Основы маркетинга, менеджмента и управление проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:29, реферат

Краткое описание

На основе результатов подобных маркетинговых исследований сотрудники службы маркетинга вырабатывают рекомендации по определению целей и за-дач предприятия по продаже производимых им товаров и услуг, по улучшению их качества и целесообразности разработки новых видов товаров и услуг в со-ответствий с пожеланиями потребителей, по ценовой политике, по совершен- ствованию способов доставки и развитию сети сбыта, а также предложения по программе действий (плану маркетинга), направленные на продвижение това-ров и услуг с учётом конкретной рыночной ситуации.

Содержание

1. Основы маркетинга.…………………………………………...............................3
1.1. Понятие и цели маркетинга………………………………………………….....3
1.2. Маркетинговые исследования.…………………………………………………4
1.3. Управление маркетингом………………………………………………………………...7
2. Основы менеджмента …………………………………………………………….8
2.1. Общие понятия ………………………………………………………………….8
2.2. Задачи и цели менеджмента…………………………………………………....9
2.3. Методы и модели управления………………………………………………10
2.4. Виды менеджмента……………………………………………………………11
3. Основы управление проектами…………………………………………………12
3.1. Характеристики проектов……………………………………………………..12
3.2. Управление проектами………………………………………………………...14
3.3. Жизненный цикл проекта……………………………………………………..16
Литература………………………………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

Современный  менеджмент  включает  две  неотъемлемые  части:

  • теорию  руководства ;
  • практические способы эффективного управления, или искусство управле-                                                                        ния.

Понятие “менеджмент“ прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало  привычным  для деловой российской  жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют  иные системы  ценностей и  приоритетов .

В связи  с этим следует подробно остановиться на значении термина  “менеджмент“. Русское слово “управление“ и  английское слово “менеджмент“  считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание  весьма различается. Употребляя термин “менеджмент“, мы следуем  установив-шейся в международной  практике традиции, согласно которой  под ним  подра-зумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле  термин “управление“ не является удовлетворительным заместителем термина  “менеджмент“ потому, что  в последнем случае речь идет лишь об одной из  форм управления, а именно об управлении социально - экономическими  про-цессами посредством и в рамках предпринимательской структуры,  акционер-ной компании. Причем адекватной экономической основой  менеджмента  яв-ляется рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе  индустриаль-ной организации производства или коммерции.

Таким образом, термин “менеджмент“ употребляется  применительно к  упра-влению хозяйственной  деятельностью, тогда как у других целей используются  иные термины.

В наших  условиях следует употреблять термины  “организация“, “управле-ние“ и “администрирование”. Тем не менее, государственные, общественные и  иные организации также должны использовать принципы и методы  мене-джмента, если хотят достичь  своих целей при минимуме затрат.

С учетом изложенного в работе термин “управление“ в дальнейшем будет  употребляться, с определенной степенью условности, в том  же значении, что и  термин “менеджмент “.

Для того чтобы определить понятие менеджмента, важно уточнить  некото-рые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.

 

 

 

 

2.2. Задачи  и цели менеджмента.

 

Задачами  менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная  проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов,  обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную ра-боту коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.

В то же время конечной целью менеджмента  как практики эффективного  управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациона-льной организации производственного (торгового) процесса, включая управле-ние производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.

Исходя  из этого важнейшей задачей менеджмента является организация про-изводства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:

  • переход к использованию работников, обладающих высокой    калификацией;
  • стимулирование  сотрудников  организации  путем  создания  для  них  соответствующих  условий  труда  и системы его оплаты;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • разработка стратегии развития организации и реализация;
  • определение конкретных целей развития организации;
  • постоянный поиск и освоение новых рынков;
  • выработка   системы  мероприятий  для  достижения  намеченных  целей;
  • осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за  выполнением поставленных задач.

Задачи  менеджмента непрерывно усложняются  по мере роста масштабов и  развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые  намеченные цели  оцениваются на рынке .

Развитие  теории управления, разработка экономико-математических  мето-дов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить  точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вы-числительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться  в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов,  стали повседневной реальностью.

 

 

 

2.3. Методы  и  модели  управления.

 

В современном  менеджменте существуют различные способы решения задач: конкретные методы решения задач управления, моделирование  управленчес-ких процессов, информационное и техническое обеспечение   принятия реше-ний и др..

В России теоретическая и прикладная статистика, экономико-математиче-ские модели решения задач, инженерных расчетов и т.п.  разработаны достаточ-но хорошо. Менее развита автоматизация процессов  обработки  информации, управления производством, принятия решений. 

