Повышение конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности. Цель конкурентоспособности продукции заключается в исследовании реального и потенциального уровня конкурентоспособности продукции, выявлении факторов, которые оказали влияние на его изменение, оценку влияния на важнейшие показатели деятельности организации, поиск резервов повышения конкурентоспособности продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик (Автосохраненный).docx

— 96.05 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конкурентоспособность предприятия или фирмы – это  способность успешно оперировать  на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и  услуг.

Оценка  качества и конкурентоспособности  являются исходным элементом для  производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. При этом систематической  оценке должны подвергаться не только качество и конкурентоспособность  производимой предприятием продукции, но и конкурентоспособность самого предприятия.

Важность  такой оценки обусловлена целым  рядом обстоятельств, среди которых  следует назвать: необходимость  разработки мероприятий по повышению  конкурентоспособности продукции, выбор предприятием партнера для  организации совместного выпуска  продукции, привлечение средств  инвестора для организации конкурентоспособного производства, своевременное принятие решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, разработки и производства новых и модернизированных  изделий, расширение и создание производственных мощностей и другие.

Повышение конкурентоспособности  любого объекта – эволюционный процесс, обусловленный невозможностью принятия эффективных управленческих решений  только на основе предшествующего опыта  или его экстраполяции, требующий  создания специфических моделей  и механизмов мобилизации научно-технического, производственно-технологического, финансово-экономического, социального и организационного потенциалов предприятий. Отсюда необходимость активизации исследований в направлении формирования механизма устойчивого процесса повышения уровня конкурентоспособности как самих отечественных предприятий , так и их продукции, глубокого теоретического и методического анализа сущности экономической категории « конкурентоспособность продукции», ее основных факторов и методов оценки. Как следствие, появляется острая потребность в обосновании эффективных инструментов и методов управления конкурентоспособностью продукции, способных обеспечить выработку оптимальных управленческих решений, что обусловливает необходимость глубокого исследования и экономической категории конкурентоспособности продукции, и оценочных механизмов в реальном временном и пространственном измерении.

Актуальность рассматриваемой  темы заключается в том, что все  предприятия и организации в  большей или меньшей степени  сталкиваются с такой проблемой  как конкуренция, поэтому чтобы  выжить в таких условиях, а так  же развиваться, необходимо анализировать  сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения  о проведении мероприятий по повышению  конкурентоспособности.

Цель конкурентоспособности продукции  заключается в исследовании реального  и потенциального уровня конкурентоспособности  продукции, выявлении факторов, которые  оказали влияние на его изменение, оценку влияния на важнейшие показатели деятельности организации, поиск резервов повышения конкурентоспособности  продукции.

Исходя из цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

- изучить экономическую сущность  конкурентоспособности предприятия;

- выявить методы и показатели  оценки конкурентоспособности предприятия;

- рассмотреть пути повышения  конкурентоспособности предприятия;

- сделать анализ макросреды  и микросреды;

- разработать мероприятия и  рекомендации по усилению позиций  на рынке и повышению конкурентоспособности  ОАО «Брянский молочный комбинат».

Объект исследования — ОАО «Брянский молочный комбинат».

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Экономическая сущность  конкурентоспособности предприятия

 

Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и  по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность  предприятия характеризует возможности  и динамику его приспособления к  условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда таких факторов, как:

- конкурентоспособность  товаров предприятия на внешнем  и внутреннем рынках;

- вид производимого товара;

- ёмкость рынка (количество  ежегодных продаж);

- лёгкость доступа на  рынок; 

- однородность рынка; 

- конкурентные позиции  предприятий, уже работающих на  данном рынке;

- конкурентоспособность  отрасли; 

- возможность технических  новшеств в отрасли;

- конкурентоспособность  региона и страны.

Существуют общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

1. Нацеленность всех и  каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

2. Близость предприятия  к клиенту.

3. Создание автономии  и творческой атмосферы на  предприятии.

4. Рост производительности  благодаря использованию способностей  людей и их желанию работать.

5. Демонстрация важности  общих для предприятия ценностей.

6. Умение твёрдо стоять  на своём.

7. Простота организации,  минимум уровней управления и  служебного персонала.

8. Умение быть одновременно  мягким и жёстким. Держать под  жёстким контролем наиболее важные  проблемы и передавать подчинённым  менее важные [3].

