Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:51, реферат
В общем смысле концепция часто понимается как система взглядов, способ представления-тех или иных явлений в процессе организации и осуществления какой-либо деятельности. Нередко концепция рассматривается как система основных идей, общий замысел, идеология организации деятельности фирмы или отдельного предпринимателя, интегрированная целевая философия хозяйствования, склад мышления предпринимателя, направленность его действий.
Как видно, концепция предполагает научно обоснованную увязку таких ее компонентов, как идея, стратегия, инструментарий и цель. В этом контексте концепция маркетинга представляет собой научно обоснованный замысел (проект) организации деятельности фирмы вообще и/или маркетинговой деятельности в частности, который основывается на конкретной руководящей идее, эффективной стратегии, необходимом оперативном инструментарии осуществления предпринимательства в целях достижения результатов, определяемых стратегическим планом фирмы.
Реферат: Маркетинг взаимодействия
В 1986 г. Ф. Котлер ввел понятие "мегамаркетинг", которое
рассматривается как стратегическое мышление, учитывающее не только
создание предложения товаров или услуг для целевых потребителей, но и
необходимость согласования возможных последствий этого предложения с
макрогруппами рыночной среды: профсоюзами, правительством, общественными
организациями.
Французский ученый профессор Ж. Ламбен наиболее наглядно показал
усиление роли макромаркетинга в развитых рыночных отношениях, определив
макромаркетинг как фактор экономической демократии. Именно
макромаркетинг, по мнению Ж. Ламбена, создает систему, которая
прислушивается к голосу покупателя, ориентирует инвестиции и
производство на предвиденные потребности, стимулирует инновации и
предпринимательскую деятельность [66].
Анализ других разновидностей маркетинга, таких, как эгомаркетинг,
маркетинг идей, маркетинг организации и другие, можно найти в работах А.
А. Бравермана, Е. П. Голубкова, Ф. Котлера и других авторов [30, 32, 37,
44, 62].
1.3. МАРКЕТИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ
В общем смысле концепция часто понимается как система взглядов, способ
представления-тех или иных явлений в процессе организации и
осуществления какой-либо деятельности.
Нередко концепция
как система основных идей, общий замысел, идеология организации
деятельности фирмы или отдельного предпринимателя, интегрированная
целевая философия хозяйствования, склад мышления предпринимателя,
направленность его действий.
Как видно, концепция предполагает научно обоснованную увязку таких ее
компонентов, как идея, стратегия, инструментарий и цель. В этом
контексте концепция маркетинга представляет собой научно обоснованный
замысел (проект) организации деятельности фирмы вообще и/или
маркетинговой деятельности в частности, который основывается на
конкретной руководящей идее, эффективной стратегии, необходимом
оперативном инструментарии
осуществления
достижения результатов, определяемых стратегическим планом фирмы.
Концепция маркетинга должна разрабатываться на основе стратегического
анализа планируемой или осуществляемой деятельности фирмы. Разработка
концепции маркетинга обычно включает следующие этапы: осуществление
стратегического анализа внутренней и внешней среды; определение целей
предприятия и целей маркетинговой деятельности; обоснование
маркетинговой стратегии; выбор инструментария маркетинговой деятельности
в целях достижения запланированных результатов.
В зависимости от уровня развитости производства и спроса на предложенные
товары концепция маркетинга претерпевала эволюционное развитие.
Изменения концепции маркетинга в основном определялись и определяются
состоянием и взаимодействием в рыночном пространстве таких субъектов,
как производитель (продавец), потребитель (покупатель) и государство
(власти).
Мировая наука и практика в области маркетинга и предпринимательства
обосновали и рекомендуют выделять следующие концепции в эволюции
маркетинга: производственную, товарную, сбытовую, традиционного
маркетинга, социально-этического маркетинга и маркетинга взаимодействия
(табл. 1.8).
Таблица 1.8
Эволюция концепции маркетинге
Годы
Концепция
Ведущая идея
Основной инструментарий
Главная цель
1860-1920
Производственная
Произвожу то, что могу
Себестоимость, производительность
Совершенствование производства. рост пропаж, максимизация прибыли
1920-1930
Товарная
Производство качественных товаров
Товарная политика
Совершенствование потребительских свойств товара
1930-1950
Сбытовая
Развитие сбытовой сети. каналов сбыта
Сбытовая политика
Интенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по
продвижению и продаже товаров
1960-1980
Традиционного маркетинга
Произвожу то, что нужно потребителю
Комплекс маркетингамикса, исследование потребителя
Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков
1980-1995
Социально-этического маркетинга
Произвожу то, что нужно потребителю. с учетом требований общества
Комплекс маркетинга-микса, исследование социальных и экологических
последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг
Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков при условии сбережения
человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны
окружающей среды
С 1995 г. по настоящее время
Маркетинга взаимодействия
Произвожу то, что удовлетворяет потребителей и партнеров по бизнесу
Методы координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс
мар-кетинга-микса
Удовлетворение потребностей потребителей, интересов партнеров и
государства в процессе их
коммерческого и
Предложенная классификация концепции маркетинга не может рассматриваться
как правило, норма или стандарт для каждой страны. Эволюция маркетинга в
каждой отдельной стране в зависимости от уровня развития рыночных
отношений имеет определенные специфику и особенности. Однако мировой
опыт становления маркетинга и развития рыночных отношений является
полезным, так как может использоваться как ориентир при формировании
рыночных отношений и
организации
конкретной стране. Кроме того, становится известной общая тенденция
развития маркетинга — перенос внимания с производства товара на
потребителя, его нужды и потребности.
Производственная концепция ставит во главу угла производителя и
увеличение объемов
концепция является изначальной, но и в настоящее время находит
применение. В соответствии
с ней при организации
реализации продукции используется известный принцип поведения
потребителя — ориентация на товары, которые широко распространены и
продаются по доступной цене.
