Понятие кокурентноспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение конкурентоспособности, концепций выживания и определение конкурентоспособность фирмы.
Исходя из поставленной цели, требуется выделить следующие задачи:
-изучить понятия конкуренции;
-описать особенности, понятия, виды, сущность, функции, методы конкурентоспособности;
-определить конкурентные стратегии;
-анализ конкурентов;

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

  по дисциплине  «Маркетинг»

 

  ТЕМА:

 

 

  Специальность:  032401 Реклама

 

 

 

Выполнила: студентка   группы 37

Акулова Е. М.

Проверила:

преподаватель Маркетинга

А.О. Березина

 

 

 

Оценка за защиту работы__________________

 

_____________________

(подпись преподавателя)

 

 

 

 

Москва 2013

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире конкуренция - важнейший фактор, влияющий на развитие экономики. Она стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием для развития предпринимательской деятельности. В любом обществе конкуренция является естественной формой взаимодействия людей, организаций, сообществ. Без конкуренции не будет существовать рынок. Но, дело в том, что идеальной конкуренции не существует, так как на рынок воздействует огромное количество различных факторов. Поэтому каждый участник рынка в зависимости от своего положения на рынке стремится повысить или понизить конкурентную среду. Сейчас, чтобы выжить в конкурентной борьбе, различные предприятия стараются максимально изучить рынок, собрать информацию, освоить новые услуги, формы бизнеса, а в дальнейшем и разработать стратегии освоения рынка.

Целью данной работы является изучение конкурентоспособности, концепций выживания и определение конкурентоспособность фирмы.

Исходя из поставленной цели, требуется выделить следующие  задачи:

-изучить понятия конкуренции;

-описать особенности,  понятия, виды, сущность, функции,  методы конкурентоспособности;

-определить конкурентные стратегии;

-анализ конкурентов;

-изучить концепции  выживания;

-рассмотреть формы  конкурентного существования;

-выявить конкурентов, концепции выживания, конкурентоспособность товара, фирмы.

 

 

 

 

Раздел 1

Понятия конкуренции

Конкуренция и конкурентная борьба являются главным пунктом функционирования экономической системы, которая базируется на рыночных механизмах. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – это обязательный фактор, который определяет само право на существование того или иного предприятия. Конкурентная борьба дает возможность выделить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением.

Понятие конкуренции  является фундаментальным в экономической  теории рыночных отношений. Конкуренция  проявляется на всех уровнях капиталистической экономики - от микроуровня (фирма) до мировой экономической  системы. 

Впервые теория конкуренции  была рассмотрена Адамом Смитом. Он описал конкуренцию как соперничество между участниками, которые заинтересованы в достижении одной и той же цели. К основным условиям эффективности конкуренции он отнес: наличие большого количества продавцов и покупателей, отсутствие доминирующего влияния одного продавца, доступ к достоверной и своевременной информации, мобильность используемых ресурсов. Для Адама Смита конкуренция была не ситуацией, а живым процессом. Он выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке. Так же Смит обобщил роль конкуренции для функционирования рыночной экономики, и доказал, что конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности рыночной экономики.

Современный американский экономист П. Хайне пишет –  «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам» Предполагается, что данные блага (товары, услуги) настолько редки и уникальны, что не каждый потребитель может их себе позволить, и их количество гораздо меньше потребностей общества. Поэтому продавцы могут распоряжаться ими по своему усмотрению, руководствуясь только собственной выгодой.

Ф. Найт описывал конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они все независимы.

Позже, в трактовку  данного понятия вносилось множество  изменений, дополнений и уточнений. Сейчас существует огромное количество определений данного термина. Во множествах книгах, пособий, в интернете можно найти разные трактовки:

1. Конкуренция – это соперничество предприятий и организаций, работающих на одном рынке и обслуживающих один сегмент целевой аудитории.

2. Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

3. Конкуренция – ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями.

4. Конкуренция – процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции.

Одним словом, можно сказать, что конкуренция – это соперничество  нескольких субъектов в достижении одинаковых целей.

 

Характеристика

1.  Конкуренция позволяет установить равновесную цену,  уравнять спрос и предложение.

2. Конкуренция поддерживает условия  производства и реализации товаров и услуг.

3.Конкуренция  стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности производства.

4.При  противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое  расслоение.

 

Раздел 2

Понятия, виды, функции, особенности конкурентоспособности

Конкурентоспособность является одной  из важнейших характеристик, которые используются для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Само слово конкурентоспособность означает, что тот или иной субъект может выдержать конкуренцию.

