Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 09:18, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность и значение маркетинга в сфере культуры.
2. Изучить основы проведения маркетингового анализа.
3. Провести анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг исследуемого театра.
Введение
глава 1. Сущность и значение маркетинга в сфере культуры
1.1 Спрос и предложение на продукты культуры
1.2 Особенности маркетинга в сфере культуры
1.3 Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры
глава 2. Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра «Синяя птица»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг
2.3 Проблема финансирования маркетинговой деятельности в сфере культуры
Глава 3. Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры
3.1 Формирование гибкой организационной структуры службы маркетинга
3.2 Многофакторная модель разработки стратегии рыночного позиционирования театра
Заключение
Список использованной литературы
· разработка плана мероприятий по директ-маркетингу и его практическое осуществление;
· разработка предложений по концепции стратегии достижений целей сбыта и организационных мер по ее осуществлению. Подробная тактика действий и составление графика КТО?, ЧТО?, КОГДА? ГДЕ? делает и ЗА ЧТО? несет персональную ответственность;
· разработка предложений по созданию/корректировке элементов фирменного стиля, их правильному использованию в оформлении внутренних и внешних помещений предприятия, на выставках, конкурсах и ярмарках, а также во всех используемых средствах рекламы;
· разработка плана мероприятий по рекламе и паблик рилейшнз, с использованием наиболее эффективных средств рекламы, оперативный анализ эффективности их проведения и, при необходимости, корректировка;
· разработка предложений по формированию/корректировке положительного имиджа предприятия в сознании Потребителей и единой корпоративной культуры, непосредственное участие в их практическом осуществлении с использованием и средств рекламы;
· поиск исполнителей/соисполнителей для проведения работ по маркетингу и рекламе среди сторонних организаций, постановка перед ними задач, оперативный контроль и анализ выполненных ими работ;
· разработка предложений о порядке информационного взаимодействия, между службой маркетинга и другими подразделениями предприятия;
· разработка предложений по формированию плана маркетинга на текущий период;
· разработка предложений по совершенствованию организационной структуры с целью эффективного решения задач в соответствии с принятым планом маркетинга;
· систематизация, анализ и контроль плана маркетинга.
Общие требования к работнику службы маркетинга:
Ø экономическое или техническое образование;
Ø профессиональные умения и навыки;
Ø стаж работы не менее 1 года;
Ø коммуникабельность;
Ø исполнительность;
Ø инициативность;
Ø культура труда и служебная этика;
Ø отличное знание своего товара и услуг;
Ø знание клиентов и умение их удержать;
Ø поиск потенциальных клиентов;
Ø способность убеждения;
Ø понимание и защита интересов театра, верность своей организации.
Должностная характеристика специалиста из бюро прогнозирования и планирования рекламы.
Функции:
Ø Исследование процесса предоставления услуги (спектакля);
Ø Исследование конкурентов;
Ø Исследование потребителей (анкетирование, устный опрос, опрос с использованием технических средств);
Ø Определение размера и направлений расходования средств для проведения исследований;
Ø Исследование новых и перспективных направлений в театральном искусстве.
Средства:
Ø компьютерное и программное обеспечение;
Ø отчеты отдела анализа информации;
Ø публикации и информация о товарах и театрах-конкурентах в СМИ;
Ø денежные средства, выделенные на исследования.
Права:
Ø право вносить на рассмотрение руководства предложения об улучшении организации процесса исследований;
Ø право требовать предоставления необходимой информации от других подразделений организации;
Ø право принимать участие в совещаниях, связанных с вопросами «создания» спектакля;
Ø право принимать решения в пределах своей компетенции.
Обязанности:
Ø своевременная подготовка отчетов о результатах исследований;
Ø предоставление полученных результатов исследований руководству и другим подразделениям предприятия;
Ø непревышение отведенных на исследование средств;
Ø согласование наиболее важных вопросов с руководителем службы маркетинга (например, привлечение дополнительных средств для исследований);
Ответственность:
Ø за достоверность сведений, предоставляемых по результатам работы;
Ø за качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него;
Ø за эффективность принимаемых решений;
Ø строгий отчет об истраченных средствах (материальная ответственность).
