Отчет по практике в ПРУП «Минский завод шестерен»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:26, отчет по практике

Краткое описание

В ходе прохождения практики нужно провести анализ маркетинговой деятельности предприятия по следующим направлениям: анализ работы по исследованию рынка, анализ товарной политики предприятия, анализ сбытовой деятельности предприятия, анализ ценовой политики предприятия, анализ коммуникационной политики предприятия; разработать маркетинговую программу и выполнить индивидуальное задание «Анализ конкурентов».

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по преддипломной практике.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Преддипломная практика направлена на совершенствование и систематизацию теоретических знаний учащихся по специальности 2-36 02 03 «Маркетинг», формирование навыков самостоятельной работы в условиях конкретного предприятия (ПРУП «МЗШ»), подготовку к практической деятельности на месте будущей работы.

В результате прохождения преддипломной практики учащийся должен уметь:

    • анализировать уровень конкурентоспособности товаров на основе 
      комплексного исследования рынка;
  • осуществлять сбор, систематизацию и оценку маркетинговой 
    информации;
  • планировать сбытовую политику;
  • разрабатывать новые формы продвижения товаров на рынок;
  • практически использовать средства организационной и 
    вычислительной техники для проведения маркетинговых 
    исследований;
    • представлять руководству обоснованные рекомендации по вопросам 
      производственно-хозяйственной, научно-технической, 
      внешнеэкономической и иной деятельности.

В ходе прохождения  практики нужно провести анализ маркетинговой  деятельности предприятия по следующим направлениям: анализ работы по исследованию рынка, анализ товарной политики предприятия, анализ сбытовой деятельности предприятия, анализ ценовой политики предприятия, анализ коммуникационной политики предприятия; разработать маркетинговую программу и выполнить индивидуальное задание «Анализ конкурентов».

 

1 Анализ маркетинговой деятельности предприятия

    1. Анализ работы по исследованию рынка

В предпринимательской  деятельности фирмы постоянно возникают  проблемы, обусловленные целесообразностью более полного удовлетворения потребностей существующих и потенциальных покупателей в необходимых товарах. Решению таких проблем и призваны способствовать маркетинговые исследования.

Под маркетинговым  исследованием обычно понимается целенаправленное изучение существующей проблемы и разработка на этой основе рекомендаций по обеспечению ее наилучшего решения.

Направления маркетинговых исследований:

  1. Исследование рынка;
  2. Исследование потребителей;
  3. Исследование конкурентов;
  4. Исследование рыночной инфраструктуры;
  5. Исследование товара;
  6. Исследование цены;
  7. Исследование системы товародвижения и продаж;
  8. Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы;
  9. Исследование внутрифирменной среды.

С точки зрения маркетинга рынок состоит из существующих и  потенциальных потребителей, объединенных схожими потребностями, либо географическим положением.

Основным показателем, характеризующим рынок, является показатель емкости рынка, который характеризует максимальный объем реализации конкретного товара за определенный период времени.

В зависимости от потребности  на товар различают:

  1. Потребительский рынок;
  2. Рынок производителей;
  3. Посреднический рынок;
  4. Рынок государственных учреждений.

ПРУП «Минский завод  шестерен» относится к рынку  производителей, т.к. приобретает товары для дальнейшего использования их в процессе производства других товаров.

Основными направления  маркетинговых исследований на ПРУП «МЗШ»:

1.Конкурентные преимущества:

В условиях усиления конкуренции  в целях расширения и удержания  рынков сбыта, увеличения объемов производства и  продаж на рынках РБ, Украины, Узбекистана, Туркменистана, Армении, Азербайджана, Грузии и России выявлены основные направления в конкурентной борьбе в 2011г.;

  • Комплексное исследование рынков. Определение наиболее перспективных для предприятия рынков;
  • Проведение товарной политики, которая предполагает определенный курс действий и наличие таких принципов, благодаря которым обеспечивается эффективное, с коммерческой точки зрения, формирование товарного ассортимента с целью максимального удовлетворения рыночных требований;
  • Внедрение Положения о дифференцированной  системе скидок к прейскуранту, в зависимости от приобретаемого объема;
  • Внедрения передовых прогрессивных технологий для освоения новых видов продукции;
  • Прямые контакты с потребителями;
  • Активное участие в выставках и ярмарках, в зарубежных конкурсах и торгах;
  • Расширение номенклатуры (диверсификация) экспортируемых товаров;
  • Адаптация товара к специфическим требованиям покупателя;
  • Рекламные мероприятия;
  • Проникновение на новые рынки посредством создания совместных предприятий;
  • Сервисное обслуживание (консультирование и обучение, ремонт и техническая профилактика, поставка запчастей и т.д.);
  • Кооперация деятельности с фирмами, обладающими опытом успешной деятельности на интересующих рынках;
  • Изменения в технологии производства, способствующие улучшению качества изделия, его дизайна и упаковки;
  • Проведение комплекса мероприятий по снижению себестоимости продукции;
  • Техническое перевооружение производства с заменой морально и технически устаревшего оборудования и технологии на новые, более прогрессивные и современные;
  • Использование для продвижения продукции на внешних рынках товаропроводящей сети ПО “Минский Тракторный Завод”.

Предприятию ПРУП «МЗШ» необходимо развернуть работу по расширению рынков сбыта продукции не только за счет традиционного для завода рынка Российской Федерации, но и других государств. По-прежнему приоритетным направлением для ПРУП «МЗШ» остается продвижение товаров на рынки стран дальнего зарубежья: Германии, Франции, Польши, стран Балтии и Ближнего Востока. Для этого планируется активизировать работу в области маркетинга по информационному обеспечению предприятия научно-технической, юридической, нормативно-справочной, деловой информацией, а также разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и, как следствие, наращивание объемов экспорта.

В условиях ужесточения  конкуренции главным направлением политики ПРУП «МЗШ» по обеспечению конкурентоспособного производства должны стать развитие стандартизации и сертификации качества продукции и систем обеспечения качества, соответствующих международному уровню.

 Превосходство в конкуренции на рынках отдается, в первую очередь, качественной продукции. Международный стандарт ИСО 9001 устанавливает, что каждое предприятие должно достигать и поддерживать качество продукции на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение требований потребителя.

Основными методами в конкурентной борьбе являются:

- проведение комплекса мероприятий  по снижению себестоимости продукции;

- техническое перевооружение производства  с заменой устаревшего морально и технически оборудования и технологии на новые более прогрессивные и современные;

-  дальнейшее развитие  маркетинговой деятельности с  целью завоевания и освоения новых рынков сбыта;

- повышение качества  продукции;

- обновление и расширение  ассортимента выпускаемой продукции.

Исследовать конкурентов  можно при помощи SWOT-анализа и метода изучения конкурентов на основе концепции «4Р».

Результат исследования конкурентов оформлен в приложениях А, Б.

На основе полученных данных можно сделать вывод о  том, что ПРУП «Минский завод шестерен» занимает лидирующие позиции как и в отдельных факторах конкурентоспособности, так и во всей совокупности анализа по сравнению со своими конкурентами.

Если же анализировать предприятие ПРУП «МЗШ» по SWOT-анализу, то по большинству позиций оно лидирует в отрасли, а оставшиеся показатели хозяйственной деятельности хорошие и стабильные.

2.Исследование системы стимулирования сбыта:

Грамотно построенная  стратегия должна быть ориентирована на использование возможностей, адекватных ресурсам ПРУП «МЗШ» и обеспечивать более полную защиту от угроз, связанных с изменением внешней среды.

В основе успешной стратегии должно лежать создание и использование конкурентных преимуществ.