Однако  эффективность управления зависит  не только от способов решения  задач, но в огромной степени и от хозяйственного механизма и системы  госу-дарственного регулирования. Поэтому многие модели управления (стратеги-ческого и оперативного), успешно используемые за рубежом, не всегда могут быть эффективно применены в России, что объясняется разной степенью    зре-лости рыночных отношений .

Если  рассматривать способы менеджмента с позиций макроэкономики  упра-вления организациями, то можно заметить, что передовые методы управления наиболее активно внедряются в рамках действующего и изменяющегося хозяй-ственного механизма.

 

 

2.4. Виды  менеджмента.

 

Менеджмент  пронизывает всю организацию, затрагивает  практически все  сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия мене-джмента и организации можно достаточно четко определить границы  деятель-ности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить  его от-дельные виды:

Производственный  менеджмент - это комплексная система обеспечения  конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она  включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно - правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями  жизненного цикла . 

Финансовый  менеджмент - это комплексная система устойчивости,  надежно-сти и эффективности управления финансами. Она включает формирование и  планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей  эффекти-вности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

Инновационный менеджмент - это комплексная система  управления  инвес-тициями, вкладываемыми  собственниками в развитие всех видов  инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор  направлений ин-новаций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты  управления персоналом.

Помимо  приведенных видов специального менеджмента в настоящее время  разрабатываются другие виды:

  • менеджмент  социальной  сферы ;
  • банковский менеджмент;
  • налоговый менеджмент;
  • организационный менеджмент;
  • международный менеджмент;

Менеджмент  как совокупность принципов, методов, средств и форм  управления фирмами  на Западе известен в нашей стране давно. Однако еще десять лет назад наши специалисты считали, что его основными целями  явля-ется получение высокой прибыли и постоянное опережение стран социализма по производительности труда в интересах укрепления позиций империализма.

Демократизация общественной жизни страны позволила широким слоям  населения, практическим работникам ознакомиться с накопленным богатым  мировым опытом теории и практики менеджмента, а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто необходимыми изучение и использование опыта  передовых государств .

В связи  с этим отношение к менеджменту  в России в последние годы  значительно изменилось. Опубликованы труды видных теоретиков и  практи-ков менеджмента. Началась активная подготовка управляющих   менеджеров. Учрежден Российский союз менеджеров.

 

 

 

 

3. Основы  управление проектами.

 

3.1. Характеристики  проектов.

 

1.Направленность  на достижение целей. 

Проекты нацелены на получение определенных результатов - иными словами, они направлены на достижение целей. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и все  усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы  эти цели были достигнуты. Проект обычно предполагает целый комплекс взаимосвязанных  целей. Например, основной целью проекта, связанного с компьютерным программным  обеспечением, может быть разработка информационной системы управления предприятием. Промежуточными целями (подцелями) могут быть разработка базы данных, разработка математического  и программного обеспечения, тестирование систе-мы. В разработке базы данных, в свою очередь, также могут быть выделены цели более низкого уровня - разработка логической структуры  базы данных, реализация базы данных с  помощью СУБД, загрузка данных и  так далее. Тот факт, что проекты  ориентированы на достижение цели, имеет огромный внутренний смысл  для управления ими. Прежде всего, он предполагает, что важной чертой управления проектами является точное определение  и формулирование целей, начиная  с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач. Кроме того, отсюда следует, что проект можно рассматривать  как преследование тщательно  выбранных целей, и что продвижение  проекта вперед связано с достижением  целей все более высокого уровня, пока наконец не достигнута конечная цель.

 

2.Координированное  выполнение взаимосвязанных действий.

Проекты сложны уже по самой своей сути. Они включают в себя выполнение многочисленных взаимосвязанных действий. В отдельных  случаях эти взаимосвязи достаточно очевидны (например, технологические  зависимости), в других случаях они  имеют более тонкую природу. Некоторые  промежуточные задания не могут  быть реализованы, пока не завершены  другие задания; некоторые задания  могут осуществляться только параллельно, и так далее. Если нарушается синхронизация  выполнения разных заданий, весь проект может быть поставлен под угрозу. Если немного задуматься над этой характеристикой проекта, становится очевидно что проект - это система, то есть целое, складывающееся из взаимосвязанных  частей, причем система динамическая, и, следовательно, требующая особых подходов к управлению.

 

3.Ограниченная  протяженность во времени. 

