Опрос как метод маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель – разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент».
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность, виды и организацию опросов как наиболее распространенного метода маркетинговых исследований.
2. Разработать план маркетингового исследования в форме опроса на примере предприятия ООО «Полидент».
3. Провести анализ результатов опроса и предоставить отчет с обоснованием рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент».

Содержание

Введение..................................................................................3
1. Сущность, виды и организация опросов
1.1 Теоретические основы проведения маркетинговых исследований на основе опросов. Виды опросов...........................6
1.2 Опрос как один из методов сбора первичной информации..13
2. Разработка плана маркетингового исследования в форме опроса на примере ооо «полидент
2.1 Краткая характеристика предприятия................................22
2.2 Разработка плана маркетингового исследования.................28
Заключение............................................................................34
Список использованных источников.......................................37

Вложенные файлы: 1 файл

опрос как метод маркетинговых исследований.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Чанчуньский

институт международной

коммерции

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине«Маркетинг»

на тему: «опрос как метод маркетинговых исследований

»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнил:Василий

   3 курса..................

Чанчунь 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................3

1. Сущность, виды и организация опросов

1.1 Теоретические основы  проведения маркетинговых исследований  на основе опросов. Виды опросов...........................6

1.2 Опрос как один  из методов сбора первичной информации..13

2. Разработка плана маркетингового исследования в форме опроса на примере ооо «полидент

2.1 Краткая характеристика  предприятия................................22

2.2 Разработка плана  маркетингового исследования.................28

Заключение............................................................................34

Список использованных источников.......................................37  

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Следует отметить, по мнению экспертов, рецепт для хорошего решения: 90% информации и 10% вдохновения [15, с.9]. Особенно это высказывание применимо к управлению маркетингом. Ведь маркетинг – это основная точка соприкосновения фирмы с ее окрz понимается системный сбор и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Доскональное знание потребителя, особенностей и мотивов его поведения позволяет фирме успешно развиваться в высоко конкурентной среде. Если фирма хочет постоянно отслеживать обратную связь с покупателем, быть на гребне волны, а не ждать на обочине, она просто обязана проводить маркетинговые исследования. И проводить их системно. Показательна в этом плане зарубежная статистика: в среднем 50% американских, 86% европейских и 60% японских компаний практикуют маркетинговые исследования для получения информации и аудита своих брэндов. Явным же лидером является Великобритания – 100% фирм с оборотом более 25 млн. фунтов и 47% фирм с оборотом до 1 млн. фунтов тратят свои «кровные денежки» на детальное изучение рынка [6, с.118].

В прошлом веке маркетинговые  исследования как таковые не были нужны, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. В XXI веке появилась необходимость в получении более обширной информации о клиентах и их покупательских потребностях. Появилась проблема нехватки информации. Необходимость в проведении маркетинговых исследований очевидна. В этом и состоит актуальность данной темы.

Проведение маркетинговых  исследований – это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и  своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия. Маркетинговые исследования создают научно и практически обоснованную базу для принятия квалифицированных решений управленческим аппаратом компании и ее высшим руководством.

Объектом курсовой работы является – ООО «Полидент».

Предмет – опрос как  наиболее распространенный метод маркетинговых  исследований.

Цель – разработка рекомендаций по совершенствованию  маркетинговой деятельности предприятия  ООО «Полидент».

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.  Изучить сущность, виды и организацию опросов как наиболее распространенного метода маркетинговых исследований.

2.  Разработать план маркетингового исследования в форме опроса на примере предприятия ООО «Полидент».

3.  Провести анализ результатов опроса и предоставить отчет с обоснованием рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент».

Методы, которые использовались при написании курсовой работы: анализ теоретических источников; проведение наблюдение и сбор информации посредством анкетирования; обработка результатов и интерпретация данных, простые методы статистического анализа, а также методы простой и перекрестной табуляции собранной информации.

Для написания курсовой работы были использованы отечественная и зарубежная научная литература, периодическая печать, бухгалтерская отчетность ООО «Полидент» за 2009-2010 годы.

 

 

1.  СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПРОСОВ

1.1  Теоретические основы проведения маркетинговых исследований на основе опросов. Виды опросов

Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию [3, с.18]. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде. Имеется целый ряд аналогичных и иных определений маркетинговых исследований.

Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых  исследований исходя из имеющихся у  нее возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому  виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными.

Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа, внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или  комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.

Наиболее распространенным методом сбора первичной маркетинговой  информации является опрос. Он используется примерно в 90 % исследований.

Опрос — это метод  сбора первичной маркетинговой  информации, предусматривающий, во-первых, письменное или устное обращение  исследователей к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию, статистическую обработку и интерпретацию полученных ответов.

Цель опроса состоит  в том, чтобы выяснить субъективные мнения людей, их предпочтения, убеждения, установки в отношении какого-либо объекта.

Поэтому применение метода опроса позволяет:

·  идентифицировать потенциальных потребителей;

·  осуществить сегментацию рынка в соответствии с качественными и количественными характеристиками потребителей;

·  оценить осведомленность, восприятие, отношение и требования потребителей относительно продукта (предприятия), его характеристик, цены и других элементов комплекса маркетинга;

·  выявить предпочтения потребителей по товарным маркам;

·  изучить поведение и мотивацию потребителей, покупательские решения и процесс их принятия;

·  установить факторы, влияющие на поведение потенциальных потребителей, и возможности управления ими;

·  оценить эффективность воздействия на потребителей маркетинговых программ, приемов и инструментов;

·  отследить динамику потребления, предпочтений, потребностей, установок и убеждений потребителей;

·  выявить характеристики потребителей (социально-демографические, психографические, поведенческие) и т. д.

Достоинство этого метода состоит, прежде всего, в практически  неограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в прошлом и намерениях в будущем.

