Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 15:06, курсовая работа
Цель работы является анализ маркетинговой деятельности в условиях кризиса муниципального образования Шадринского района Курганской области.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы анализа рынков региона
Провести анализ конъюнктуры рынка;
Сделать анализ конкурентной среды
ВВЕДЕНИЕ ………………..……………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………...5
1.1 Анализ конкурентной среды………………………………………………….5
1.2 Прогнозирование рынка……………………………………………………..10
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ШАДРИНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………..………14
2.1 Характеристика экономической ситуации в Курганской области………..14
2.2. Мероприятия администрации Курганской области по созданию правовых основ и разработке целевых программ развития и поддержки в муниципальных образованиях региона………………………………………...22
3. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ…………………………………………..……33
3.1 Создание инвестиционного климата в муниципальном образовании…...33
3.2 Инвестиционные проекты в механизме развития малого бизнеса в муниципальных образованиях………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………….48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………………………50
5) неразвитость инфраструктуры поддержки предпринимательства, сложность получения информации, необходимой для развития бизнеса.
Проблемы, связанные с состоянием внутренней среды:
1) отсутствие у предпринимателей знаний менеджмента, базовых экономических знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского дела;
2) отсутствие или использование неэффективных стратегий управления;
3) недостаток собственных основных и оборотных средств для ускоренного развития.
Стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства.
Исходя из исторических, экономических, социальных, трудовых предпосылок, анализа текущего состояния малого и среднего предпринимательства, имеющегося ресурсного потенциала можно выделить стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства в Курганской области:
1) производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции
Основная специализация агропромышленного комплекса Курганской области – зерновое и мясо – молочное производство. В Курганской области выращиваются озимые и яровые зерновые, также гречиха, просо, подсолнечник, лен, картофель, кукуруза, многие овощные и плодовые культуры. В животноводстве ведущей отраслью является молочно-мясное скотоводство, развивается также свиноводство, овцеводство, птицеводство. Область располагает значительным количеством озер, которые возможно использовать в производстве рыбы ценных сортов и биологических ресурсов. Малому предпринимательству предоставляются возможности по внедрению передовых технологий в производство продукции сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность. 7
2) производство промышленной продукции, инновационная деятельность малых и средних предприятий
В области существуют два промышленно развитых центра - города Курган и Шадринск. Крупные промышленные предприятия располагают базой для активного внедрения инновационных технологий и расширения производства перспективной, высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции. Такую продукцию могут производить и малые предприятия инновационной направленности, в том числе на основе аутсорсинга и субконтрактации.
3) строительная индустрия, строительство жилья, социальных и промышленных объектов, жилищно-коммунальное хозяйство, деревообработка
В области имеются богатая сырьевая база для развития строительного комплекса: значительные запасы кирпичных глин, строительного и стекольного песка, камня, имеющиеся лесные ресурсы открывают широкие перспективы для производства полного спектра строительных материалов — железобетонных изделий, кирпича, керамических изделий, сухих строительных смесей, стекольного производства, деревянного домостроения и других. Производство строительных материалов собственного производства позволит решать социальные задачи по строительству жилья, что в свою очередь позволяет развивать смежные направления.
4) оказание услуг в сфере здравоохранения, бытового обслуживания населения, въездного и внутреннего туризма
Курганская область – уникальный природный комплекс из лесов, рек и озер. Особый интерес для российских и иностранных туристов представляют охота и рыбалка. Четверть озер Курганской области имеют лечебные свойства, поэтому Курганская область должна развивать оздоровительный туризм.
В целом можно отметить, что данный уральский регион обладает колоссальными потенциалом развития во всех направлениях предпринимательской деятельности, но нам хотелось бы особенно отметить отрасль туризма. Туризм до сих пор оставался на второстепенных ролях среди экономических приоритетов. Туристские объекты остаются невостребованными вследствие неразвитости инфраструктуры отрасли, несовершенства механизмов государственного регулирования на различных уровнях власти. В данном направлении в Курганской области возможны развитие малых и средних предприятий, занимающихся предоставлением бытовых, оздоровительных, туристических услуг.
2.2. Мероприятия администрации Курганской области по созданию правовых основ и разработке целевых программ развития и поддержки в муниципальных образованиях региона
Экономику Курганской области сегодня невозможно представить без малого предпринимательства. И хотя достигнутый в Курганской области уровень развития малого предпринимательства сохраняется (как и в России в целом) без существенных изменений на протяжении последних лет, предпринимательство стало весомым фактором социально-экономического развития области и одним из основных источников создания новых рабочих мест, насыщения товарного рынка, создания рыночной инфраструктуры.
За последний период
сформирована основа областной
политики поддержки
Частично сформирована система инфраструктуры поддержки предпринимательства. Сегодня она включает Совет предпринимателей при губернаторе области, отдел поддержки предпринимательства и сферы услуг при Департаменте экономического развития, торговли и труда, областной Фонд микрофинансирования, Гарантийный фонд, центры обучения, органы службы занятости населения, Курганскую торгово-промышленную палату, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Курганской области, общественные объединения предпринимателей, два бизнес-инкубатора и другие элементы, которые содействуют становлению и развитию предпринимательства на областном и местном уровнях.
В течение последних лет поддержка малого предпринимательства осуществлялась в рамках областной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2009-2012 годы, утвержденная Постановлением Курганской областной Думы от 23.09.2008г №3406. Программа являлась региональной составляющей общей государственной политики, обозначенной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Законом Курганской области от 26 сентября 2008 года №389 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области».
В рамках программы оказывалась как прямая финансовая поддержки малым предприятиям и предпринимателям, так и косвенная через систему общих областных мероприятий.
За период действия программы только из областного бюджета на ее реализацию израсходовано более 5000 тыс. рублей Большинство запланированных мероприятий выполнено.
Восстановлена деятельность областного Фонда микрофинансирования малого предпринимательства, который стал оказывать реальную финансовую поддержку малым предприятиям в виде займов на реализацию небольших предпринимательских проектов.8
Внедрена система субсидирования части процентной ставки по кредитам банков, направляемым на создание или модернизацию малых производств.
За 3 последних года на конкурсной основе финансовая поддержка оказана 56 субъектам малого предпринимательства, реализовавшим небольшие инвестиционные проекты. Эффективность господдержки малым предприятиям составила:
- на каждый вложенный в проекты 1 рубль получено 91 коп. налогов в год;
- малыми предприятиями
и предпринимателями, получившими
государственную поддержку
- увеличилась численность
работающих на этих
- на каждый рубль инвестиций, полученных и вложенных малыми предприятиями в производство, выпущено продукции и оказано услуг на 44 рубля.
В области сформирована конкурсная система закупок продукции для государственных нужд, в рамках которой осуществляется привлечение к этой работе малых предприятий и предпринимателей. Так, только в 2010 году в конкурсных процедурах приняли участие 46 субъектов малого предпринимательства или 38% от общего количества поставщиков. Победителями признаны 38 малых предприятий, у которых закуплено продукции на сумму 64,3 млн. рублей.
В связи с этим на ближайшие годы государственная политика в отношении малого бизнеса будет являться самостоятельным важнейшим системным направлением социально - экономической политики области.
С целью оптимизации нормативно - правовых основ, складывающихся в сфере малого предпринимательства, предполагается дальнейшее формирование правового поля, обеспечивающего развитие малого бизнеса и устраняющее бюрократические барьеры на его пути, в том числе используя наработки созданного Совета предпринимателей при губернаторе области.
Будет продолжена практика служб занятости по проведению периодических циклов бесплатных учебных семинаров для граждан, желающих открыть собственное дело, по оказанию финансовой помощи безработным на организацию самозанятости, в том числе на подготовку учредительных документов, на получение свидетельства на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Общие данные,
характеризующие развитие
На территории района зарегистрировано 741 субъект МСП, из них - 108 предприятий, 4 относятся к категории средних с общей численностью работающих 1344 человека.
Количество зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица(индивидуальных предпринимателей) — 450 и 183 КФХ.
Всего занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2011 году составляет 8339 человек. (вместе с наемными работниками).
Доля занятых в экономике в сферах малого бизнеса в общей численности занятых в экономике района — 62,4%.
Малыми предприятиями Шадринского района в 2012 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 379млн 800тыс. рублей, что составляет 146,7% к 2011 году.
Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий за 2012 год увеличился по сравнению с 2008 годом в 4 раза и составил 102 млн.200 тыс.руб. Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий составил 199 млн.4 тыс..руб.
Средняя заработная плата по малому бизнесу в 2012 году составляла 18239 рублей, а в 2010 году — 17368 рублей, что на 18% больше.
Структура малых предприятий
по видам деятельности в
В общем количестве малых предприятий предприятия розничной торговли и сельского хозяйства занимают наибольший удельный вес.
В структуре индивидуальных предпринимателей:
Интересно отметить, что открывая предприятия по направлению «Самозанятость» появилась тенденция грамотного планирования и организация уже таких предприятий как, например в том же сельском хозяйстве — кролиководство, птицеводство, овощеводство, цветоводство. Совсем новые виды деятельности такие как производство перчаток, носков, постельного белья.
Не освоен малым
бизнесом потенциал в сфере
туризма. У данной отрасли большие
перспективы, чему способствует
возрастающий спрос на
Существуют свободные ниши и в секторе бытовых услуг населению — парикмахерские салоны, автосервис, ремонт компьютерной техники и др.
За годы рыночных преобразований личные подсобные хозяйства стали неотъемлемой частью экономики района. Всего работают 183 КФХ и 12472 ЛПХ, из них реализацией собственной продукцией занимается 1543 хозяйства.
ЛПХ играют значительную
роль в производстве
Одним из целевых индикаторов программы является рост объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет района от субъектов малого и среднего предпринимательства.
Динамика поступлений ЕНВД (единого налога на вмененный доход) и ЕСХН в бюджет района следующая:
Наименование налога |
Поступление по годам |
Темп роста,% |
Удельный вес в сумме налоговых поступлений,% | |||
2010 |
2011 |
2012 |
11\10 |
12\11 | ||
ЕНВД |
1496 |
1851 |
2150 |
123,7 |
116,2 |
6,5 |
ЕСХН |
860 |
1140 |
- |
132,6 |
- |
1,9 |