Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:31, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности. Цель конкурентоспособности продукции заключается в исследовании реального и потенциального уровня конкурентоспособности продукции, выявлении факторов, которые оказали влияние на его изменение, оценку влияния на важнейшие показатели деятельности организации, поиск резервов повышения конкурентоспособности продукции.
В целом по совокупности
деятельности на всех рынках или относительно
отдельных рынков и их секторов критерии
конкурентоспособности
Определим итоговый показатель
конкурентоспособности
КМТК=КРД+КПП+КИОП+КУЦ+КСб+
где КРД - коэффициент рыночной доли;
КПП - коэффициент предпродажной подготовки;
КИОП - коэффициент изменения объема продаж;
КУЦ - коэффициент уровня цен;
КСб - коэффициент доведения продукции до потребителя;
Крек.Д - коэффициент рекламной деятельности;
КИПП - коэффициент использования персональных продаж;
КИСО - коэффициент использования связей с общественностью;
L -общее число показателей в числителе.
Кроме этого для расчета
полной конкурентоспособности фирмы
также нужно учитывать
Коэффициент текущей ликвидности
(КТЛ) определяется как отношение
фактической стоимости
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС) определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (Итог 3-го раздела баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог 1-го раздела баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у фирмы оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (итог 2-го раздела баланса). Нормативное значение - не менее 0,1.
Таким образом, полная формула расчета конкурентоспособности фирмы (КФ) будет следующей:
КФ=*КТЛ*КОСС,
где - сумма коэффициентов маркетинговой деятельности,
КТЛ -коэффициент текущей ликвидности,
КОСС - коэффициент обеспеченности собственными средствами.
Показатель
4. Метод, основанный на
теории эффективной
Согласно этой теории наиболее
конкурентоспособными являются те предприятия,
где наилучшим образом
Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов.
Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средней взвешенной арифметической:
ККП=0,15 ЭП +0,29 ФП+0,23 ЭС+0,33 КТ,
где ККП - коэффициент
ЭП - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;
ФП - значение критерия финансового положения предприятия;
ЭС - значение критерия эффективности
организации сбыта и
КТ - значение критерия конкурентоспособности товара;
0,15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты весомости критериев.
ЭП =0,31И+0,19Ф+0,40RТ+0,10ПТр,
где ЭП - критерий эффективности производственной деятельности предприятия;
И - относительный показатель издержек производства на единицу продукции;
Ф - относительный показатель фондоотдачи;
RТ - относительный показатель рентабельности товара;
ПТр - относительный показатель производительности труда;
0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты весомости показателей.
ФП =0,29 КА+0,20 КП+0,36 КЛ +0,15 КО,
где ФП - критерий финансового положения предприятия;
КА - относительный показатель автономии предприятия;
КП - относительный показатель платежеспособности предприятия;
КЛ - относительный показатель ликвидности предприятия;
КО - относительный показатель оборачиваемости оборотных средств;
0,29; 0,20; 0,36; 0,15 - коэффициенты весомости показателей.
ЭС=0,37RП+0,29КЗ+0,21КМ+0,
где ЭС - критерий эффективности
организации сбыта и
RП - относительный показатель рентабельности продаж;
КЗ - относительный показатель затоваренности готовой продукцией;
КМ - относительный показатель загрузки производственных мощностей;
КР - относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта;
0,37; 0,29; 0,21; 0,14 - коэффициенты весомости показателей.
Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятии, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.
Таким образом, успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук [4].
1.3 Пути повышения
Основное противоречие конкурентоспособности
можно сформулировать как противоречие
между интересами производителя
и потребителя, которое в действительности
подвергается корректировке в процессе
реализации рыночных отношений потребителя
и производителя, в результате которой,
продажа данного товара становится
эффективной как для
Осуществление указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием.
Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции.
Во-вторых, проблемы выпуска
изделий, удовлетворяющих новейшим
требованиям научно-
В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя [7].
На основании определенной
взаимосвязи между различными уровнями
конкурентоспособности можно
Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Например:
- добиться отличия товаров
предприятия в глазах
- выбрать из намеченных
к производству товаров один,
являющийся наиболее
- отыскать новое применение выпускаемым товарам;
- своевременно изъять
экономически неэффективный
- найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;
- осуществлять модификацию
выпускаемых товаров в
- регулярно развивать
и совершенствовать систему
В решении задач повышения
конкурентоспособности
В результате оценки конкурентоспособности
продукции могут быть приняты
следующие пути повышения
- изменение состава, структуры
применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов),
комплектующих изделий и/или
- изменение порядка
- изменение технологии
изготовления продукции;
- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;
- изменение порядка реализации продукции на рынке;
- изменение структуры
и размера инвестиции в
- изменение структуры
и объемов кооперационных
- изменение системы
- изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов [1].
Выбор оптимального сочетания
различных маркетинговых
Стандартный жизненный цикл товара имеет следующие стадии: разработка, выход на рынок, рост, зрелость (насыщение), спад. Для многих товаров жизненный цикл может сильно отличаться от стандартного из-за сезонности, капризов моды, смены увлечений и т.д.
Таким образом, на основе теоретического исследования в данной главе можно сделать следующие выводы:
1. Конкурентоспособность
можно определить как