Опросы практически  не имеют альтернативы в тех случаях, когда фирма нуждается в информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях потребителей, о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т.п.

Этим, прежде всего, объясняется  широкое применение при проведении маркетинговых исследований этого  метода. К недостаткам этого метода относится относительно большая  трудоемкость и значительные затраты на проведение опросов, а также возможное снижение точности полученной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами.

Опросы классифицируются по ряду признаков (таблица 1.1).

 

 

 

 

 

Таблица 1.1 – Классификация опросов

Признак классификации

Классификационные группировки

Тип респондентов

Массовые

Специализированные (экспертные)

Частота проведения

Точечные (разовые)

Повторные

Степень охвата

Сплошные

Выборочные

Форма

Анкетирование

Интервьюирование (прямое и опосредованное, например по телефону)


В зависимости от типа респондентов различают массовые и  специализированные опросы. В массовом опросе основным источником информации выступают различные категории  населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа. В специализированных опросах главным источником информации являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования. Отсюда следует еще одно широко используемое название таких опросов – экспертные. К ним чаще всего обращаются на начальных этапах маркетинговых исследований, когда необходимо выявить проблему, и на заключительном, когда требуется проверить полученную информацию и принять решение.

В зависимости от частоты  проведения опросы могут быть точечные (разовые) и повторные. Последние позволяют выявить жизненный цикл запросов и предпочтений потребителей и основные тенденции их изменений с течением времени для своевременного принятия решений о деятельности на рынке.

По степени охвата потенциальных потребителей опросы могут быть сплошными и выборочными. Сплошные опросы могут проводиться, например, в отношении посетителей предприятия или его стенда на выставочных мероприятиях. На практике количество потенциальных покупателей предприятия, как правило, велико, что делает невозможным проведение сплошных опросов. В связи с этим наиболее приемлемыми являются выборочные опросы, сущность которых заключается в том, что опрашивается часть (выборка) изучаемой совокупности населения, отобранная в результате применения специальных научно обоснованных приемов. Если выборочная совокупность достаточно полно отражает свойства генеральной совокупности, она называется представительной (репрезентативной). Особая роль при проведении выборочных опросов отводится методу фокус групп.

В практике маркетинга применяются  две основные формы опроса: анкетирование  и интервьюирование. При анкетировании  респондент письменно отвечает на вопросы  в присутствии исследователя (анкетера) или без него. Интервьюирование как  форма опроса предполагает личное общение с респондентом, при котором исследователь (интервьюер) сам задает вопросы и фиксирует ответы.

Особенностью опроса как метода сбора первичной маркетинговой  информации является достаточно высокая  степень отказа респондентов от участия в исследовании, обусловленная двумя основными причинами. Первая связана с чувством подозрительности и стремлением никого не допускать в свою личную жизнь. Определенная категория людей не изъявляет желания участвовать ни в каком обследовании. Вторая причина определяется специфическими обстоятельствами проведения конкретного опроса. Например, некоторые респонденты не желают обсуждать определенные темы. Выбранная форма опроса также влияет на степень желания участвовать в обследовании. Так, люди находят более затруднительным отказаться от участия в личном интервью, чем в почтовом опросе. Обычно используются методы стимулирования желания принять участие в исследовании путем предоставления небольших подарков. Например, в некоторых гостиницах Испании за заполненную анкету гость при расчете за проживание может получить символическую скидку ($1–2). В качестве вознаграждения за участие в исследовании клиента можно «премировать», например, фирменной майкой, мелкими предметами домашнего обихода или купоном, позволяющим бесплатно воспользоваться дополнительной услугой (имеющимися в гостинице сауной, теннисными кортами и т. д.).

маркетинговый стоматологический  спрос услуга

1.2  Опрос как один из методов сбора первичной информации

Подготовка проведения сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач:

·  выбор способа связи с аудиторией;

·  подготовка анкеты;

·  проведение тестирования и доработка анкеты.

Различают три основных способа связи исследователя  с объектом при проведении опроса: по телефону, по почте и личное интервью. Каждый из этих способов связи обладает определенными достоинствами и недостатками. Сравнительные характеристики форм опроса представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 –  Сравнительные характеристики различных  форм опросов

Характеристика

Форма опроса

почтовый

телефонный

личный

Средняя стоимость анкеты

Минимальная при условии  высокого коэффициента возврата

Умеренная

Высокая с учетом затрат времени и оплаты разъездов

Возможность задавать сложные вопросы, модифицировать их

Незначительная, если анкета простая и короткая

Незначительная, так как  модифицировать и менять формулировки некогда

Значительная, так как  можно демонстрировать вспомогательный  материал, формировать личную связь, задавать зондирующие вопросы

Возможность произвольной интерпретации результатов

Отсутствует, поскольку  анкета заполняется без участия  опрашивающего

Присутствует за счет интонации опрашивающего

Значительна за счет интонации  и выражения лица опрашивающего

Анонимность респондента

Полная, поскольку не требуются анкетные данные

Условная, поскольку существует телефонный контакт

Отсутствует, поскольку  происходит личный контакт


Результаты анализа  показывают, что основными преимуществами личного опроса являются гибкость в  постановке зондирующих вопросов и  непосредственное наблюдение за реакцией на наглядные материалы. При почтовом опросе реакция обычно существенно слабее. Характеристики телефонного опроса представляют собой нечто среднее между характеристиками двух других типов опроса [20, с.254].

Так, достоинствами опроса (интервью) по телефону является относительно высокая оперативность и дешевизна проведения опроса.

·  возможность опроса только тех, у кого есть телефон, что нередко не позволяет обеспечить адекватность выборки;

·  относительно высокая вероятность получения отказа от ответов.

Информация о работе Опрос как метод маркетинговых исследований