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное  решение этих проблем и использование  данных принципов гарантирует повышение  конкурентоспособности предприятия.

По мере своего развития каждое предприятие сталкивается с  определёнными проблемами и задачами, преодоление и решение которых  осуществляются посредством применения различных управленческих методик  и технологий. Проанализировав эти  задачи, можно выявить ключевые характеристики или индикаторы конкурентоспособности  предприятия, отражающие состояния  предприятия по мере его развития.

Первая задача, которая  возникает у предприятия, функционирующего в условиях рынка, это элементарное выживание или способность оплачивать свои счета, то есть обеспечение платежеспособности. Задача решается принятием экстренных мер по реализации уже произведенной  продукции, проведением ряда маркетинговых  мероприятий; анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения. По достижении платёжеспособности возникает  естественная задача достижения прибыльности деятельности. На этом этапе маркетинговые  меры необходимо дополнить мерами экономическими (анализ затрат на производство, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими (анализ эффективности производства, технологичности и т.п.).

После решения насущных текущих  задач возникают задачи другого  уровня. Первой ключевой характеристикой  на втором уровне является стратегичность управления. Менеджмент компании после решения текущих задач должен сосредоточить своё внимание на более долгосрочных целях и задачах. Возникает задача понимания того, какой должна быть компания в долгосрочном будущем. Для её решения разрабатываются стратегическая концепция, стратегия предприятия и на основе SWOT - анализа и бизнес - планов, стратегии для каждого подразделения.

Конкурентоспособность продукции  и конкурентоспособность предприятия-производителя  продукции соотносятся между  собой как часть и целое. Возможность  компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно  зависит от конкурентоспособности  товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Таким образом, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских, стоимостных (ценовых) характеристик  товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого  товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих  товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих  предприятий, объединений, фирм, равно  как и стран, в которых они  базируются.

Высокое качество и конкурентоспособность  продукции обеспечиваются всей системой маркетинга - от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта  и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и  хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.

 

Таким образом, успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности  продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость  разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи  общепризнанных законов экономики  и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук [8].

 

 

1.2. Методы и показатели  оценки конкурентоспособности предприятия

 

Изучение конкурентов  и условий конкуренции в отрасли  требуется фирме в первую очередь  для того, чтобы определить, в  чём её преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать  выводы для выработки фирмой собственной  успешной конкурентной стратегии и  поддержания конкурентного преимущества.

Определение собственной  конкурентоспособности предприятия  является неотъемлемым элементом маркетинговой  деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Оценка конкурентной позиции  фирмы требуется для:

- разработки мероприятий  по повышению конкурентоспособности;

- выбора предприятием  партнера для организации совместного  выпуска продукции;

- привлечения средств  инвестора в перспективное производство;

- составление программы  выхода предприятия на новые  рынки сбыта и др.

В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение  предприятия на отраслевом рынке.

Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной  и объективной методики оценки конкурентоспособности [9].

Существуют известные  методики оценки конкурентоспособности, рассмотрим некоторые их них:

1. Матричный метод (разработан «Бостонской консалтинговой

группой».

В основе методики - анализ конкурентоспособности  с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе  матрицы, построенной по принципу системы  координат: по горизонтали-темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые  занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Преимущества метода: при  наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет  обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Недостатки метода: исключает  проведение анализа причин происходящего  и осложняет выработку управленческих решений.

2. Метод, использующий  в качестве основного подхода  оценку товара/услуги предприятия.

Этот метод базируется на рассуждении о том, что конкурентоспособность  производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги, используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособный  товар, имеющий оптимальное соотношение  этих характеристик:

 

КТ =К/Ц,                                                                                                      (1)

где К- показатель качества товара;

Ц - показатель цены товара.

Чем выше разница между  потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую  он за него платит, тем выше запас  конкурентоспособности товара доля потребителя.

Преимущество метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность  предприятия - конкурентоспособность  товара.

Недостатки метода: позволяет  получить весьма ограниченное представление  о преимуществах и недостатках  в работе предприятия, так как  конкурентоспособность предприятия  принимает вид конкурентоспособности  товара и не затрагивает другие аспекты.

3. Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  фирмы (КФ), на основании методики  В.Л. Белоусова, согласно которой  уровень конкурентоспособности  фирмы оценивается через конкурентоспособность  маркетинговой деятельности фирмы  и общие финансовые показатели.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности