Основные факторы и методы ценообразования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 01:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основных факторов и методов ценообразования в современных условиях. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• Дать понятие факторов ценообразования;
• Классифицировать факторы ценообразования;
• Изучит внутренние и внешние факторы маркетингового ценообразования;
• Классифицировать признаки методов ценообразования;
• Рассмотреть особенности затратных методов ценообразования;
• Определить рыночные методы ценообразования;
• Изучить особенности параметрических методов ценообразования;
• Рассмотреть маркетинговые стратегии цен;

Содержание

Введение…………………………………………………………………....4
Глава I. Теоретические основы факторов и методов ценообразования в современных условиях…………………………………………………....……...6
1.1.Понятие цены на продукт……………………………………………..6
1.2.Понятие и классификация факторов ценообразования…….…….....8
1.3.Внутренние факторы маркетингового ценообразования…………...9
1.4.Внешние факторы ценообразования………………………...……....12
1.5.Методы ценообразования. Классификационные признаки методов ценообразования…………………………………………………………………14
1.6.Затратные методы ценообразования………………………………...15
1.7.Рыночные методы ценообразования………………………………...19
1.8.Параметрические методы ценообразования………………………...25
1.9.Маркетинговые стратегии цен……………………………………….29
Глава II. Анализ политики ценообразования на примере ОАО «НК «Роснефть»»……………………………………………………………………...41
2.1.Общая характеристика компании……………………………………41
2.2.Определение целей ценовой политики предприятия……………….43
2.3.Анализ ценообразующих факторов………………………………….47
2.4.Выявление резервов изменения цен на продукцию предприятия…50
2.5.Анализ влияния государства на цены……………………………….51
2.6.Резервы и пути оптимизации ценовой политики предприятия……53
2.6.1.Стимулирование спроса……………………………………………53
2.6.2.Ценообразование в условиях инфляции…………………………..54
Заключение………………………………………………………………..57
Список использованной литературы…………………………………....59

Вложенные файлы: 1 файл

Хакимьянова БЭТ 13-01 Курсовая работа.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

При этом методе мало внимания обращается на цены конкурентов и на цены конкурентов и на возможности покупателей. Спрос и цены конкурентов могут развиваться в любом направлении или оставаться стабильными. Понятно, что этим методом ценообразования могут руководствоваться в основном ценовые лидеры монополисты, очень авторитетные предприятия, а также фирмы, выпускающие оригинальную продукцию, защищенную патентом.

Методы ценообразования на основе издержек могут использоваться:

  • при установлении исходной цены на принципиально новые товары, когда невозможно их сопоставить с ранее выпускаемыми;
  • при определении цен на продукцию, которая изготавливается по разовым заказам, и на новые образцы;
  • при установлении цен в отрасли, где подавляющее большинство предприятий пользуются этим методом;
  • при определении цен на товары, спрос на которые хронически превышает предложение.

Условия применения данного метода ценообразования:

    1. Эластичность спроса по цене низкая, т.е. цена не является основным фактором, определяющим решение покупателя приобрести именно данный товар.
    2. Компания работает в отрасли с традициями затратного ценообразования или конкуренцией в области затрат.
    3. Издержки стабильны или незначительно изменяются во времени.

Использование метода ценообразования на основе издержек характеризует ценовую стратегию, которая обеспечивает скорее оптимальный, чем максимальный объем реализации продукции. Данный метод отражает традиционную ориентацию в большей мере на производство и в меньшей - на рынок.

Основная идея затратного ценообразования - формирование цены как суммы трех элементов:

  • переменных издержек на производство единицы товара;
  • средних накладных издержек;
  • удельной прибыли.

Исследование коммерческой практики показывает, что наиболее распространены следующие варианты затратного ценообразования:

  • Определение цен с помощью нормативов отношения рентабельности к затратам.
  • Расчет цен исходя из нормативной величины наценки.
  • Ценообразование на основе целевой рентабельности инвестиций.
  • Определение цен с помощью торговых скидок. Подобным способом определяют цены торговые организации оптового и розничного звена.

Достоинства методов затратного ценообразования:

    1. Простота сбора информации и расчетов. Информация об издержках производства более определена и известна производителю, чем о спросе. Нет необходимости корректировать цену при нестабильном спросе.
    2. Надежность метода, т.к. информация о затратах подтверждается документами бухгалтерии.
    3. Возможность минимизировать ценовую конкуренцию, если к этому методу определения цен обращаются все фирмы отрасли, то их цены будут схожими.
    4. Справедливость по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.

