Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - теоретическое исследование природы и квалификаций функций менеджмента.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть классификацию функций менеджмента с позиции классической школы управления.
• Изучить сущность и состав общих функций менеджмента

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Природа и классификация функций менеджмента, их содержание………….5
1.1 Классификация функций менеджмента с позиций классической школы управления…………………………………………………………….....5
1.2 общие функции менеджмента как составная часть любого процесса управления……………………………………………………………...8
1.3 Характеристика общих, частных и вспомогательных функций управления……………………………………………………………………….13
2 Анализ трудовых ресурсов…………………………………………………..19
2.1 Состав и структура трудовых ресурсов………………………….19
2.2 Анализ показателей движения кадров……………………….…...25
Заключение………………………………………………………………….……30
Список литературы………………………………………………………….….32

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Природа и классификация функций менеджмента, их содержание………….5

1.1 Классификация  функций менеджмента с позиций  классической школы управления…………………………………………………………….....5

1.2 общие функции  менеджмента как составная часть любого процесса управления……………………………………………………………...8

1.3 Характеристика  общих, частных и вспомогательных функций управления……………………………………………………………………….13

2 Анализ трудовых  ресурсов…………………………………………………..19

2.1 Состав и  структура трудовых ресурсов………………………….19

2.2 Анализ показателей  движения кадров……………………….…...25

Заключение………………………………………………………………….……30

Список литературы………………………………………………………….….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для того, чтобы  организация могла добиться своих  целей, eё задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. В управлении нуждается не только производство, но и государства, города и территории, отрасли, больницы и университеты, церкви и агентства социального обеспечения. Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми. Английское слово "менеджмент" происходит от корня латинского слова "манус" - рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенес в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.   

Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие "менеджмент" как процесс достижения целей организации руками других людей. Субъектом этого процесса является менеджер. Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Как только в организации происходит горизонтальное и вертикальное разделение труда, появляется необходимость в управлении. Итак, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Управление рассматривается как вид деятельности людей, направленный на достижение определенной цели или целей. Менеджмент должен задавать направление движения фирме, которой он управляет. Он должен продумать миссию фирмы, установить её цели и организовать ресурсы для получения результатов, которые фирма должна дать обществу. "Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

           Цель работы - теоретическое исследование природы и квалификаций функций менеджмента.

Достижение  цели предполагает решение следующих  задач:

  • Рассмотреть классификацию функций менеджмента с позиции классической школы управления.
  • Изучить сущность и состав общих функций менеджмента
  • Изучить сущность и состав общих, частных и вспомогательных функций управления.
  • Проведение анализа трудовых ресурсов и анализирование показателей движение кадров.

 

 

1 Природа и классификация функций менеджмента, их содержание.

1.1 Классификация  функций менеджмента с позиций  классической школы управления. 

Представители классической (1920-1950) школы управления, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций1.  

Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами.

Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

Вторая  категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

Главный принцип концепции административного управления заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, состоящей из множества элементов, рациональное расположение которых, с учетом необходимых связей между элементами, позволяет повысить эффективность системы без дополнительного вложения ресурсов (материальных, финансовых, людских, временных).

Анри  Файоль одним из первых сформулировал  ряд общих принципов административной теории. Им введены пять элементов, определяющих функции администрации: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль.

Г. Файоль первым перестал рассматривать  управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность.  

Классическая  теория управления способствовала целенаправленному  прогрессу в искусстве интенсифицировать  труд рабочего, значительно снижать  издержки капиталистов, увеличивать прибыли. Однако эта теория недооценивала человеческий фактор и вскоре стала предметом острой критики.      

         По  высказыванию Анри Файоля «управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать». А. Файоль рассматривал административное управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее рационально (оптимально) используя ресурсы и возможности фирмы. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.     

    Рассматривая  организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой организации  характерны шесть видов деятельности (функций):

  • техническая деятельность (производство);
  • коммерческая деятельность (закупка, сбыт);
  • финансовая деятельность (поиск и рациональное использование финансовых ресурсов);
  • деятельность безопасности (защита собственности организации);
  • эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);
  • управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль)2.

Файоль  выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные, - по его мнению, производимых на любом (простом или сложном, небольшом или крупном) предприятии и являющихся взаимозависимыми. Например, технические операции не могут осуществляться без наличия сырья, возможности сбыта, капитала, страховых мероприятий. Административные операции Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.

Планирование – функция  управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой.

Организация – формирование структуры объекта и обеспечение  всем необходимым для его нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей.

Мотивация – активизация  работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования, и создания условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев  системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.      

    Убеждения Файоля не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль неизменно придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Однако, как утверждал он, даже самый образованный менеджер не может быть компетентным во всех разнообразных вопросах, связанных с управлением крупным предприятием. Идеальным управляющим был бы человек, который, обладая всеми знаниями, необходимыми для разрешения административных, технических, коммерческих, финансовых и иных вопросов, имел бы еще физическую силу, интеллект и трудоспособность, достаточные для выполнения любых заданий, связанных с управлением во всех областях. Файоль подчеркивал, что количество знаний возрастает вместе с опытом3.

Таким образом, классики научного управления Ф. Тейлор (1856-1915), А. Файоль (1841-1925), Г. Эмерсон (1853-1931), М. Вебер (1864 - 1920) сформулировали базовые принципы классического научного управления, такие как: отчетливо поставленные цели, экономический подход, четкое разделение труда, специализация работы, научный отбор кадров, полный контроль и учет, стандартизация операций, поощрение инициативы, индивидуальная ответственность за решение, иерархичность управления, подчиненность индивидуальных интересов общим (корпоративный дух), научное обучение, экономическая мотивация труда, соответствие работы и квалификации, стабильность персонала, привлечение специалистов, регулирование процессов, централизация.[1]

1.2 Общие функции менеджмента как составная часть любого процесса управления.  

Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация  работы, которая осуществляется специальными приемами и способами4.

Каждая  функция имеет специфический  характер, особое содержание и может  осуществляться самостоятельно.

Функции управления бывают как неразрывно связаны, так и  не связаны между собой, но объединены в один целостный процесс.

Все функции управления могут быть разделены  на общие и конкретные. Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными.     

Охарактеризуем  подробнее данные функции.     

1. Функция планирования

Планирование  — это один из первых этапов процесса управления, на котором определяются цели любой организации, а также средства и методы их достижения.Планирование  представляет собой непрерывный  процесс изучения новых путей  и методов совершенствования  деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов, так как по достижении поставленных целей формулируются новые.     

2. Организация 

Организационная функция тесно связана с функцией планирования.

Организационный этап — это этап создания реальных условий для достижения запланированных  целей. Речь идет о создании (формировании) структуры фирмы и обеспечении ее всем необходимым для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления — этапе планирования.

Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством  этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства.

Существует  ряд принципов, которыми следует  руководствоваться в процессе реализации организационной функции5:

  • определение и детализация целей фирмы, которые были обозначены в ходе планирования;
  • определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;
  • поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
  • координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), то есть каждый член группы должен знать, что он обязан сделать и в какие сроки, а также кто им руководит (управляет);
  • единство цели — каждый член организации работает на общее благо, то есть никто не должен действовать против целей организации;
  • размах контроля, или размах менеджмента, — каждый менеджер отвечает за управляемых им работников.

Информация о работе Основы менеджмента