Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:53, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос. Вместе с тем, если инструменты маркетинга уже достаточно продолжительное время применяются в бизнесе, экономике, рекламе, то образование и коммерция еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические понятия
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ...............................................................................................................6
1.1. Сущность и особенности маркетинга в сфере образования.................6
1.2. Проблемное содержание и функции маркетинга образования...........15
1.3. Назначение и проблемы стратегии маркетинга для образовательных
учреждений.................................................................................................21
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ "ТФ МЭСИ"...............................................................................................................27
2.1. Анализ общей деятельности "ТФ МЭСИ"..............................................27
2.2. Анализ деятельности отдела маркетинга в "ТФ МЭСИ"......................31
2.3. Анализ деятельности отдела по связям с общественностью в "ТФ МЭСИ"........................................................................................................37
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В "ТФ МЭСИ".............................43
3.1. Разработка рекомендаций по улучшению работы отдела маркетинга .....................................................................................................................43
3.2. Разработка рекомендаций по улучшению работы отдела PR в "ТФ МЭСИ"........................................................................................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................51
Основные направления деятельности вуза представлена на Рисунке 3.
Основные направления деятельности вуза.
Рисунок 3. Направления деятельности вуза
Таким образом, можно сказать, что ассортиментная политика образовательных услуг довольно широка и соответствуют существующему спросу на рынке образовательных услуг.
Кроме того, на протяжении всей своей истории ТФ МЭСИ отличался своей инновационной деятельностью. Новые компьютерные технологии, программные обеспечения - всё, что необходимо для быстрого и качественного получения необходимой информации, как для студентов, так и для преподавателей. Постепенно вводилась система обучения e-learning. Суть этой системы заключается в компьютеризированном обучении, что подразумевает под собой использование:
Таким образом, благодаря внедрению новых компьютерных технологий и программ, коммуникации студент-преподаватель становятся проще и доступнее. Общение со студентами становится более оперативным и личным, что особенно важно для учебного процесса. Важно отметить, что процесс внедрения инноваций не останавливается, а находится в постоянном развитии. Конечно, головной вуз в Москве уже достиг высокого уровня в этой сфере, поэтому основная задача тверского филиала не отставать от этого развития.
Отчасти своими достижениями университет обязан службе маркетинга и службе PR. Свою деятельность отдел маркетинга в вузе осуществляет достаточно давно – практически со времени основания филиала в Твери. И на протяжении времени развития вуза, отдел маркетинга кропотливо, шаг за шагом, на основе проведённых многочисленных маркетинговых исследований выстраивал товарную стратегию, стратегию позиционирования и т.д. Рассмотрим деятельность отдела маркетинга в ТФ МЭСИ.
В этом параграфе мы проанализировали деятельность "ТФ МЭСИ" для этого были проиллюстрированы основные направления деятельности вуза и раскрыта терминология. Описана система обучения e-learning использовавшаяся в управлении ОУ.
Как я упоминала раньше, отдел маркетинга был создан довольно давно относительно времени основания филиала «МЭСИ». Сейчас этот отдел полностью сформирован и состоит из четырёх специалистов по маркетингу, включая начальника отдела. Основное направление деятельности отдела:
Основной упор в своей деятельности отдел маркетинга делает на маркетинговых исследованиях. Исследования проводятся как внутренние (среди студентов и выпускников вуза), так и среди потенциальных потребителей – посетителей приёмной комиссии. Кроме того, регулярно проводятся анкетирования по результатам проведённых мероприятий, будь это научная конференция или «Посвящение в студенты».
Что касается внутренних исследований, то здесь проводятся три основных вида анкетирования:
Анкетирование первокурсников проводится среди студентов 1 курса после их поступления как очной, так и заочной формы обучения. Основные вопросы, которые выясняются в ходе анкетирования, связаны с индивидуальными характеристиками поступивших, т.е. по результатам исследования составляется примерный портрет поступивших абитуриентов, их род занятий, половое и возрастное распределение, интересы, способности и т.д. Эта информация особенно интересна для отдела пиар, поскольку именно этот отдел на основе полученной информации формирует творческую команду абитуриентов. Кроме того, в данном анкетировании выясняются общие впечатления студентов от вуза, от процесса поступления, от работы приёмной комиссии и т.д. Выявляются основные пожелания и предложения по улучшению работы приёмной комиссии и отдела маркетинга.
Анкетирование учащихся студентов, пожалуй, самое масштабное исследование проводимое ежесеместрово отделом маркетинга. В исследовании задействованы все учащиеся со второго по четвёртый курсы. Данное исследование изучает удовлетворённость студентов качеством обучения в вузе. Каждый студент в анкете оценивает по пятибалльной шкале каждого преподавателя по различным аспектам, таким как качество излагаемого материала, доступность информации, использование учебных или иных материалов, формы проведения семинаров и лекции и т.д. Поскольку анкеты анонимные, каждый студент может объективно ответить на поставленные вопросы, не опасаясь за свои отношения с преподавателем. Данное исследование даёт огромный массив информации об осуществлении образовательного процесса в вузе. С помощью полученной информации появляется возможность корректировки обучающей деятельности преподавателей, разработку рекомендации для улучшения эффективности и качества их работы. Выявляются основные проблемы, складывающиеся между студентами и преподавателями, которые впоследствии решаются с помощью разработанных рекомендаций.
Анкетирование
выпускников. Основным аспектом
в данном исследовании
Анкетирование посетителей приёмной комиссии проводится в период с мая по июль. Каждый пришедший в приёмную комиссию и заинтересовавшийся образовательными услугами ТФ МЭСИ заполняет небольшую анкету, в которой он отвечает на вопросы о том, откуда, из какого источника средств массовой информации он узнал о вузе. Кроме того, посетитель отмечает, какие его заинтересовали специальности и формы обучения. Таким образом, отдел маркетинга получает очень ценную информацию об эффективности своей рекламы, размещаемой на медиа - каналах. Также, в период поступления абитуриентов, отдел маркетинга может уже спрогнозировать спрос на определённые специальности и формы обучения.
Исследование
конкурентов проводится
Кроме того,
ежегодно проводятся исследования по
выявлению доли рынка. Так на 2008 год по
количеству студентов очной и заочной
формы ТФ МЭСИ располагается на 4-ом месте,
что показано на рисунке 5.
Рисунок 5. Соотношение количество студентов
в вузах
Данные показатели рассчитаны исходя из общей численности студентов очного и заочного отделений. Если проводить статистику по общей численности, обучающихся студентов, то показатели будут другими. ТФ МЭСИ по этим показателям будет занимать лидирующее первое место среди тверских вузов.
С помощью данных исследований можно проследить динамику изменения количества обучающихся студентов в ТФ МЭСИ с течением времени.(см. рисунок 6). Как видно из диаграммы, с 2000-го года количество учащихся студентов в ТФ МЭСИ возросло с 763 человек до 1701 человека. Таким образом, за 8 лет количество учащихся увеличилось больше чем в два раза.
Рисунок 6. Динамика изменения количества студентов
С помощью данного исследования, отдел маркетинга, а также руководители вуза получают оперативную и комплексную информацию о положении вуза на рынке относительно конкурентов, на основе которой, могут приниматься стратегические решения по корректировке товарной и ценовой политики.
Обобщая, можно сказать, что отдел маркетинга постоянно проводит очень трудоёмкую и кропотливую работу по маркетинговым исследованиям, получая самую разную информацию начиная с абитуриентов и их родителей, заканчивая вузами-конкурентами.
Что же касается деятельности отдела маркетинга, не связанной с маркетинговыми исследованиями, тона в основном заключается в организационной поддержке различного рода мероприятий, проводимых как в самом МЭСИ, так и за его стенами.
Посещение выставок-ярмарок учебных заведений, также является неотъемлемой частью работы отдела маркетинга. Каждые пол года, специалисты отдела маркетинга, представители приёмной комиссии и сотрудники вуза представляют ТФ МЭСИ на выставках, где подробно рассказывают будущим абитуриентам о специальностях вуза, об условиях поступления, об учебном процессе и т.д., таким образам давая полную и исчерпывающую информацию о деятельности университета. Кроме того, богатый раздаточный рекламный материал помогает абитуриентам подробно и обстоятельно ознакомиться со всей информацией в домашних условиях.
Как было упомянуто выше, отдел маркетинга также занимается разработкой и печатью раздаточной рекламной информации и сувенирной продукцией – это буклеты, календари, ручки, блокноты, подарочные рамки и многое другое. Вся эта рекламная продукция выполняется в фирменных цветах вуза, с логотипом и слоганом ТФ МЭСИ. Что помогает, закрепиться в умах потребителей в одном статичном и узнаваемом образе. Подробнее о фирменной символике вуза я остановлюсь в следующей главе.
В этом параграфе мы рассмотрели анализ деятельности отдела маркетинга в «ТФ МЭСИ». Была выявлена сущность отдела, его функции. Для более понятного изложения материала был представлен график показывающий динамику изменения студентов, а так же график с иллюстрацией соотношения количества студентов в вузах.
В отличие от отдела маркетинга, отдел по связям с общественностью был сформирован сравнительно недавно — 4 года назад. До её существования все пиар-функции выполняли студенты вуза — студенческий актив. Но деятельность этого актива не была упорядоченной и по большей части была дискретной. Отсутствовала общая стратегия PR-деятельности, планирование и организация мероприятий были на примитивном уровне. После создания официальной PR-службы в вузе изменения были на лицо. У университета появился сайт, сформировалось чёткое позиционирование, мероприятия стали планироваться за год и согласовываться с общей стратегией и политикой вуза. Статус службы PR поднялся до уровня отдела маркетинга. Сейчас эти две службы взаимодействуют на базе тесного постоянного сотрудничества и взаимопомощи. Отел PR, как и отдел маркетинга подчиняются и подотчетны общему подразделению отдела обеспечения качества менеджмента.
Главной целью отдела по связям с общественностью является выявление, формирование и эффективное удовлетворение потребностей различных групп потребителей, популяризация достижений ТФ МЭСИ, создание собирательного положительного имиджа ТФ МЭСИ в лице внутренней общественности (коллектива) в результате формирования корпоративной культуры, а также обеспечения гармоничных, благоприятных связей и отношений с внешней общественностью.
Поставленных целей PR-служба достигает путём выполнения следующих задач:
Информация о работе Основное содержание и проблемы маркетинговой деятельности в сфере услуг