Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 07:37, курсовая работа
Цель работы - теоретическое исследование природы и квалификаций функций менеджмента.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть классификацию функций менеджмента с позиции классической школы управления.
• Изучить сущность и состав общих функций менеджмента
Введение…………………………………………………………………………..3 Природа и классификация функций менеджмента, их содержание………….5
1.1 Классификация функций менеджмента с позиций классической школы управления…………………………………………………………….....5
1.2 общие функции менеджмента как составная часть любого процесса управления……………………………………………………………...8
1.3 Характеристика общих, частных и вспомогательных функций управления……………………………………………………………………….13
2 Анализ трудовых ресурсов…………………………………………………..19
2.1 Состав и структура трудовых ресурсов………………………….19
2.2 Анализ показателей движения кадров……………………….…...25
Заключение………………………………………………………………….……30
Список литературы………………………………………………………….….32
3. Мотивация
Мотивация — это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных целей, так и целей фирмы.
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку выступает непосредственной причиной их поведения.
Для эффективной деятельности организации
требуются ответственные и
Чтобы эффективно использовать мотивацию для усиления управленческого воздействия, необходимо хорошо представлять ее сущность, т.е. внутриличностные элементы - потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации, установки.
Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий:
Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.
4. Координация
Сущность функции координации з
Цели координации — установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
Координация осуществляется
путем проведения совещаний, личных контактов между
Для выполнения функции координации необходимо создание эффективной системы обратной связи, то есть получение данных о результатах. Система обратной связи позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути движения к поставленным целям.[2]
5. Контроль
В классическом менеджменте функцию контроля следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на выбранном нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами).[2]
Различают три вида контроля.
Предварительный контроль.
В организациях предварительный
контроль используется в трех ключевых
областях. В области человеческих
ресурсов контроль достигается за счет
анализа тех деловых и
Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ и позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Чаще всего объектом его являются сотрудники.
Заключительный контроль. В рамках заключительного контроля обратная связь используется тогда, когда работа уже выполнена. Цель такого контроля — предотвратить ошибки в будущем.
Некоторые организации создают целые
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие главные требования-критерии:
1.3 Характеристика
общих, частных и вспомогательн
Основные функции менеджмента сформулировал А. Файоль в работе «Основные черты промышленной администрации — предвидение организация, распорядительство, координирование, контроль». В ней он указал, что управлять — значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать.
Термин «функция» образован от лат. functio — обязанность, круг деятельности, назначение, роль. В.И. Набоков и А.К. Семенов определяют функции управления как относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности [14]. Функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумевают действия, осуществляемые в рамках конкретной функции.[3]
Содержание действий и функций, реализуемых в процессе управления, зависит от типа организации, ее размеров, отраслевой принадлежности, уровня в управленческой иерархии, роли внутри организации и других факторов.
М.П. Переверзев считает функцию менеджмента целенаправленным видом управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления . Он указывает, что такие функции формируются в результате разделения труда в управлении. Они должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью и однородностью содержания, а также спецификой персонала, необходимого для ее выполнения.
Существуют
различные подходы к
Общими функциями являются прогнозирование и планирование организация, координация и регулирование, мотивация, контроль, учет и анализ. Они представляют собой части управленческого цикла и они определяют специализацию труда. Особенность общих функций состоит в их взаимном проникновении.
Конкретные функции характеризуются принадлежностью управления в целом к деятельности организации или конкретным стадиям производственного процесса. Эти функции также устанавливаются по направленности на определенные факторы производства или содержанию задач обеспечения управления. Конкретные функции могут включать в себя подфункции, или специальные функции, которые представляют собой комплекс мер, направленных на достижение одной или нескольких целей организации.
По признаку
участия в организации
Вспомогательные функции зависят от процесса обеспечения (компьютерного и информационного, логистики, контроля качества и т.п.). Они взаимосвязаны с основными функциями компании, косвенно работают на потребителя, но клиент не соотносит их с конкурентоспособностью продукта. Предприятия могут передавать выполнение непрофильных, вспомогательных функций внешней организации для сокращения операционных расходов.
Современные исследователи разработали перечень основных управленческих функций: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, ведение переговоров или заключение сделок и др.
Заслуживает внимания позиция ученых, которые выделяют пять общих функций управления: планирование, организация, мотивация, Контроль и координация. Эти функции объединены связующими провесами коммуникации и принятия решений.
Планы содержат
перечень работ, необходимых для
достижения вставленных целей, а
также определяют последовательность,
ресурсы и время их выполнения. Планирование включ
■ установление целей и задач;
■ разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
■ определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
■ доведение планов до работников, которые должны их выполнять, и лиц, несущих ответственность за их реализацию.
Функция планирования осуществляется на двух уровнях: стратегическом и оперативном.
Организация представляет собой работу руководителя по формированию и обеспечению деятельности структур предприятия в соответствии с ее целями и планами. Руководитель подбирает людей поручает им работу, делегирует отдельным людям полномочия или права использовать ресурсы.
В современных
условиях мотивация рассматрива
Контроль необходим для достижения поставленных целей путем сопоставления фактически достигнутых и прогнозируемых результатов. Эта функция позволяет получить информацию, необходимую для внесения корректив в деятельность предприятия.
Координация обеспечивает бесперебойность и непрерывность процесса управления. Ее главная задача — обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех звеньев предприятия путем установления рациональных коммуникаций между ними. Для выполнения этой функции могут использоваться документальные источники (например, отчеты, аналитические материалы), а также результаты обсуждения проблем на совещаниях, собраниях и т.д.[7]
Управленческая деятельность представляет собой сочетание различных функций (видов деятельности), каждая из которых направлена на решение специфических, разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельными подразделениями предприятия, требующих осуществления большого комплекса конкретных мероприятий. Сфера управления охватывает не только производство, но и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) реализацию, финансы, коммуникации.[5]
К задачам управленческой деятельности относятся: определение конкретных целей развития предприятия; выявление их приоритетности и последовательности реализации; разработка на этой основе хозяйственных задач и выявление путей их решения; выработка системы мер для решения намеченных проблем; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; контроль за выполнением поставленных задач.
Управленческие функции осуществляет специальный аппарат, состоящий из взаимосвязанных подразделений. За каждым из них закреплены свои специфические функции. Их выполнение связано с решением конкретных задач, входящих в сферу ответственности соответствующего органа управления.[5]
Объектом управления
со стороны менеджмента в
1) управление производством — предполагает, что соответствующие структурные подразделения осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в конечный продукт, который организация предлагает целевым потребителям;
2) управление
маркетингом — обеспечивает
3) управление финансами — заключается в оптимизации величины и структуры финансовых ресурсов предприятия;
4) управление
персоналом — позволяет