 

Недостатки методов обоснования цен на базе издержек производства:

  1. Цена может не совпасть с ценой, которую покупатели готовы заплатить за данный товар, так как при обосновании цены не принимаются во внимание внешние по отношению к продавцу факторы, в первую очередь, конкуренция, потребительские свойства товара и его заменителей, спрос на товар.
  2. Производители игнорируют то, что цена может не находится в прямой зависимости от издержек производства.

Метод обоснования цен на базе издержек производства больше годится для определения нижнего предела цены (которая должна ответить на вопрос: можно или нельзя выходить с данным товаром на рынок), чем для определения продажной цены[4].

 
1.7.Рыночные методы ценообразования

 

При использовании методов рыночного ценообразования производственные затраты рассматриваются предприятием лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна.

Предприятия, использующие рыночные методы с ориентацией на потребителя, прежде всего, ориентированы в своей практике ценообразования на сложившийся уровень спроса на товар, на эластичность спроса, а также на ценностное восприятие потребителем их продукции.

С позиций экономической науки ценность определяется как общая экономия или удовлетворение, получаемое покупателем в результате потребления приобретенного им блага, т.е. польза, которую это благо ему приносит.

В маркетинге под воспринимаемой ценностью понимается оценка желанности блага, которая в денежном выражении превышает ценность этого блага. В данном случае в основе измерения лежат соотношения полезности и цены благ, которые являются реально доступными покупателю среди альтернативных вариантов. Методы ценообразования, основанные на воспринимаемой ценности товара базируются на величине экономического эффекта, получаемого потребителем за время использования товара. К данной подгруппе методов можно отнести:

  • метод расчета экономической ценности товара;
  • метод оценки максимально приемлемой цены.

Процедура расчета цены по методу расчета экономической ценности товара для потребителя состоит из следующих этапов:

    • определение цены (или затрат), связанной с использованием того блага (товара или технологии), которое покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных ему альтернатив;
    • определение всех параметров, которые отличают ваш товар как в лучшую, так и в худшую сторону от товара-альтернативы;
    • оценка ценности для покупателя различий в параметрах вашего товара и товара-альтернативы;
    • суммирование цены безразличия и оценок положительной и отрицательной ценности отличий вашего товара от товара-альтернативы.

Метод оценки максимально приемлемой цены особенно полезен для установления цен на промышленные товары, когда базовая выгода для покупателя состоит в снижении издержек. Под максимальной ценой понимается цена, соответствующая нулевой экономии на издержках, т.е. чем выше будет повышаться цена относительного данного уровня, тем сильнее будет ее неприятие покупателем.

Процедура определения цены по методу оценки максимально приемлемой цены сводится к следующим расчетам:

  • определение совокупности применений и условий применения товара;
  • выявление неценовых достоинств товара для покупателя;
  • выявление всех неценовых издержек покупателя при использовании товара;
  • установление уровня равновесия «достоинства - издержки».

Предприятие при выборе метода ценообразования может также ориентироваться на сложившийся уровень спроса на товар. Подгруппа методов с ориентацией на спрос может быть подразделена на:

  • метод анализа пределов;
  • метод анализа пика убытков и прибылей.

Метод на основе анализа пределов чаще всего используется компаниями, ведущими или начинающими свою хозяйственную деятельность на несовершенном, незрелом рынке. На данном рынке товары обычно показывают кривую спроса, понижающуюся на графике вправо, что означает их высокую ценовую эластичность, т.е. когда спрос на товары чутко реагирует на изменение цены: при ее повышении снижается объем продаж, а при ее понижении, наоборот, - повышается. В этом случае фирмы-продавцы пытаются определить цену в районе точки совпадения предельных доходов и расходов, т.е. на уровне, обеспечивающем достижение максимально высокой прибыли, найдя соответствующие этой точке объемы продаж и определив цену на данное время. Однако определение цены на основе анализа пределов является уместным в случае, если фирма исходит из предпосылки достижения максимальной прибыли. Но даже при этом следует располагать следующими условиями:

  • фирма должна быть в состоянии точно подсчитать и постоянные, и переменные издержки;
  • она должна располагать условиями, позволяющими точно спрогнозировать и графически изобразить кривую спроса;
  • спрос на рынке должен находиться под влиянием изменения преимущественно цен, а объем продаж - показывать соответствующий уровень цены.

Метод определения цены продажи на основе анализа пика убытков и прибылей позволяет найти объем производства и объем продаж, соответствующие такому положению, когда общая сумма прибылей и общая сумма затрат равны между собой. При этом данный способ применяется в случае, когда целью компании является определение цены, дающей возможность получить максимум прибыли.

