Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:54, реферат
Целью курсовой работы является анализ процесса управления маркетингом.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических основ маркетинга
результаты деятельности предприятия;
дана организационно-экономическая характеристика ООО «Компания «Индустрия Маркетинг»;
проведен анализ процесса управления маркетинга на предприятии;
разработаны основные мероприятия по совершенствованию управления системой маркетинга на предприятии. .
Введение 5
1 Методологические подходы к организации и управлению маркетинговой деятельностью на предприятии 6
1.1 Концепции управления маркетингом 7
1.2 Стратегическое планирование маркетинга 9
1.3 Процесс управления маркетингом 12
1.4 Контроль за осуществлением маркетинговых мероприятий 21
2 Технико-экономическая характеристика ООО «Компания «Индустрия Маркетинг» 24
3 Разработка мероприятий по совершенствованию управления системой маркетинговой деятельности и расчет их влияния на производственно-хозяйственную деятельность компании 31
3.1 Основные направления совершенствования управления маркетинговой деятельностью компании «Индустрия Маркетинг» 31
3.2. Обоснование мероприятий и расчет бюджета по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью 32
3.2.1 Формирование единой службы маркетинга 32
3.2.2 Разработка бесплатных образцов рекламно-информационного характера 36
3.2.3 Рекламная кампания в специализированных изданиях 40
Заключение 45
Приложение А- Список литературы 47
психографическим (общественный класс, образ жизни);
поведенческим (мотивы покупок, искомые преимущества, интенсивность потребления).
Результатом процесса сегментирования рынка является набор покупателей обладающих определенными сходными признаками и одинаково реагирующих на определенный набор побудительных стимулов маркетинга, которые описываются маркетологом.
После того как компания выделила сегменты рынка, она может выйти на один или несколько сегментов данного рынка. Отбор целевых сегментов рынка включает в себя оценку привлекательности каждого сегмента рынка и выбор одного или нескольких сегментов для освоения. Компания следует отбирать сегменты, в которых она сможет в течение длительного времени предоставлять покупателям высшую потребительскую ценность.
Компания с ограниченными ресурсами может претендовать на один или несколько специфических сегментов. Такая стратегия ограничивает объем продаж, но может оказаться очень прибыльной. Другая компания может обслуживать несколько близких по определенным признакам сегментов. Крупная компания может предложить полный набор товаров для всех сегментов рынка.
После определения целевых сегментов наступает этап позиционирования товара или услуги. Позиция товара – это место, которое, по мнению покупателя, занимает данный товар среди аналогичных товаров.
Позиционирование товара на рынке – это комплекс мер, благодаря которым данный товар по отношению к конкурирующим товарам занимает собственное, отличное от других и выгодное для компании место. Одним из инструментов позиционирования товара является создание товарной марки или бренда. В маркетинге товарная марка несет на себе те важные отличительные черты, которые позволяют однозначно идентифицировать тот или иной товар или услугу.
Предоставление потребителям высококачественных товаров и обслуживания является необходимым, но недостаточным условием завоевания лидерства на рынке. Кроме удовлетворения потребностей клиентов, маркетинговая стратегия должна учитывать необходимость получения компанией конкурентных преимуществ. Компания должна проанализировать положение дел в отрасли, определить свое место в ней, а затем решить, как ей следует позиционировать себя относительно конкурентов, чтобы достичь существенного конкурентного преимущества.
Разработка маркетинговых
стратегий достижения конкурентного
преимущества начинается с тщательного
анализа конкурентов. Компания постоянно
оценивает потребительскую
Конкурентная маркетинговая стратегия зависит от положения и рыночной доли компании. Их можно условно разделить на следующие виды:
лидер рынка – компания, владеющая максимальной долей рынка отрасли и определяющая ценовые изменения, введение новых товаров, стимулирование сбыта;
претендент на лидерство – компания, занимающая второе место в отрасли и ведущая ожесточенную борьбу за увеличение своей доли рынка;
последователь – одна из ведущих компаний в отрасли, которая стремиться удержать свою долю рынка, не делая при этом резких выпадов;
компания, обслуживающая нишу – компания отрасли, обслуживающая небольшие сегменты, на которые остальные компании «смотрят сквозь пальцы» или игнорируют.
После выбора общей маркетинговой стратегии достижения конкурентных преимуществ компания может перейти к детальному планированию маркетингового комплекса. Маркетинговый комплекс – набор поддающихся контролю маркетинговых инструментов – товар, цена, методы распространения и продвижения товара, совокупность которых компания использует для получения желаемой реакции целевого рынка. Маркетинговый комплекс включает в себя все инструменты, которые использует компания, чтобы повлиять на собственный товар или услугу. Маркетинговый комплекс представлен на рисунке 1.3.
Все многочисленные возможности маркетингового комплекса можно условно разделить на четыре группы, так называемые «4Р»:
товар (product) представляет собой неразрывное единство собственного товара и целого ряда услуг, которые компания предлагает целевому рынку;
цена (price) – это количество денег, которое должны заплатить покупатели, чтобы получить товар;
методы распространения (place) включают в себя действия компании, которые делают товар доступным для целевых покупателей;
методы продвижения (promotion) – это действия, с помощью которых компания распространяет сведения о достоинствах товара и убеждает целевых покупателей приобретать его.
