Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 14:16, курсовая работа
Основные функции маркетинга - изучение спроса, формирование товарного ассортимента, регулирование цен, стимулирование продажи товаров. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленной задачей - выявление и превращение покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар и полное удовлетворение этого спроса, обеспечение намеченных фирмой прибылей. Маркетинг предполагает гибкость организационных форм управления, активную предприимчивость, постоянный поиск путей эффективного приспособления к рынку и воздействия на потребителя. Маркетинг базируется не на спущенных сверху плановых заданиях, а прежде всего на глубоком знании объективной информации о рынке, о реальных запросах потребителя, инициативе, предприимчивости торговых работников.
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
2. Анализ рынка продовольственных товаров г. Новокузнецка. . . . . . . . .
5
2.1. Анализ основных конкурентов ТД «Сетан». . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
2.2. Методика и анализ проведенного маркетингового исследования .
9
3. Практические рекомендации для ТД «Сетан». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
3.1. Перспективы развития фирмы
и формирование стратегии развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
3.2. Комплекс мер по организации сбыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
5. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Кафедра: экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Маркетинг»
Тема: «Маркетинговые исследования рынка продовольственных товаров»
2000 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
2 |
2. Анализ рынка продовольственных товаров г. Новокузнецка. . . . . . . . . |
5 |
2.1. Анализ основных конкурентов ТД «Сетан». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
5 |
2.2. Методика и анализ проведенного маркетингового исследования . |
9 |
3. Практические рекомендации для ТД «Сетан». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
3.1. Перспективы развития фирмы и формирование стратегии развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
3.2. Комплекс мер по организации сбыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
25 |
4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
31 |
5. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
33 |
В условиях перехода к рынку в стране получила широкую популярность рыночная концепция управления производством и сбытом, называемая маркетингом.
Основные функции маркетинга - изучение спроса, формирование товарного ассортимента, регулирование цен, стимулирование продажи товаров. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленной задачей - выявление и превращение покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар и полное удовлетворение этого спроса, обеспечение намеченных фирмой прибылей. Маркетинг предполагает гибкость организационных форм управления, активную предприимчивость, постоянный поиск путей эффективного приспособления к рынку и воздействия на потребителя. Маркетинг базируется не на спущенных сверху плановых заданиях, а прежде всего на глубоком знании объективной информации о рынке, о реальных запросах потребителя, инициативе, предприимчивости торговых работников.
Ф.Котлер дает широкое понятие маркетинга, определяя его как «упорядоченный и целенаправленный процесс осознание проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности».1 Принципы маркетинговой деятельности имеют отношение, не только к производству и сбыту товаров. В перечень объектов маркетинга автор включает практически все, что может удовлетворить самые разнообразные людские нужды и потребности, услуги и места их получения, организации, личности, виды деятельности, идеи.
Планирование и управление ассортиментом - неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.
Актуальность проблемы формирования ассортиментной политики связанно с большим предложением товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей и возрастанием неценовой конкуренции. Специфика российского аспекта проблемы заключается в том, что ситуация усложняется общей экономической нестабильностью, инфляцией, низким уровнем платежеспособного спроса, низким уровнем роста населения, несовершенством рыночных отношении.
Важную роль в маркетинговой стратегии играет ассортиментная концепция. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и др.
Но полнота ассортимента это не самоцель, важно насколько он способствует удовлетворению потребителя, а на удовлетворение влияет множество факторов.
Рассмотрим тенденции развития традиционной розничной и оптовой торговли в мире, наиболее точно ее состояние охарактеризовал Харрис Гордон, из компании оптово-розничной торговли Deloitte & louche, на вопрос: «Как бы вы описали нынешнее состояние розничной торговли?» ответил так:
В США 1970-е и 1980-е гг. были «временем грез» для розничных продавцов. С начала семидесятых совокупная площадь розничных магазинов выросла с 8 квадратных футов на душу населения до 18 - к концу восьмидесятых. Впрочем, несмотря на то, что площадь магазинов практически удвоилась, объем сбыта на квадратный фут торговой площади упал со 190 $ до 160 $. Причинами тому стали слишком бурное строительство, медленный рост населения, падение уровня личных доходов. Время, которое покупатель в среднем проводил в магазинах, сократилось с 12 до 4 часов в месяц, причем посещал он за эти дни вдвое меньше магазинов - не 7 как прежде, а всего 3,5.2
Харрис Гордон не упомянул, что начиная с 90-х годов начали применятся новые технологии продаж связанные с электронными средствами связи, также новые технологии стали внедрятся на местах продаж, что в свою очередь способствовало более полному удовлетворению потребителя и экономии средств. Теперь эффективность торговли определяется не столько количеством торговых точек и оптовых покупателей, сколько организацией труда и сервисом.
Россия - не исключение из этого правила, и те фирмы, что сейчас все сваливают на недостаточный спрос и не стремятся использовать новые возможности ведения бизнеса, неизбежно проиграют в будущем.
В работе используются как стандартные методы маркетингового управления, так и новые разработки, последние технологические нововведения.
Целью данной работы является выдача практических рекомендации по формированию ассортимента Торгового Дома (ТД) «Сетан» (г. Новокузнецк). Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
2. Анализ рынка продовольственных товаров г. Новокузнецка
2.1 Анализ основных конкурентов Торгового Дома «Сетан»
ТД «Сетан» является торговой фирмой, специализирующейся на оптовой и розничной торговле продовольственными товарами в городе Новокузнецке и Кемеровской области, причем основным рынком сбыта (80%) является Новокузнецк. Суть проблемы ТД «Сетан» - это падение товарооборота в 1999 и 2000 годах по сравнению с предшествующим периодом.