В современной экономике все  чаще термин "конкурентоспособность" используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и наконец, конкурентоспособность государства. Системно это может быть представлено в видео «пирамиды конкурентоспособности».

 

Следовательно, мы можем выделить несколько видов конкурентоспособности:

-конкурентоспособность товара

-конкурентоспособность организации, предприятия

-конкурентоспособность отрасли

-конкурентоспособность региона

-конкурентоспособность страны 

Рассмотрим второй вид – конкурентоспособность организации, предприятия:

Конкурентоспособность предприятия - это способность организации конкурировать на рынке с производителями и продавцами похожих товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступности цен, создания удобства для покупателей.

Существует множество факторов конкурентоспособности организации. Они подразделяются на внешние и  внутренние факторы. Внешние зависят  в малой степени от самой организации, а внутренние целиком определяются организацией.

Внешние факторы:

-уровень  экономического развития страны

-уровень  развития инфраструктуры

-правовая  защита потребителей

-основные  характеристики рынка(тип, емкость,  наличие конкурентов)

-система  государственного страхования

-государственная  система стандартизации и сертификации продукции

Внутренние факторы:

-технологии  предприятия

-уровень  квалификации персонала

-качество  менеджмента

-масштабы  применения информационных технологий

-регулирование  производственных процессов

-использование  Интернета для продажи продуктов

-уровень  стратегического управления

-конкурентная  стратегия

Возможности воздействия предприятия на факторы  внешней среды достаточно ограниченны. Реальные возможности обеспечения  конкурентоспособности предприятия находятся в сфере факторов внутренней среды. Для обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо уделять внимание формированию данным условиям системы менеджмента на предприятии. Поэтому среди внутренних факторов конкурентоспособности организации важную роль играет уровень качества управления этой организацией, то есть уровень подготовки менеджеров, умения правильно вести деловые операции.

Майкл Портер напрямую связывает факторы  конкурентоспособности с факторами  производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия, он представляет в виде больших групп.

Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.

Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов и так далее.

Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ и так далее.

Денежный ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия.

Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за использование ею, влияющие на характер конкуренции: транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения и культуры.

Портер считал, что конкурентоспособность  определяется способность постоянно  развиваться: первоначально добиваться конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой осуществляется конкуренция, а затем сохранять свое преимущество, постоянно совершенствуя продукт, так быстро, чтобы конкуренты не смогли догнать и перегнать.

 

 

 

 

 

Конкурентные преимущества

Подобно тому, как не существует компании без потребности в ее продуктах, так и не существует рыночных возможностей без конкурентных преимуществ. Очень важно, что конкурентные преимущества делают компанию узнаваемой на рынке и защищают от воздействия конкурентных сил.

Конкурентное преимущество - система, обладающая какой-либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности.

Устойчивое конкурентное преимущество - долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание ценности, которая в то же время не применяется ни существующими, ни потенциальными конкурентами.

Оценочной базой для конкурентных преимуществ являются цели и задачи организации, которые организация способна выполнить с учетом реальных условий внешней среды. Основная задача предприятия состоит в том, чтобы быть лучшем, чем конкретные конкуренты, выступающие с предприятием на одном рынке. Следовательно, любые результаты деятельности должны сопоставляться с результатами конкурентов.

Конкурентоспособность организации  достигается при более длительном промежутке времени, нежели конкурентоспособность товара. Чтобы достичь конкурентоспособности, организация должна безупречно работать на рынке. Это значит, что фирма, которая находится на рынке более долгое время, имеет большие конкурентные преимущества, перед фирмой, которая только недавно появилась на рынке. По-другому можно сказать, что конкурентоспособность предприятия определяется конкурентные преимущества.

В исследованиях М. Портера выделяются два вида конкурентного преимущества: низкие издержки и дифференциация товара. Низкие издержки показывают способность фирмы разрабатывать товар с меньшими затратами, чем конкуренты. А дифференциация товара представляет собой способность обеспечить покупателя уникальной ценностью в виде высокого качества товара. Конкурентное преимущество любого типа дает более высокую эффективность, чем у конкурентов. Фирмы с низкими издержками при равных с конкурентами ценах на одинаковые товары имеют возможность получить большую прибыль. Также у фирм с дифференцированной продукцией прибыль с единицы продукции будет выше, потому что дифференциация позволяет установить более высокие цены.

Конкурентные преимущества должны находить реальное воплощение в товаре, цене, качестве обслуживания, низких издержках  и других показателях деятельности компании и восприниматься потребителем. Например: более высокая рентабельность, большие объемы продаж, большая рыночная доля.

Информация о работе Понятие кокурентноспособности