Руководство фирмы в этом случае прилагает усилия для обеспечения большой
серийности и продажи товара через разнообразные точки сбыта. Применение
этой концепции имеет место, например, в следующих случаях:
1) когда основная часть
реальных и потенциальных
имеет ограниченный, небольшой доход;
2) когда спрос на данный товар превышает предложение и часть
потребителей, которые хотя им и не нравится предложенный товар, покупают
его, удовлетворяя тем самым ненадолго свои потребности;
3) когда в условиях производства, особенно новой продукции,
себестоимость велика и требуется найти способ ее быстрого снижения с
целью достижения необходимой доли на рынке.
При использовании этой концепции основной акцент падает на производство.
Главное — произвести, а сбыть товар в условиях отсутствия аналогичных
товаров на рынке — дело несложное. В связи с этим эффективность
деятельности предприятия в основном определяется экономикой производства
(увеличить серийность, снизить
себестоимость, больше продать)
потребителе не думают вообще, рынок не исследуется, главное — произвести
дешевый товар с удовлетворительными потребительскими свойствами.
Производственной концепции маркетинга придерживался в свое время Генри
Форд (1863—1947), создатель общества
массового потребления и
гарантий, автомобильный король Америки. Талантливый инженер, организатор
производства и великолепный предприниматель Г. Форд внес существенный
вклад в развитие концепции автомобилестроения: Настоящим триумфом Г.
Форда стало внедрение автомобиля модели "Т". Это был доступный по цене
автомобиль для многих тысяч "средних американцев". Г. Форд благодаря
своему новаторскому чутью своевременно обнаружил потребности развития
американского общества в конце XIX — начале XX в. Это был этап бурного
развития промышленности США, который требовал развитой сети доставки
товаров на значительные расстояния
с помощью совершенных
средств. Являясь пионером массового производства, Г. Форд внедрял
принципы стандартизации и унификации технологического процесса в системе
автомобилестроения. Он одним из первых установил четкую систему контроля
и планирования производства, что способствовало внедрению конвейерной
технологии и непрерывности процесса изготовления автомобилей, его
автоматизации. На своих предприятиях Г. Форд установил 8-часовой рабочий
день. В условиях массового производства он первым повысил заработную
плату своим рабочим. Создавая массовое производство, он формировал
массового потребителя. Успех превзошел все ожидания.
За годы производства модели "Т" (1908-1927) было продано свыше 15 млн.
автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок. Основным принципом
концепции совершенствования производства, которого придерживался Г.
Форд, являлся принцип экономии на издержках производства. Сейчас кажется
непонятным то, что автомобили модели "Т", выпускаемые его предприятиями,
имели только черный цвет. Это делалось как раз для того, чтобы снизить
издержки производства (черная краска в то время была самая дешевая и
быстро сохла на конвейере) и сократить время изготовления автомобиля,
т.е. увеличить выпуск автомобилей в единицу времени.
Производственная концепция
и в настоящее время
странах. Использовалась она и в СССР, когда спрос на большинство товаров
превышал предложение, когда необходимо было постоянно совершенствовать
производство в целях увеличения объемов изготовления продукции.
В России также все еще главенствует производственная концепция
маркетинга. Но низкий уровень
конкурентоспособности
цены не создают условий для роста объемов реализации продукции. Это
касается в первую очередь
товаров производственно-
назначения, объемы производства которых в отдельных отраслях сократились
на 40-50% относительно 1990 г.
Следует иметь в виду и то, что производственная концепция посильна не
всем. Для того чтобы ее принять, надо обладать достаточно большим
капиталом (в России это обеспечивало долгое время государство),
авторитетом, имиджем фирмы и иметь развитой внутренний рынок для
распродажи производимой продукции.
Товарная концепция
благоприятно отнесется к товару, если он хорошего качества и имеет
умеренную цену. Потребитель заинтересован в таких товарах, знает о
наличии изделий-аналогов и осуществляет свой выбор путем сравнения
качества и цен на аналогичные товары других фирм. Достижение желаемого
объема продажи и прибыли требует небольших затрат на маркетинговую
деятельность.
Этой концепции придерживаются многие компании, фирмы, организации, в том
числе и некоммерческие. Однако концепция товара не всегда приносит
успех, возможно проявление маркетинговой близорукости. Это имеет место,
когда игнорируется необходимость изучения покупательной способности
потребителей, товаров-конкурентов, совместимости изготовляемых
комплектующих изделий с существующими аппаратами, производство которых
имеет массовый характер. Снижая затраты на маркетинг, фирма рискует
получить значительный ущерб от неудачи на рынке.
Например, одна известная фирма создала на базе открытия принтер [32]. В
основу работы этого печатного аппарата был положен принцип действия
электростатического поля. Это был высокоскоростной аппарат, скорость
печатания в 4 раза превышала производительность печатных машин,
существующих на мировом рынке, а цена была в 4 раза ниже. Руководство
фирмы ожидало большой спрос на свою продукцию, тогда как рынок
откликнулся безразличием.
В чем причина такого исхода предпринимательства? Анализ ситуации
показал, что не было проведено соответствующее маркетинговое
исследование. Принтер был представлен в малом количестве и имел
незначительные преимущества для потребителя. Разница в цене, издержки
высокой скорости, расход бумаги — все это не окупалось преимуществом
высокоскоростного печатания. Дизайн принтера был неудачный. Фирма не
предусмотрела, что она выходит на новый и неизученный для нее рынок. Не
были исследованы возможности использования новой скоростной техники
существующими на рынке и потенциальными покупателями аналогичной
продукции. Этот пример показывает, что надо любить не только свой товар,
но и потребителя и
делать все возможное для