Динамика товарной продукции торговых точек в ценах 1997г.
Год |
Товарная продукция в фиксированных ценах, тыс. руб. |
Темпы роста, % | |
Базисные |
цепные | ||
1997 |
25.880.120 |
100% |
|
1998 |
27.899.140 |
107% |
107% |
1999 |
18.069.870 |
70% |
64% |
2000(прогноз) |
22.209.187 |
86% |
122% |
Основной причиной падения товарооборота менеджеры ТД «Сетан» называют финансовый кризис, вызванный падением курса доллара 17 августа 1998 г., тогда в результате обесценения национальной валюты наблюдался резкий скачок цен на импортную продукцию, который в свою очередь повлек за собой общий ценовой скачок на все продовольственные товары, составляющий примерно 30% за август- ноябрь 1999 года, с последующим ростом инфляции около 20% в месяц.
За время своего существования на рынке ТД «Сетан» зарекомендовал себя как престижная фирма с большим ассортиментом товаров ориентированным на покупателей со средним и высоким доходом (от 1500 руб. и выше на члена семьи). После 17 августа фирма столкнулась с обвальным снижением спроса, что было вызвано, с одной стороны, бесконтрольным повышением цен производителями и, с другой стороны, падением реальных доходов покупателей.
В результате чего ТД был вынужден передать в аренду несколько торговых точек и переориентироваться на более дешевые продукты, дающие меньший объем прибыли.
Перед менеджерами ТД «Сетан» встала проблема формирования новой товарной стратегии фирмы в условиях непредсказуемой инфляции, сокращении рынков сбыта и усилении конкуренции. В этих трудных условиях активное продвижение нового товара на рынок связанно с большим риском, так как требует финансовых затрат на рекламу, транспортировку, хранение, реализацию. Необходимо было оценить - имеет ли смысл инвестировать крупные средства в продвижение товара, будет ли он обеспечен платежеспособным спросом. Появилась необходимость разведочного исследования с целью дальнейшего уточнения проблемы и выявления различных аспектов рыночного спроса.
Сложность оценки рынка продовольствия г. Новокузнецка обусловлена размытостью продовольственных рынков, большим разнообразием продуктов и нерегулярностью их потребления, зависящей от сезонности и других факторов, за исключением таких первоочередных продуктов как хлеб, молоко и т.д. На этом рынке представлены производители не только из Кемеровской области, но и из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Их обслуживают множество торговых организации и частных предпринимателей. И все это на фоне скачкообразной инфляции и отсутствия единых цен у основных поставщиков - на одинаковые партии товара цена может колебаться до 20%. Ситуация на рынке меняется каждую неделю. Из этого можно сделать вывод о нестабильности данного рынка однако, необходимо уесть, что определенная часть рынка продовольствия, такие первостепенные продукты, как хлеб, молоко, мясо и т.д., обладают низкой ценовой эластичностью, то есть их объем потребления сокращается незначительно при росте цен. Поэтому фирма делающая ставку на эти продукты достаточно застрахована от убытков и резкого обвала рынка, это в Российских условиях очень важно и привлекает много фирм.
Рис. 2.1.
Анализируя график (рис. 2.1.) можно сказать, что рынок продовольственных товаров в значительной мере зависит от поведения трех его основных участников: ТД «Сетан», ТД «КИЯ» и ОАО «Хлеб» - им принадлежит около 60% рынка (учитываются, как розничные продажи, так и оптовые).
На основе рыночной доли можно вычислить примерный товарооборот фирмы, умножив долю рынка, деленную на 100, на объем рынка приблизительно 513 млн. в год. К примеру, возьмем «прочий рынок»: 0,4*513 получим 205.2 млн. руб. вращается вне товарного оборота этих компаний. Эту рыночную долю можно захватить, не вступая в прямое столкновение с двумя другими основными участниками рынка.
Торговые точки основных конкурентов оценивались по пятибалльной системе с учетом важности оцениваемого параметра. Наиболее высокая оценка говорит об эффективности использования оцениваемого параметра и об общем впечатлении от него. Ограничение данного метода заключается в субъективности оценивающего лица, тем не менее подобные оценки помогают выявить слабые и сильные стороны фирмы и ее конкурентов. Оценка проводилась в 1999 г. и в 2000 г., ниже приведен пример простой оценки торговых точек, без коэффициентов значимости за 1999-2000 г.
Сравнительный анализ торговых точек конкурентов 1999 - 2000 г.
Сравниваемые характеристики |
ТД «Сетан» |
ТД «КИЯ» |
ОАО «Хлеб» | |||
1999 г. |
2000 г. |
1999 г. |
2000 г. |
1999 г. |
2000 г. | |
Ассортимент товаров |
4.8 |
4.2 |
4.9 |
4.9 |
4.4 |
4.0 |
Цена |
4.7 |
4.5 |
4.2 |
4.0 |
4.8 |
4.8 |
Качество обслуживания |
4.5 |
4.5 |
4.5 |
4.5 |
4.5 |
4.5 |
Реклама на местах продажи |
3.5 |
3.5 |
4.2 |
4 |
3.5 |
3 |
Расположение |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Внешняя торговля |
3.5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Оформительский стиль |
4 |
4 |
4.5 |
4.5 |
4 |
4 |
Итого среднее значение: |
4.28 |
4.24 |
4.32 |
4.27 |
4.02 |
3.9 |
Информация о работе Маркетинговые исследования рынка продовольственных товаров