Проекты выполняются  в течение конечного периода  времени. Они временны. У них есть более или менее четко выраженные начало и конец. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные цели. Значительная часть усилий при работе с проектом направлена именно на обеспечение  того, чтобы проект был завершен в намеченное время. Для этого  готовятся графики, показывающие время  начала и окончания заданий, входящих в проект. Отличие проекта от производственной системы заключается в том, что  проект является однократной, не циклической  деятельностью. Серийный же выпуск продукции  не имеет заранее определенного  конца во времени и зависит  лишь от наличия и величины спроса. Когда исчезает спрос, производственный цикл кончается. Производственные циклы  в чистом виде не являются проектами. Однако, в последнее время проектный  подход все чаще применяется и  к процессам, ориентированным на непрерывное производство. Например, проекты увеличения производства до указанного уровня в течении определенного  периода, исходя из заданного бюджета, или выполнение определенных заказов, имеющих договорные сроки поставки. Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько его требуется для  получения конечного результата. Концепция проекта, однако, не противоречит концепции фирмы или предприятия  и вполне совместима с ней. Напротив, проект часто становится основной формой деятельности фирмы.

 

4.Уникальность.

Проекты - мероприятия  в известной степени неповторимые и однократные. Вместе с тем, степень  уникальности может сильно отличаться от одного проекта к другому. Если вы занимаетесь строительством коттеджей  и возводите двадцатый по счету  однотипный коттедж, степень уникальности вашего проекта достаточно невелика. Базовые элементы этого дома идентичны  элементам предыдущих девятнадцати, которые вы уже построили. Основные же источники уникальности, однако, могут быть заложены в специфике  конкретной производственной ситуации - в расположении дома и окружающего  ландшафта, в особенностях поставок материалов и комплектующих, в новых  субподрядчиках. С другой стороны, если вы разрабатываете уникальный прибор или технологию, вы, безусловно, имеете дело с задачей весьма уникальной. Вы делаете то, что никогда раньше не делалось. И поскольку прошлый  опыт может в данном случае лишь ограниченно подсказывать вам, чего можно ожидать при выполнении проекта, он полон риска и неопределенности.

 

3.2. Управление  проектами.

 

 Известный  закон Лермана гласит: "Любую  техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени и  денег", а следствие Лермана  уточняет: "Вам никогда не будет  хватать либо времени, либо  денег". Именно для преодоления  сформулированной в следствии  Лермана проблемы и была разработана  методика управления деятельностью  на основе проекта. А распространение  данной методики управления на  различные сферы деятельности  является дополнительным доказательством  ее эффективности. Если попросить  менеджера описать, как он понимает  свою основную задачу в выполнении  проекта, то скорее всего он  ответит: "Обеспечить выполнение  работ". Это действительно главная  задача руководителя. Но если  задать тот же вопрос более  опытному менеджеру, то можно  услышать и более полное определение  главной задачи менеджера проекта: "Обеспечить выполнение работ  в срок, в рамках выделенных  средств, в соответствии с техническим  заданием". Именно эти три момента:  время, бюджет и качество работ  находятся под постоянным вниманием  руководителя проекта. Их также  можно назвать основными ограничениями,  накладываемыми на проект. Под  управлением проектом подразумевается  деятельность, направленная на реализацию  проекта с максимально возможной  эффективностью при заданных  ограничениях по времени, денежным средствам (и ресурсам), а также качеству конечных результатов проекта (документированных, например, в техническом задании). За тридцать с лишним лет, в течении которых применяется технология управления проектами, был разработан целый ряд методик и инструментов, призванных помочь руководителям проектов управлять этими ограничениями. Для того, чтобы справиться с ограничениями по времени используются методы построения и контроля календарных графиков работ. Для управления денежными ограничениями используются методы формирования финансового плана (бюджета) проекта и, по мере выполнения работ, соблюдение бюджета отслеживается, с тем, чтобы не дать затратам выйти из под контроля. Для выполнения работ требуется их ресурсное обеспечение и существуют специальные методы управления человеческими и материальными ресурсами (например, матрица ответственности, диаграммы загрузки ресурсов). Из трех основных ограничений труднее всего контролировать ограничения по заданным результатам проекта. Проблема заключается в том, что задания часто трудно и формулировать, и контролировать. Для решения данных проблем используются, в частности, методы управления качеством работ. Итак, руководители проектов отвечают за три аспекта реализации проекта: сроки, расходы и качество результата. В соответствии с общепринятым принципом управления проектами, считается, что эффективное управление сроками работ является ключом к успеху по всем трем показателям. Временные ограничения проекта часто являются наиболее критичными. Там, где сроки выполнения проекта серьезно затягиваются, весьма вероятными последствиями являются перерасход средств и недостаточно высокое качество работ. Поэтому, в большинстве методов управления проектами основной акцент делается на календарном планировании работ и контроле за соблюдением календарного графика.

Информация о работе Основы маркетинга, менеджмента и управление проектами