Особенности маркетингового исследования рынка автотранспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Проводя оценку состояния рынка транспортных услуг, следует отметить, что в настоящее время обозначились сегменты рынка, обслуживаемые организациями транспорта общего пользования, и определена группа потребителей, предпочитающаяся пользоваться услугами индивидуальных предпринимателей. Поэтому, несмотря на доступность выхода на рынок потенциальных перевозчиков, очень сложным для них является формирование круга постоянных потребителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2
Глава 1.
1.1 Особенности рынка транспортных услуг……………………………………3
1.2 Изучение товара………………………………………………….…………….7
1.3 Изучение Рынка……………………………………………………….……..12
1.4 Изучение Конкурентов………………………………………………………16
Глава 2.
2.1 Изучение потребителей…………………………………………………..….19
2.2 Маркетинговые исследования рынка…………………………………..…..21
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.60 Кб (Скачать файл)

4PL провайдер является  интегратором всей логистической цепи предприятия. Он управляет своими ресурсами, возможностями и технологиями и ресурсами поставщиков дополнительных услуг, обеспечивая полное и исчерпывающее решение относительно логистической цепи компании. Ключ его успеха – это предоставление лучших решений для компании-клиента, на основе достижения соответствующего уровня сотрудничающих с ним 3PL провайдеров, провайдеров технологий и менеджеров бизнес-процессов.

4PL провайдер представляет  собой сочетание стратегического  управления логистическими цепями и оперативного управления вопросами реализации и выполнения стратегических решений, т. е. сочетает в себе функции консалтинговой компании и 3PL провайдера. Более того, высокий уровень услуг для конечного клиента достигается за счет повышения технологического уровня консультантов, провайдеров информационных технологий и 3PL провайдеров.

Основное отличие между 4PL подходом и существующими подходами  к логистическому аутсорсингу – в уникальной способности увеличивать стоимость компании и цену акций несколькими путями. В отличие от традиционного аутсорсинга, который предоставляет преимущества, в основном, на отдельных участках логистической цепи, 4PL подход призван оптимизировать логистическую цепь в целом, путем влияния на четыре ключевые составляющие цены акций: увеличение дохода, сокращение операционных затрат, сокращение рабочего капитала и сокращение основного капитала.

Рост доходов достигается  за счет улучшения качества продукта, его доступности и улучшения  работы клиентской службы за счет применения ведущих технологий. Так как 4PL провайдеры концентрируют свое внимание на управлении всей логистической цепью, может быть достигнуто значительное улучшение качества услуг. А с повышением удовлетворенности покупателей повышается соответственно и доход.

Услугами 4PL-провайдеров  пользуются такие гиганты индустрии, как корпорация Intel и General Motors. Однако в России предприятий, предоставляющих услуги 4PL, нет.

Под 5PL в некоторых источниках понимают 4PL-провайдера, работающего через сеть Internet, однако эта аббревиатура не является общепризнанной. Являясь услугой, продукция транспорта носит нематериальный характер, хотя транспорт часто относят к сфере материального производства (эта специфика транспорта была описана выше). Поэтому продукция транспорта характеризуется особенностями любой услуги – неосязаемостью, несохраняемостью, невзаимозаменяемостью, неотделимостью от источника и непостоянством по качеству.

 

1.3 Изучение Рынка

Таким образом, транспортная услуга представляет собой уникальный комплекс, предлагаемый потребителям, что требует особенно тщательно  подходить к вопросу ее изучения.

2. Изучение рынка:

–  географическое положение;

– емкость, потенциал и  доля рынка;

– спрос;

–  товарная структура;

–  тенденция развития (прогноз).

По определению  проф. В.Г. Галабурды, под транспортным рынком понимается полигон транспортных коммуникаций, на которых действует совокупность транспортных предприятий одного или нескольких видов транспорта, оказывающих (реализующих) транспортные услуги пользователям транспорта на определенной территории, исходя из своих технико-экономических особенностей, возможностей и запросов потребителей.

