающих повышенную опасность для окружающих, здесь возмещению подлежит ущерб, причиненный страхователем или ответственным лицом жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, а также его возможные судебные расходы и расходы по уменьшению убытка [8,с.98].
Может быть застрахована гражданская ответственность организаций, эксплуатирующие опасные промышленные объекты, например, хранилища опасных веществ (сильнодействующих ядов), в том числе за вред, причиненный окружающей среде. ПриложениеА Страхование транспорта. Добровольное страхование транспортных средств Страховая защита для наземных транспортных средств (легковые автомобили, грузовые автомобили и т.п.), а также дополнительного оборудования к ним, предоставляется на случай их возможной утраты (гибели) или повреждения транспортного средства, возникших в результате аварии, ДТП, пожара, взрыва, стихийных бедствий, столкновений с животными, попытки их хищения (угона) и других неправомерных действий третьих лиц, а также угона, хищения транспортных средств. При страховании транспортных средств от угона и повреждений клиентам бесплатно предоставляется противоугонная маркировка.[12] Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (по транспорту, эксплуатируемому предприятием) Белгосстрах располагает самой широкой сетью обособленных подразделения, что позволяет урегулировать убытки по всей территории республики (в каждом областном и районном центре) и тем самым существенно снизить риск возникновения конфликтных ситуаций с потерпевшими в ДТП. Добровольное страхование медицинских расходов. Страховой полис добровольного страхования медицинских расходов предусматривает организацию и оплату медицинского обслуживания в соответствии с выбранной страховой медицинской программой, а взносы по нему включаются в затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг).[2,с.128]
Страхование имущества граждан, в том числе квартир, жилых домов и хозяйственных построек, дач и домашнего имущества, памятников Возмещение ущерба в случае утраты или повреждения застрахованного имущества в результате: стихийных бедствий; несчастных случаев (пожар, взрыв, падение деревьев, падение летательных аппаратов, авария отопительной системы, водопроводных и канализационных сетей, внутренних водостоков в жилых домах, проникновение воды через кровлю и межпанельные швы и др.); неправомерных действий третьих лиц. Страхование гражданской ответственности и расходов граждан, имеющих право пользования жилыми помещениями Возмещение: причиненного вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших (соседей и т.п.); расходов по ведению дел по спорам с потерпевшими в судебных органах; расходов по уменьшению ущерба при наступлении страхового случая.
Страхование от несчастных случаев Находитесь ли Вы дома, на работе, едете в транспорте, занимаетесь спортом – любой жизненной ситуации сопутствует риск. Решить задачу уменьшения финансовых последствий несчастного случая поможет своевременно заключенный договор страхования. Размер страховой выплаты определяется в зависимости от степени расстройства здоровья и выбранной Вами страховой суммы. Страхование от несчастных случаев и болезней, выезжающих за границу Всего за 1 доллар США в день вы получаете гарантию оплаты медицинской помощи при внезапных заболеваниях или несчастных случаях на сумму до 70 000 долларов США. По всему миру 24 часа в сутки готовы оказать необходимую помощь крупнейшие международные компании в области ассистанса CORIS, International SOS, САО “Балва” (Латвия). Страхование общегражданской ответственности и транспорта Страхование автогражданской ответственности обеспечит Вам страховую защиту в Республике Беларусь, а также при выезде в Россию и страны-участницы системы “Зеленая карта”. Белгосстрах располагает самой широкой сетью подразделений, что позволяет урегулировать убытки по всей территории республики (в каждом областном и районном центре), и тем самым существенно снизить риск возникновения конфликтных ситуаций с потерпевшими в ДТП. Страхование транспортных средств Страховые программы «Автокаско «Классический», «Автокаско «Летний», «Автокаско «На выходной день», «Автокаско «До первой выплаты», а также страхование дополнительного оборудования. Величина страхового взноса для автомобиля стоимостью до 10 000 евро составляет от 27 до 450 евро, в зависимости от варианта. Страховым случаем является необходимость возмещения расходов, возникших в результате ДТП либо технической аварии, по: эвакуации транспортного средства, поврежденного в результате ДТП либо технической аварии к автомастерской (СТО), охраняемой стоянке либо месту жительства страхователя; оказанию скорой технической помощи на дороге: диагностика, мелкий ремонт для обеспечения движения, доставка и долив ГСМ, дистиллированной воды, электролита и т.д.; хранению транспортного средства на платной стоянке - не более чем 3 суток по одному страховому случаю. Договор страхования заключается сроком на один год. Страхованию подлежат расходы, связанные с эксплуатацией транспортных средств, срок эксплуатации которых с даты выпуска не превышает 15 лет. С юридическими лицами, сотрудниками посольств, консульств, иностранных представительств и членами их семей нерезидентами Республики Беларусь на срок от 6 месяцев до 1 года включительно. Приложение В При исследовании рынка страховых услуг представленные Белгосстрахом был проведен опрос. Который проводится обычно для выявления предпочтений клиентов о качестве или ассортименте предоставляемых услуг.
Это позволяет фирме определиться в выборе маркетинговых воздействий. Для проведения опроса были приглашены старшеклассники и студенты, поскольку выполнение этой работы не требует особой квалификации [9,с.624].
Используя результаты такого опроса, менеджер отдела маркетинга может планировать и проводить какие-то конкретные акции по привлечению клиентов. Например при опросе граждан о страховых услугах стало видно каким видом услуг они хотели бы воспользоваться в будущем, независимо от того какими они пользуются сейчас.
Результаты опроса потребителей о желаемых страховых услугах
- страхование от несчастных случаев и болезней выезжающих за границу -10%
-страхование общегражданской ответственности - 16% - страхование автомобилей программой «Автокаско» - 20%
-страхование имущества - 44%
- страхование от несчастных случаев - 10%
При опросе граждан было заметно, что многие не очень-то осведомлены о возможных страховых услугах. При ответе на вопрос они долго думали, а потом интересовались как застраховать дачу или квартиру.
Из приведенных данных видно, что в основном граждане предпочитают застраховать своё имущество. Конечно же, те кто имеет транспортное средство, желает застраховать именно его, так как осведомлен о возмещении ущерба при ДТП. Граждане, выезжающие за границу регулярно, говорили, что пользуются услугой страхования жизни и здоровья всегда, и будут продолжать ею пользоваться. Проводя маркетинговое исследование мы обратились к Интернет провайдеру tut.by.С помощью его мы получили необходимую информацию о посетителях данной страницы и их интересах.
В таблице 1.1 мы видим предпочтения посетителей страховой компании нашей страны.
Лидеры сектора он-лайн
Компании. |
4-ый квартал 2012г |
Доля в секторе |
ОАОСО «Би энд Би иншуренс Ко» |
14324 |
10,27 |
ЗАСО «ТАСК» |
14192 |
10,17 |
ЗАСО «ТАСК» |
9751 |
6,99 |
ЗАСО «Белнефтестрах» |
8594 |
6,16 |
СООО «Белкоопстрах» |
8068 |
5,78 |
«Белэксимгарант» |
7868 |
5,64 |
ЗАСО «Бролли» |
7194 |
5,16 |
ЗАО «Страховая кампания Альвена» |
6302 |
4,52 |
Белгосстрах |
55655 |
39,9 |
УСП «Белвнешстрах» |
4965 |
3,56 |
СБА ЗАСО «Купала» |
4832 |
3,46 |
В таблице 1.2 рассмотрим, какие поисковые фразы используют потребители при выборе страховых услуг.
Что ищут потребители
Поисковы фразы |
4-ый квартал 2012г. |
Измен. по сравнению с 3-им кварт. % |
Страхование имущества |
1047 |
7,06 |
Автокаско |
893 |
32,89 |
Страхование ответственности |
636 |
10,1 |
Страхование компании |
397 |
-4,8 |
Медицинское страхование |
401 |
10,16 |
Страхование автомобиля |
720 |
29,29 |
Страхование недвижимости |
60 |
53,86 |
Страхование грузов |
73 |
35,4 |
страховка |
60 |
17,6 |
Страхование жизни |
31 |
12,1 |
Страхование детей |
30 |
14,9 |
Автострахование КАСКО |
45 |
44,5 |
Каско |
101 |
33,3 |
Источник: Собственная разработка. Таблица составлена на основании данных TUT.by Рейтинг показывает перечень товаров и услуг, которые потребители искали и нашли на сайте TUT.by. Данные таблицы 2.2 позволяют получить оценку минимального потребительского спроса за предыдущий квартал. Как видно из таблицы 2.2 потребители хорошо освещены об услугах, предоставляемые страховыми компаниями. Изменения в 4-ом квартале по сравнению с 3-им очевидно. Интерес потребителя к страховым услугам растет. Большую роль здесь играет развитие рыночной экономики, где появляется необходимость в услугах страховых компаний. Кто еще может подстраховать гражданина или организацию в его приобретениях. Никто не понесет ответственность за твою жизнь, кроме как страховая компания. Нужно заметить, что успех компании Белгосстрах заключается в широком спектре страховых услуг. С точки зрения маркетинга, у Белгостраха реальная реклама, которая отлично просвещает потребителя о своих услугах, о необходимости их использования. Так же есть свой сайт в Интернете, для посетителей он-лайна.
2.3. Современное состояние страхового рынка РБ
За последние пять лет доля на страховом рынке БРУСП «Белгосстрах» возросла с 40% до почти 70%. Главным было - найти свое место на рынке. С накопительного страхования жизни переориентировались на различные виды имущественного страхования, что соответствовало логике развития рыночных отношений. Появилось новое направление - страхование ответственности. Для внедрения каждого нового вида страхования нужны нормативная база и большая организационная работа. Например, нормативных актов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, Декретов Президента «О совершенствовании правового регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь» и «Об обязательном страховании строений, принадлежащих гражданам».
Именно такая работа давала возможность расширять страховой рынок, создавая на нем все новые «ниши». В настоящее время на страховом рынке работает 34 компании. В их числе и государственные, и с участием иностранных инвесторов, т.е. формы собственности различны. В известной степени существует отношение к «Белгосстраху», как к осколку советской системы и монополисту, действующему нерыночными методами. Но обвинение в этом не имеет под собой никакой почвы. Монопольное положение организации вряд ли следует определять исходя из удельного веса в суммарном объеме страховой премии. Хотя на долю «Белгосстраха» и приходится около 60% рынка, не надо забывать, что работает он не только в крупных городах, как большинство других компаний, а доходит до самой глубинки, имея сеть из 7 филиалов и 137 представительств. В столице и областных городах проживает лишь 3,5 млн. человек, остальные 6,5 млн. - в районных центрах и сельской местности, и они также нуждаются в страховой защите. Коллеги же не идут туда, избегая расходов. Миссией предприятия является эффективная система страховой защиты. Она должна обеспечивать реальное возмещение ущерба. Второй составляющей эффективной системы страховой защиты является предоставление клиентам комплекса страховых услуг. Однако широкое развитие коллективного страхования сдерживается рядом причин, главная из которых заключается в том, что страховые взносы должны уплачиваться из прибыли. Между тем «Государственной программой развития страхового дела в Республике Беларусь на 2011 - 2012 гг.» было предусмотрено стимулирование предприятий, организаций и населения к заключению договоров добровольного страхования. На практике же все происходит наоборот. В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения» с 1 января 2003 г. в себестоимость продукции (работ, услуг) при определении налогооблагаемой прибыли предприятий не включаются страховые взносы по добровольным видам, хотя во всем цивилизованном мире затраты на страховую защиту относятся на себестоимость [6,с.78].
Информация о работе Маркетинговые исследования клиентов страховых услуг предприятия