Стимулирование продвижения товаров  в 2011г. строиться по нескольким основным направлениям в зависимости от рынка и потребителей:

  • Метод прямого маркетинга с основными потребителями (МТЗ, ММЗ, ГЗПД, “Ростсельмаш”). Прямой маркетинг и одноуровневый маркетинг с остальными потребителями (заводы, предприятия сельского хозяйства, ремонтные предприятия и так далее);
  • Поддержание и сохранение внутри республиканского рынка с применением различных форм поддержки и стимулирования отечественных потребителей;
  • Поиск более гибких форм взаиморасчетов с поставщиками и потребителями;
  • Предложение потребителям на основании их потребности продукции устойчивого качества и полного ассортимента;
  • Создание резервов, пользующихся устойчивым спросом у потребителей;
  • Сохранение экспортного потенциала и увеличение маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение продукции в регионах неохваченных прямыми поставками;
  • Дальнейшее развитие дилерской сети и сети региональных торговых представительств. В перспективе планируется создание региональных представительств, охватывающих все основные рынки сбыта в странах СНГ;
  • Диверсификация производства (расширение ассортимента производимой продукции);
  • Развитие маркетинговой службы и совершенствование маркетинговой деятельности;
  • Повышение эффективности работы с потребителями.

3.Исследование товара:

Чтобы обеспечить эффективную деятельность ПРУП «МЗШ» должено постоянно расширять товарный ассортимент производимой продукции.

При этом особое внимание необходимо уделить товарам, которые находятся на стадии устойчивого роста и зрелости. Доля данных товаров в общем, объеме производства и реализации должна находиться на уровне 80-90 %. Данная продукция должна обеспечивать стабильное финансовое состояние предприятия и давать возможность организации освоения и производства новой продукции.

Сохранение позиций  на рынках Республики Беларусь и стран СНГ как поставщика комплектующих и запасных частей к тракторам, автомобилям, сельхозмашинам и двигателям, должно вестись за счет постоянного обновления номенклатуры продукции. Доля товаров, находящихся на стадии разработки и выхода на рынок, должна составлять не менее 8-15% от объема производства и гарантировать ПРУП «МЗШ» перспективу дальнейшего развития. Особое внимание при подготовке производства необходимо уделять заказам предприятий, готовым оплатить подготовку производства.

4.Исследование потребителей:

С целью создания положительного имиджа ПРУП «МЗШ», что является одним из основных условий увеличения продаж, сделано следующее:

  • введен постоянный контроль качества по всей номенклатуре выпускаемой продукции;
  • завод выпускает продукцию в соответствии с системой качества международных стандартов ISO 9001;
  • налажено своевременное реагирование на возможные рекламации со стороны потребителей путем устранения недостатков или замены;
  • ведется постоянная работа в области сертификации продукции в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • потребители обеспечиваются всей необходимой информацией по предлагаемой продукции Минского завода шестерен.

ПРУП «МЗШ» гарантирует потребителю соблюдение всех требований, предъявляемых к своей продукции. Особое внимание уделяется работе с потребителями, связанной с оказанием услуг. Прежде всего, это размещение заказов потребителей на заводе. Налажено оперативное функционирование цепи: заказ - подготовка производства - производство - сбыт.

Для эффективной работы с потребителями и привлечения  заказов на завод, снижены сроки рассмотрения коммерческих предложений потребителей до 30 дней (в зависимости от сложности и объема заказа), поддерживается постоянная связь с потребителями с целью их информирования о стадиях работ по заказу, модернизирована структурная схема управления маркетинга и сбыта (УМиС) .

В дальнейшем, в связи  с переходом ПРУП «МЗШ» на систему международных стандартов ISO 9001 и реализацией одного из основополагающих принципов этого стандарта - "спирали качества" (маркетинг должен сопутствовать товару на протяжении всего жизненного цикла), предлагается:

  • вовлечение в "орбиту" маркетинговой службы предприятия подразделений, непосредственно связанных с производственно - сбытовой деятельностью (конструкторское бюро, служба технолога, отдел технического контроля качества, экспериментальное производство и т.д.);
  • внедрение более узкой специализации по географическому принципу;
  • широкое внедрение компьютерной техники, компьютерных сетей;
  • повышение мотивации персонала (участие в прибыли, гарантия занятости).

5.Исследование рыночной инфраструктуры:

С учетом вхождения ПРУП «МЗШ» в состав ПО “МТЗ” наращиваются объемы реализации продукции через торговые представительства ПО “МТЗ” на основе прямых договоров поставки. Основные субъекты ТПС ПО МТЗ с которыми осуществляется сотрудничество РУП «МЗШ» в 2011 г. представлены в таблице 1.

Информация о работе Отчет по практике в ПРУП «Минский завод шестерен»