Отчет об учебно-ознакомительной практике на ОАО «Хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:02, отчет по практике

Краткое описание

Поставленная цель раскрывается через задачи учебно-ознакомительной практики:
 закрепление профессиональных знаний в области маркетинга, полученных в процессе обучения;
 приобретение практических навыков работы по специальности, способностей решения реальных маркетинговых задач;
 формирование творческого, профессионального мышления, необходимого для практической деятельности специалиста в области маркетинга;
 участие в реализации конкретных маркетинговых мероприятий на предприятии – базе прохождения практики.

Содержание

Введение
1. Общие сведения об организации – базе практики
2. Анализ внешней среды и конкуренции
3. Организация службы маркетинга
4. Система маркетинговой информации, маркетинговые исследования
5. Товарная политика предприятия
6. Комплекс маркетинговых коммуникаций предприятия
7. Система сбыта продукции предприятия
8. Ценовая политика предприятия
9. Практическое участие в маркетинговых мероприятиях
10. Рекомендации
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

практика отчет.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

Главным преимуществом является то, что предприятие использует натуральные компоненты для производства хлеба и срок хранения при этом составляет не более 5 дней. Относительно некоторых конкурентов можно отметить то, что на их продукцию срок хранения намного больше, что достигается путем применения специальных добавок. Одним из факторов повышения конкурентоспособности для ОАО «Хлебозавод» является проведение мероприятий по энергосбережению.

Главным недостатком является то, что в процессе производства и реализации продукции предприятие сталкивается с такой проблемой, как длительность оформления документов.

Основным видом сырья предприятия является мука. Ее доля в общем объеме поставок сырья за  1 кв. 2010 г. составляет  58,8%. Главным поставщиком сырья является ОАО «Мордовский комбинат хлебопродуктов» (г. Ковылкино). Для повышения качества изготавливаемой продукции используется дорогостоящее новозеландское масло.

Большое влияние на деятельность предприятия оказывает макросреда. Степень её воздействия можно оценить с помощью следующей таблицы:

 

Таблица 2. Анализ влияния факторов макросреды предприятия

Важнейшие компоненты

Оценка

 

Скорее положительная

Скорее отрицательная

Физический компонент

Наличие энергии и сырья

Загрязнение окружающей среды

Инфраструктура

+

 

+

 

-

Технологический компонент

Технология производства

Новые продукты

Переработка отходов

Новые технологии

+

+

+

+

 

Экономический компонент

Национальный доход

Процентная ставка

Конъюнктура рынка

Стремление к инвестированию

+

 

+

+

 

-

Социально-культурный компонент

Структура населения и рождаемость

Отношение трудоспособного населения к работе

Проведение свободного времени

Стремление населения к сбережениям

Отношение к защите природной среды

Политико-правовой компонент

Активность профсоюзов

Трудовое право

Партийная жизнь

Тарифы и ограничения внешней торговли

 

 

 

 

 

+

 

+

+

+

-

 

-

-

-

 

-

 

 

 

-

 

Экономические факторы. Высокий уровень инфляции и высокий уровень процентной ставки налогообложения негативно влияют на деятельность предприятия. Однако, увеличивающийся спрос и инвестирование (объемы инвестиций в 2009 году составили 7772 тыс. руб.) позволяют улучшить показатели эффективности производства предприятия.

Политические факторы. Несовершенство правовой базы в области государственного регулирования цен на социальные продукты негативно влияет на деятельность предприятия. Хотя цены на хлеб согласно действующему законодательству не подлежат государственному регулированию, но статус хлеба как базового социального продукта заставляет производителей держать минимально возможную цену. Что приводит к падению рентабельности выпуска этого продукта.

