Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа
Цель – разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент».
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность, виды и организацию опросов как наиболее распространенного метода маркетинговых исследований.
2. Разработать план маркетингового исследования в форме опроса на примере предприятия ООО «Полидент».
3. Провести анализ результатов опроса и предоставить отчет с обоснованием рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент».
Введение..................................................................................3
1. Сущность, виды и организация опросов
1.1 Теоретические основы проведения маркетинговых исследований на основе опросов. Виды опросов...........................6
1.2 Опрос как один из методов сбора первичной информации..13
2. Разработка плана маркетингового исследования в форме опроса на примере ооо «полидент
2.1 Краткая характеристика предприятия................................22
2.2 Разработка плана маркетингового исследования.................28
Заключение............................................................................34
Список использованных источников.......................................37
Чанчуньский
институт международной
коммерции
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Маркетинг»
на тему: «опрос как метод маркетинговых исследований
»
Выполнил:Василий
3 курса..................
Чанчунь 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Сущность, виды и организация опросов
1.1 Теоретические основы
проведения маркетинговых
1.2 Опрос как один из методов сбора первичной информации..13
2. Разработка плана маркетингового исследования в форме опроса на примере ооо «полидент
2.1 Краткая характеристика
предприятия...................
2.2 Разработка плана
маркетингового исследования...
Заключение....................
Список использованных источников....................
ВВЕДЕНИЕ
Следует отметить, по мнению экспертов, рецепт для хорошего решения: 90% информации и 10% вдохновения [15, с.9]. Особенно это высказывание применимо к управлению маркетингом. Ведь маркетинг – это основная точка соприкосновения фирмы с ее окрz понимается системный сбор и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Доскональное знание потребителя, особенностей и мотивов его поведения позволяет фирме успешно развиваться в высоко конкурентной среде. Если фирма хочет постоянно отслеживать обратную связь с покупателем, быть на гребне волны, а не ждать на обочине, она просто обязана проводить маркетинговые исследования. И проводить их системно. Показательна в этом плане зарубежная статистика: в среднем 50% американских, 86% европейских и 60% японских компаний практикуют маркетинговые исследования для получения информации и аудита своих брэндов. Явным же лидером является Великобритания – 100% фирм с оборотом более 25 млн. фунтов и 47% фирм с оборотом до 1 млн. фунтов тратят свои «кровные денежки» на детальное изучение рынка [6, с.118].
В прошлом веке маркетинговые исследования как таковые не были нужны, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. В XXI веке появилась необходимость в получении более обширной информации о клиентах и их покупательских потребностях. Появилась проблема нехватки информации. Необходимость в проведении маркетинговых исследований очевидна. В этом и состоит актуальность данной темы.
Проведение маркетинговых исследований – это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия. Маркетинговые исследования создают научно и практически обоснованную базу для принятия квалифицированных решений управленческим аппаратом компании и ее высшим руководством.
Объектом курсовой работы является – ООО «Полидент».
Предмет – опрос как наиболее распространенный метод маркетинговых исследований.
Цель – разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент».
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность, виды и организацию опросов как наиболее распространенного метода маркетинговых исследований.
2. Разработать план маркетингового исследования в форме опроса на примере предприятия ООО «Полидент».
3. Провести анализ результатов опроса и предоставить отчет с обоснованием рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент».
Методы, которые использовались при написании курсовой работы: анализ теоретических источников; проведение наблюдение и сбор информации посредством анкетирования; обработка результатов и интерпретация данных, простые методы статистического анализа, а также методы простой и перекрестной табуляции собранной информации.
Для написания курсовой работы были использованы отечественная и зарубежная научная литература, периодическая печать, бухгалтерская отчетность ООО «Полидент» за 2009-2010 годы.
1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПРОСОВ
1.1 Теоретические основы проведения маркетинговых исследований на основе опросов. Виды опросов
Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию [3, с.18]. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде. Имеется целый ряд аналогичных и иных определений маркетинговых исследований.
Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых исследований исходя из имеющихся у нее возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными.
Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа, внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.
Наиболее распространенным
методом сбора первичной
Опрос — это метод сбора первичной маркетинговой информации, предусматривающий, во-первых, письменное или устное обращение исследователей к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию, статистическую обработку и интерпретацию полученных ответов.
Цель опроса состоит
в том, чтобы выяснить субъективные
мнения людей, их предпочтения, убеждения,
установки в отношении какого-
Поэтому применение метода опроса позволяет:
· идентифицировать потенциальных потребителей;
· осуществить сегментацию рынка в соответствии с качественными и количественными характеристиками потребителей;
· оценить осведомленность, восприятие, отношение и требования потребителей относительно продукта (предприятия), его характеристик, цены и других элементов комплекса маркетинга;
· выявить предпочтения потребителей по товарным маркам;
· изучить поведение и мотивацию потребителей, покупательские решения и процесс их принятия;
· установить факторы, влияющие на поведение потенциальных потребителей, и возможности управления ими;
· оценить эффективность воздействия на потребителей маркетинговых программ, приемов и инструментов;
· отследить динамику потребления, предпочтений, потребностей, установок и убеждений потребителей;
· выявить характеристики потребителей (социально-демографические, психографические, поведенческие) и т. д.
Достоинство этого метода состоит, прежде всего, в практически неограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в прошлом и намерениях в будущем.
