Организация розничной торговой сети (на примере магазина «Фаворит» Тюменская область с.Абатское)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
- изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
- изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
- совершенствование управления товарным ассортиментом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Краткая экономическая характеристика предприятия………………….6
2. Современное состояние организации розничной торговой сети
2.1. Формирование товарного ассортимента (понятие характерные черты ассортимента, товарные запасы их классификация)……………………….12
2.2.Торговые и технологические процессы в магазине (разгрузка транспорта, приемка товаров, перемещение к месту хранения, подготовка товаров к продаже)…………………………………………………………..18
2.3.Размещение и выкладка товаров в торговом зале……………………..21
2.4.Анализ издержек обращения торгового предприятия (понятие издержек обращения, классификация)……………………………………..26
3. Совершенствование организации деятельности торгового предприятия
3.1. Расширение товарного ассортимента……………………………….…32
3.2.Применение рекламной компании по дегустации отдельных видов товаров (на примере колбасных изделий) ……………………………….34
Выводи и предложения……………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

организация готов.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Источник [данные предприятия]

Из данных, приведенных в таблице, видно, что персонал в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился на 2 человека, что составило 25%.

  Эффективность использования трудовых ресурсов складывается из производительности труда, товарооборота, прибыли и коэффициента трудоемкости, которые приведены в таблице 4 .

 

Эффективность использования  трудовых ресурсов

 

Таблица 4

Состав 

2007  г.

2008 г.

отчетный год в % к  базисному 

Производительность труда (П),  руб.

(РТО / среднесписочную численность  работников)

1700

1810

106,5

Товарооборот на 1 руб. расходов на оплату, руб.

(РТО / расходы на  оплату труда)

2,5

2,6

104

Прибыль на 1 работника,  руб.

(прибыль / среднесписочную  численность работников)

1350

1250

92,6

Прибыль на 1 руб. расходов на оплату труда, руб.

(прибыль / расходы на оплату труда)

2

1,8

90

Коэффициент трудоемкости

(среднесписочная численность  работников / РТО)

0,000006

0,000006

100


Источник [данные предприятия]

 

Анализируя данные в  таблице 4 можно сделать вывод, что  трудовые ресурсы используются эффективно, коэффициент трудоемкости составил в 2007 и 2008 году 0,000006. Производительность труда увеличилась по сравнению с базисным годом на 6,5 %. Прибыль в расчете на 1 работника уменьшилась на 7,4 %. Товарооборот на 1 руб. расходов на оплату труда изменился на 0,1 %, а прибыль на 1 руб. расходов на оплату труда на 0,2 %.

Проанализируем основные показатели хозяйственной деятельности магазина «Фаворит».

Основные показатели хозяйственной деятельности торгового  предприятия

 

Таблица 5

Показатели 

2007  г.

2008  г.

отчетный год в % к  базисному 

Прибыль (П), тыс. руб.

10800

12500

116

Розничный товарооборот (РТО), тыс. руб.

13600

18100

133

Издержки обращения (ИО), тыс. руб.

3750

4600

123

Торговая площадь (S), м2

160

160

100

Среднесписочная численность работников (Ч), чел

8

10

125


Источник [данные предприятия]

В отчетном году прибыль увеличилась на 1700 тыс. руб. или на 16 % по сравнению с предыдущим годом. Такое увеличение прибыли объясняется превосходством темпов роста товарооборота над темпами роста издержек обращения, составившими соответственно 33 %и 23 %.  Хотя общая сумма издержек обращения и увеличилась, что с экономической точки зрения является отрицательным показателем, следует отметить, что объем поставок товаров и связанные с ними промежуточные операции, вполне себя окупили.

 

 

2. Современное  состояние организации розничной  торговой сети

 

 

2.1. Формирование товарного  ассортимента

Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.

Основными группировочными  признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский. Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом  называют номенклатуру товаров, выпускаемых  промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями.

Торговый ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Он включает ассортимент  товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары.

Каждая из отраслей делится  на товарные группы, в состав которых  входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени  сложности ассортимента).

Товарный ассортимент - это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.

В магазинах относительно узкий производственный ассортимент  преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий. Поэтому первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы подтоварную структуру спроса населения.

Формирование  товарного ассортимента - это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях - сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов.

Эти факторы можно  подразделить на общие (не зависящие  от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового  предприятия).

К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазинах, относятся покупательский спрос и производство товаров.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине относятся:

- тип и размер магазина;

- его техническая оснащенность;

- условия товароснабжения (в первую очередь - наличие стабильных источников);

- численность и состав обслуживаемого населения;

- транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.);

- наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и  роста основных экономических показателей  деятельности товарного предприятия  в значительной степени зависит  от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора  для реализации в магазине различных  групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным  признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

В процессе подбора для  магазина необходимого ассортимента товаров  следует руководствоваться рядом  общих принципов:

- обеспечение соответствия  ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для  обслуживания контингентами покупателей.  Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль;

- рациональное построение  ассортимента товаров в магазине  предусматривает комплексное удовлетворение  спроса покупателей в рамках  избранного сегмента потребительского  рынка. Осуществление этого принципа  предполагает формирование ассортимента  товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок";

- обеспечение достаточной  широты и глубины ассортимента. Под широтой ассортимента понимают - число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной - число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке;

- обеспечение устойчивости  ассортимента товаров. При реализации  товаров повседневного спроса  соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

- одним из принципов  правильного формирования ассортимента  товаров в магазине является  обеспечение условий его рентабельной  деятельности. В условиях перехода  к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия.

В связи с этим, при  построении ассортимента необходимо учитывать  издержкоемкость и налогоемкость  реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.

Особое внимание уделяется на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента, и выделим следующие стадии:

- внедрение - закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;

- рост - закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;

- зрелость - снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков минимизация торговых запасов, реклама;

- устаревшие - распродажа остатков товара.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

1. Определяется перечень  основных групп и подгрупп  товаров, реализуемых в магазинах.

2. Осуществляется распределение  отдельных групп и подгрупп  товаров в разрезе потребительских  комплексов и микрокомплексов.

3. Определяется количество  видов и разновидностей товаров  в рамках отдельных потребительских  комплексов и микрокомплексов.

4. Разрабатывается конкретный  ассортиментный перечень товаров  для данного магазина, предлагаемый  для реализации обслуживаемым  контингента покупателей.

Перечень основных групп  и подгрупп товаров, реализуемых  в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.

В процессе распределения  отдельных групп и подгрупп товаров  в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь  определяются их количество и наименования.

Увеличение массы продаваемых товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения в той местности, в которой функционирует торговое предприятие. Для потребительской кооперации это очень существенный вопрос, так как обслуживаемое сельское население имеет меньшую степень градации по уровню предъявляемого спроса, и просчеты в этой области могут привести к сокращению количества продаваемых товаров по причине невостребованности некоторых из них.

Выбор верного пути в  формировании товарного предложения  требует определения контингента  покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических  особенностей территории обслуживаемого рынка.

Объем товарной массы  неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом.

Чем более качественно  подобран ассортимент товаров торгового  предприятия, тем большая прибыль  будет получена.

Ассортиментная  политика торгового предприятия - это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.

Информация о работе Организация розничной торговой сети (на примере магазина «Фаворит» Тюменская область с.Абатское)