Социально-демографические факторы. Сокращение производства хлеба обусловлено уменьшением численности населения, снижением потребления хлебобулочных изделий вследствие роста доходов и позиционирования средствами массовой информации хлеба как «вредного» продукта, что глубоко ошибочно. Основные причины сокращения рынка осенью 2008 г. усугубил всемирный финансово-экономический кризис. Реальные денежные доходы россиян, увеличившиеся в 2007 г. на 20% и позволившие существенно разнообразить продуктовый ряд более дорогими белковыми продуктами, снова резко сократились, в связи с чем на ближайшую перспективу можно прогнозировать увеличение потребления хлеба и хлебобулочной продукции.

Таким образом, ОАО «Хлебозавод», используя современное оборудование и исключительно натуральные ингредиенты для изготовления хлебобулочных изделий, обеспечивает себе уверенную конкурентную позицию на рынке. Внешняя среда представлена множеством конкурентов, но несмотря на это доля предприятия составляет более 50% на рынке г. Саранск.

 


3. Организация службы маркетинга на предприятии

Как уже отмечалось ранее, от эффективной работы отдела маркетинга во многом зависит успех самого предприятия. На отдел маркетинга возлагаются следующие функции:

      разработка стратегии маркетинга;

      анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон;

      исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней покупателями требований;

      изучение спроса на продукцию предприятия и разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции;

      организация мероприятий по стимулированию сбыта;

      своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции и другие функции.

В ОАО «Хлебозавод» эти функции выполняет отдел маркетинга и сбыта. Организационная структура данного отдела выглядит следующим образом:

Рисунок 4. Организационная структура отдела маркетинга и сбыта ОАО «Хлебозавод»

Для сбора и предоставления необходимой информации, контроля процесса реализации продукции непосредственно в точках продаж предприятие дополнительно нанимает торговых представителей. Они не входят в постоянный штат работников предприятия и выполняют поручения отдела маркетинга и сбыта.

Экспертные оценки сотрудников предприятия характеризуют работу отдела маркетинга и сбыта как эффективную. Это же подтверждается увеличивающимися объемами продаж за последние года.

Рассмотреть взаимосвязи отдела маркетинга и сбыта с другими подразделениями удобнее с помощью следующей схемы:

  Рисунок 5. Взаимодействие отдела маркетинга и сбыта с другими подразделениями

 

Отдел маркетинга и сбыта в ОАО «Хлебозавод» играет важную роль в деятельности предприятия. Четкое выполнение функций, возложенных на этот отдел, и эффективное взаимодействие с другими подразделениями во многом определяют успех предприятия в целом.


4. Система маркетинговой информации, маркетинговые исследования

В процессе управления руководителю предприятия постоянно приходится принимать решения, направленные на достижение целей, обеспечивающих существование и успешное развитие предприятия. Важным элементом в этом являются данные, на которых основывается принятое решение. Обзоры развития рынков, информация о прошлой деятельности предприятия, исследования внешней среды и многое другое – все это включает маркетинговая информация, которая после обработки и анализа должна послужить основой для принятия решений.

Различают первичную и вторичную маркетинговую информацию. Первичная маркетинговая информация получается в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы так называемых "полевых" маркетинговых исследований, их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований.

В ОАО «Хлебозавод» еженедельно нанятые торговые представители проводят опросы в точках продаж, выявляя недовольства продукции и принимая предложения по улучшению ассортимента и качества продукции.

Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых "кабинетных" маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетингового исследования.

На рассматриваемом предприятии менеджерами собирается, обрабатывается и анализируется информация, полученная из Интернет-источников, из других подразделений предприятия посредством предоставления отчетов.

Всю информацию, необходимую отделу маркетинга и сбыта, условно можно поделить на 3 блока (Рисунок 6).

 

Рисунок 6. Структура маркетинговой информации на предприятии

 

Сбор информации на предприятии осуществляется следующими методами:

      опрос;

      эксперимент;

      наблюдение;

      анкетирование.

Собранная информация предварительно обрабатывается, представляется в удобном электронном виде для последующего анализа.