Данное определение, на наш  взгляд, не совсем правильно, так как  не отражает собственно рыночный характер обмена. Так, транспортная система в  социалистической экономике точно  так же представляет собой полигон  транспортных коммуникаций, на который  действуют транспортные предприятия, оказывающие транспортные услуги, но не на основе рыночных отношений, а  на основе госплана. Сводить же транспортный рынок к транспортным коммуникациям – то же самое, что и сводить рынок промышленных товаров – к совокупности фабрик и заводов, их производящих, а продовольственных товаров – к сельской местности, где они произрастают.

Кроме того, излишни дополнения, касающиеся технико-экономических особенностей, возможностей и запросов потребителей. Абсурдно даже предположить, что услуги могут быть оказаны вопреки таковым особенностям, возможностям и потребностям.

Понимание рынка в современной  экономике сводится к тому, что  рынок представляет собой систему  регулярного добровольного взаимовыгодного, и, как правило, состязательного (конкурентного) обмена благами. Таким образом, транспортный рынок (рынок транспортных услуг) – это система добровольного обмена, обеспечивающая взаимовыгодную для всех сторон обмена и регулярную куплю-продажу транспортных и связанных с ними дополнительных услуг. Наличие транспортных коммуникаций и транспортных предприятий, как и потребителей транспортных услуг, является необходимым, но не достаточным условием для формирования транспортного рынка.

Под рынком транспортных услуг также можно понимать совокупность транспортных, экспедиторских, таможенно-брокерских и других логистических организаций (продавцов, посредников) с одной стороны, и нетранспортных организаций и частных лиц (потребителей) с другой стороны, которые взаимодействуют между собой, чтобы продавать и покупать транспортную продукцию (услугу). В современной России транспортный рынок имеет важные особенности:

– государственное регулирование. Так как транспорт в большинстве случаев является естественной монополией, он подлежит государственному регулированию. Под естественной монополией понимается состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

– процесс перехода из естественно-монопольного состояния в конкурентное, осуществляемый в соответствии с Программой структурной реформы железнодорожного транспорта и соответствующей нормативной базой;

– обширная география рынка. Следует различать локальный рынок (короткопробежные перевозки, местные перевозки отделения дороги), региональный рынок (перевозки средней дальности, местные перевозки железной дороги), национальный рынок (перевозки по России, перевозки с участием нескольких дорог), международные перевозки. Международные перевозки также следует разделить на региональные, мультирегиональные и трансконтинентальные;

– постоянно расширяющаяся  товарная структура (четыре «PL», предоставление услуг инфраструктуры, вагонов и  тяги);

– широкие перспективы развития рынка, как в сторону увеличения объемов, так и увеличения ассортимента и географии.

При исследовании рынка используются следующие термины:

потенциал рынка – предел возможного объема потребления данного вида продукции на данный период времени при наиболее благоприятных условиях.

производственный  потенциал рынка – максимально возможное на нем количество товаров в течение определенного периода времени;

емкость (размер, объем) рынка – суммарный, включая экспорт и импорт, фактический объем реализуемой продукции за конкретный период времени;

доля  рынка – отношение объема продаж продукции конкретного предприятия (в натуральном и стоимостном выражении) к емкости рынка;

уровень спроса – состояние спроса на продукцию на рынке: высокий (чрезмерный), хороший (полноценный), умеренный, низкий (падающий), не пользуется спросом (отрицательный);

тенденция спроса – изменение уровня спроса на продукцию (товар) в отчетном периоде времени: повышается, стабилизируется, понижается;

неудовлетворенный спрос – потребность в продукции (товаре), которую невозможно удовлетворить в данный период времени по причине недостаточных производственных мощностей, необходимости модификации продукции и др. На транспорте неудовлетворенный спрос возникает в случае значительного превышения спроса над технической возможностью транспорта, а также при несоответствии качества предоставляемых услуг требуемому;

отложенный спрос – потребность в продукции (товаре), которую невозможно удовлетворить в данный период времени, но которая может быть удовлетворена спустя некоторое время. Отложенный спрос на транспорте возникает при пиковом сезонном потреблении, когда часть грузов ожидает перевозки в более поздние сроки;

неэластичный (эластичный) спрос – спрос, не изменяющийся (быстроизменяющийся) в зависимости от колебания цен на продукцию (товар).  

1.4 Изучение Конкурентов

 Изучение конкурентов:

−  основные конкуренты, владеющие наибольшей долей рынка;

−  конкуренты, наиболее динамично развивающие свою деятельность;

−  торговые марки (знаки) товаров конкурентов;

−  особенности товаров конкурентов, по которым их приобретают покупатели;

−  формы и методы сбытовой деятельности;

−  используемые каналы товародвижения и сбыта;

−  основные направления совершенствования товара;

−  официальные данные о прибыли конкурента;

−  торговый образ конкурентов.

Конкуренцией называют соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Конкуренцию в области  маркетинга разделяют на несколько  видов:

а) функциональную - конкуренция технических средств, предназначенных для выполнения одной и той же функции (перемещение грузов, перевозка людей и т. д.);

б) видовую - конкуренция товаров, предназначенных для одной и той же цели, но различающихся параметрами (например, автомобили с различными мощностями двигателей);

в) предметную - конкуренция идентичных товаров;

г) ценовую конкуренцию. Различают прямую и скрытую ценовую конкуренцию. При прямой ценовой конкуренции фирма широко оповещает о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары (на 20–60 %). При скрытой ценовой конкуренции фирма на рынок вводит новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимает не пропорционально увеличению свойств, а ниже;

д) неценовую конкуренцию - предоставление покупателю большего количества услуг, минимизация сроков поставки, снижение энергоемкости, зачет сданного товара;

е) недобросовестную конкуренцию - демпинг (продажа товаров по ценам ниже номинального уровня), промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск поддельных товаров, использование чужих товарных знаков, распространение ложных сведений о конкурентах. Такая форма конкуренции является разрушительной. В последнее время все большее распространение получает созидательная конкуренция, которая направлена на то, что конкуренты находят способы сотрудничества в области производства и маркетинга.

Конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. 

Конкурентоспособность продукта определяется как возможность его  успешной продажи на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени. Конкурентоспособность предприятия  или фирмы — это способность  успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.

В рыночной экономике различают  четыре вида конкуренции: монопольную, олигопольную, монополистическую и чистую. Соответственно называют и конкурентную структуру рынков – рынок монополии, олигополистический рынок, рынок монополистической конкуренции и рынок чистой конкуренции.

В случае монополии на рынке имеется один продавец, который продает товары или услуги, не производимые ни одной другой компанией.

Олигополия – небольшое число крупных компаний, продающих одинаковые товары или услуги.

Монополистическая конкуренция – некоторое количество относительно крупных компаний, предлагающих товары или услуги одного вида, но широкого спектра качества и цен.

Чистая конкуренция – множество крупных, мелких и средних продавцов практически одинаковых или схожих товаров. При этом в сфере экспедиторских услуг, как показывает практика, существует чистая конкуренция. В сфере предоставления услуг подвижного состава превалирует монополистическая конкуренция, в некоторых случаях имеется олигополия, в ряде случаев – чистая конкуренция. Имеющиеся тенденции позволяют сделать вывод, что в перспективе основным видом конкуренции в сфере подвижного состава останется монополистическая конкуренция. Это произойдет в связи с особенностями этого рынка, в частности, сильного влияния эффекта масштаба. В связи с этим к вопросу изучения конкурентов следует уделять особое внимание.

 

Глава 2

2.1 Изучение потребителей (покупателей):

Информация о работе Особенности маркетингового исследования рынка автотранспортных услуг