Рис. 1.3 - Составляющие элементы маркетингового комплекса.
Эффективная маркетинговая программа объединяет все элементы маркетингового комплекса в согласованную программу, разработанную для достижения маркетинговых целей компании. Маркетинговый комплекс включает в себя набор тактических приемов для обеспечения принятого фирмой решения о позиционировании товара на целевом рынке.
По мнению автора, следует
учитывать то, что концепция «4Р»
представляет собой точку зрения
продавца на маркетинговые средства
воздействия на покупателя, а с
точки зрения потребителя, – любое
маркетинговое мероприятие
Таблица 1.1- Сравнительная характеристика комплексов «4Р» и «4С».
4Р |
4С |
Товар (product) |
Нужды и потребности покупателя (Customer needs and wants) |
Цена (price) |
Затраты покупателя (Cost to the customer) |
Методы распространения (Place) |
Удобство (Convenience) |
Методы продвижения (Promotion) |
Обмен информацией (Communication) |
Таким образом, преуспевать
будут те компании, которые смогут
удовлетворить потребности
Весь комплекс проведенных мероприятий должен найти отражение в плане маркетинга (см. таблицу 1.2).
Таблица 1.2- Структура плана маркетинговых мероприятий.
Раздел |
Назначение |
Обзор плана маркетинговых мероприятий (резюме) |
Представляет основные тезисы предлагаемого плана для беглого просмотра |
Текущее состояние рынка |
Предоставляет основную информацию о рынке, товаре, конкурентах и распространении товара |
Угрозы и возможности |
Описывает основные возможности, которые могут оказать влияние на товар |
Задачи и проблемы |
Кратко формулирует задачи компании по данному товару, включая вопросы продаж, доли рынка, прибыли, а также проблемы, с которыми может столкнуться компания при выполнении этих задач |
Маркетинговая стратегия |
Представляет общий маркетинговый подход, который будет использоваться для достижения запланированных целей |
Программы действий |
Определяют, что, кем, когда будет сделано, и сколько это будет стоить |
Бюджеты |
Предполагаемые доходы и расходы, которые позволяют дать предварительную финансовую оценку результатов выполнения данного плана |
Контроль |
Указывает, каким образом будет контролироваться выполнение плана |
Планирование хороших
стратегий – это лишь начало пути
к успешному маркетингу. Самая
блестящая маркетинговая
Компания должна иметь
людей способных проводить
Маркетинговая деятельность
в современных компаниях
Рис. 1.4- Функциональная организация службы маркетинга
В компаниях, продающих свой товар по всей стране и за рубежом, часто используется организация по географическому принципу, при которой за сотрудниками, занимающимися продажами и маркетингом, закреплены определенные страны, регионы и области. Организация по географическому принципу позволяет торговым агентам работать непосредственно на закрепленной за ними территории, лучше узнавать свих покупателей и сократить расходы, связанные с командировками
Компания с большим
разнообразием товаров или
Для компаний, продающих одну товарную группу на многочисленных и разнотипных рынках с различными потребностями и предпочтениями, более эффективна организация управления по рынкам. Организация управления по рынкам напоминает организацию по товарам.
Рис. 1.5 - Организация по товарному принципу
Поскольку при осуществлении планов маркетинга возникает множество неожиданностей, отделу маркетинга необходимо вести постоянный контроль за ходом их выполнения. Системы маркетингового контроля нужны для того, чтобы быть уверенным в эффективности и эффектности деятельности компании. Контроль маркетинга – процесс количественного определения и анализа результатов реализации маркетинговых стратегий и планов, а также осуществление корректирующих действий для достижения поставленных целей.
В настоящий момент большая часть компаний практикуют три типа маркетингового контроля:
контроль за выполнением годовых планов;
контроль прибыльности;
стратегический контроль.
Типы маркетингового контроля в сравнении рассмотрены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Сравнительная характеристика типов маркетингового контроля.
Тип контроля |
Основные ответственные за его проведение |
Цель контроля |
Примеры и методы контроля |
Контроль за выполнением годовых планов |
Высшее руководство Руководство среднего звена |
Убедиться в достижении намеченных результатов |
Анализ возможностей сбыта Анализ доли рынка Анализ соотношения между затратами на маркетинг и валовым доходом Наблюдение за отношением клиентов |
Контроль прибыльности |
Контролер по маркетингу |
Выяснить, значение рентабельности СЭБ |
Рентабельность в разбивке по товарам, территориям, сегментам рынка, торговым каналам, объемам заказа |
Стратегический контроль |
Высшее руководство Ревизор маркетинга |
Выяснить степень |
Ревизия (аудит) маркетинга |
Цель контроля за выполнением годовых планов – убедиться, действительно ли компания вышла на запланированные на конкретный год показатели валового дохода, прибыльности и прочие целевые параметры.