Данный способ позволяет определить ряд возможных цен в результате их сравнения с прямой суммарных издержек, которая строится из предложений на основе этих нескольких вариантов цен, находится требуемая цена, позволяющая получать максимальную прибыль. Однако применение этого способа имеет смысл только при условии, если спрос на соответствующие товары и услуги меняется в зависимости от изменения цен и если можно стабильно строить прямую совокупных издержек, сумев четко разграничить их постоянные и переменную составляющие.

Методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию, также относящиеся к группе рыночных методов, устанавливают цены на товары и услуги через анализ и сравнение силы дифференциации товаров данной фирмы с фирмами-конкурентами на конкретном рынке. При этом во внимание принимается сложившийся уровень цен. Таким образом, метод определения цены с ориентацией на конкуренцию состоит в определении цены с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке. Методы установления цены с ориентацией на конкурентов можно подразделить на:

  • метод следования за рыночными ценами;
  • метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке;
  • метод определения цены на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен;
  • метод определения престижных цен;
  • состязательный метод.

Метод следования за рыночными ценами предусматривает, что каждый продавец, продающий данный товар на рынке или предлагающий соответствующую услугу, устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившиеся на рынке, исходя из реально существующего уровня рыночных цен и при этом существенно не нарушая его. Если данная фирма усиливает дифференциацию своих товаров и услуг по отношению к товарам и услугам фирм-конкурентов, то она вправе установить цены на несколько более высоком уровне по сравнению с обычными. По этой причине такой традиционный метод определения цен, как метод следования обычному уровню цен, применяется, как правило, если товары трудно дифференцируемы на рынке, например: цемент, сахар, техосмотр легковых автомобилей.

Метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке означает, что фирма негласно определяет свои цены исходя из уровня цен фирмы-лидера, обладающей самой большой рыночной долей, то есть занимающей в данной отрасли лидирующее положение по масштабам производства и продаж, уровню технологии, престижности, сбытовой силе и т.д. Таким образом, фирма, занимающая лидирующее положение на соответствующем рынке, так как у нее самая высокая степень доверия среди предполагаемых покупателей, находится в преимущественном положении для проявления своего лидерства в области издержек производства и диктата уровня цен. Она располагает широкими возможностями устанавливать на рынке цены на более выгодном для себя уровне, чем другие, и может довольно свободно определять цены с учетом конкурентной ситуации.

Прежде чем перейти к методу ценообразования на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен , необходимо дать определение термину привычные цены. Привычные цены - это цены, которые сохраняются на установленном и ставшем обычным уровне в отношении определенных товаров в течение длительного срока на довольно широком рыночном пространстве. Особенностью таких цен является следующее: независимо от того, мала или велика рыночная доля, занимаемая данной фирмой на рынке, даже при незначительном повышении цены происходит резкое сокращение продаж соответствующих товаров и услуг, и наоборот, при незначительном ее снижении можно ожидать резкого увеличения сбыта. Данная сфера ценообразования является весьма трудной для реализации политики изменения цен в сторону повышения, так как в течение длительного времени сохраняется ставший для покупателей и продавцов привычным определенный уровень цен.

Под престижным ценообразованием понимается также установление цен на продаваемые товары на высоком уровне по сравнению с товарами конкурирующих фирм, с использованием престижа товарной марки и высокого имиджа фирмы.

Состязательный метод определения цен (тендерный метод) применяется главным образом на различных торгах (оптовые рынки, биржи ценных бумаг и т.д.).

Методика ценообразования на торгах предполагает ситуацию, когда большое количество покупателей стремятся купить товар у одного ограниченного, малого числа продавцов, или наоборот, когда большое число продавцов стремятся продать товар одному или ограниченному, малому числу покупателей, а цена на товар определяется за один раз и в присутствии обеих сторон.

Аукционный метод определения цены также активно используется на товарных рынках, рынках ценных бумаг и т.д., подразделяясь на две разновидности:

  • повышающий метод ведения аукциона, когда вначале называется самая низкая цена, а затем идет ее повышение, и в итоге товар достается тому, кто назвал самую высокую цену;
  • понижающий, или голландский, метод ведения аукциона, когда вначале называется самая высокая цена и если покупатель по такой цене не находится, то идет снижение цены. В этом случае право на заключение сделки купли-продажи на данный товар получает тот покупатель, который первым принимает цену продавца и тем самым соглашается на самую высокую цену по сравнению с остальными участниками аукциона[4].

Информация о работе Основные факторы и методы ценообразования в современных условиях