Опросы практически
не имеют альтернативы в тех случаях,
когда фирма нуждается в
Этим, прежде всего, объясняется широкое применение при проведении маркетинговых исследований этого метода. К недостаткам этого метода относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведение опросов, а также возможное снижение точности полученной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами.
Опросы классифицируются по ряду признаков (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Классификация опросов
Признак классификации |
Классификационные группировки |
Тип респондентов |
Массовые |
Специализированные (экспертные) | |
Частота проведения |
Точечные (разовые) |
Повторные | |
Степень охвата |
Сплошные |
Выборочные | |
Форма |
Анкетирование |
Интервьюирование (прямое и опосредованное, например по телефону) |
В зависимости от типа респондентов различают массовые и специализированные опросы. В массовом опросе основным источником информации выступают различные категории населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа. В специализированных опросах главным источником информации являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования. Отсюда следует еще одно широко используемое название таких опросов – экспертные. К ним чаще всего обращаются на начальных этапах маркетинговых исследований, когда необходимо выявить проблему, и на заключительном, когда требуется проверить полученную информацию и принять решение.
В зависимости от частоты проведения опросы могут быть точечные (разовые) и повторные. Последние позволяют выявить жизненный цикл запросов и предпочтений потребителей и основные тенденции их изменений с течением времени для своевременного принятия решений о деятельности на рынке.
По степени охвата потенциальных потребителей опросы могут быть сплошными и выборочными. Сплошные опросы могут проводиться, например, в отношении посетителей предприятия или его стенда на выставочных мероприятиях. На практике количество потенциальных покупателей предприятия, как правило, велико, что делает невозможным проведение сплошных опросов. В связи с этим наиболее приемлемыми являются выборочные опросы, сущность которых заключается в том, что опрашивается часть (выборка) изучаемой совокупности населения, отобранная в результате применения специальных научно обоснованных приемов. Если выборочная совокупность достаточно полно отражает свойства генеральной совокупности, она называется представительной (репрезентативной). Особая роль при проведении выборочных опросов отводится методу фокус групп.
В практике маркетинга применяются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании респондент письменно отвечает на вопросы в присутствии исследователя (анкетера) или без него. Интервьюирование как форма опроса предполагает личное общение с респондентом, при котором исследователь (интервьюер) сам задает вопросы и фиксирует ответы.
Особенностью опроса как метода сбора первичной маркетинговой информации является достаточно высокая степень отказа респондентов от участия в исследовании, обусловленная двумя основными причинами. Первая связана с чувством подозрительности и стремлением никого не допускать в свою личную жизнь. Определенная категория людей не изъявляет желания участвовать ни в каком обследовании. Вторая причина определяется специфическими обстоятельствами проведения конкретного опроса. Например, некоторые респонденты не желают обсуждать определенные темы. Выбранная форма опроса также влияет на степень желания участвовать в обследовании. Так, люди находят более затруднительным отказаться от участия в личном интервью, чем в почтовом опросе. Обычно используются методы стимулирования желания принять участие в исследовании путем предоставления небольших подарков. Например, в некоторых гостиницах Испании за заполненную анкету гость при расчете за проживание может получить символическую скидку ($1–2). В качестве вознаграждения за участие в исследовании клиента можно «премировать», например, фирменной майкой, мелкими предметами домашнего обихода или купоном, позволяющим бесплатно воспользоваться дополнительной услугой (имеющимися в гостинице сауной, теннисными кортами и т. д.).
маркетинговый стоматологический спрос услуга
1.2 Опрос как один из методов сбора первичной информации
Подготовка проведения сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач:
· выбор способа связи с аудиторией;
· подготовка анкеты;
· проведение тестирования и доработка анкеты.
Различают три основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса: по телефону, по почте и личное интервью. Каждый из этих способов связи обладает определенными достоинствами и недостатками. Сравнительные характеристики форм опроса представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Сравнительные характеристики различных форм опросов
Характеристика |
Форма опроса | ||
почтовый |
телефонный |
личный | |
Средняя стоимость анкеты |
Минимальная при условии высокого коэффициента возврата |
Умеренная |
Высокая с учетом затрат времени и оплаты разъездов |
Возможность задавать сложные вопросы, модифицировать их |
Незначительная, если анкета простая и короткая |
Незначительная, так как модифицировать и менять формулировки некогда |
Значительная, так как
можно демонстрировать |
Возможность произвольной интерпретации результатов |
Отсутствует, поскольку анкета заполняется без участия опрашивающего |
Присутствует за счет интонации опрашивающего |
Значительна за счет интонации и выражения лица опрашивающего |
Анонимность респондента |
Полная, поскольку не требуются анкетные данные |
Условная, поскольку существует телефонный контакт |
Отсутствует, поскольку происходит личный контакт |
Результаты анализа показывают, что основными преимуществами личного опроса являются гибкость в постановке зондирующих вопросов и непосредственное наблюдение за реакцией на наглядные материалы. При почтовом опросе реакция обычно существенно слабее. Характеристики телефонного опроса представляют собой нечто среднее между характеристиками двух других типов опроса [20, с.254].
Так, достоинствами опроса (интервью) по телефону является относительно высокая оперативность и дешевизна проведения опроса.
· возможность опроса только тех, у кого есть телефон, что нередко не позволяет обеспечить адекватность выборки;
· относительно высокая вероятность получения отказа от ответов.
Информация о работе Опрос как метод маркетинговых исследований