Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:28, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является изучение возможностей политического бренда с точки зрения его электорального потенциала в предвыборной кампании на федеральном и региональном уровнях и причин эффективности его использования в различных условиях.
До определенного момента в России эти понятия относились исключительно к организационно-экономическим дисциплинам, связанным в свою очередь с другими понятиями - товар и рынок. Поэтому для простоты понимания предлагаю определить политическое лидерство как особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, где так же присутствует конкурентная борьба, присутствует товар (программы решения общественных задач и прочие методы улучшения социально-экономического климата территории), клиенты (общественность) и прибыль (выборные руководящие должности). При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации политического товара, его отождествлении с личностью лидера, а также в рекламировании этого товара как общего блага. Хочется отметить еще одну особенность: «товар легче продать, чем «продать» политического кандидата. Товар нем, а кандидат может «ляпнуть» такое, что все усилия пойдут прахом».24
Если у кого-то возникли сомнения в корректности выше представленных сравнений, то стоит привести другой пример. В своей основе нация – это то же некая метафора бренда, где флаг – торговый знак, а национальные культурные ценности – сам бренд. Люди и сейчас готовы идти воевать и рисковать своими жизнями за свой народ и эти ценности.
«Именно воздействие группы, акт объединения во имя общей цели порождает чувство, что вы находитесь в присутствии духа более великого, чем остальная личность, сакральное чувство, задевающее струны самых сокровенных устремлений».25 Политические бренды тоже задевают струны.
Существует еще одно, на мой взгляд, небезынтересное определение: «Политический рынок – совокупность политических организаций, партий, движений, которые действуют в политическом пространстве и конкурируют за политическое предпочтение избирателей. Обычно имеют в виду рынок идей, лидеров, партий. Анализ политического рынка – объект приложения маркетинговых исследований».26
Характерно, что не один из
современных авторов не смог дать
определения политического
Политический бренд – это уникальная совокупность символов, значений, образов, закрепленная в массовом сознании, предназначенная для идентификации политических субъектов и политических явлений.
Таким образом, политический брендинг – процесс создания и развития политического бренда и его идентичности.
Создание политического бренда, начиная с 2000-го года, когда вместе с позитивной тенденцией политического и экономического развития страны изменился менталитет масс в сторону правильного осознания сути демократии, можно сравнить, пожалуй, с эволюцией. Эволюцией, в которой невозможен переход из одного состояния в другое путем моментального перемещения на несколько ступеней вверх. Глупо полагать, что за месяц-два, используя методы политического брендинга, есть шанс из Шарикова сделать Профессора Преображенского. Если такую «операцию» и возможно
произвести некими технологиями, то к брендингу это не имеет никакого отношения.
Политическая кампания по сути своей аналогична обычной рекламной кампании товарного бренда. Ее можно сравнить как с выбором и покупкой предмета долговременного использования (например, телевизора или авто), так и обычной шоколадки .3десь все зависит от значения для каждого отдельного человека и избирателя данных выборов. Для кого-то важнее выборы Президента и Парламента, для кого-то своего управдома, а для кого-то все это вообще чушь. У каждого своя степень космополтитичности и ответственности. Задачи и у той и у другой кампании общие:
1. Сделать “товар” известным и выработать к нему у потребителей положительное отношение – в потребительской рекламе это означает сделать товар потенциальным брэндом, в политической рекламе заложить основу для успеха
2. Сформировать потребности
в “товаре” и дороже его
продать – в случае
3. Обеспечить удовлетворенности от “приобретения” и поддержать лояльность – в случае обычной рекламы это лояльность потребителей, в случае политической – сохранение рейтинга после выборов
4. Вырастить и усилить бренд – в потребительской рекламе это рост марочного капитала (акционерной стоимости бизнеса), а в политической рекламе – любовь
народа, которая дает неограниченную власть.
Политическая и товарная кампания состоит из нескольких частей, смотри рисунок 1.
Рисунок 1. Схема работы при планировании кампании
Первое что делается – постановка целей исходя из имеющихся ресурсов и текущей ситуации. Второе – выбор под поставленные цели группы людей, на которую будет проецироваться коммуникационное воздействие – целевой аудитории (ЦА). Выбранная ЦА должны отвечать критериям: величины, доступности, готовности воспринять рекламное послание. Третье - разработка послания, основного сообщения для выбранной целевой группы. На данном этапе наиважнейшая и наисложнейшая задача, как для товарного, так и для политического брэнда, – точное соответствие позиционирования выбранной ЦА. Четвертое – это выбор средства доставки сообщения, наиболее подходящего комплекса продвижения и коммуникации. Пятое –этап реализации самой кампании и доставка по выбранным каналам сообщения выбранной аудитории. Шестое –непосредственный результат всей проделанной ранее работы. В товарной рекламе это продажи и стоимость торговой марки, в политической рекламе – итог выборов.
Хотелось бы подробнее остановиться на третьей стадии – стадии разработки послания. Именно здесь происходит позиционирование политика (товара).
Полноценный бренд – это в первую очередь огромная уверенность и безоговорочное доверие к его носителю. И для того, что бы создать политический бренд, изначально нужен лидер.
«Личность политического
лидера является сложнейшим многомерным
образованием и состоит из различных
взаимосвязанных структурных
Как мы видим выше, представленные характеристики достаточно полно показывают по каким критериям желательно провести исследования самого кандидата, чтобы иметь четкую, полную и основное - это честную картину предстоящих затрат как морально-физических, так и материально-организационных. К тому же необходимо изначально конкретно определить имеет ли смысл вообще ввязываться в этот проект.