Власть:
специалист из отдела маркетинговых исследований подчиняется непосредственно директору службы маркетинга, согласовывает с ним свою деятельность и отчитывается за проделанную работу.
3.2 Многофакторная модель
разработки стратегии
Стратегия позиционирования – это маркетинговая деятельность по выбору целевых сегментов, задающих области конкуренции, и выбор отличительных преимуществ, определяющих методы конкурентной борьбы. Разработка стратегии корпоративного позиционирования компании проводится на основе следующих факторов:
• Основные характеристики компании;
• Цель;
• Сильные и слабые стороны компании;
• Доля рынка, которую может занять компания;
• Перспективы рынка, имеющиеся тенденции;
• Региональные и национальные особенности рынка;
• Конкурентное поле.
Результаты стратегии позиционирования служат основой для дальнейшей разработки коммуникативной (медийной) и креативной стратегии.
Разработка стратегии сегментации рынка и выделение целевых сегментов.
В основе концепции рыночной сегментации лежат две теоретические посылки: признание гетерогенной природы товарных природы товарных рынков, т.е. рассмотрение рынка не как единого целого, а как сумму отдельных сегментов, отражающих специфические вариации спроса различных категорий Потребителей, дифференциация продукции и методов её сбыта.
Сегментация рынка - основной метод маркетинга, с помощью которого предприятие делит его с учётом результатов анализа по определенным признакам на некоторые сегменты Потребителей. Она осуществляется для последующего выделения целевых сегментов, требующих разного подхода в стратегии разработки новых видов продукции, организации товародвижения, рекламы и стимулирования сбыта.
Стратегия сегментации рынка позволяет предприятию, учитывая свои сильные и слабые стороны при выборе методов маркетинга, выбрать те из них, которые обеспечат концентрацию ресурсов именно в тех сферах деятельности, где предприятие имеет максимальные преимущества или, по крайней мере, минимальные недостатки. При выделении сегментов и выборе целевого из них следует всегда учитывать масштаб рынка и складывающиеся тенденции на нём.
Результаты анализа практической деятельности американских компаний показал, что неудачи их рыночной деятельности связаны со следующими причинами:
1. Неправильный выбор рыночного сегмента, на который направлялись маркетинговые усилия фирмы.
2. Чрезмерная сегментация, которая выливается в чрезмерную дифференциацию продукции, экономически неоправданную.
3. Повышенная концентрация на одном рыночном сегменте при игнорировании других, не менее перспективных категорий потребителей.
Величина доли предприятия на конкретном товарном рынке (рыночная квота предприятия) является важнейшим фактором его коммерческого успеха. Увеличение рыночной доли предприятия сопровождается, как правило, ростом доли её прибыли (рост доли рынка на 10% обеспечивает увеличение нормы прибыли в среднем на 5%). В то же время для разных отраслей промышленности влияние рыночной доли на норму прибыли предприятия неодинаково. Так, в отраслях, производящих предметы длительного пользования, норма прибыли "рыночных лидеров" на 28% выше, чем у предприятий с минимальной долей рынка. Аналогичный показатель для отраслей, производящих предметы первой необходимости.
Существуют два традиционных подхода к разработке стратегии сегментирования:
- начать с исследования
сложившейся конъюнктуры рынка
на традиционные виды
- начать с формирования представления о том, какие переменные характеризуют тот или иной сегмент потребителей.
Сегмент рынка - это потребители, в массе своей одинаково реагирующие на мероприятия предприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта. Данные потребители "вычисляются" как лица, имеющие, в общем, одинаковую потребность в этой продукции и характеризующиеся примерно одинаковым возрастом, полом, уровнем благосостояния и иными биосоциальными характеристиками. Выделение сегментов на рынках продукции производственно-технического назначения может быть основано на масштабах деятельности потребителя, географическом положении, отраслевой принадлежности, а так же характере деятельности потребителя, как предприятия (импортёр, производитель, обрабатывающее предприятие и другое) или численности персонала, в пределах некоторой вилки.