Анализ на предприятии производится в основном с помощью статистических методов, предполагая при этом расчет показателей динамики, вариации, изменчивости.  Возможно применение описательных характеристик некоторых явлений и ситуаций. Результаты анализа предоставляются руководству предприятия и другим подразделениям, нуждающимся в них.

В целом система маркетинговой информации ОАО «Хлебозавод» обеспечивает выполнение поставленных целей предприятия и способствует его успешному развитию, хотя используемый инструментарий анализа недостаточно разнообразен.


5. Товарная политика предприятия

Товарная политика – это совокупность решений, касающихся формирования эффективной, рыночноориентированной производственной программы предприятия.

Целями товарной политики являются:

      обеспечение увеличения продаж и прибыли;

      улучшение репутации предприятия;

      улучшение конкурентной позиции предприятия;

      рационализация производственного процесса.

Известный экономист Ф. Котлер выделял 3 уровня товара (Рисунок 7).

 

Рисунок 7. Три уровня товара по Ф. Котлеру

 

При создании товара разработчику нужно воспринимать идею на трех уровнях. Основополагающим является уровень товара по замыслу, на котором дают ответ на вопрос: что в действительности будет приобретать покупатель? Ведь, по существу, любой товар-это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы. Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием и специфической упаковкой. И наконец, разработчик может предусмотреть предоставление дополнительных услуг и выгод, составляющих вкупе товар с подкреплением.

С позиции трехуровневой модели Ф. Котлера, товары ОАО «Хлебозавод» относятся к 2 уровню, т.е. товары в реальном исполнении, так как хлебобулочные и кондитерские изделия не требуют оказания дополнительных, сервисных услуг.

ОАО «Хлебозавод» выпускает более 70 наименований хлебобулочных изделий, среди которых узнаваемые брэнды такие, как хлеб «Мокшанский», «Крестьянский», «Постный», и более 140 наименований кондитерских изделий.

Удельный вес хлебобулочных изделий в общем объеме производства составляет 83%, из них более 80% приходится на долю социальных видов хлеба – «Мокшанский» и «Крестьянский». Структура производства хлебобулочных и кондитерских изделий, по состоянию на конец 2008 года, отражена в следующей диаграмме (Рисунок 8).

Рисунок 8. Структура вырабатываемой продукции

В целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения республики предприятием ежегодно расширяется ассортимент вырабатываемой продукции путем разработки и внедрения в производство 3-4 десятков наименований новой продукции. В течение 2009 года разработано, освоено и внедрено в производство 10 новых видов хлебобулочных и 21 вид кондитерских изделий, в т.ч. торты, пирожные, пироги, печенье и др. с оригинальными вкусовыми свойствами и оформлением.

Предприятие учитывает и новейшую тенденцию хлебного рынка – рост интереса к производству обогащенных и лечебно-профилактических продуктов. Из последних разработок специалистов предприятия – лекарственно-диетические сорта хлеба с функциональными добавками, из композитного сырья, изделия с высоким содержанием клетчатки: «Булка на здоровье», булки «Океан» и «Докторская», хлеб «Зерновой».

Таким образом, товарная политика ОАО «Хлебозавод» направлена на обеспечение населения хлебобулочной и кондитерской продукцией с учетом потребительского спроса, что обуславливает уверенную конкурентную позицию предприятия на рынке.


6. Комплекс маркетинговых коммуникаций предприятия

Маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи информации о товаре целевой аудитории. Целевая аудитория представляет собой группу людей, которые получают маркетинговые обращения и имеют возможность реагировать на них.

Целями маркетинговых коммуникаций являются создание у покупателей осведомленности о торговой марке, распространение информации, повышение культуры рынка, формирование положительного образа компании и ее торговой марки. Конечная цель стратегии маркетинговых коммуникаций состоит в том, чтобы помочь предприятию продать его товар и таким образом сохранить свой бизнес.

Различают следующие инструменты маркетинговых коммуникаций:

Информация о работе Отчет об учебно-ознакомительной практике на ОАО «Хлебозавод»