Позиционирование политика осуществляется с учетом следующих факторов:
* различных групп электората
* деятельности конкурентов
* мнений и потребностей электората относительно сложившейся ситуации
* стратегических
целей партии и задач
* имеющихся в наличии ресурсов
* преемственности действий данной партии, кандидата, корпорации.
Мероприятия по продвижению и каналы доставки послания можно подразделить на оплачиваемые и неоплачиваемые. Причем оба способа подразумевают под собой как массовые так и личностные коммуникации.
Наиболее важными являются неоплачиваемые массовые коммуникации. Когда политик публичен, постоянно на виду средства ФОМ работают с особенной интенсивностью. Однако на завершающем этапе все равно ведущее место занимает политическая реклама (электронные СМИ, пресса, наружная реклама)
На рисунке 2 отражен цикл работы с политическим брэндом с учетом различных факторов.
В НОВОМ МИРЕ, где зародились основные принципы политического брендинга, в единицу времени происходит бесчисленное множество изменений. К сожалению, бренды не обладают иммунитетом против этих изменений. Одним из направлений «поддержания иммунитета» бренда является рассмотрение его, как части системы лояльности.
«Лояльность – это преданность к своему источнику ценностей. Под лояльностью также понимается некоторое образно положительное отношение потребителей в отношении всего, что касается деятельности организации, имиджа организации, торговых марок, логотипа и т.д. Теоретики маркетинга утверждают, что лояльность (верность) потребителей, а не «раскрученность» - отличает бренд от просто торговой марки».28
Именно наличие этой самой лояльности, то есть благоприятного отношения, приверженности электората к определенному политическому лидеру или объединению на протяжении долгого периода времени, является стратегическим показателем политического брендинга. Приверженность возникает, когда человеку импонирует то, что как ему кажется, “думает” о нем и “делает” для него бренд. Потребитель прежде всего ждет от бренда положительного отношения к себе выражающегося в “он слушает меня”, “он уважает меня”, “он делает для меня” и т.д.
Высшей формой лояльности является фанатичное почитание бренда.
Еще одна опасность любого брендинга, в том числе и политического, что «если уж вы умудрились все же создать сильный бренд, будьте готовы к тому, что на вас обрушится шквал недовольства, если что-то пойдет не так. Вы можете стать жертвой собственного успеха. Чем громче имя, чем известнее бренд, тем яростнее конкуренты, наблюдатели, комментаторы и журналисты будут пытаться свергнуть его с пьедестала».29
Поэтому если созданный бренд существует только в одном измерении, то можно ожидать больших сложностей, когда в этом измерении возникнут проблемы.
Следует рассматривать поле бренда как пространство, состоящее из четырех изменений:
Функциональное измерение.
Функциональное измерение описывает воспринимаемый образ носителя бренда, что относится во многом к его имиджевым характеристикам таким, как визуальный образ, манеры поведения, разговора, физическое, моральное и психологическое состояния и др. Кроме того, в данном измерении заложен смысл создания бренда, его роль и полезность – все то, что должно с первого взгляда его отличать от других.
«Значение функционального измерения также зависит от положения бренда на кривой его жизненного цикла. Чем ближе к началу, тем важнее функциональные характеристики. В дальнейшем все разработчики брендов, опирающиеся на функциональное измерение, рано или поздно сталкиваются с проблемой стирающихся различий. С позиций функционального измерения, конкуренты становятся все ближе».30
Социальное измерение.
«Тогда создатель бренда начинает задумываться о социальном измерении, т.е. социальной идентификации или потребности быть принятым социальной группой и ее лидерами».31
В PR-технологиях данное измерение подразумевает работу с целевыми группами, дабы как можно ближе приблизить кандидата, сделать его позицию понятной большему числу избирателей находящихся на разном уровне социальной лестницы.
Этому измерению
может соответствовать
Ментальное измерение.
«Самые лучшие бренды сильны не только в социальном измерении, но и в ментальном. Это измерение по самой своей природе является более глубоким: оно действительно проникает в глубь вашей личности. Здесь бренд затрагивает то, что большинство из нас назвало бы душой. У любого человека есть внутренняя ментальная матрица».32
«Понятие «менталитет» (от английского mentality – «сознание») является не столько научным, сколько во многом образно-метафорическим, политико-публицистическим термином. На деле данное понятие используется, главным образом, для обозначения оригинального способа мышления, своеобразного склада ума или даже умонастроений тех или иных обобщенных групп людей. Оно было введено в обществознание рядом известных ученых историко-психологического и культурно-антропологического направления – Л.Леви-Брюлем, Л.Февром, М.Блоком и некоторыми другими. В первоначально использовавшемся контексте «менталитет» означал наличие у представителей того или иного общества, которое трактовалось, прежде всего, как национально-этническая и социокультурная общность людей, принадлежащих к одной и той же исторически сложившейся системе культуры, некоего плохо определяемого, но явно общего для них «умственного инструментария». Эта «психологическая оснастка» дает всем им возможность по-своему воспринимать и осознавать природное и социальное окружение, а также естественно, и самих себя».33
Проще говоря, жизненный опыт, начиная с раннего детства и до настоящего дня, формирует нашу личность, реакции и поведение. Иногда это приводит к низкой самооценке в определенных областях. Помощь в перенастройке ментальных представлений о самих себе очень важна для нас, и это предоставляет строителю бренда большие возможности.
Для России последних лет утрированно можно выделить две ментальные плоскости: