Маркетинговые исследования машиностроительной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать тенденции развития отрасли машиностроения в Беларуси.
Задачи работы:
- рассмотреть основные показатели, характеризующие состояние отрасли и тенденции ее развития, методы исследования этих показателей;
- проанализировать вторичную информацию для исследования тенденций развития отрасли машиностроения;
- проанализировать первичную информацию в исследовании тенденций развития отрасли машиностроения.

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА - новый вариант.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.Анализ вторичной  информации для исследования  тенденций развития отрасли машиностроения

 

Машиностроение и металлообработка являются ведущими отраслями промышленности Республики Беларусь. Их доля в общем объеме промышленного производства к началу 1990 гг. достигла 34% и теперь, несмотря на произошедший спад производства, она составляет почти 28%. Традиционно производственные объединения и предприятия, входящие в состав отрасли, подразделяются на три группы:

Машиностроение 

Промышленность металлических  конструкций и изделий 

Ремонт машин и оборудования

На вторую и третью группы приходится чуть более 7% отраслевого  объема производимой продукции и около 10% от общей численности работающих. Здесь функционируют преимущественно средние и небольшие предприятия с численностью работающих до 300 человек.

Отраслевая структура  первой группы (машиностроение) весьма многообразна. В нее входят: энергетическое, горнорудное и горношахтное машиностроение, электротехническая промышленность, химическое и нефтехимическое машиностроение, станкостроительная и инструментальная промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение (включая специализированные заводы авиационной, оборонной, судостроительной и радиопромышленности), автомобильная и подшипниковая промышленность, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов.

Ведущими секторами  машиностроения являются автомобильная  промышленность, приборостроение и электротехническая промышленность, радиоэлектроника, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение.

Структура машиностроительного комплекса Беларуси на протяжении многих десятилетий складывалась без должного учета потребностей белорусского региона. После распада СССР эта отрасль, как наиболее интегрированная в единый народнохозяйственный комплекс Советского Союза, претерпела наибольшие структурные изменения.

На снижение объемов  производства продукции отрасли  решающее воздействие оказало значительное сокращение поставок в республику материально-сырьевых и энергетических ресурсов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, а в последующем - нарастающие трудности со сбытом готовой продукции, обусловленные потерей платежеспособных потребителей на внутреннем рынке, на рынках России и других стран СНГ.

За последние годы в составе машиностроения снизилась  доля продукции автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, а также станкостроительной и инструментальной промышленности. Падение конкурентоспособности продукции по ценовым параметрам повлекло существенное снижение удельного веса выпуска технически прогрессивных, но дорогих видов изделий: резко уменьшился выпуск станков с числовым программным управлением, промышленных роботов, обрабатывающих центров, гибких производственных модулей и систем.

Острой для республики остается проблема конверсии. Оборонная  промышленность Беларуси, глубоко интегрированная в экономику бывшего СССР, традиционно развивалась в тесном взаимодействии с общесоюзным предприятиями. Возникла необходимость обновления и диверсификации оборонной промышленности, усиления государственной поддержки, включая льготные налоговые и кредитные режимы. В результате, начиная с 1995 г., процесс структурных и темповых изменений в машиностроении приобрел управляемый характер. Правительством принята "Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг.".

Несмотря на сохраняющиеся  трудности, машиностроительная продукция в общем объеме экспорта республики занимает лидирующее положение. Имеющийся научно-технический и производственный потенциал отрасли позволяет значительно увеличить выпуск продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешних рынках.

С учетом этого в настоящее  время прорабатывается комплекс мер по развитию интеграции, вхождению ведущих белорусских машиностроительных производств в межнациональные корпоративные структуры. Все большее внимание уделяется коммерциализации и реструктурированию машиностроительных предприятий (в том числе с привлечением иностранных инвесторов) с целью обеспечения их конкурентоспособности на внешних рынках.

Строительное, дорожное и коммунальное машиностроение специализируется на производстве строительно-дорожных, мелиоративных, сельскохозяйственных, лесных машин на базе гусеничных тракторов и автомобилей, строительно-отделочной техники, оборудования для промышленности строительных материалов и коммунального хозяйства. Выпускаются бульдозеры, погрузчики, аэродромные уборочные машины, троллейбусы, трамваи, снегоочистители, тротуароуборочные машины, бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, компрессоры, насосы и др.

Отрасль включает более 10 предприятий, выпускающих большую часть машин, оборудования и инструмента, необходимого дорожникам, строителям и коммунальщикам [8, c. 216].

За последние  годы освоено немало новых изделий, успешно конкурирующих с зарубежными аналогами. В их числе автомобильные гидравлические краны, контейнеровозы, тротуароуборочные машины, монтажные подъемники, манипуляторы для работы с лесоматериалами. Предприятия производят также бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, краскопульты, машины для нанесения битумных мастик, диафрагменные компрессоры, насосы и другое оборудование для строительно-отделочных работ.

Концерн "Амкодор" в г. Минске выпускает погрузчики, машины аэродромные уборочные, снегоочистители, тротуароуборочные машины, автобусы.

Завод "Могилевтрансмаш" выпускает автомобильные полуприцепы открытые, с тентом, рефрижераторы, трубовозы, контейнеровозы, панелевозы, автомобильные краны грузоподъемностью 15 и 25 тонн, подъемники, мусоровозы, изотермические фургоны [5].

Мозырский завод  мелиоративных машин выпускает навесное оборудование к мелиоративным и дорожно-строительным машинам (бульдозер, корчеватель, рыхлитель), косилки роторные дорожные, навесное оборудование к сельскохозяйственным погрузчикам. Волковысский завод кровельных и строительно-отделочных машин выпускает бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, машины для нанесения битумных мастик, краскопульты, компрессоры, насосы [5].

 

Таблица 3 – Продукция основных предприятий отрасли

Предприятие

Выпускаемая продукция

ОАО "Амкодор"

Погрузчики, машины аэродромно-уборочные, снегоочистители, тротуароуборочные машины, катки дорожные, машины лесопромышленного комплекса

Филиал РУП "МАЗ" - завод "Могилевтрансмаш"

Автомобильные полуприцепы открытые, с тентом, трубовозы, контейнеровозы, панелевозы, автомобильные краны грузоподъемностью 15 и 25 тонн, подъемники

РУП "Волковысский завод кровельных и строительно-отделочных машин

Бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, машины для нанесения битумных мастик, краскопульты, компрессоры, насосы


 

Активизация инвестиционной деятельности в последующие годы стимулирует выпуск продукции. На предприятиях подотрасли разработаны программы дальнейшего развития производства, рассчитанные на предстоящее обновление машин и механизмов в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, других секторах экономики.

ОАО "Амкодор" - это структура холдингового типа, объединяющая 9 юридических лиц: ОАО "Амкодор" (заводы "Ударник", "Дормаш" и "Дормашмет"), ЗАО "Амкодор-Уникаб", ЗАО "Амкодор-Пинск", ООО "Амкодор-Можа", ЗАО "Амкодор-Унимод", ЗАО "Амкодор-Спецсервис", ОАО "Экспериментальный завод имени Н. Гастелло", ЗАО "Амкодор-Шклов", УП "Амкодор-Торг" [1].

На предприятиях общества трудится около 5 тысяч человек. Общество является одним из крупнейших производителей дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, лесной, сельскохозяйственной и другой специальной техники в СНГ и Европе. Модельный ряд ОАО "Амкодор" насчитывает более 80 моделей и модификаций машин – погрузчики одноковшовые фронтальные и шасси погрузочные многофункциональные, погрузчики с бортовым поворотом и автопогрузчики вилочные, шасси с телескопической стрелой и машины аэродромные уборочные, снегоочистители и траншеекопатели, бульдозеры- погрузчики и экскаваторы-погрузчики, фрезерные и бурильно-крановые машины, харвестеры и форвардеры, зерноочистительно-сушильные комплексы и другие. Выпускаемые машины эксплуатируются более чем в 30 странах мира. Ежегодно предприятиями общества выпускается более 5000 единиц специальной техники.

На предприятиях ОАО "Амкодор" идет непрерывный процесс реконструкции и технического перевооружения, осваиваются новейшие технологические процессы, внедряется прогрессивное оборудование, что позволяет существенно приблизить номенклатуру к потребностям конкретного потребителя. Развивает компания и свою элементную базу. На специализированных заводах выпускаются рамы, кабины, ведущие и управляемые мосты, гидромеханические передачи, гидроцилиндры и др. Машины общества уникальны тем, что более 60 процентов составляющих их деталей, узлов и агрегатов выпускается на предприятиях ОАО.

За многие годы машины с маркой "Амкодор" завоевали  репутацию высокого качества и надежности, они неприхотливы, выносливы и производительны в жестких условиях эксплуатации на самых разных работах. Качество продукции подтверждено сертификатами СТБ ИСО 9001-2001 и DIN EN ISO 9001-2000. Техника ОАО "Амкодор" выгодно отличается от продукции конкурентов своим дизайном и дополнительным оборудованием, комфортностью - мягкие сидения, отопление и кондиционеры в кабинах.

Популярность  техники предприятий ОАО "Амкодор" высока. Компания имеет торговые связи  со многими государствами мира. Создана  и функционирует дилерская сеть по продаже и сервисному обслуживанию выпускаемой техники [1].

ОАО "Амкодор" использует комбинацию всех видов продвижения своей продукции на рынках. Прим этом делается акцент на рекламу и участие совместно с дилерами в выставках специальной техники.

В настоящее  время с обществом работают более 50 дилеров в странах СНГ и  Прибалтики, дальнего зарубежья. Создавая дилерскую сеть, общество организовывает предпродажное обслуживание продаваемой техники, гарантийный и послегарантийный сервис, капитальный ремонт, поставку запасных частей, как на самом ОАО "Амкодор", так и на станциях технического обслуживания дилеров. Применяется гибкая система расчетов.

ЗАО "Амкодор-Пинск" – одно из крупнейших дочерних предприятий  ОАО "Амкодор". Завод специализируется на выпуске грунтовых и асфальтовых  катков массой от 2,7 до 16 т, фрезерно-роторных снегоочистителей, техники для торфодобывающей отрасли, шнеко-роторных снегоочистителей на автошасси Урал-4320, другой техники на базе трактора МТЗ 82.П "Беларус". На данный момент номенклатура выпускаемой продукции ЗАО "Амкодор – Пинск" в ассортименте составляет 23 вида. Предприятие постоянно наращивает объемы производства, улучшает его оснащение и расширяет рынки сбыта. На заводе ведутся работы по техническому перевооружению, улучшению качества, внедрению новых методов контроля продукции, в частности технологические паспорта сборки и сдачи машин.

История ЗАО "Амкодор-Пинск" начинается с 1993 года, когда по решению правления концерна ОАО "Амкодор" был приобретен недостроенный завод крупнопанельного домостроения в г. Пинске и организовано акционерное общество закрытого типа негосударственной формы собственности, имевшее целью наладить производство дорожно-строительной техники. Вскоре предприятие стало ведущим производителем в Беларуси. За свои успехи общество занесено на городскую Доску почета.

Всего в модельном  ряду уплотнительной техники ЗАО "Амкодор-Пинск" 6 наименований катков, различающихся техническими параметрами, массой и габаритами. В приводе вальцов всех катков ОАО "Амкодор" применяются только хорошо зарекомендовавшие себя в мире высокомоментные гидромоторы фирмы Poclain [1].

Могилевский завод  транспортного машиностроения основан  в 1982 году. Его первой продукцией были машины и оборудование сельскохозяйственного  назначения.

После освоения производства фронтальных погрузчиков  завод в 1991 году переходит на выпуск автомобильных полуприцепов.

Завод Могилевтрансмаш  обладает передовой технологией  в производстве прицепной и строительной техники и занимает одно из ведущих  мест в промышленном комплексе Республики Беларусь.

Выпускаемая продукция:

Более 30 наименований автомобильных полуприцепов грузоподъемностью от 15.0 до 33 тонн, бортовые и тентованные с объемом кузова до 82 м3.

Автомобильные полуприцепы специального назначения - контейнеровозы, панелевозы, лесовозы, бензовозы, молоковозы [3].

Рефрижераторы и изотермические фургоны с объемом от 75 до 82 м3.

Автомобильные гидравлические краны грузоподъемностью 15 и 25 тонн.

Коммунальная  техника, а также машины для пищевой  промышленности.

Запчасти к  выпускаемым полуприцепам и к  другой продукции.

Товары народного  потребления [3].

РУП "Волковысский завод кровельных и строительно-отделочных машин" в 2007 году отметило свое тридцатилетие. Предприятие является активным участником национальных строительных выставок.

Завод создавался как специализированное предприятие  по производству строительно-отделочного и кровельного оборудования, выпускаемые им машины и агрегаты хорошо известны строителям Беларуси и стран СНГ. Предприятие много работает над освоением новых видов продукции. Производимые им штукатурные агрегаты и смесители могут работать на любых сухих смесях. Предприятие также выпускает целую гамму малярных и шпаклевочных агрегатов, растворобетоносмесители, растворонасосы, передвижные воздушные компрессорные установки для нанесения горячих и холодных мастик и битумов. Осваивается оборудование для производства неавтоклавного пенобетона. Предприятие имеет большой опыт изготовления оборудования по эксклюзивным заказам.

Информация о работе Маркетинговые исследования машиностроительной отрасли