Выбирая тот или иной подход к проведению сегментации, можно руководствоваться следующими критериями:
1. важность сегмента для предприятия;
2. количественные показатели (ёмкость данного сегмента рынка, рыночная ниша);
3. доступность освоения сегмента для предприятия;
4. прибыльность продукции;
5. защищенность от конкуренции (уже завоеванные позиции, сформировавшийся положительный имидж предприятия);
6. возможная эффективность работы в этом сегменте на перспективу.
Рассмотрим наиболее популярные виды сегментации рынка.
Географическая сегментация - способ деления рынка по группам Потребителей по географическим признакам. Этот метод наиболее эффективен в случае различий культур или климатических условий в регионах сбыта, имеющих принципиальное значения для использования продукции.
Демографическая - способ деления рынка по группам потребителей по признакам пол, возраст, национальность, состав семьи, годовой доход, вероисповедание и др.
Геодемографическая - способ деления рынка по группам потребителей исходя из статистических данных о численности населения в региональном разрезе.
Психографическая сегментация - способ деления рынка по потребителям в зависимости от их принадлежности к общественному классу, образу жизни и характеристикам личности.
Сегментация по типу поведения - группирование Потребителей по мотивам совершения покупок, интенсивности потребления, отношения к продукции. Здесь традиционно выделяют, прежде всего, Потребителей с двумя граничными типами поведения:
- суперконсерваторы люди - выступающие против любых изменений, сохраняющие приверженность своим привычкам и предпочтениям. Они могут принадлежать к разным слоям - от высокого до низкого. У них практически отсутствует творческое воображение и эстетическое восприятие. Они составляют обычно от 11 до 15%;
- суперноваторы - люди склонные к риску и эксперименту. Это, как правило, высокооплачиваемая категория Потребителей, но составляющая не более 3% потенциальной ёмкости рынка.
Сегментация по виду продукции - способ деления рынка по функциональным и техническим параметрам производимой продукции. Данный вид является производным от сегментации по группам Потребителей, так как выделение сегментов по отдельным параметрам произведенной продукции представляет собой учёт в иной форме запросов и предпочтений Потребителей.
Сегментация по фирмам-заказчикам - способ деления рынка средств производства с учётом специфических проблем Заказчика в области закупки средств производства, а также условий оплаты, методов расчета, централизации и децентрализации поставки средств производства.
Сегментация по основным конкурентам - способ деления по производителям аналогичной продукции. В качестве критериев: вид потребностей, удовлетворяемых продукцией конкурентов и организации ими сбытовой деятельности.
Сегментация рынка как потребительской, так и производственной продукции возможна также исходя из отзывов Потребителей о качестве, фирменной марке, цене, организации сервисного обслуживания, рекламе и организации продвижения на рынок.
Сегментация может носить и целенаправленный характер в соответствии с установкой руководства предприятия (например, иметь дело только с оптовыми Потребителями или производителями оригинального оборудования и т.д.). Как правило, такой подход вытекает из результатов анализа прошлой деятельности, который проводится в целях определения сегментов, где удалось достичь оптимального соотношения между объёмом продаж и прибылью, а так же для прогнозирования дальнейшего развития сбытовой деятельности.
Стратегия позиционирования продукции на рынке
Эту концепцию справедливо считают одной из главных в планировании и организации маркетинга. Положение любой продукции на рынке можно определить и оно будет либо реальным, либо экспертно-прогнозным. Реальным оно может считаться только тогда, когда его положение определяется исходя из ретроспективного анализа сбыта за определенный период. Факторами, определяющими положение продукции на рынке, следует считать не только цену и качество продукции, но производительность, дизайн, сервисное обслуживание, имидж предприятия и самой продукции и соотношение этих факторов. При этом позиция одного и того же вида продукции может иметь неодинаковое восприятие Потребителями разных сегментов рынка. Итак, позиционирование продукции на рынке - это расположение продукции в определенном положении в сознании потребителей данного вида продукции. Главная задача позиционирования состоит в комплексе усилий, направленных на адаптацию продукции к требованиям целевых сегментов рынка, с отстройкой её от основных конкурентов за счёт уникальных характеристик продукции или порядка и условий её приобретения, поставки, сервисного обслуживания.